ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 10/2010, стр. 52-59

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

С. СТЕПАНОВ

Первые попытки человека подняться в воздух, используя законы аэростатики, относятся к XVIII веку. В 1783 году Л. Эйлер вывел формулы для расчета подъемной силы аэростатов. В том же году французы братья Монгольфье построили аэростат, названный воздушным шаром (ВШ). На ВШ, заполненном теплым воздухом, 21 ноября 1783 года в г. Париж Пилатр де Розье и д'Арланд поднялись и совершили 25-минутный полет, а 1 декабря того же года в Париже Ж. Шарль и Робер - полет продолжительностью 2,5 ч на заполненном водородом ВШ (диаметр 8,5 м). В 1794 году французские специалисты среди основных задач применения аэростатов рассматривали распространение листовок.

В ходе франко-прусской войны (1870) аэростаты для разбрасывания листовок изготавливались из плотного ситца, покрытого двумя-тремя слоями смолы. Первые агитационные аэростаты пилотировались воздухоплавателями, которые при выполнении боевой задачи рисковали жизнью. В том же году воздухоплаватель Тиссонди, стартовав из Парижа, достиг лагеря прусских войск близ Версаля и осуществил сброс листовок с пропагандистским текстом: «Париж не боится врага. Франция объединяется. Смерть захватчикам. Глупые люди, неужели нам надо душить друг друга во имя удовольствия и тщеславия королей? Преступны такие слава и завоевания, а поражение воспаляет ненависть и взращивает месть. Единственно справедливой может быть только война за независимость».

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

Запуск французского аэростата в сторону германских позиций в годы первой мировой войны

Текст прокламации гласит: «Разыскивается за подстрекательство к убийству»

Во время Парижской коммуны (1871) коммунары огромное значение придавали пропагандистской работе. С беспилотных аэростатов на осаждавших город солдат сыпались прокламации с призывом поддержать власть пролетариата.

В ходе Первой мировой войны в широких масштабах использовалось залистовывание вражеских позиций. В военном отчете под названием «Воздушные пропагандистские методы распространения» от 12 марта 1918 года капитан Митчелл (Франция) подчеркивал, что хотя аэростаты и доставляют всего по 1 кг пропагандистских материалов, но это очень эффективное средство для деморализации противника.

Германия применяла агитационные аэростаты объемом оболочки 12,5 м3. Масса печатных материалов составляла до 5 кг (2 500 листовок формата А5), высота полета аэростата - 5 000 м, дальность - 300 км, продолжительность - 3-6 ч.

В 1918 году США регулярно запускали в район вражеских позиций аэростаты с пропагандистскими материалами. За три месяца с воздуха было распространено более 3 млн листовок.

Во время гражданской войны в Испании (1936-1939) для ведения пропагандистской работы против фашистского режима Франко коммунисты часто задействовали беспилотные аэростаты.

Во время Второй мировой войны боевое применение аэростатов значительно расширилось. Фактически каждая сторона использовала малообъемные воздухоплавательные системы. Тактика сброса пропагандистских материалов противоборствующих сторон была однотипной. Отмечалось, что каждое подразделение, отвечавшее за идеологическую обработку противника, как правило, имело переносной печатный станок. Листовки печатались в полевых условиях.

Германские специалисты использовали модернизированный вариант аэростата времен Первой мировой войны. Листовки подвешивались пачками в контейнер, снабженный таймером и устройствами раскрытия, периодически сбрасывающими очередную пачку. Объем оболочки аэростата составлял 1 600 м3, масса печатной литературы до 200 кг (100 тыс. листовок), высота полета -9,5-17 км, дальность -около 12 тыс. км, продолжительность - 7-11 сут.

Поскольку эти системы зависели от направления и силы ветра, их применение было ограничено. Тем не менее были отмечены случаи появления аэростатов над Москвой, Ленинградом, а также в районе р. Волги (предполагался выброс листовок над городами Нижний Новгород и Саратов).

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

Подготовка к запуску британских аэростатов типа «М» в полевых условиях

Запуск британского аэростата типа «М»

Британский аэростат для пропагандистско-агитационных целей имел маркировку «М». Оболочка для него первоначально изготавливалась на основе бумаги, которую с целью удержания водорода покрывали лаком. Дальность полета баллона составляла 20-50 км, высота - до 3 км, продолжительность - 12-16 ч, масса полезной нагрузки (ПН) - 5 кг. Сброс листовок осуществлялся посредством часового механизма.

Зимой 1939 года британские специалисты модернизировали этот аппарат. Его оболочка была изготовлена на основе пропитанного каучуком хлопка, что позволяло аппарату быть более живучим и совершать более длительные полеты. Новый аэростат был оснащен усовершенствованным механизмом сброса листовок. В 1939 году было изготовлено 1 000 воздушных шаров с оболочкой на хлопковой основе. Себестоимость одного ВШ составляла 7,1 фунтов стерлингов.

Во время Второй мировой войны объемы производства аэростатов возросли. С началом войны британцы запустили 60 воздушных шаров с листовками, прокламациями, тиражами газет, где разоблачалась политика Третьего Рейха. В одной из сброшенных на гитлеровцев листовок говорилось: «В этой войне мы боремся не против вас, немцев; мы боремся против тирании и режима, который предает не только свой собственный народ, но и всю западную культуру и все, что дорого для Вас и нас... Бог за правое дело!».

В ходе войны оборонное ведомство Великобритании организовало активную подрывную пропагандистскую работу против Германии. На основе имевшегося аэростата был создан мощный аппарат, способный совершать беспилотные полеты с полезной нагрузкой на дальность более 1 000 км. Однако эти агитационные аэростаты из-за отсутствия точных сведений о высотных воздушных потоках зачастую доставляли листовки не по адресу. Предназначенные для оказания информационно-психологического воздействия на гитлеровские войска, британские аэростаты оказывались порой в нейтральной Швейцарии либо сбрасывали прокламации на немецком языке на Италию или Испанию. Только 60 проц. выпущенных в сторону Германии ВШ достигли цели, в воздушное пространство Франции попали 65 проц. баллонов, а Бельгии - 25 проц. К середине 1942 года была внедрена технология изготовления оболочек из нитроцеллюлозы. Это позволило наладить крупносерийный выпуск ВШ и обеспечить потребности в них войск.

Листовочный контейнер J-100 был спроектирован для использования с беспилотных аэростатов на расстояние до 500 км. Последовательно оказываясь в воздушных зонах с разным давлением, газ в оболочке расширяется и в итоге разрывает сопряженную с ней перевязь, выпуская из контейнера полезную нагрузку. Максимальная загрузка для контейнера J-100 составляла около 3 кг. Другие аэростатно-контейнерные системы типа J-9-10-300 были способны совершать полет с грузом листовок (порядка 5 кг) на расстояние от 500 до 1 200 км.

Контейнерно-аэростатная система серий 170 и 180 была спроектирована британскими конструкторами для залистовывания территории противника, находящейся в 3 000 км от места старта. ПН такого комплекса составляла 40 кг.

Япония в 1933 году приступила к созданию беспилотных аэростатов в военных целях. В 1937-1941 годах было выпущено несколько пробных баллонов в сторону СССР.

В 1942 году концепция использования агитационных аэростатов, а также ВШ-бом-бардировщиков на сверхдальние расстояния с учетом естественных метеорологических факторов вошла в стадию практической реализации.

Для осуществления высотных рейдов на большие расстояния в Японии серийно производили газовые аэростаты с объемом оболочки 120 м3. Шары запускали группами. Большая часть этих 10-м аппаратов несла осколочные бомбы, иногда в состав засылаемой группы входили несколько аэростатов с листовками. Только за пять месяцев количество отправленных через океан листовок превысило 10 тыс. экземпляров. С ноября 1944 года до марта 1945-го в сторону США японцы запускали преимущественно бомбы, почти не применяя листовки.

В послевоенный период американские специалисты, обобщив опыт Японии по созданию и применению свободных аэростатов, создали собственные агитационные аэростатные комплексы, которые в период «холодной войны» широко применялись против социалистических стран.

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

Британский картонный контейнер для листовок J-100

Четырехмодульный контейнерный аэростат 170F грузоподъемностью до 10 кг

Объем типового американского аэростата для осуществления агитационных рейдов составлял 12,5 м3, масса ПН - до 5 кг печатной продукции (2 500 листовок формата А5). Первые серии таких агитационных средств, следуя на высотах до 5 000 м в течение 3-6 ч, могли проникать в глубь территории противника на расстояние 300-500 км. Для отправки в СССР подрывной литературы наряду со специализированными аэростатами использовались обычные метеорологические зонды, способные нести до 1,5 кг полезной нагрузки.

Пик активности запусков автоматических дрейфующих аэростатов (АДА) на территорию СССР пришелся на январь-февраль 1956 года, когда в воздушное пространство страны проникло около 3 000 шаров. С 1956 года по 1977 год системой ПВО было зафиксировано 4 112 диверсионных аэростатов, а уничтожить удалось лишь 793.

В частности, только с 11 августа по 14 сентября 1975 года в воздушное пространство СССР вторглось 11 автоматических диверсионно-разведывательных аэростатов. При сбрасывании с высоты одного блока с листовками любого формата размер залистованной территории составлял 100-180 на 1 000-1 500 м (средняя плотность сброса составляла одна-две листовки на 10 м2).

Значительная часть антисоветских листовок сочинялась при участии белоэмигрантских идеологов из Народного Трудового Союза (НТС), базировавшегося во Франции. Запуски агитационных беспилотных аэростатов на территорию СССР осуществляли не только из Европы. Пропагандисты КНР в разгар конфронтации с Советским Союзом производили массовый запуск ВШ с листовками с цитатами Мао Цзэдуна. Были зафиксированы и факты использования шаров для доставки насекомых - разносчиков инфекции.

В Европе использование аэростатов в целях психологической войны против социалистических стран достигло еще более широких масштабов.

Операция Prospero проводилась против ЧССР 13-17 июля 1953 года. В ходе нее было запущено 6 512 ВШ, распространивших около 12 млн листовок нескольких типов. Первый имитировал чешскую банкноту достоинством в 1 крону. На лицевой стороне купюры был нанесен текст на чешском языке, а на оборотной - на словацком: «Люди называют этот подарок Советского Союза кроной голода. Это - символ бессилия режима и его пятилетней недееспособности. Это - повод начать борьбу и, сопротивляясь, показать свою силу. Вы и сами это прекрасно знаете. Другие плененные народы объединяются и поддержат вашу борьбу. Свободный мир с Вами. Вся власть народу! Чехосло-ваки, знайте это! Властвовать должен народ и несогласные. Как один будьте храбрыми и сами организуйте свою власть! Долой коллективизм! Настаивайте на правах рабочих! Требуйте концессии сегодня: свобода - завтра!».

Вторая разновидность листовки имела форму монеты с изображением «колокола свободы» радиостанции Свободная Европа и надписью «Все чехи и словаки - за свободу, весь свободный мир - за чехов и словаков».

С территории ФРГ осуществлялись запуски аэростатов, названных «Свобода», с пропагандистскими материалами, адресно предназначенными для граждан ЧССР. В частности, текст одной из партий листовок гласил: «Миллионы свободных мужчин и женщин объединились, чтобы отправить вам по воздуху весточку дружбы с Запада на Восток». В этих листовках указывались также частоты радиостанции «Свободная Европа», которую рекомендовали для прослушивания чехословакам.

Операция Veto, проходившая с апреля по сентябрь 1954 года в два этапа, была приурочена к проводившимся в ЧССР выборам. За этот период с помощью аэростатов удалось распространить более 40 млн листовок, наклеек и газет «Свободная Европа» в поддержку требований чешской оппозиции.

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

Типы американских автоматических аэростатов

С октября 1954 года по февраль 1955-го против Венгрии проводилась операция Focus, в ходе которой было распространено 16 млн листовок. Интересно, что для достижения территории Венгрии ВШ должны были пересечь воздушное пространство нейтральной Австрии. Это была последняя операция против трех социалистических стран Европы с использованием аэростатов. Всего с весны 1954 года по ноябрь 1956-го было применено 590 415 ВШ, доставивших 300 млн экземпляров печатной продукции с материалами информационно-психологического воздействия (ИПВ).

Операция Spotlight, объектом которой стало население Польши, проводилась с февраля 1955 года по июль 1956-го. В ходе этой операции с помощью аэростатов было распространено несколько видов буклетов, созданных на основе интервью с перебежчиками из Польши.

Что касается подрывной пропаганды против ГДР, ее эстафету от американцев приняли в 1960 году подразделения психологической войны бундесвера и продолжали подобную работу, используя несколько типов аэростатов, вплоть до 30 июня 1972 года, когда был подписан двусторонний договор о прекращении подрывной пропаганды.

В целях доставки продукции ИПВ аэростаты применялись также в ходе информационного противоборства между КНР и Тайванем. Посты по запуску аэростатов неоднократно разворачивались в периоды обострения китайско-тайваньских отношений. Так, подразделения ВС Тайваня, дислоцированные на о. Цзиньмэнь, в течение 1971 года доставили на территорию континентального Китая с помощью аэростатов более 200 млн листовок, а к 1974-му общее их количество составило 1,6 млрд экземпляров. Использовавшиеся Тайбэем ВШ достигали высоты 12 000-27 000 м и несли полезную нагрузку массой до 180 кг.

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКАСовременные взгляды на применение воздухоплавательных средств в интересах ведения ИПВ. Наиболее наглядным примером использования аэростатов в интересах информационно-психологического воздействия в современных условиях является психологическая война между КНДР и Республикой Корея (РК). Так, КНДР, регулярно вела против РК пропагандистские кампании, в том числе и с помощью ВШ. Для этого в стране было специально подготовлено 11 стартовых площадок, с которых на протяжении десятилетий ежегодно отправлялось до 100 тыс. листовок.

Это продолжалось до 2006 года, когда был подписан договор о прекращении пропагандистской войны, но он, по сути, выполняется одной КНДР.

В декабре 2008 года конфронтация между ними достигла наибольшего напряжения. Были закрыты проходы через границу, прекращено железнодорожное сообщение, заблокированы все проводные межгосударственные телекоммуникации, а из приграничной зоны КНДР началась депортация персонала южнокорейских предприятий. Более того, КНДР предупредила, что в случае продолжения провокаций не исключает для себя возможность начать военные действия против РК. Напряжение между сторонами было вызвано многими факторами, и прежде всего массированной засылкой агитационных аэростатов.

В частности, 20 декабря 2008 года южнокорейская религиозная группа запустила в сторону КНДР 26 воздушных шаров с листовками, осуждающими режим Ким Чен Ира. Как сообщило агентство Ренхап, они были снаряжены 1,5 млн листовок, содержащих краткие тезисы и лозунги типа «Ким Чен Ир - жадный распутничающий деспот с большим животом», к воздушным шарам также были привязаны пластиковые пакеты, содержащие носки, зубную пасту и щетки, аспирин, шариковые ручки и зажигалки. Помимо листовок в адрес северокорейского населения отправлялись тиражи Библии и даже счета на один доллар с текстом: «Свобода не бывает бесплатной. Позвольте нам свергнуть диктатуру Ким Чен Ира и освободить северокорейцев».

В забрасываемых воздухоплавательными средствами листовках содержатся и подстрекательские призывы к свержению администрации Ким Чен Ира. Южнокорейский президент Ли Мен Бак, не скрывая своих привязанностей к администрации США, фактически дал «добро» на подрывную работу против КНДР с использованием малообъемных свободных аэростатов.

Заброс на территорию КНДР пропагандистской литературы носил массовый характер. Южнокорейские листовки печатались, как правило, на полимерной пленке с использованием особой водоотталкивающей краски от имени неправительственных и религиозных организаций.

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОТИВНИКА

Надпись на оболочке:

«Долой диктатора Ким Чен Ира!» и «Борцы за свободу Северной Кореи»

К каждой оболочке прикрепляется мешок с 60 тыс. листовок, отпечатанных водоустойчивой краской

О долгосрочном характере «аэростатной войны» против КНДР свидетельствуют и события середины марта 2009 года, когда РК распространила в КНДР около 100 тыс. листовок и 432 банкноты достоинством 5 000 северокорейских вон (35 долларов), продолжив серию акций, которые рассматриваются Пхеньяном как целенаправленная подрывная деятельность. По сообщениям южнокорейских изданий, десять упаковок с печатными материалами были запущены с помощью аэростатов из полиэтиленовых пленок для теплиц с моста у демилитаризованной зоны между двумя корейскими государствами. В листовках содержались списки лиц, считавшихся похищенными северокорейскими спецслужбами.

Правительство РК традиционно отмежевывается от подобных акций под предлогом того, что они проводятся не государственными, а общественными организациями, включая «Коалицию движений за свободную Северную Корею» и «Общество семей жертв похищений». И хотя Пхеньян расценивает переброску листовок как нарушение межкорейских договоренностей о прекращении взаимных нападок, сеульские власти считают незаконным только несанкционированное присутствие в «посылках» на Север валюты КНДР.

В целом инциденты с корейскими аэростатами всего лишь один из примеров, подтверждающих актуальность использования воздушных шаров в современных условиях.

На вооружении подразделений психологических операций (ПсО) ВС США и других государств НАТО до сих пор находятся аэростаты, именуемые «воздухоплавательными системами доставки листовок» (Balloon Delivery System), - модели J-100, 170Fh J-9-10-300.

Аэростат J-100 предназначен для доставки 3 кг листовок на дальность до 400 км. Принцип его действия заключается в постепенном стравливании воздуха из баллона, за счет чего происходит ослабление фиксирующих строп и раскрытие контейнера с листовками. Аэростат J-9-10-300 является модернизированной версией J-100. Он способен доставить груз листовок общей массой 4,5 кг на дальность 400-1 000 км. Модель 170F (как и ее более поздняя модификация - 180F) представляет собой современную воздухоплавательную систему доставки листовок, имеющую большую дальность полета. Она предназначена для доставки примерно 40 кг печатных материалов ИПВ на дальность до 2 500 км.

Состоящие на вооружении подразделений ПсО ВС США современные агитационные аэростаты последней разработки способны на высоте до 25 км преодолевать расстояние до 10 тыс. км и нести полезную нагрузку массой до 180 кг. Их преимущество перед пилотируемыми средствами доставки заключается прежде всего в том, что использование подобных систем не несет опасности потери боевых машин, а также их экипажей и возможно даже при условии мощного противодействия со стороны сил ПВО противника. Более того, даже в случае расстрела аэростата истребителями ПВО происходит раскрытие контейнера с печатной продукцией и залистование территории страны противника.

Порядок применения аэростатов изложен в полевом уставе сухопутных войск США. Там указано, что «помимо распространения листовок аэростаты используются для доставки объектам ПсО продуктов, игрушек, наглядной агитации, предметов повседневного пользования и т. п. Предметы наглядной агитации, распространяемые в целях оказания необходимого психологического воздействия на противника, могут включать национальные флаги, а также исполненные в различной форме листовки-пропуска, содержащие инструкции и обеспечивающие безопасность перебежчиков при пересечении линии фронта. Подразделения ПсО, решающие задачи дезинформации и введения противника в заблуждение, с помощью аэростатов могут забрасывать на его территорию такие предметы, как парашюты, продукты питания, военную амуницию и обмундирование, способные создать у противника иллюзию нахождения на его территории диверсионно-штурмовых и разведывательных групп».

На оснащении подразделений ПсО ФРГ находятся около 50 агитационных аэростатов, каждый из которых способен нести 2 кг полезной нагрузки на дальность до 30 км.

Таким образом, в эпоху активного внедрения в военное дело новых технологий и научных открытий воздухоплавательные агитационные аппараты еще долгое время будут находиться на службе органов психологической борьбы и спецслужб.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации