ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2009, стр. 55-57

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

Полковник В. НЕЙВИНСКИЙ

Согласно прогнозам американского издания «Форкаст Интернэшнл» в период до 2014 года на мировой рынок военно-транспортных самолетов (ВТС) будет поставлено 630 машин на сумму 50,4 млрд долларов.

В ближайшие пять лет министерство обороны США продолжит закупки ВТС разного типа в рамках программы обновления самолетного парка. Страны Западной Европы ввиду их участия в операциях в отдаленных регионах мира также будут основными заказчиками этой техники.

Основными производителями ВТС будут компании «Боинг» с долей 42,3 проц. (21,3 млрд долларов), «Эрбас» (30,8 проц., 15,5 млрд), «Локхид-Мартин» (15,1 проц., 7,6 млрд), ЕАДС-КАСА (4,8 проц., 2,4 млрд) и «Алениа аэронаутика» (4,6 проц., 2,3 млрд долларов). На долю всех других фирм отводится 2,4 проц. (1,3 млрд долларов). По объемам поставляемых изделий рейтинг компаний будет выглядеть следующим образом: «Локхид-Мартин» - 117 изделий, «Эрбас» - 113, ЕАДС-КАСА -111, «Боинг» -102, «Алениа аэронаутика» - 76. На долю всех остальных производителей отводится 111 машин.

Господство в секторе тяжелых ВТС продолжит удерживать С-17 фирмы «Боинг». Его основным заказчиком являются ВВС США, которые, согласно планам, к июню 2009 года получат 190-й самолет, а в следующем году - еще 15 машин. При этом получить согласие конгресса на выделение средств для этой цели на 2009 финансовый год оказалось труднее, чем раньше. Вместе с тем МО США пересматривает требования к парку ВТС на 2010 год, и, возможно будет предусмотрена закупка дополнительного количества С-17 и других машин.

В свою очередь, компания «Боинг» уже давно предлагает создать новый вариант стратегического ВТС - С-17В, оснащенный более мощными двигателями и усиленным шасси. Однако ВВС США не проявляют к этому интерес, ссылаясь на отсутствие финансовых средств.

Помимо США рынок сбыта больших и дорогостоящих ВТС весьма ограничен, к нему относятся лишь ВВС Великобритании, Австралии и Канады. В середине 2008 года Катар подписал контракт на закупку двух С-17 с опционом еще на два таких изделия. ОАЭ, Саудовская Аравия и Индия ведут переговоры с руководством компании «Боинг» о возможности приобретения таких самолетов для применения при стихийных бедствиях и в миротворческих операциях. Потенциальным заказчиком является также Республика Корея.

Концерн «Боинг» приступил к производству трех С-17 для поставки группе стран, в которую входят нескольких членов НАТО, а также Швеция и Финляндия. Самолеты будут эксплуатироваться на совместной основе, подобной парку самолетов ДРЛО и управления Е-3 системы AWACS НАТО.

ВВС США станут основным заказчиком также турбовинтового C-130J «Супер Геркулес». Многолетний контракт на его поставки завершился в 2008 финансовом году, но закупки будут продолжены по новой программе, предусматривающей приобретение 115 самолетов для замены устаревающих вариантов, в том числе для сил специальных операций (ССО) американских военно-воздушных сил. Кроме того, ВТС C-130J считается одним из основных кандидатов для ВВС, планирующих пополнить или заменить устаревающие модели С-130 «Геркулес». В числе последних заказов - один канадский на 17 изделий и один из Индии на шесть машин. В ноябре 2007 года четыре самолета заказала Норвегия и шесть - Ирак.

В рамках программы JCA (Joint Cargo Aircraft) CB и ВВС США приобретают тактические ВТС C-27J совместной разработки компаний «L-3 коммюникейшнз» и «Алениа Норт Америка». Руководство СВ со своей стороны планирует заменить ряд машин, в числе которых С-23 «Шерпа», а командование ВВС рассмаривает возможность использования новой машины в подразделениях национальной гвардии. Однако окончательно решение не будет принято, пока МО США не завершит изучение своих требований по вопросу обеспечения мобильности. Между тем командование ССО ВВС запросило C-27J в качестве ударного самолета в дополнение к парку машин АС-130. В связи с этим на C-27J могут поступить дополнительные заказы.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

Из-за задержек в разработке двигателя TP400-D6, а также срывов графика разработки

систем и подготовки к программе летных испытаний

сроки первых поставок ВТСА.400М сдвинуты на 2010 год

А.400М, по массе полезной нагрузки занимающий нишу между С-17 и C-130J, предназначен для замены самолетов С-130 и С-160 европейских ВВС. Девять партнеров по программе А.400М планируют приобрести 192 самолета: Германия - 60, Франция - 50, Испания - 27, Великобритания - 25, Турция - 10, ЮАР - восемь,

Бельгия - семь, Малайзия - четыре и Люксембург - один. Из-за задержек в разработке двигателя TP400-D6, а также срывов графика разработки систем и подготовки к программе летных испытаний сроки первых поставок сдвинуты на 2011-2012 годы. Между тем «ЕАДС Норт Америка» изучает круг потенциальных заказчиков в США, поскольку в планы его стратегии входит поставка А.400М также на американский рынок.

Япония создает двух-двигательный ВТС по программе С-Х, потенциальная возможность поставки которого на экспорт довольно низкая, но главная цель этого проекта - вытеснить американских производителей с японского военного рынка.

Бразильская фирма «Эмбраер» также может выйти на рынок за счет разработки ВТС С-390. На начальном этапе создаваемый на основе регионального самолета ERJ-190 должен удовлетворить требованиям бразильских ВВС в создании собственного ВТС, но вторая задача программы - выход на рынки для замены С-130. Согласно первоначальным планам, самолет будет стоить около 50 млн долларов, то есть на 10 млн меньше, чем C-130J. Его максимальная полезная нагрузка составит 19 000 кг, а максимальная дальность полета - 5 900 км. Этот оснащенный ТРДД высокоплан можно будет эксплуатировать с тех же ВВП, что и С-130, но он будет иметь более высокую крейсерскую скорость полета - 850 км/ч. На рынке средних ВТС в основном конкурируют C-27J и С-295 разработки ЕАДС-КАСА. Фирма «Алениа» вместе с американскими партнерами выиграла контракт на поставку МО США C-27J в рамках программы JCA, однако в остальных странах С-295 составит C-27J жесткую конкуренцию. Производство CN-235 несколько отстает от C-27J и С-295. Одним из крупнейших его покупателей является служба береговой охраны США, которая приобретает этот самолет в рамках возобновления программы «Дипуотер».

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

Для совместной эксплуатации концерн «Боинг» поставит три ВТС С-17 для нескольких стран НАТО, а также Швеции и Финляндии

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

Командование ССО ВВС США запросило C-27J в качестве ударного самолета

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

Главное место на рынке легких ВТС занимает С-212 компании ЕАДС-КА СА

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

Средний ВТС С-295 компании ЕАДС-КАСА

ВВС США будут основным заказчиком турбовинтового C-130J «Супер Геркулес»

Спрос на легкие ВТС намного меньше, чем на тяжелые и средние машины, и поэтому разработка нового самолета для этого сегмента рынка едва ли будет оправданна. Главное место здесь занимает С-212 разработки ЕАДС-КАСА и по-видимому сохранит его, по крайней мере, в следующем десятилетии.

Таким образом, спрос на ВТС останется стабильным до 2017 года, поскольку ВВС многих стран рассматривают возможность замены устаревающих машин и улучшения летно-технических характеристик самолетного парка.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации