ПБ-4 - плавающий бронеавтомобиль

Древесные поплавки установлены вдоль всего корпуса бронеавтомобиля ПБ-4. Одна тыща девятьсот 30 три год.
В одна тыща девятьсот 30 три году на первомайском параде в Ленинграде был показан широкой общественности 1-ый русский плавающий бронеавтомобиль-дрезина БАД-2, сделанный на базе трехосного шасси южноамериканского грузовика «Форд-Тимкен». Его бронированный водонепроницаемый корпус с заостренным носом имел форму лодки, а передвигалась машина на воде при помощи гребного винта, закрепленного на конце червя передачи заднего моста. Маневрирование на плаву производилось методом поворота фронтальных колес, а для преодоления вязкого грунта У берега на задние колеса бронеавтомобиля можно было надеть железные гусеницы. Вооружение БАД-2 состояло из 37-мм пушки в фронтальной конической башне и 7,62-мм пулемета ДТ в кормовой цилиндрической башне.

Прошедший модернизацию ПБ-4 - длина древесных
поплавков сокращена (АСКМ). Одна тыща девятьсот 30 5 год.
Проектированием плавающего бронеавтомобиля занимался конструкторский коллектив Ижорского завода во главе с инженером Н. Я. Обуховым. Первым опытом в данном деле стало строительство броневика БДЦ-2, который проходил тесты. Но военные представители востребовали прирастить надежность машины и усилить ее броню и вооружение. Новый плавающий бронеавтомобиль, обозначенный ПБ-4, был построен на базе такого же трехосного шасси в одна тыща девятьсот 30 5 году. Он имел всего одну башню, в какой располагались 45-мм танковая пушка и спаренный с ней пулемет ДТ. Форма бронекорпуса поменялась, и бронеавтомобиль заполучил обычный для тех пор вид. Толщина лобовых, кормовых и бортовых бронелистов возросла до семь мм. Соответственно возросла масса машины, и для сохранения плавучести по ее бортам смонтировали понтоны, заполненные упрессованной пробкой. Для движения по воде ПБ-4 имел таковой же, как у БАД-2, трехлопастный винт, но головного недочета предшественника - перегрева мотора на плаву - удалось избежать. В систему остывания мотора был встроен теплообменник, омываемый забортной водой, а подогретый воздух из моторного отделения удалялся через щели, расположенные за отделением управления. На суше движок бронеавтомобиля охлаждался через нижний носовой лючок, закрывающийся перед входом в воду.

ПБ-4 был выпущен только маленькой серией, созданной для войсковых испытаний. Хотя в целом эта машина оказалась достаточно успешной, недочетов у нее хватало. Сначала необходимо подчеркнуть маленькую удельную мощность мотора, что очень сказалось на скорости движения бронеавтомобиля. Невзирая на наличие съемных гусениц и крутящихся запасных колес, установленных по бортам, проходимость ПБ-4 во время входа в воду и выхода из нее оставляла вожделеть наилучшего. К этому можно добавить нехорошую маневренность машины на плаву из-за очень большой ее массы и недостаточную надежность перегруженного шасси.
Разрабатывая последующий вариант плавающего бронеавтомобиля, конструкторы основное внимание уделили понижению его массы. ПБ-7, сделанный в одна тыща девятьсот 30 семь году, весил 4,5 т и имел корпус более рациональной формы, что позволило отрешиться от бортовых понтонов. Лобовые бронелисты корпуса и башни были установлены с увеличенным наклоном, а их толщина достигнула восемь мм. Скорость и маневренность новейшей машины значительно возросли за счет внедрения российского мотора мощностью 50 л. с. и трехосного шасси ГАЗ-ААА.
ПБ-7 тоже строился малой серией, так как все недочеты его предшественников на сто процентов убрать не удалось, и к тому же он обладал сравнимо слабеньким вооружением. В конической башне был смонтирован всего один 7,62-мм авиационный пулемет ШКАС с боезапасом одна тыща патронов. В конечном итоге в годы 2-ой мировой войны плавающие бронеавтомобили не использовались на фронтах и обширное распространение они получили только в послевоенное время.

Тактико-технические свойства бронеавтомобиля ПБ-4
Экипаж, чел. | 4 |
Боевая масса, т | 5,28 |
Длина, м | 5,3 |
Ширина, м | 1,98 |
Высота, м | 2,25 |
Клиренс, мм | 254 |
Бронирование, мм | корпус, лоб, борт, корма - 7; днище-5; крыша-4 |
Вооружение | 20К 45-мм пушка, 7,62-мм пулемет |
Движок | ГАЗ-АА карбюрат., мощностью 40 л. с. |
Наибольшая скорость, км/ч | 50 (по шоссе), 4 (на плаву) |
Припас хода, км | 200 (по шоссе), 140 (по проселку) |

Бронеавтомобиль ПБ-4 - фото изготовлено в Кубинке

Tags: пб-4 вдоль всего корпуса бронеавтомобиля пб-4 вдоль всего корпуса бронеавтомобиля вдоль всего корпуса бронеавтомобиля пб-4 1933 бронеавтомобиль