СОСТОЯНИЕ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ АВИАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА СНС США
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 12/2009, стр. 47-53
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
СОСТОЯНИЕ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ АВИАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА СНС США
Генерал-майор М. ВИЛЬДАНОВ,
профессор Академии военных наук,
кандидат военных наук;
капитан 1 ранга Н. РЕЗЯПОВ,
кандидат военных наук
По взглядам военно-политического руководства США, стратегические наступательные силы (СНС) являются основным средством обеспечения национальной безопасности государства и его союзников, предназначенным для нанесения ракетно-ядерных ударов по стратегическим объектам вероятного противника.
Состав СНС включает стратегические ракетные силы наземного базирования (силы МБР), стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА) и стратегические силы морского базирования (силы ПЛАРБ). Организационно силы МБР и СБА входят в состав ВВС, силы ПЛАРБ - в состав ВМС. Административно силы МБР подчинены командованию 20-й воздушной армии (ВА) космического командования ВВС, стратегическая бомбардировочная авиация - командованию 8 и 12 ВА боевого авиационного командования (БАК), силы ПЛАРБ находятся в подчинении командующих Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС США. Оперативное управление всеми компонентами СНС осуществляет Объединенное стратегическое командование (ОСК) ВС США.
Основные компоненты новой стратегической триады
МБР типа «Минитмэн-3» в шахтной пусковой установке |
Боевой расчет пункта управления следует на боевые посты для заступления на боевое дежурство |
Министерство обороны, выполняя положения ядерной стратегии, реализует комплекс мероприятий по созданию новой стратегической триады. Ее основу составляют стратегические наступательные силы, имеющие на вооружении ядерные средства поражения и предназначенные для уничтожения стратегических объектов, в том числе высокозащищенных и заглубленных, вероятного противника).
При формировании новой стратегической триады военное руководство США особое внимание уделяет контролю за выполнением оперативных и организационно-технических мероприятий по поддержанию боевой готовности СНС. Основными из них являются: разработка и внедрение руководящих документов; планирование боевого применения компонентов СНС; комплектование войск личным составом; организация боевого дежурства, оперативной и боевой подготовки; поддержание ракетно-ядерного оружия (РЯО) в готовности к боевому применению и его модернизация; обеспечение ядерной безопасности; оперативное (боевое), материально-техническое, тыловое, медицинское и финансовое обеспечение; поддержание взаимодействия при выполнении задач боевой и повседневной деятельности войск (сил); обеспечение устойчивого боевого управления войсками (силами) и РЯО; поддержание дисциплины и правопорядка.
По заявлениям военного руководства США, состояние боевой готовности всех компонентов СНС обеспечивает выполнение боевых задач, что подтверждается результатами стратегических командно-штабных учений. Отмечается высокий уровень эксплуатации ракетно-ядерного оружия, надлежащий учет и содержание ядерных боеприпасов (ЯБП).
Колонна с головной частью МБР «Минитмэн-3» в транспортно-перегрузочном контейнере совершает марш в район расположения пусковой установки |
Работа эскадрильи технического обслуживания МБР при установке транспортно-перегрузочного контейнера на боевой стартовой позиции |
Вместе с тем впервые за последние 20 лет в СНС США произошло два серьезных инцидента с ядерными БЧ, получившими мировую известность. Первый - это ошибочная отправка нескольких взрывателей головной части МБР «Минитмэн-3» на о. Тайвань в 2006 году, что вызвало серьезную озабоченность военно-политического руководства Китая. Второй инцидент произошел в 2007 году, когда с АвБ Майнот (штат Северная Дакота) на АвБ Барксдейл (Луизиана) был перебазирован бомбардировщик В-52Н с шестью КРВБ в ядерном оснащении. Как выяснилось в ходе расследования, из-за бесконтрольных действий и низкой подготовки специалистов авиационного крыла ядерные боеприпасы с ракет, направляемых на утилизацию, не были сняты.
Для расследования причин этих инцидентов была назначена группа авторитетных независимых экспертов на правах подкомиссии управления военной политики министерства обороны США. Главная их задача заключалась в комплексном анализе текущего состояния ВВС с выработкой предложений по повышению боевой готовности и совершенствованию управления наземного и авиационного компонентов СНС. Эксперты проверили БАК ВВС (АвБ Ланглей, Виргиния); командование 8 ВА и 2-го тяжелого бомбардировочного авиационного крыла (тбакр) (АвБ Барксдейл, Луизиана)); 91-е крыло МБР и 5 тбакр (АвБ Майнот, Северная Дакота); командование 20 ВА и 90-е крыло МБР (АвБ Уоррен, Вайоминг); космическое командование ВВС (АвБ Петер-сон, Колорадо); ОСК (АвБ Оффут, Небраска). Кроме того, было проверено состояние дел на объектах ядерного оружейного комплекса с проведением ревизии ядерного арсенала США.
В ходе работы комиссии было выявлено значительное количество недостатков и проблемных вопросов по основным направлениям поддержания боевой готовности органов управления и войск ВВС. Так, в руководящих документах и оперативных планах, разработанных в командованиях ВВС, авиационных крыльях и эскадрильях, недостаточно четко определены задачи ядерного сдерживания, порядок подготовки и боевого применения стратегических бомбардировщиков В-52Н с КРВБ в ядерном оснащении. Наставления по боевому применению, в части касающейся ядерной компоненты ВВС, разработаны только для уровня авиационных крыльев и эскадрилий. Многочисленные директивы и указания, поступающие в войска из ОСК и органов управления ВВС, зачастую не соответствуют быстро меняющейся обстановке и противоречат друг другу. Они в значительной степени определяют порядок решения задач неядерного сдерживания вероятных противников и не охватывают вопросов подготовки, боевого применения и эксплуатации ядерных средств. Планы по видам всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности войск, программы подготовки и тематика занятий с летными экипажами, специалистами групп обеспечения и обслуживания были направлены на подготовку и решение в основном неядерных задач. Вопросы ядерного сдерживания и боевого применения ядерной компоненты ВВС, порядок действия авиационных крыльев и эскадрилий недостаточно рассматриваются на различных занятиях и учебно-методических сборах, а соответствующие курсы в военных колледжах отменены. Младший командный и технический состав ракетных и авиационных эскадрилий к этим занятиям не привлекается, им слабо освоены вопросы ядерного обеспечения боевого применения МБР и ядерных КРВБ большой дальности.
Выделение материально-технических и финансовых средств на поддержание боевой готовности, поставки современных образцов техники общего наначения, решение социальных проблем военнослужащих осуществляется по остаточному принципу и в ущерб ядерного компонента ВВС. Так, один из командиров авиационного крыла докладывал: «Командование ВВС на различные мероприятия тратило миллиарды долларов, в то время как на нужды войск не выделено даже миллиона». Было заявлено также, что штатная категория командующего 20 ВА - двухзвездный, а 8 ВА - трехзвездный генерал, что свидетельствует о снижении значимости сил МБР. Среди должностей старших офицеров боевого авиационного командования, связанных с решением ядерных задач, преобладают категории по воинскому званию полковник, однако предложения по их выдвижению на вышестоящие должности не реализуются. В связи с этим руководящий и летно-технический состав авиационных крыльев и эскадрилий выражает сомнения в приоритетности ядерных задач, возлагаемых на подчиненные им соединения и части.
Вызывает озабоченность командиров ракетных крыльев и эскадрилий МБР типа «Минитмэн-3» снижение значимости личного состава, несущего боевое дежурство на пунктах управления пуском, по сравнению с личным составом, откомандированного для участия в операциях коалиционных и экспедиционных сил. Это обстоятельство негативно сказывается при рассмотрении перспектив их продвижения по службе, поскольку приоритет отдается участникам боевых действий.
На сохранении потенциала подготовленных специалистов-ракетчиков негативно влияет также их принудительная ротация в течение 10 лет в космические силы, при этом возникающий временный и текущий некомплект личного состава не восполнялся. Так, некомплект специалистов в частях и подразделениях технического обслуживания и ремонта авиационных крыльев колеблется от 100 до 300 человек. Одно из авиационных крыльев на момент проверки было укомплектовано командирами экипажей на 66 проц., остальные находились в заграничных командировках. Из-за отсутствия подготовленных специалистов в группах технического обслуживания и ремонта, аэродромно-технического обеспечения летными экипажами не выполняются нормативы по годовому налету часов.
В результате при проверке практических действий из-за некомплекта технического персонала некоторые авиационные крылья оказались неспособными привести самолетный парк в высшие степени боевой готовности. При этом штабом ВВС не разработаны руководящие документы, регламентирующие нормы укомплектованности и уровни предельного некомплекта по основным специальностям в эскадрильях МБР и тбакр, оснащенных самолетами В-52Н с ядерными КРВБ. В работе по комплектованию войск личным составом не учитываются особенности решения задач по работе с ЯБП.
Вызывает озабоченность нехватка опытных специалистов по эксплуатации ядерно-технических средств. Имели место факты приостановления работ по техническому обслуживанию ракет из-за неудовлетворительной подготовки личного состава, отсутствия квалифицированного персонала, что могло привести к возникновению аварийной ситуации в месте хранения РЯО. Отмечается, что в некоторых группах материально-технического обслуживания ракет в течение года имелось лишь несколько специалистов, что не обеспечивало выполнение регламентных работ и не соответствовало требованиям безопасности. В одной из групп технического обслуживания длительное время оставались неукомплектованными четыре должности категории «майор». Значительный некомплект основных специалистов вызывает сбой в графиках боевого дежурства, что создает значительные физические и психологические нагрузки на личный состав боевых расчетов и летные экипажи.
В нарушение требований руководящих документов многие мероприятия оперативной и боевой подготовки, технического обслуживания ракетных комплексов, охраны колонн с ракетами и головными частями на марше решаются с привлечением сил и средств других крыльев, в том числе авиационных. Около 90 проц. личного состава подразделений охраны в одном из ракетных крыльев было укомплектовано военнослужащими, заключившими первый контракт, которые показали слабую подготовку. По докладам командиров и начальников неудовлетворительно решает свои задачи «Центр учета и использования личного состава» ВВС (AFPC - Air Force Personal Center), поскольку срок удовлетворения заявок на восполнение некомплекта личного состава достигает восьми месяцев. В свою очередь, руководство центра ссылается на отсутствие подготовленного резерва личного состава, имеющего опыт технического обслуживания МБР, КРВБ и ЯБП.
На качестве решения управленческих задач негативно сказывается отсутствие на руководящих должностях офицеров, прошедших дополнительную подготовку в ОСК и штабе 8 ВА (нет кандидатов). Органы управления космического командования ракетных крыльев недостаточно укомплектованы офицерами, подготовленными по вопросам ядерного сдерживания, планированию и боевому применению МБР с учетом их новых боевых возможностей после модернизации.
Группа экспертов также вскрыла, что основные усилия руководящего состава ВВС сосредоточены на подготовке авиационных крыльев и эскадрилий к решению задач в ходе военных действиях с применением обычных средств поражения в ущерб планированию и проведению ядерных операций. Содержание программ подготовки личного состава ракетных и авиационных крыльев не обеспечивает совершенствования их оперативно-тактического мышления и профессиональной подготовки в следующих вопросах: возрастание роли и места ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности США и ее союзников; тактико-технические характеристики и боевые возможности ядерных средств; подготовка и боевое применение МБР, стратегических бомбардировщиков В-52Н с КРВБ в ядерном оснащении; проведение мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ЯБП, их учету, техническому обслуживанию, приему-передаче, организации транспортировки и контроля. Кроме того, в авиационных крыльях и эскадрильях, на вооружении которых состоят самолеты В-52Н устарело большинство документов по подготовке к боевому применению ядерных КРВБ.
Отмечается несовершенство отдельных нормативных документов по обеспечению мер безопасности при проведении работ на КРВБ в ядерном оснащении. Так, инструкция по ядерной безопасности МО США 5210.41М требовала от ВВС разработки и выполнения дорогостоящих технических мероприятий, что реализовано не было. Многие статьи соответствующих инструкций боевого авиационного и космических командований ВВС по своему содержанию противоречат друг другу и не соответствуют требованиям инструкции 5210.41М. Более того, контроль технического состояния, учета и содержания ЯБП, обеспечения ядерной безопасности в ходе всех видов занятий и работ с ними осуществлялся по разным инструкциям, что вводило в заблуждение командный и технический персонал крыльев и эскадрилий. Отсутствуют единые критерии и показатели оценки состояния ядерно-технического обеспечения.
Комиссией было отмечено также снижение качества подготовки и проведения инспекций (NSI - Nuclear Surety Inspections) ЯБП, аттестаций летного и технического персонала, сертификации оборудования. Так, до ядерного инцидента «Майнот»-«Барксдейл» интенсивность инспекционных проверок ядерного оружия была доведена до 100 проц., однако их эффективность оказалась низкой, многие недостатки оставались незамеченными.
Работа эскадрильи технического обслуживания МБР при загрузке ракеты в шахтную пусковую установку |
Работа эскадрильи технического обслуживания авиационного крыла В-52Н при выполнении операций по подготовке и подвеске КРВБ
Стратегические бомбардировщики В-52Н «Стратофортресс» являются носителями КРВБ большой дальности как в ядерном, так и неядерном оснащении
У командиров ракетных и авиационных крыльев вызывает недоумение огромное количество задаваемых в ходе проверки вопросов - от300 (силы МБР) до 1 300 (тбакр). По их мнению, невысокую подготовку показывают инспектора и различные контролирующие лица, привлекаемые из органов государственного и военного управления. Взаимоотношения командиров и начальников с инспекторским составом характеризуются недоверием по отношению друг к другу, а при проведении инспекций ЯБП отмечается якобы предвзятость комиссий. Так, в 2008 году два авиационных крыла не смогли пройти инспекторскую проверку ядерного оружия, а одна эскадрилья из-за некомплекта специалистов, не была даже допущена к ней. Контроль устранения выявленных недостатков и оказание помощи подчиненным со стороны вышестоящих органов управления ВВС не налажены. Вызывают озабоченность командиров и начальников проблемы в организации оперативного (боевого) и технического обеспечения боевой и повседневной деятельности войск. Так, в ракетных и авиационных крыльях отмечается недостаточность сил и средств разведывательного обеспечения. Автомобильный транспорт, вертолеты и различное оборудование, используемые при транспортировании ракет и ЯБП, выработали установленные сроки эксплуатации и нуждаются в замене. Из-за несвоевременного обеспечения боеприпасами в подразделениях охраны не выполняются нормы проведения учебных стрельб. Не в полном объеме финансируются работы по модернизации проверочно-пусковой аппаратуры, систем электроснабжения, предупредительной сигнализации и охраны на пунктах управления и пусковых установках МБР «Минитмэн-38».
По итогам работы комиссии подготовлен доклад министру обороны США, в котором отмечены системные упущения в работе руководящего состава ВВС. В связи с этим глава МО страны Р. Гейтс, в частности, заявил: «Во время расследования всплыли и другие проблемы, показывающие снижение внимания ВВС к ядерной составляющей. Происшествия стали симптомом деградации власти, стандартов и технической компетенции в ядерных силах США. Эти проблемы появились не вчера, многие из них существовали и десять лет назад». Комиссией предложены меры по устранению недостатков, повышению роли и места ядерных компонент СНС в обеспечении национальной безопасности США и ее союзников, совершенствованию организационно-штатных структур органов военного управления, уточнению системы административного и оперативного управления и повышению уровня профессиональной подготовки личного состава. С целью повышения роли авиационного ядерного компонента СНС в структуре ВВС сформировано командование глобальных ударов (Global Strike Command).