ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 4/2009, стр. 3-15
ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА
Полковник В. ВИТРОВ
3-4 апреля 2009 года во французском г. Страсбург и германском г. Кель прошел юбилейный саммит Североатлантического союза, посвященный 60-летию этой организации. Статья, публикуемая в номере, показывает в основном историю создания и основные этапы развития военно-политического блока НАТО. Материал о прошедшей встрече, вопросах, которые рассматривались на ней, и проблемах, обсуждавшихся в ходе саммита, будет опубликован в одном из ближайших номеров журнала.
Североатлантический союз (North Atlantic Treaty Organization - Организация Североатлантического договора, сокращенно НАТО) является военно-политической структурой европейских государств, США и Канады, созданной по инициативе Соединенных Штатов Америки на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне руководителями 12 стран (США, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция). Вашингтонский договор вступил в силу 24 августа 1949 года и является бессрочным. В 1952 году к блоку присоединились Греция и Турция, в 1955-м -ФРГ, в 1982-м - Испания. В 1999 году оформлено членство в НАТО Венгрии, Польши и Чехии, в 2004-м в нее были приняты Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, а в 2009-м - Албания и Хорватия.
Североатлантический союз был создан под предлогом необходимости объединить усилия стран Запада для обеспечения коллективной защиты от возможной агрессии со стороны Советского Союза.
Подписание Вашингтонского договора
Заявленными целями деятельности альянса являются коллективная оборона, сохранение мира и поддержание безопасности, а также обеспечение стабильности в Евро-Атлантическом регионе. Однако анализ целей создания Североатлантического союза свидетельствует, что США стремились, во-первых, сколотить под своим руководством военный блок капиталистических государств, направленный непосредственно против Советского Союза и других стран социалистического лагеря; во-вторых, усилить свое политическое, экономическое и военное влияние на страны Западной Европы и не допустить наличия в этой части земного шара самостоятельной группировки государств, которая в какой-то мере могла бы противопоставить себя Соединенным Штатам.
Принятие стратегии НАТО в Риме в 1991 году - курс на адаптацию блока к новым политическим условиям
На современном этапе развития международных отношений, характеризующемся поиском новой, более эффективной системы безопасности, руководство ведущих стран Запада стремится превратить альянс в основную структуру, отвечающую за реализацию планов «продвижения демократии» и урегулирование кризисов практически во всех регионах мира.
Особенностью Североатлантического союза в отличие от других военных коалиций государств является наличие объединенных вооруженных сил (ОВС), а также постоянно действующих руководящих центральных и региональных (периферийных) органов управления с многочисленным рабочим аппаратом, сфера деятельности которых охватывает военную, военно-политическую и военно-экономическую области, а кроме того, затрагивает внешнюю и внутреннюю политику стран блока.
В интересах обоснования необходимости сохранения военной структуры НАТО западными экспертами выдвигается тезис о появлении в мире новых угроз, для предупреждения и устранения которых требуется наращивание и совершенствование военного потенциала организации.
В настоящее время в состав НАТО входят 28 государств. До начала работы саммита альянса в г. Страсбург/Кель (3-4 апреля с. г.) было завершено юридическое оформление процесса приема в организацию Албании и Хорватии, которые в июне 2008 года подписали протоколы о присоединении к блоку. В перспективе ожидается расширение его состава за счет приема новых членов.
Всего по состоянию на 1 января 2009 года в ВС стран Североатлантического союза в зоне ответственности НАТО (с учетом ВС Франции) насчитывалось: пять полевых армий и один штаб ПА, 13 армейских корпусов и десять штабов АК, 23 дивизии, 121 отдельная бригада; около 13 800 танков, свыше 25 320 орудий ПА, РСЗО и минометов, свыше 5 080 боевых самолетов ВВС и ВМС и 725 боевых кораблей.
Руководящими органами альянса являются: Совет НАТО (политические вопросы), Комитет военного планирования (военно-политические вопросы), Военный комитет (военные вопросы). Общее руководство и координацию работы структур управления блока осуществляет генеральный секретарь НАТО. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).
Зона ответственности альянса включает в себя территории государств -членов блока (за исключением США, Канады и Франции) и принадлежащие им острова, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного и Азовского морей, зоны проливов - Балтийских, Черноморских, Гибралтарского, Ла-Манш, северную часть Атлантического океана (к северу от тропика Рака), а также воздушное пространство над ними. Однако в целях нейтрализации угроз безопасности Североатлантического союза его руководство рассматривает возможность дальнейшего расширения географических рамок задействования ОВС НАТО за пределы его зоны ответственности до КНДР, Индии, государств Северной Африки и Африканского Рога.
Становление системы основных руководящих органов альянса проходило в период с 1949 по 1966 год. В сентябре 1949 года был учрежден высший политический орган блока - Совет НАТО, работой которого руководил председатель (с 1950-го по 1957-й - постоянный председатель) Совета НАТО. В октябре того же года создан высший военный орган - Военный комитет НАТО. В период между его заседаниями до 1966 года контроль за выполнением принятых решений и координацию деятельности военных органов осуществляла Постоянная группа Военного комитета, состоявшая из представителей генеральных штабов США (председатель), Великобритании и Франции.
В соответствии с решением Лиссабонской сессии Совета НАТО в 1952 году были созданы постоянные консультативные и исполнительные структуры (комитеты, секретариаты, управления), определены их состав, задачи и полномочия. Тогда же была учреждена должность генерального секретаря НАТО, на которую Советом НАТО назначаются известные политические деятели стран блока. В своей работе генеральный секретарь опирается на подчиненный ему Международный секретариат (создан в 1951 году), а с 1957-го он председательствует на заседаниях Совета НАТО.
Весьма важное влияние на положение в альянсе оказало объявленное французским правительством в марте 1966 года решение Франции о выходе из военной организации блока и последовавшие затем практические мероприятия по его осуществлению. Основу противоречий этой страны с США, ФРГ и Великобританией по проблемам НАТО составляло стремление французских правящих кругов ослабить влияние Соединенных Штатов на решение политических, экономических и военных проблем в капиталистическом мире, особенно в Европе, и одновременно повысить роль и влияние своей страны. Исходя из этого, с 1 июля 1966 года Франция официально вышла из военной организации НАТО и осталась лишь членом политической организации блока.
Параллельно с высшими руководящими органами НАТО создавались объединенные вооруженные силы блока и система управления ими. Решение о начале формирования военных структур альянса было принято в мае 1950 года на саммите НАТО в Лондоне. В декабре того же года американский генерал Дуайт Эйзенхауэр назначен первым верховным главнокомандующим ОВС НАТО в Европе. В апреле 1951 года в пригороде Парижа начал работу его штаб, которому были подчинены главные командования (ГК) на Северо-Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском ТВД. В июне того же года страны - участницы Североатлантического союза подписали соглашение о статусе своих вооруженных сил, определяющее правовое положение и порядок действий национальных воинских контингентов на территории других государств.
Вооруженные силы ФРГ на параде , в честь 10-й годовщины вступления страны в НАТО
В апреле 1952 года учреждено верховное главное командование ОВС НАТО на Атлантике (Норфолк, США) во главе с американским адмиралом. Ему были подчинены два главных командования - в Восточной и Западной Атлантике. В том же году было образовано ГК в зоне пролива Ла-Манш, а после присоединения к блоку Греции и Турции - ГК ОВС НАТО на Средиземноморском ТВД.
В связи со вступлением в НАТО ФРГ (1955) расширились полномочия верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, и в 1961 году было создано командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов, подчиненное главному командованию ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД.
В 1961 году началось формирование объединенной системы ПВО блока в Европе, в состав которой были включены четыре зоны - Северная, Центральная, Южная и Атлантическая. Границы первых трех зон совпадали соответственно с границами Северо-Европейского, Центрально-Европейского и Южно-Европейского ТВД. Атлантическая зона охватывала территорию Великобритании (включая Шетландские и Гебридские о-ва), а также Фарерские о-ва и акватории омывающих их морей.
В августе 1961 года для решения внезапно возникающих задач, а также для демонстрации единства и готовности стран блока совместно защищать интересы Запада были созданы мобильные силы НАТО, использование которых предусматривалось в случае резкого обострения обстановки в первую очередь на флангах блока.
В 1967 году в составе ГК ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС. ГК на Средиземноморском ТВД было реорганизовано в командование и подчинено главному командованию на Южно-Европейском ТВД, а ГК в зоне пролива Ла-Манш в оперативном отношении подчинено главному командованию в Восточной Атлантике. Тогда же было создано новое командование ОВС НАТО - в Иберийской Атлантике, которое в 1982 году было преобразовано в главное.
Со второй половины 1960-х годов проводились мероприятия по укреплению флангов альянса. В этих целях в январе 1968 года было создано постоянное соединение ОВМС НАТО на Атлантике, в мае того же года - командование базовой авиации ОВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а в мае 1973-го - постоянное соединение минно-тральных сил блока в зоне пролива Ла-Манш.
Американские средства доставки ядерного оружия (ОТР «Ланс» слева и БРСД «Першинг» справа) были развернуты на Европейском ТВД в 70-80-х годах прошлого столетия |
В середине 1960-х годов руководство Североатлантического союза приступило к практическому созданию ядерных сил альянса и формированию органов управления ими. В ноябре 1965 года был создан Комитет ядерного планирования («Комитет Макнамары») в составе представителей Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Канады, Нидерландов, США, Турции и ФРГ. В соответствии с его рекомендациями в декабре 1966 года были сформированы консультативные органы ядерного планирования НАТО - Комитет по вопросам ядерной обороны и Группа ядерного планирования (ГЯП).
В состав Комитета по вопросам ядерной обороны вошли представители стран - членов НАТО (за исключением Исландии, Люксембурга, Португалии и Франции). Заседания этого органа проводились на уровне министров обороны один-два раза в год под председательством генерального секретаря НАТО.
В ГЯП первоначально входили на постоянной основе представители США, Великобритании, Италии и ФРГ, а также три-четыре представителя из числа других членов Комитета по вопросам ядерной обороны, избираемых на 18 месяцев. В 1979 году, после принятия решения о развертывании в Европе новых американских ракет средней дальности, руководство блока включило в состав Группы ядерного планирования в качестве постоянных членов представителей всех стран, входящих в военную организацию НАТО. Расширение ГЯП до уровня Комитета по вопросам ядерной обороны привело к дублированию работы двух органов и прекращению деятельности последнего.
К началу 70-х годов были разработаны и реализованы меры, направленные на повышение оперативности, гибкости и эффективности системы управления блока. В 1971 году начато развертывание автоматизированной системы связи «Нике», предназначенной для обеспечения надежной связью как высшего военно-политического руководства НАТО, так и органов управления ОВС блока в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях. В целях повышения эффективности боевого применения объединенных ВВС альянса в стратегических операциях на Центрально-Европейском ТВД в 1973 году было создано командование ОВВС НАТО на театре. Одним из главных мероприятий долгосрочной военной программы по повышению боевых возможностей ОВС альянса в Европе явилось развертывание системы ДРЛО и управления авиацией AWACS-HATO, включающей созданное в 1982 году командование ДРЛО и сеть наземных радиолокационных постов.
С учетом изменений военно-политической обстановки, произошедших в мире в конце 1980-х - начале 1990-х годов (роспуск Организации Варшавского Договора и распад СССР), была существенно пересмотрена и направленность военной политики Североатлантического союза. В ноябре 1991 года на Римском саммите была принята коалиционная стратегия, которая отражала трансформацию концептуальных взглядов руководства НАТО на строительство и применение ОВС блока. Согласно этой стратегии прямая конфронтация альянса со странами СНГ считалась маловероятной. Возможность развязывания крупномасштабного военного конфликта в Европе рассматривалась прежде всего как следствие обострения локальной кризисной ситуации, в процесс урегулирования которой могло бы быть втянуто большинство европейских государств.
Военнослужащие стран НАТО на учениях в африканском государстве Кабо-Верде |
Военные инструкторы НАТО обучают афганских военнослужащих |
В связи с этим был сделан вывод о необходимости развития диалога со всеми странами Европы и вовлечения их в сферу деятельности альянса. С этой целью в 1991 году был образован Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), в рамках которого осуществлялось взаимодействие НАТО со странами Центральной и Восточной Европы, а также с независимыми государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР. В мае 1997 года в г. Синтра (Португалия) министры иностранных дел государств НАТО и стран-партнеров приняли решение о преобразовании ССАС в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), а также подписали основной документ СЕАП.
Наряду с концептуальными изменениями в военной политике блока началась реорганизация системы управления, предусматривавшая повышение централизации управления в оперативном звене за счет ликвидации промежуточных структур управления и создания новых, более крупных коалиционных командований и штабов.
В этих целях в 1994 году главное командование ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД было преобразовано в ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском (СЗЕ) ТВД (штаб в Хай-Уиком, Великобритания), которому были переданы также функции расформированного главного командования ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш. Одновременно были упразднены командования ОВС НАТО в Северной и Южной Норвегии, а также командование ОВВС блока в Великобритании. Командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов было передано в подчинение главного командования ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД.
В структуре ГК на Центрально-Европейском ТВД были упразднены управления Северной и Центральной групп армий, а также 2-е и 4-е объединенные тактические авиационные командования. На их базе были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС.
Кроме того, в соответствии с новыми задачами блока осуществлен переход ОВС НАТО на трехкомпонентную структуру, включающую силы реагирования, главные оборонительные силы и войска усиления.
В контексте продолжения политики сближения со странами Центральной и Восточной Европы, а также с республиками бывшего СССР в январе 1994 года на Брюссельской сессии Совета НАТО была принята программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), предполагающая развитие связей в области безопасности между странами НАТО и их партнерами. В настоящее время участниками этой программы помимо государств - членов блока являются 24 страны Европы и Азии.
Расширению зоны влияния Североатлантического союза также способствовало принятие в декабре 1994 года так называемой инициативы Средиземноморского диалога, предусматривающей установление двусторонних политических связей со странами региона в сочетании с участием каждой из них в конкретных мероприятиях научного, гуманитарного и военно-технического характера. В феврале 1995 года приглашения подключиться к диалогу были направлены Египту, Израилю, Мавритании, Марокко и Тунису, а в ноябре того же года - Иордании. В марте 2000 года к Средиземноморскому диалогу НАТО подключился Алжир.
Особое внимание в этот период руководство альянса уделяло налаживанию сотрудничества в военной сфере с Российской Федерацией. После завершения длительных переговоров 27 мая 1997 года в Париже Президентом РФ, генеральным секретарем НАТО и главами государств и правительств стран-участниц был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», в соответствии с которым был создан Совместный постоянный совет Россия - НАТО. В компетенцию этого органа входило обеспечение механизма двусторонних консультаций при принятии совместных решений и координации действий в отношении вопросов безопасности.
В мае 1997 года в Киеве был официально открыт Центр информации и документации НАТО, который стал первым подобным органом на территории государства, не входящего в блок. В рамках развития двусторонних отношений в июле того же года подписана Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной, создавшая предпосылки для расширения деятельности альянса в республике. Одновременно был образован рабочий орган двустороннего сотрудничества, получивший название «Комиссия НАТО - Украина». С 1998 года на территории этой страны действует военная миссия связи НАТО, а в 1999-м образована совместная рабочая группа НАТО - Украина по вопросам военной реформы. При этом Яворовский общевойсковой полигон (50 км от Львова) получил статус учебного центра программы «Партнерство ради мира», предназначенного для подготовки военнослужащих объединенных вооруженных сил альянса, став первым его полигоном на постсоветском пространстве.
Начиная с 1997 года руководство альянса в рамках реализации программы реформирования Североатлантического союза продолжало проводить мероприятия по перестройке системы управления ОВС НАТО. Основная их цель заключалась в реорганизации многоступенчатой и громоздкой структуры органов военного управления и придании ей способности осуществлять эффективное руководство войсками (силами) как в ходе крупномасштабных военных действий, так и при проведении миротворческих операций различного характера и масштаба.
Программа реформирования включала развертывание трехуровневой системы управления в Европе и двухуровневой на Атлантике, что планировалось достичь путем объединения и укрупнения ряда органов военного управления, а также ликвидации командно-штабных структур тактического звена. Создание новой системы управления ОВС НАТО предполагало формирование стратегического (стратегические командования ОВС НАТО в Европе и на Атлантике), оперативно-стратегического (региональные командования) и оперативного (субрегиональные и видовые командования) уровня управления.
Неоправданно жестокие натовские бомбардировки территории Югославии повлекли гибель мирных граждан и разрушения их жилищ |
Реформирование структуры органов управления ОВС НАТО осуществлялось с учетом концепции «Многонациональные оперативные силы» (МНОС). В целях реализации этой установки в коалиционных штабах всех уровней были образованы специальные группы, на базе которых предусматривается развертывать штабы МНОС.
Созданная в 1955 году Североатлантическая ассамблея (межпарламентская организация, объединяющая парламентариев государств -членов блока и так называемые ассоциированные делегации от стран-партнеров) в январе 1999 года была переименована в Парламентскую ассамблею НАТО.
Руководство Североатлантического союза на состоявшемся в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 года саммите приняло новую стратегическую концепцию НАТО, которая определяет цели и задачи альянса в новом столетии, а также приоритеты строительства ОВС блока. В соответствии с ней военная сила рассматривается в качестве главного инструмента реализации странами Запада своих интересов и достижения политических и экономических целей.
Важнейшим событием, раскрывшим сущность НАТО как военного блока, явилась агрессия альянса против Югославии в 1999 году. В ходе операции Североатлантический союз своими действиями нарушил Устав ООН, положения Хельсинкского акта 1975 года и основополагающего акта Россия - НАТО, учредительные документы самого альянса, а также сложившиеся после Второй мировой войны нормы международного права.
В результате по решению руководства РФ отношения с НАТО были «заморожены», прекращены практически все контакты, выходящие за пределы взаимодействия российских воинских контингентов и блока в многонациональной миротворческой операции в Косово. Россия также приостановила свое участие в деятельности СЕАП и программе ПРМ.
В целях закрепления позиций Североатлантического союза в Юго-Восточной Европе (ЮВЕ) с середины 1999 года НАТО реализует так называемую инициативу для Юго-Восточной Европы, предусматривающую организацию тесного регионального сотрудничества с созданием условий для последующего вступления стран региона в альянс. Одновременно под эгидой СЕАП был создан рабочий орган для реализации этой инициативы - специальная рабочая группа по региональному сотрудничеству в ЮВЕ.
В июле 1999 года в структурах СЕАП сформирована аналогичная рабочая группа по Закавказью, основной задачей которой является оказание помощи странам региона в подготовке их вооруженных сил к участию в операциях по урегулированию кризисов, проводимых под руководством НАТО.
В феврале 2000 года по инициативе Североатлантического союза и при согласии России начался процесс поэтапного восстановления отношений, прерванных в результате проведения альянсом военной операции против бывшей Югославии. По договоренности с российской стороной 20 февраля 2001 года в Москве было открыто Информационное бюро НАТО.
Изменения в международной обстановке, вызванные последствиями террористических актов в США (сентябрь 2001-го), потребовали дальнейшего развития и укрепления сотрудничества между Североатлантическим союзом и Российской Федерацией в сфере противодействия новым угрозам. В связи с этим 28 мая 2002 года на Римской встрече глав государств и правительств стран - членов альянса и России был учрежден новый орган - Совет Россия - НАТО, в компетенцию которого включены все вопросы двустороннего взаимодействия. Кроме того, для развития отношений между РФ и альянсом в мае 2002 года в Москве была открыта военная миссия связи НАТО, а в июле образован совместный центр НАТО и России, который предназначен для оказания помощи в адаптации к гражданской жизни увольняемых в запас российских военнослужащих.
В рамках борьбы с международным терроризмом в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на территории Афганистана в декабре 2001 года началась операция Международных сил содействия безопасности (МССБ). Основными ее целями были провозглашены обеспечение безопасности в зоне Кабула, а также оказание помощи правительству страны в формировании новых силовых структур и восстановлении объектов инфраструктуры Афганистана. Под давлением США Североатлантический союз в августе 2003 года принял на себя руководство группировкой МССБ.
Важное значение для расширения возможностей альянса по реагированию на новые угрозы имеют решения сессии Совета НАТО на высшем уровне (Прага, ноябрь 2002 года), которые предусматривают следующие шаги: дальнейшее совершенствование системы управления ОВС НАТО; создание сил первоочередного задействования блока; повышение боевых возможностей и мобильности национальных воинских контингентов, предназначенных для использования в составе многонациональных группировок войск (сил). На этой встрече Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония получили официальные приглашения на вступление в Североатлантический союз, а в качестве будущих кандидатов на прием в блок были названы Албания, Македония и Хорватия.
В соответствии с установками Пражского саммита руководство альянса продолжило реорганизацию органов управления ОВС НАТО, в результате чего количество коалиционных командований и штабов сократилось с 65 в 1997-м до 11 в 2006 году.
Очередной этап реформирования объединенных вооруженных сил блока ориентирован на ведение военных действий локального масштаба и миротворческих операций различного характера за пределами зоны ответственности блока. При этом существующая с начала 1990-х годов трехкомпонентная структура ОВС НАТО (силы реагирования, главные оборонительные силы и войска усиления) была упразднена. На саммите было утверждено предложение США создать к 2006 году новые силы первоочередного задействования, включающие сухопутный, морской и воздушный компоненты, готовые к развертыванию в любой точке земного шара в срок от 7 до 30 сут.
Коалиционные войска Североатлантического союза несут потери в Афганистане |
В альянсе появились элитные формирования -силы первоочередного задействования |
В ходе сессии Совета НАТО (Стамбул, июнь 2004 года) на уровне глав государств и правительств основное внимание было уделено вопросам, касающимся участия блока в урегулировании кризисных ситуаций в различных регионах мира, адаптации ОВС НАТО к противодействию современным угрозам, а также развития отношений с государствами-партнерами.
Участники заседания поддержали решение о расширении мандата МССБ в Афганистане за пределы Кабула путем создания групп восстановления провинций. Одновременно США попытались вовлечь альянс в процесс стабилизации обстановки в Ираке. Против этого выступили Франция и ФРГ. Под давлением американской делегации Совет НАТО принял отдельную декларацию, ограничив участие Североатлантического союза помощью в подготовке иракских специалистов для национальной армии и полиции.
При рассмотрении перспектив дальнейшей реализации программы «Партнерство ради мира» Североатлантический союз перенес приоритеты в деятельности ПРМ на Центральную Азию и Закавказье. В соответствии с установками Стамбульского саммита в сентябре 2004 года была создана миссия связи Североатлантического союза и введена должность специального представителя генерального секретаря НАТО в Закавказье и Центральной Азии, а также назначены офицеры связи альянса в этих регионах.
В рамках общей реформы военно-политических и военных структур альянса его руководство в конце 2004 года завершило реорганизацию Международного секретариата НАТО. Основное внимание при этом было уделено перераспределению обязанностей между подразделениями секретариата в целях исключения дублирования их работы, оптимизации процесса подготовки, принятия и выполнения решений, а также централизации управления деятельностью блока с учетом его расширения.
Важное значение для реализации планов развития Североатлантического союза имело заседание Совета НАТО на уровне министров обороны (июнь 2005 г.), на котором были подтверждены политические цели действующей ядерной стратегии альянса, а также взят курс на трансформацию блока в политической сфере и дальнейшее повышение его военных возможностей.
На сессии Совета НАТО на уровне глав государств и правительств стран - членов Североатлантического союза в Риге (ноябрь 2006-го) важное место занимали проблемы, связанные с трансформацией альянса и его действиями в кризисных регионах мира.
В ходе рассмотрения военно-политических вопросов на заседании была утверждена «Всеобъемлющая политическая директива», в которой с учетом оценки новых угроз для безопасности стран Запада развиты и дополнены базовые положения Стратегической концепции НАТО о целях, задачах и общих критериях применения ОВС альянса. В документе особо выделяется опасность для блока ограничения доступа к сырьевым ресурсам, в первую очередь к источникам нефти и газа.
НАТО готовится к отражению угроз в любом регионе планеты
В целях противодействия современным угрозам наряду с использованием политических, дипломатических и экономических мер подтверждена возможность задействования военного потенциала НАТО как в традиционной зоне ответственности, так и за ее пределами. При этом в директиве под влиянием США сохранены формулировки, позволяющие в случае необходимости прибегать к использованию военной силы без санкции СБ ООН.
Одним из ключевых вопросов повестки дня саммита стало обсуждение перспектив расширения Североатлантического союза. Лидеры государств-участников констатировали неизменность политики «открытых дверей» и заявили о готовности в 2008 году направить Албании, Македонии и Хорватии приглашение на вступление в альянс при условии их соответствия критериям членства в организации. В отношении Грузии и Украины было заявлено о намерении продолжать с ними «интенсифицированный диалог» в интересах подготовки этих стран к интеграции в НАТО.
Кроме того, выражена поддержка евроатлантической ориентации Боснии и Герцеговины, Сербии, а также Черногории. Эти государства получили приглашение присоединиться к программе «Партнерство ради мира».
В области военного строительства лидеры государств - членов НАТО решили направить основные усилия на повышение возможностей ОВС блока по противодействию терроризму и урегулированию кризисов на удаленных ТВД. В связи с этим было заявлено о завершении формирования сил первоочередного задействования (СПЗ) альянса, утвержден механизм ротации сил и средств СПЗ на среднесрочную перспективу, а также одобрен новый порядок финансирования операций с их участием. Одновременно в Риге были приняты решения, направленные на создание единой системы разведывательного обеспечения ОВС блока, ликвидацию отставания в сфере стратегических воздушных и морских перебросок, развертывание компонентов ПРО на ТВД, создание многонациональных структур тылового обеспечения войск (сил), формирование коллективных возможностей постконфликтного восстановления. Одобрена также инициатива по созданию объединенных сил специальных операций.
При обсуждении текущих операций альянса участники заседания под давлением США согласились с необходимостью увеличения численности группировки Международных сил содействия безопасности в Афганистане, сохранения на существующем уровне военного присутствия НАТО в Косово, продолжения подготовки кадров для силовых структур Ирака, расширения помощи Африканскому союзу в проведении миротворческой операции в суданской провинции Дарфур.
Главы государств и правительств на сессии Совета НАТО, которая состоялась 2-4 апреля 2008 года в Бухаресте, основное внимание уделили принятию решений по вопросам расширения Североатлантического союза, развития отношений со странами-партнерами, повышения военного потенциала блока, а также участия альянса в операциях по урегулированию кризисов.
Наиболее острая дискуссия развернулась при обсуждении перспектив расширения НАТО. Несмотря на беспрецедентное давление на своих союзников со стороны Соединенных Штатов не было достигнуто единства в определении готовности всех стран-претендентов интегрироваться в евроатлантические структуры. Так, участники заседания ограничились приглашением в альянс лишь Албании и Хорватии, отложив решение вопроса о присоединении к организации Македонии до урегулирования ее разногласий с Грецией в отношении конституционного названия македонского государства.
Одновременно главы государств и правительств высказались за целесообразность вступления Грузии и Украины в Североатлантический союз. Вместе с тем по инициативе Германии и Франции, поддержанной рядом «старых» членов блока, также было отклонено предложение Вашингтона о подключении Грузии и Украины к Плану действий по подготовке к членству (ПДПЧ) в НАТО. В то же время признано целесообразным активизировать сотрудничество с обеими странами в рамках «интенсифицированного диалога» и в перспективе повторно рассмотреть их заявки о присоединении к ПДПЧ.
Одновременно принято решение перевести сотрудничество с Боснией и Герцеговиной и Черногорией на уровень «интенсифицированного диалога», а также выражена готовность довести до этого уровня отношения с Сербией при условии ее обращения с такой просьбой.
Важное место на встрече занимало рассмотрение проблем адаптации Североатлантического союза к новым угрозам. Участники сессии подтвердили неизменность установок «Всеобъемлющей политической директивы», принятой на Рижском саммите НАТО, в отношении основных направлений повышения военных возможностей альянса. В частности, решено продолжить работу по формированию сил первоочередного задействования, перестройке структуры органов управления ОВС НАТО, развитию потенциала стратегических перебросок, разработке новых разведывательных и информационных средств, совершенствованию тылового обеспечения войск (сил). Кроме того, главы государств и правительств утвердили концепцию информационной защиты блока, а также поручили его руководству разработать стратегию энергетической безопасности стран-участниц.
По результатам обсуждения тематики противоракетной обороны одобрены планы Вашингтона по развертыванию в Европе элементов национальной системы ПРО и поддержана идея сопряжения американских противоракетных средств с аналогичной европейской системой.
Одним из важнейших результатов работы саммита стало согласование основных направлений деятельности блока по урегулированию кризиса в Афганистане. Так, предусматривается дальнейшее расширение здесь военного присутствия, наращивание усилий по подготовке и оснащению национальных силовых структур, активизация участия различных международных организаций (ООН, ЕС, Всемирного банка) в постконфликтном восстановлении страны, развитие сотрудничества с соседними государствами, в первую очередь с Пакистаном. В ходе совместного заседания государств - участников операции в Афганистане ряд из них заявили о готовности выделить дополнительное количество своих войск в состав Международных сил содействия безопасности.
2-3 декабря 2008 года в Брюсселе прошла очередная сессия Совета НАТО на уровне министров иностранных дел стран - членов Североатлантического союза. Одним из важных пунктов повестки дня сессии стало обсуждение состояния и дальнейшего развития сотрудничества с Грузией и Украиной. США при поддержке Великобритании, Канады, Польши, Чехии и стран Балтии высказались за подключение Тбилиси и Киева к Плану действий по подготовке к членству в НАТО. Однако Германия, Франция, Италия, Испания и ряд других государств блока заявили о преждевременности принятия такого решения в связи с наличием территориальных проблем в Грузии, а также недостаточной поддержкой гражданами Украины идеи членства страны в Североатлантическом союзе.
Вместе с тем министры пришли к единому мнению о целесообразности расширения и углубления сотрудничества с этим странами в различных областях. В частности, было принято решение о разработке программ взаимодействия с альянсом и увеличении численности миссий связи блока в Тбилиси и Киеве. При этом основное внимание предполагается уделить реформированию военных структур Грузии и Украины, а также переводу их вооруженных сил на стандарты НАТО.
В контексте развития отношений с Тбилиси и Киевом на сессии был рассмотрен вопрос о возобновлении связей альянса с Россией. По результатам обсуждения двусторонних отношений было принято решение о постепенном возобновлении сотрудничества с РФ.
С целью ускорить процесс вступления в Североатлантический союз администрация М. Саакашвили пошла на силовое решение проблемы «замороженных» конфликтов на территории страны, развязав в ночь на 8 августа 2008 года агрессию против Южной Осетии. В ходе грузино-осетинского конфликта руководство альянса встало на сторону Тбилиси, осудив операцию российских войск по принуждению Грузии к миру. При этом Брюссель развязал широкомасштабную информационную войну против Российской Федерации, направленную на оправдание грузинской агрессии. В разгар конфликта на Кавказе внеочередная сессия Совета НАТО 19 августа 2008 года приняла решение о замораживании отношений с Россией, а также о создании Комиссии НАТО -Грузия для активизации двустороннего сотрудничества и управления процессом подготовки Грузии к вступлению в альянс. Более того, в период грузино-осетинского кризиса грузинские миротворческие контингенты из Ирака были переброшены в Грузию, для чего были задействованы военно-транспортные самолеты американских ВВС.
При рассмотрении ситуации в Косово министры подтвердили стабилизирующую роль Североатлантического союза в этом регионе и заявили о намерении сохранить численность группировки КФОР на прежнем уровне (более 15 000 человек). Участники встречи признали также необходимым наладить более тесное взаимодействие между НАТО, ЕС и другими организациями, действующими в крае, а также ускорить процесс подготовки Сил безопасности Косово.
В рамках обсуждения обстановки в Ираке было принято решение продолжить деятельность военных специалистов стран альянса по подготовке кадров для силовых структур этой страны.
В целом анализ решений, принятых на последних сессиях Совета НАТО, свидетельствует о стремлении руководства Североатлантического союза продолжить политику, направленную на глобализацию функций организации и расширение ее участия в решении важных международных проблем в различных регионах мира с опорой на военную силу.
Спустя 33 года Париж принял решение вернуться в альянс, мотивируя этот шаг необходимостью играть более значимую роль в политической жизни Европы