ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 7/2009, стр. 50-53

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

Подполковник В. ШУНИН

Анализ процесса создания ракетного вооружения и выполнения основных ракетостроительных программ Китая позволяет выделить в нем несколько основных этапов, обусловленных как историческим ходом развития страны и выполнением ряда политических решений ее руководства, так и влиянием последовательных успехов КНР в ядерной области, электронике, создании и отработке новых конструкционных материалов, ракетных топлив и др.

На первом этапе, в начале 1960-х годов, военно-политическим руководством Китая было принято решение разработать жидкостные баллистические ракеты средней дальности (БРСД) и межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), способные обеспечить доставку ядерных боезарядов в широком диапазоне дальностей стрельбы. В отличие от передовых ядерных держав, в которых одновременно разрабатывались несколько видов средств доставки, руководство КНР, учитывая слабость национальной научно-технической и материальной базы, а также ограниченность финансовых ресурсов, было вынуждено сосредоточить усилия на организации НИОКР по созданию в первую очередь баллистических ракет наземного базирования как наиболее дешевого компонента стратегических наступательных вооружений.

Первой китайской ракетой, прошедшей успешные испытания в конце 1966 года, стала БРСД «Дунфэн-1» с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). В качестве окислителя применялся жидкий кислород. Ракета имела максимальную дальность стрельбы около 1 300 км. Она выпускалась малой серией и использовалась в основном для проведения испытаний и накопления опыта эксплуатации ракетной техники.

Разработка образцов серии жидкостных ракет первого поколения («Дунфэн-1», а также «Дунфэн-2», «Дунфэн-3» и «Дун-фэн-4», рис. 1, 2 и 3) осуществлялась последовательно, при этом решались задачи отработки конструктивно-схемных и ключевых технических решений, а также эволюционного повышения основных летно-технических характеристик: массы полезной нагрузки и максимальной дальности стрельбы.

Одновременно совершенствовалась полигонная и испытательная база, предназначенная для проведения летных испытаний БР, а также для натурных испытаний двигательных установок, элементов конструкции ракет и наземного оборудования.

Новый этап в разработке серии баллистических ракет с ЖРД обозначился в начале 1980-х годов, когда после успешных летных испытаний на вооружение поступил шахтный ракетный комплекс с МБР «Дун-фэн-5» (максимальная дальность стрельбы до 12 000 км, рис. 4).

В 1978 году комитет по обороне, науке и оборонным отраслям промышленности заявил, что «для победы в современной войне второе поколение стратегических ракет должно быть мобильным, скрытно развертываемым и с коротким временем подготовки пуска». В апреле 1980 года разработка мобильных наземных ракетных комплексов получила высший («национальный») приоритет. Работам был присвоен шифр «Проект 202».

В 1983 году ВПР Китая приняло решение о переходе в дальнейшем к созданию твердотопливных баллистических ракет. Такое решение было обусловлено успешным завершением серии испытаний ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) большого диаметра (до 2 м) и окончанием разработки твердотопливной баллистической ракеты морского базирования «Цзюйлан-1» (максимальная дальность стрельбы 2 400 км, рис. 5).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

Рис. 1. Транспортировка баллистической ракеты «Дунфэн-2»

Рис. 2. Внешний вид БРСД «Дунфэн-3»

С этого времени начался следующий этап - развитие баллистических ракет наземного и морского базирования второго поколения. К тому же периоду относится создание первой атомной подводной лодки (ПЛАРБ) типа «Ся», оснащенной баллистическими ракетами (БРПЛ) «Цзюйлан-1». Первый пуск БРПЛ «Цзюйлан-1» из ракетной шахты ПЛАРБ типа «Ся» в октябре 1985 года был классифицирован как частично успешный. Зачетный пуск этой ракеты на дальность около 1 400 км состоялся в 1988 году, после чего она была принята на вооружение военно-морских сил Китая.

Реализация вышеуказанного решения была продолжена в процессе разработки, производства и развертывания в конце 1980-х - начале 1990-х годов мобильного ракетного комплекса с твердотопливной БРСД «Дунфэн-21» (максимальная дальность стрельбы до 1 800 км, рис. 6). В конструкции ракеты использованы практически те же конструктивно-схемные и технические решения, что были отработаны при создании БРПЛ «Цзюйлан-1». Особое внимание уделялось разработке мобильной транспортно-пусковой установки (ТПУ), с которой в мае 1985 года был осуществлен первый успешный запуск «Дунфэн-21». В 1991 году эта ракета поступила на вооружение НОАК.

При проведении НИОКР по созданию БР «Дунфэн-21» в 1986 году было принято решение о разработке ее модифицированного варианта, получившего наименование «Дунфэн-21 А». Данная модификация, состоящая на вооружении с 2002 года, отличается от базового варианта доработками, позволившими увеличить максимальную дальность стрельбы.

Программа разработки трехступенчатой твердотопливной баллистической ракеты «Дунфэн-31» мобильного базирования с максимальной дальностью стрельбы до 8 000 км берет свое начало в 1974 году (рис. 7). В 1985 году она была включена в перечень приоритетных программ МО Китая, а полномасштабная разработка ракеты началась в 1986-м.

Принятие МБР «Дунфэн-31» в 2003 году на вооружение НОАК значительно уменьшило отставание страны от России и США в области развития стратегического ракетного вооружения.

Согласно принятой в Китае практике одновременно с отработкой МБР «Дунфэн-31» в 2000 году начались НИОКР по созданию очередной модификации ракеты «Дунфэн-31 А» (максимальная дальность стрельбы до 12 000 км). К серийному производству новой ракеты в стране приступили в 2003 году, а первый успешный пуск был произведен в сентябре 2006-го. В том же году она поступила на вооружение НОАК.

Решение о переходе на твердотопливное ракетостроение существенно повлияло и на программу создания тактических и оперативно-тактических ракет (ОТР), реализация которой началась в 1975 году. НИОКР по созданию ракет с ЖРД в рамках данной программы были прекращены, и основные усилия МО сосредоточило на разработке твердотопливных ОТР «Дунфэн-15» и «Дунфэн-11» (рис. 8 и 9).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

Рис. 3. Внешний вид БРСД «Дунфэн-4»

Рис. 4. Внешний вид МБР «Дунфэн-5»

В середине 80-х годов решение Центральной военной комиссии и Госсовета Китая положило начало разработке в стране экспортной серии твердотопливных ракет, получившей наименование «серия М». В 1984 году специалисты приступили к реализации программы разработки ракеты М-9. В процессе НИОКР предполагалось адаптировать технологии, полученные при создании стратегических БР ракет второго поколения, к новому классу ОТР. Впервые данная ракета (за несколько месяцев до окончания ее разработки) была показана на азиатской военной выставке (ASIANDEX - First Asian Defense Exibition), проходившей в Пекине в ноябре 1986 года.

В этот период было принято решение об оснащении сухопутных войск НОАК ракетными комплексами ОТР и о присвоении ей наименования «Дунфэн-15» (максимальная дальность стрельбы 600 км). Вместе с тем особое внимание уделялось разработке ее экспортного варианта М-9. В 1987 году было принято решение о начале серийного производства ракеты.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

Рис. 5. Внешний вид БРПЛ «Цзюйлан-1»

Рис. 6. БРСД «Дунфэн-21» на транспортно-пусковой установке

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

Рис. 7. Внешний вид транспортно-пусковой установки с МБР «Дунфэн-31»

Рис. 8. Внешний вид ОТР «Дунфэн-15»

Только в 1995 году (через девять лет после демонстрации на ASIANDEX) ОТР «Дунфэн-15» поступила на вооружение. В последние годы продолжается серийное производство ее модифицированного варианта - «Дунфэн-15А» с повышенной точностью стрельбы и возможностью совершения маневра на конечном участке траектории.

Следующей ОТР «серии М», разработанной в период с 1985 по 90-е годы и первоначально предназначенной исключительно на экспорт, являлась М-11, летные испытания которой начались в середине 1990 года. Программа разработки ОТР повторяла программу М-9 с примерно двухлетним временным сдвигом сроков выполнения основных этапов. В отличие от ОТР «Дунфэн-15» процесс разработки ОТР М-11 сопровождался серией неудач как во время проведения летных испытаний, так и при отработке отдельных узлов и элементов.

В 1998 году после завершения процесса отработки основных подсистем руководство КНР приняло эту ракету на вооружение под наименованием «Дунфэн-11» (максимальная дальность стрельбы 300 км). В последующий период в результате проведения работ по модернизации ракеты была существенно увеличена ее максимальная дальность стрельбы. Усовершенствованный вариант ОТР, получивший наименование «Дунфэн-11 А», был принят на вооружение в 2000 году.

В 1986-1992 годах была реализована программа создания оперативно-тактической ракеты, получившей наименование 8610 (максимальная дальность стрельбы 150 км, рис. 10).

В процессе разработки ОТР В610 китайские специалисты предполагали получить существенную экономию финансовых средств за счет использования отработанных ранее конструктивно-схемных и технических решений. Основное внимание при проведении НИОКР было уделено разработке новой системы управления ракеты. По оценкам американских военных экспертов, ОТР В610 предназначена исключительно на экспорт. Экспортный вариант ракеты имеет наименование М-7.

С учетом накопленного при создании ОТР В610 опыта в рамках китайско-турецкого проекта разрабатывается более совершенный вариант ракеты этого типа, получившей условное наименование 8611 (представляет собой твердотопливную одноступенчатую БР с максимальной дальностью стрельбы 150 км). Впервые она была показана на выставке в Пекине в 2003 году.

Одним из основных направлений современного этапа разработки китайских стратегических ракет является продолжение работ по унификации БР морского и наземного базирования второго поколения с РДТТ, в частности перспективных БРПЛ «Цзюйлан-2» и БРСД «Дунфэн-25».

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КИТАЕ

Рис. 9. ОТР «Дунфэн-11» на транспортно-пусковой установке

Рис. 10. Транспортно-пусковая установка с ОТР В611 на выставке

Дальнейший этап создания китайских стратегических и оперативно-тактических ракет будет характеризоваться продолжением работ организационного и технического совершенствования ракетостроительной отрасли, переводом на качественно новый уровень проводимых НИОКР, разработкой новых образцов ракетной техники. При этом основное внимание будет уделяться совершенствованию технологий твердотопливных ракет в целях замены ими устаревающих жидкостных МБР и БРСД, разработке разделяющихся головных частей, повышению эффективности средств БР по преодолению противоракетной обороны, созданию высокоточных головных частей для БР как в ядерном, так и неядерном боевом оснащении.

Таким образом, выполнение программ создания стратегического и оперативно-тактического вооружения позволит Китаю стать в один ряд в этой области с передовыми странами.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации