ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В США
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 8/2009, стр. 3-10
ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В США
Полковник А. БАРАННИК,
кандидат технических наук;
капитан 1 ранга С. КЛЕМЕНТЬЕВ
Серия террористических актов, прокатившихся по миру в конце XX - начале XXI столетия, показала, что человечество вступило в новый этап, когда для решения важных политических задач в вооруженном противостоянии могут использоваться достаточно малочисленные отряды или даже отдельные «смертники». В настоящее время в качестве цели, поражение которой может нанести огромный ущерб государству и ее гражданам, правильнее рассматривать не только военные, но и прежде всего объекты гражданского сектора, выведение из строя или уничтожение каждого из которых, в том числе и за счет «каскадного эффекта», может привести к ущербу, сопоставимому с ударами, наносимыми вооруженными силами.
В большинстве зарубежных стран с целью систематизации таких потенциально опасных объектов, уничтожение которых может иметь значительные политические и военные последствия, введен термин «критическая инфраструктура». Под ним понимается «совокупность физических или виртуальных систем и средств, важных для государства в такой мере, что их выход из строя или уничтожение могут привести к губительным последствиям в области обороны, экономики, здравоохранения и безопасности нации» (закон США «USA PATRIOT Act» от 2001 года).
За рубежом различают следующие группы объектов критической инфраструктуры:
- собственно инфраструктура, необходимая для решения задач обеспечения национальной безопасности;
- объекты, напрямую не задействованные при решении задач обеспечения национальной безопасности, но необходимые для обеспечения функционирования инфраструктуры решения этих задач;
- объекты, необходимые для решения национальных задач, выведение из строя которых будет иметь ослабляющий эффект для безопасности и экономического благосостояния или которые могут дать негативный эффект для национального престижа, морали и доверия.
Перечень таких объектов включает системы обеспечения деятельности правительства, обороны, здравоохранения, кредитно-финансового, банковского и научно-исследовательского секторов, промышленности, энергетики, в том числе атомной, нефтегазового комплекса, обеспечения продовольствием, транспорта, коммунального хозяйства, включая водоснабжение, связи и гражданской обороны.
Количественные характеристики объектов критической инфраструктуры и основных фондов США, подлежащих защите, представлены в табл. 1.
Анализируя современные подходы к организации обеспечения безопасности критической инфраструктуры в США, можно выделить пять основных элементов государственной стратегии в этой области:
во-первых, разработка национального плана обеспечения безопасности критической инфраструктуры, устанавливающего контрольные точки для анализа уязвимости и подготовки программ их ликвидации в каждом секторе промышленности и экономики;
во-вторых, организация сотрудничества и взаимодействия между государственным и частным секторами;
в-третьих, создание головных федеральных подразделений, ответственных за реализацию задач обеспечения безопасности элементов критической инфраструктуры в каждой отрасли;
в-четвертых, координация деятельности этих подразделений и частных компаний;
в-пятых, организация системы информирования и оповещения.
В качестве основных источников угроз для критической инфраструктуры за рубежом рассматривают прежде всего:
- терроризм и другие действия криминального характера (нападения, в том числе вооруженные, подрывы, поджоги, использование в террористических целях авто- и авиатранспорта, опасных веществ);
- человеческий фактор и техногенные аварии (технические поломки, аварии, утечки опасных материалов, взрывы, пожары, влияние прочих физических воздействий);
- природные явления и стихийные бедствия (штормы, ураганы, наводнения, паводки, снегопады, град, засухи, землетрясения, цунами, пожары, лавины, сели, оползни, эпидемии).
Таблица 1
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТОВ
КРИТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ОСНОВНЫХ ФОНДОВ США,
ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЩИТЕ
Отличительной особенностью современной эпохи является то, что наибольшую угрозу для критической инфраструктуры представляют действия диверсионных групп террористических, преимущественно международных, организаций. Беспрецедентные возможности в сфере телекоммуникационных технологий и стремительное развитие международной системы торгово-транспортных средств способствуют возрастанию как масштабов, так и эффективности подобной деятельности, позволяя быстро преодолевать значительные расстояния и проникать через охраняемые границы.
Угрозы могут также возникать и в связи с созданием новых технологий, разработкой более совершенных методов и способов нанесения поражения объектам инфраструктуры за счет переоценки сильных и слабых сторон в организации их безопасности.
Военно-политическое руководство (ВПР) США считает задачу обеспечения безопасности критической инфраструктуры приоритетной. Подход к комплексу мероприятий с целью выработки и реализации мер, направленных на ее защиту, в частности, предполагает следующее:
- осуществление превентивных мер, направленных на недопущение возможности повреждения объектов критической инфраструктуры;
- снижение уровня уязвимости таких объектов;
- минимизацию возможного ущерба;
- обеспечение возможности устранения последствий повреждений в кратчайшее время.
Проблему обеспечения безопасности критической инфраструктуры ВПР США осознало задолго до11 сентября 2001 года. По-видимому, важную роль в этом сыграли события в Буденовске и Кизляре, произошедшие в России.
В частности, в соответствии с директивой PDD-63 (табл. 2), подписанной президентом США в 1998 году, была сформулирована так называемая стратегия совместных усилий администрации США и частного сектора в области защиты критической инфраструктуры, во многом определившая дальнейшие шаги законодательной и исполнительной власти. Именно в тот период в рамках этого документа были определены пять степеней готовности в общенациональной системе предупреждения о состоянии внутренней безопасности: красная (высшая), оранжевая (высокая), желтая (повышенная), голубая (настороженность) и зеленая (низкая), об изменении которых граждане США могут узнать с помощью сети Интернет.
Последствия террористических актов против объектов инфраструктуры на территории США |
Таблица 2
ДИРЕКТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ США ПО ЗАЩИТЕ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В «Национальной стратегии по физической защите критической инфраструктуры и объектов национального достояния» сформулированы цели и принципы обеспечения безопасности национальной инфраструктуры, а также определены условия объединения усилий различных государственных и частных структур по повышению степени их защищенности.
В целом задачи, стоящие перед американскими министерствами и ведомствами в области обеспечения безопасности национальной территории с точки зрения борьбы с терроризмом, формулируются следующим образом:
- ведение целенаправленной разведки для определения вероятных районов, характера и способов осуществления терактов, а также мест базирования, отдыха и лечения террористов;
- усиление охраны границ и системы коммуникаций в целях предупреждения терактов на всех видах транспорта;
- контрразведывательное обеспечение с привлечением к работе помимо ФБР других правоохранительных органов (выявление лиц, подозреваемых в терроризме, организация негласного наблюдения за ними, установление связей, источников финансирования и т. д.) для своевременного пресечения террористической деятельности;
- защита ключевых объектов инфраструктуры, нарушение работы которых может привести к серьезным сбоям в функционировании государственных институтов;
- предотвращение доступа террористических организаций к технологиям и материалам, необходимым для создания оружия массового поражения, и подго-
товка к ликвидации последствий терактов, способных повлечь за собой массовые жертвы среди населения;
- создание национальной системы реагирования на чрезвычайные ситуации (планирование деятельности, оснащение и подготовка специализированных подразделений из состава полицейских сил, пожарной охраны, медицинских и коммунальных служб).
В США разработан и постоянно совершенствуется план защиты национальной инфраструктуры.
План, являющийся национальной программой, предполагает прежде всего создание инструментов, обеспечивающих партнерство в интересах обеспечения безопасности инфраструктуры государства, выполнение долгосрочных программ по снижению рисков, достижение максимального эффекта в использовании ресурсов, направляемых на защиту инфраструктуры государства.
Объекты критической инфраструктуры США |