
Идея создания универсальной пушки, способной обстреливать как наземные, так и воздушные цели, появилась у представителей высшего командования Красной Армии в начале 30-х годов. Задание было поручено конструкторскому бюро завода № 92. Руководитель КБ В.Г. Грабин, понимая, что подобное орудие будет слишком тяжелым и сложным в эксплуатации, добился разрешения спроектировать полууниверсальную пушку для ведения только заградительного огня по самолетам. Три опытных образца орудия с заводским обозначением Ф-22 поступили на испытания летом 1935 года, когда идея «универсализма» уже полностью себя исчерпала, и в итоге артсистема была принята на вооружение в качестве обычной дивизионной пушки. Под наименованием «76,2-мм пушка обр. 1936 г.» она использовалась в боях на реке Халхин-Гол и принимала участие в «зимней войне» с Финляндией.При эксплуатации орудия Ф-22 обнаружилось довольно много его недостатков. Транспортировка пушки была затруднена вследствие ее большой длины, малого клиренса и сильно выступающего в сторону подъемного механизма, подверженного ударам. Устройства вертикальной и горизонтальной наводки располагались по обе стороны орудия, что затрудняло ведение огня по движущимся целям, например танкам. Согласно требованию ГАУ, мощность Ф-22 была уменьшена до уровня модернизированной «трехдюймовки» и, соответственно, демонтирован дульный тормоз ствола, хотя конструкция пушки рассчитывалась на значительное увеличение заряда в преддверии будущих сражений. Последней возможностью, к сожалению, воспользовались немцы, захватившие в 1941 году большое количество орудий этого типа. Они расточили камору под усиленный в 2,4 раза заряд, установили на стволе дульный тормоз, выключили механизм переменного отката и перенесли привод подъемного механизма на левую сторону. В таком виде пушка Ф-22 получила в вермахте наименование Раk.36(r) и применялась в противотанковых подразделениях, а также монтировалась на САУ типа «Мардер». В частях Красной Армии Ф-22 были заменены более совершенными орудиями Ф-22УСВ, или просто УСВ.