ИРАН 30 ЛЕТ СТАНОВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 4/2009, стр. 30-41

ИРАН: 30 ЛЕТ СТАНОВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Г. ФАЛУНИН

В феврале 2009 года исполнилось 30 лет победы Исламской революции в Иране, изменившей страну и оказавшей огромное влияние на политическую обстановку как на Ближнем и Среднем Востоке, так и в мире в целом.

Истоки революции. Исламская революция 1979 года берет свое начало в жизни иранского общества последнего столетия, которое характеризовалось становлением и подъемом политической активности населения. В середине 1970-х годов в Исламской Республике Иран (ИРИ) стала нарастать национальная борьба против режима. Политические и экономические последствия деятельности шахского правительства и господства иностранцев в республике были таковы, что, несмотря на беспрецедентный рост национального дохода в связи с высокими темпами добычи нефти и быстрым ростом цен на нефть, неизменно увеличивались масштабы ограбления иранского народа, а жизненные условия абсолютного большинства населения постоянно ухудшались.

Политика шаха в военной области негативно сказывалась на экономическом положении ИРИ. За пять лет (1972-1977) шахское правительство получило от продажи нефти 100 млрд долларов, почти 80 млрд из которых были истрачены на закупки дорогостоящего вооружения и содержание армии. Больших масштабов достиг и грабеж Ирана иностранцами. Получение доходов в размере 400-500 проц. на вложенный капитал было обычным делом.

В этих условиях духовенство во главе с имамом Рухолла Мусави Хомейни учло уроки и опыт предшествующей борьбы, особенно в отношении кардинального переустройства общества, единства борющихся сил, объединения представителей разных политических направлений (от исламистов всевозможного толка до иранских марксистов) и вовлечения в борьбу широких слоев населения и взяло руководство революцией на себя.

Национальная борьба в Иране достигла своего апогея в сентябре-октябре 1978 года, когда из-за массовых забастовок практически полностью прекратили работу все иранские нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы. Приостановились поставки иранской нефти на внешний рынок. Режим лишился важнейшего источника своих доходов. Обеспечение страны бензином было парализовано. Нарушилось снабжение населения предметами первой необходимости.

Кульминацией революции явилось победоносное восстание в Тегеране в феврале 1979 года, завершившее свержение монархии.

Особенности революции. Для иранской революции характерны следующие особенности:

- Во-первых, ее направленность. Революция была антишахской, антиимпериалистической (прежде всего антиамериканской) и антинеоколониалистской.

В результате революции шахская монархия, просуществовавшая в стране более 2 500 лет, была свергнута. В стране был установлен исламский режим, представляющий собой теократическую систему с капиталистическим содержанием.

С внешней точки зрения это была революция против мировых сверхдержав, против империализма, его политического, экономического и культурного гегемонизма.

Иранская революция, по сути, впервые в новейшей истории развивающихся стран Востока открыто бросила вызов американскому образу жизни и мировому экономическому порядку в западном его понимании, то есть неоколониализму, и поэтому она является антинеоколониалистской. Революция показала народам развивающихся стран пример борьбы за свою экономическую и политическую независимость. Значимость этого вызова особенно возросла после распада СССР, на помощь и поддержку которого в свое время ориентировались развивающиеся страны.

-Во-вторых, основой революции был ислам. Коренное отличие иранской революции от революций в России, Франции и других странах состоит в наличии в ней глубоких религиозных корней. Революция свершилась исходя из исламских ценностей и убеждений.

Влияние ислама на народные массы, в том числе на вооруженные силы, было подавляющим. Именно в исламском характере революции заключаются причины быстрого развала до этого мощной и хорошо подготовленной шахской армии. Большинство населения было нацелено на установление в стране исламских законов и ценностей.

-В-третьих, движущие силы революции. Главной движущей силой революции было шиитское духовенство, возглавляемое имамом Р. Хомейни, имевшим исключительный авторитет и влияние у населения страны, более 90 проц. которого исповедуют шиизм. Фундаментальными основами взглядов и всей деятельности имама были: неотделимость религии от политики, необходимость установления исламского правления и следования по исламскому пути развития, принцип «велаят-е факих» как единственный способ легитимного управления обществом правоверным богословом-законоведом, знатоком богословско-правового комплекса, в эпоху отсутствия последнего преемника пророка Мохаммеда - мессии (имама Махди). Всю свою деятельность Р. Хомейни посвятил возрождению и становлению этих принципов, внедрению их в общественную жизнь.

Без преувеличения можно сказать, что успеху Исламской революции во многом способствовало единство в высшем звене руководства революции, во главе которого стояли Р. Хомейни, находившийся в изгнании во Франции, и аятолла Махмуд Талегани, непосредственно руководивший массовыми действиями в Тегеране по нейтрализации шахской власти и переходу ее в руки народа.

В политическом просвещении народа и в самой революции принимали участие светские национальные, либеральные, леводемократические и марксистские организации, такие как: Национальный фронт, Движение за свободу Ирана (ДСИ), Народная партия Ирана ТУДЕ, Организация моджахединов иранского народа (ОМИН), Организация федаинов иранского народа (большинство) ОФИН(б) и другие. Они сыграли определенную роль в подготовке и проведении революции, особенно в отношении критики западной цивилизации и капитализма, а также организации вооруженных выступлений. Но эта деятельность ограничивалась узким кругом лиц, состоящих в основном из представителей интеллигенции. Не имея общего языка с народными массами и пропагандируя идеи, не отвечающие вере и культуре народа, они не могли оказать значительного влияния на иранское общество и стать ведущей силой движения.

Массовое недовольство режимом и использование всех других необходимых для победы революции факторов объединило и консолидировало религиозное начало. Мечети и религиозные учебные центры были опорными пунктами и источником революционного воодушевления масс по мобилизации на борьбу.

- В-четвертых, широкое участие в революции народных масс. В Исламской революции на всех ее этапах активно участвовали практически все группы, слои и классы общества: рабочие и крестьяне, мужчины и женщины, государственные служащие, интеллигенция, духовенство, торговцы, студенты и учащиеся, военнослужащие, жители городов и самых отдаленных деревень. Примерами беспрецедентного национального единства явились многомиллионные исторические демонстрации 1978-1979 годов в праздник окончания поста и в траурные дни ашуры (4 млн человек, то есть более 10 проц. населения страны), а также массовое участие населения во встрече вернувшегося из эмиграции Р. Хомейни. Для сравнения - в Великой французской революции и Февральской революции в России участвовало не более 2 проц. населения указанных стран, проживающего в основном в столицах.

-В-пятых, стремительность развития революционных событий на завершающем этапе свержения шахской монархии. Январь и февраль 1979 года в Иране характеризовались тем, что события и последствия развивались особенно быстротечно. Забастовки иранских нефтяников, парализовавшие страну, отъезд шаха на лечение, фактически означавший его бегство (16 января 1979 года), возвращение имама Р. Хомейни из эмиграции (1 февраля), постоянные массовые антишахские манифестации и протесты, начало перехода иранской армии на сторону революции завершились победоносным Тегеранским восстанием (9-11 февраля), свергшим шахский режим.

ИРАН 30 ЛЕТ СТАНОВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Имам Рухолла аль-Мусави Хомейни -основатель ИРИ

Иранская революция, как известно, не сопровождалась гражданской войной и вмешательством извне, что, несомненно, сказалось на быстротечности свержения шаха. Следует отметить, что этому же способствовала позиция СССР, руководство которого заявило о недопустимости вмешательства других стран во внутренние дела Ирана.

Адмирал Стенсфилд Тэрнер, являвшийся в тот период директором ЦРУ, после победы Исламской революции в своем докладе конгрессу США о положении в Иране вполне резонно признавал, что не только его ведомство, но и никакая другая сколько-нибудь заметная разведывательная служба мира не могла за год предсказать, какие события ожидают Иран. По мнению С. Тэрнера, даже Р. Хомейни не думал, что революция под его руководством произойдет столь стремительно, вызвав падение монархического режима.

В-шестых, в противоположность многим другим значительным историческим революциям, сопровождавшихся гражданскими войнами и гибелью миллионов людей, Исламская революция, несмотря на потери тысяч преданных борцов до ее победы, избрала невооруженную тактику и стратегию. Ее основными средствами борьбы были различные формы массового выражения протеста, которые, как правило, тщательно и всесторонне готовились, а также выступления лидеров и пропаганда против правящего режима.

Роль западных, и прежде всего американских, спецслужб в иранской революции 1979 года. Представляется, что спецслужбы США не сумели правильно оценить размах недовольства в иранском народе. Они также явно недооценили значение и роль имама Р. Хомейни в исламском движении страны. Об этом косвенно свидетельствует и вышеприведенное заявление бывшего директора ЦРУ адмирала С. Тэрнера. Роль Р. Хомейни была исключительной - он действительно оказался прозорливым вождем и вдохновителем революции. В случае правильной оценки его роли и во избежание назревающей Исламской революции (или малой ее вероятности) было бы целесообразным устранение имама с политической сцены (видимо, в 1960-е годы). Но этого не произошло, и революция свершилась.

Кроме того, необходимо помнить, что политика шаха и его окружения, проводившаяся в 1970-е годы, не устраивала США на ближайшую перспективу. Подход шахского руководства к развитию страны, проведение так называемой белой революции не отвечали в полной мере американским интересам. Не устраивало американцев и намечавшееся сближение шаха с арабскими странами, большинство которых считается противниками западной политики в регионе. О подобных планах свидетельствовало заявление шаха при подписании ирано-иракского договора относительно границы (1975 год, Алжир) о готовности «выступить единым фронтом против американского плана раздробить единство ОПЕК и разрушить ее кровную связь со странами «третьего мира».

Вместе с этим в этот период серьезное беспокойство у Запада вызывало растущее в мире влияние Советского Союза и его идеологии. В связи с этим и с учетом слабостей Организации Центрального договора (СЕНТО), созданной еще в 1955 году по инициативе США и Великобритании в составе Великобритании, Турции, Ирака (вышел из СЕНТО в 1959 году), Ирана и Пакистана, у спецслужб возник план, в соответствии с которым они рассчитывали, предпочтя шаху имама Р. Хомейни, с помощью последнего установить исламский режим в Иране и завершить формирование из мусульманских стран, в той или иной мере зависящих от США, заградительного блока (своеобразного «санитарного кордона») по линии от Марокко до Юго-Восточной Азии, который бы препятствовал распространению коммунистического влияния и являлся бы опорной базой Запада в этом обширном регионе, в том числе и для обеспечения управления процессами после возможного краха советской державы в прежней зоне «коммунистического влияния», включая и саму территорию России. Однако, делая ставку на имама Р. Хомейни (не имея при этом достаточно полного представления о нем), спецслужбы США вновь просчитались. В результате Исламской революции интересам Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке был нанесен исключительно сильный удар, последствия которого отмечаются ниже.

Значение иранской революции. Исламская революция 1979 года является одним из важнейших мировых событий последней четверти XX столетия. Выслав американских военных советников и гражданских специалистов (несколько десятков тысяч человек), разорвав военные, экономические и политические связи с США, Иран вышел из блока СЕНТО, предопределив его распад. Тегеран заявил об отказе выполнять роль «жандарма» в зоне Персидского залива, ликвидировал центры американского шпионажа в стране, в том числе и занимавшиеся электронной разведкой СССР. Иран вступил в Движение неприсоединения, аннулировал все навязанные неравноправные соглашения и договоры.

Свергнув власть шаха, революция уничтожила одну из несущих опор американской стратегии, нанесла мощный удар по интересам и целям США в регионе, которые сводились прежде всего к иранской нефти и контролю территории ИРИ. Известный американский политик Г. Киссинджер охарактеризовал падение шахского режима в Иране как наибольший провал американской политики после окончания Второй мировой войны и как стратегическое поражение всей деятельности Белого дома.

Исламская революция в Иране стала беспрецедентной религиозно-политической революцией за последние века. Все предыдущие значительные революции искали счастье и прогресс в будущем. Идеал Исламской революции, по заверениям шиитского духовенства, находится в прошлом и должен снова воплотиться в жизнь в будущем. Это находит понимание у населения страны.

Являясь исключительным мировым событием, Исламская революция внесла свой вклад в научно-социологические теории, касающиеся вопросов революций и международных отношений.

Место Ирана в мировой геополитике определяется прежде всего тем, что он является одним из крупнейших мировых производителей углеводородного сырья. По запасам нефти ИРИ принадлежит четвертое место в мире (после Саудовской Аравии, США и России). Разведанные запасы «черного золота» по состоянию на середину 2008 года оцениваются в 136 млрд баррелей (более 21 млрд т), что составляет свыше 11 проц. мировых запасов. Доля Ирана в мировом производстве нефти около 6 проц. Ежегодно в стране добывается 180-190 млн т (около 4 млн баррелей в сутки), а экспортируется порядка 125 млн т нефти. К 2010 году ежесуточную добычу планируется довести до 5 млн баррелей (около 250 млн т в год). Иранская нефть высококачественна, характеризуется малосерностью, имеет плотность в пределах 28-38° АР, при этом себестоимость ее добычи низка (всего около 2 долларов за баррель).

ИРИ располагает также крупнейшими (после России) запасами природного газа, чей разведанный объем составляет 28 трлн м3 (18 проц. мировых запасов). Среди стран ОПЕК на долю Исламской Республики Иран приходится около 33 проц. запасов газа. Иранский природный газ содержит высокий процент этана, который легко преобразуется в этилен, являющийся одним из основных продуктов для нефтехимической промышленности. Объем добычи природного газа около 100 млрд м3 в год (включая попутный газ и газ, закачиваемый в нефтяные пласты для увеличения нефтедобычи). Доходы от экспорта этого вида сырья (3,6 млрд м3) в 2005 году достигали 600 млн долларов. К 2025 году Иран планирует выйти на лидирующие позиции среди мировых экспортеров газа.

В стране имеются также богатейшие запасы меди, свинца, цинка и других полезных ископаемых, что делает иранскую территорию весьма привлекательной.

Ирану принадлежит особая роль в важнейших регионах планеты - Западной и Центральной Азии. Ввиду весьма удобного и выгодного географического положения для вывода огромных энергоресурсов мировым потребителям (примыкает к Каспийскому морю, Персидскому и Оманскому заливам), ИРИ имеет важное военно-стратегическое положение.

Это обусловливается еще и тем, что она является одновременно средневосточной, кавказской, прикаспийской и центрально-азиатской страной, омываемой водами Персидского и Оманского заливов Индийского океана. Все болевые точки огромнейшего региона в той или иной мере сопряжены с Ираном. Многие, казалось бы, сугубо внутренние проблемы отдельных частей региона, будь то этнические или религиозные, военные или экономические, проблемы курдов, беженцев, наркобизнеса, терроризма и сепаратизма, вопросы ближневосточного, афганского и иракского урегулирования, не могут эффективно и справедливо решаться без участия ИРИ.

Таким образом, очевидно, что контроль над иранской территорией весьма важен, чтобы держать в руках рычаги управления многими процессами в обширном регионе Каспийского моря и Персидского залива. С учетом постоянной напряженности в этой части Земного шара значимость Ирана возрастает.

Развязав войну с Багдадом, Соединенные Штаты по сути убрали сложившийся барьер между Ближним Востоком, странами Персидского залива и Ираном, которым фактически являлся Ирак. В результате Тегеран напрямую вступил в соревнование с Саудовской Аравией за лидерство в политической интерпретации ислама, произошло возрождение шиитского самосознания и его многократное усиление. Недавние события, связанные с реакцией исламского мира на карикатуры пророка Мохаммеда, превратили ИРИ в защитника мусульманской веры. В конечном счете Иран стал, как считает британский журнал «Спектейтор», супердержавой региона Ближнего и Среднего Востока, влияние которой простирается сейчас от южного Ирака в Сирию, далее через движение «Хезболлах» в Ливан, а через ХАМАС в Палестину и на побережье Средиземного моря. Причем это влияние имеет антиамериканскую основу.

Политическая обстановка. После революции в стране был установлен исламский режим правления. Иран стал государством, в котором при наличии республиканского строя руководство всеми структурами государственной власти осуществляется шиитским духовенством.

В соответствии с конституцией высшим лицом является руководитель страны (рах-бар). Он не только глава иранского государства, но и лидер всей шиитской общины. Ему принадлежит вся полнота власти - политическая, духовная и военная.

Одним из важнейших институтов иранской политической системы является Совет экспертов (старейшин) - орган, в который входят авторитетные представители шиитского духовенства (86 членов, избираемых с 1982 года всенародным голосованием на срок восемь лет). Он функционирует независимо от остальных органов власти и выполняет преимущественно консультативные функции. Его главная задача состоит в избрании нового духовного лидера страны (рахбара), если действующий уходит из жизни или не может выполнять свои обязанности. Избрав рахбара, Совет экспертов затем уже никак не ограничивает его власть, и рахбар вправе принимать или не принимать к сведению мнения членов совета.

В стране созданы органы управления, спецификой которых является принцип дуальной структуры, наделяющий политической властью как всенародно избираемого президента (глава исполнительной власти), так и Наблюдательный совет, по сути назначаемый высшим духовенством. Этот совет состоит из 12 человек, шесть из которых назначаются рахбаром, а шесть других определяются меджлисом. Наблюдательный совет, формально входящий в парламент, но фактически действующий как надпарламентская группа, наделен правом вето на любые решения парламента, осуществляет контроль за выборами Совета экспертов, президентскими и парламентскими выборами, проведением всеобщих референдумов, а также отбирает (отсеивает) кандидатов для участия в выборах. Таким образом, Наблюдательный совет в сущности является высшим звеном законодательной власти в стране.

В ИРИ введены исламские нормы организации общества и экономики, которые реализуются как государственно-правовые. Признанный вождь революции имам Р. Хомейни провозгласил политику «верховенства ислама над светскими нормами».

Руководство страны состоит из радикальных консерваторов, либеральных реформаторов и крыла умеренных.

Во главе группировки радикальных консерваторов стоит духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, сменивший умершего в 1989 году имама Р. Хомейни. Второе лицо в государстве - президент Махмуд Ахмадинежад, избранный в 2005 году (первый президент ИРИ, не имеющий религиозного образования), принадлежит к так называемым неоконсерваторам, готовым на экономическую модернизацию, но в рамках существующего строя, сохраняя политическое лидерство шиитского духовенства. Эта группировка стоит на позициях жесткого претворения в жизнь хомейнистских заветов. Радикальные консерваторы полностью контролируют всю судебную систему в государстве, Наблюдательный совет, вооруженные силы, электронные СМИ а также важные промышленные и финансовые конгломераты и фонды. Таким образом, основыне рычаги власти в стране принадлежат группировке радикальных консерваторов

Важными постулатами, влияющими на обстановку в ИРИ, являются: «борьба за торжество Исламской Республики - священный долг каждого истинного мусульманина», «защита исламской системы в Иране - наипервейшая обязанность официальных лиц всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной».

Предписания Корана и шариата требуют от правоверных мусульман бороться с иноверцами, захватившими какие-либо мусульманские земли. Этим преимущественно обосновывается позиция ИРИ по отношению к Израилю.

Один из важнейших канонов ислама восславляет «священную войну» - джихад. При этом важное значение придается «жертвенности» и «шахидам» (погибшим за веру). Участие в «священной войне» - одна из основных обязанностей мусульманина, его религиозный долг. Джихад считается справедливым, если ведется для обращения «неверных» в «истинную веру». «Грех неисполнения религиозного долга» пугает истинного мусульманина больше, чем все возможные угрозы властей.

Особо следует отметить, что для иранцев, являющихся в большинстве своем шиитами, чрезвычайно важны и близки такие понятия, как национальная гордость и национальные интересы в лучшем их смысле. По своему духовному складу и менталитету шииты отличаются от суннитов. Иранцам присущ сильный национализм, высокая подозрительность и неприятие влияния извне. Иранцам свойственно весьма высокое самосознание по отношению к другим народам мусульманского мира, в том числе к арабам.

Исламская Республика - наследница древнейшей мировой цивилизации, великой Персидской империи. В духовно-религиозном плане Иран в течение почти пяти последних веков является центром мирового шиизма. В настоящее время персидская национальная психология, представляющая собой сплав великодержавия и шиитской избранности, стала политическим фактором. Видимо, в этом скрыта главная причина амбициозности Ирана. Исламские революционеры, свергнувшие шаха и разрушившие все монархические институты, ныне осуществляют именно шахскую мечту, превращая страну в супердержаву региона, в центр «великой цивилизации».

Иранские лидеры рассматривают ИРИ как наиболее исламское из всех современных государств, нуждающееся лишь в дальнейшем совершенствовании механизма реализации предписаний Аллаха и укреплении в массах «истинной» веры (фактически веры в руководство и его понимание ислама).

Запад обвиняет исламский режим в отсутствии демократии. Иранское же руководство считает, что в ИРИ изначально заложен демократический потенциал. Как известно, внешние факторы могут как способствовать, так и препятствовать движению страны к демократизации. На Иран они оказывают двоякое воздействие. С одной стороны, его руководство стремится к получению признания в качестве демократического государства, в частности, для нормализации отношений с развитыми странами с целью привлечения инвестиций и новейших технологий в свою экономику, а также нейтрализации американских санкций. Поэтому иранские либеральные реформаторы активно выступают за претворение в жизнь идей исламской демократии в стране. С другой стороны, именно попытки Запада, особенно США, оказать давление долгое время препятствуют либерализации внутриполитической жизни Ирана. Сторонники либеральных преобразований постоянно подвергаются в ИРИ внутренней критике, так как либерализация неизменно ассоциируется со следованием прозападной линии. С учетом ныне сложившихся условий представляется, что у Ирана свой путь развития, имеющий основание считаться движением к демократии, но демократии особой, исламской.

В основе внешней политики ИРИ лежат две концепции - «экспорта исламской революции» и «диалога цивилизаций». Первая из них является идеологическим наследием вождя Исламской революции имама Р. Хомейни, но она к нынешнему этапу в значительной степени модернизирована. Вторая, выдвинутая в конце 90-х годов, является продуктом активного развития международных связей Ирана и стремлением к широкой интеграции в мировое сообщество. По мнению руководителей страны, ныне именно эта концепция позволяет эффективно решать задачи обеспечения национальных интересов, включая безопасность режима, и создания благоприятных условий для экономического развития страны.

Необходимо отметить, что в первые послереволюционные годы иранская внешняя политика характеризовалась противоречивостью и непоследовательностью. В частности, шиитское руководство весьма негативно относилось к СССР - оно считало его идеологическим противником, рассматривало как недружественную страну, поставив в один ряд с США. Антисоветизм иранского руководства носил по существу превентивный характер. Это определялось как страхом перед сверхдержавой с атеистической коммунистической идеологией, так и в немалой степени боязнью военного вторжения (подобного вводу советских войск в Афганистан). В последующем эволюция исламского режима ИРИ привела к тому, что руководство страны во многом скорректировало свою внешнюю политику. С конца 1980-х годов оно стало проявлять заинтересованность в сотрудничестве с СССР, а с начала 1990-х иранское правительство взяло курс на развитие отношений с Россией, заявив о важности и стратегическом характере партнерства с ней.

Новым, весьма важным фактором, определяющим положение Ирана на международной арене отношения, является его ядерная программа и ее оценка тем или иным субъектом мировой политики. Результатом влияния этого фактора стала достаточно явная тенденция свертывания сотрудничества с Ираном многими странами, в первую очередь близкими к США, и даже введения ими антииранских санкций в качестве реакции на его ядерную программу. Однако руководство ИРИ настойчиво продолжает реализацию своей мирной ядерной программы и твердо отстаивает право страны на ядерные разработки. Эта позиция поддерживается большинством иранского населения.

В качестве основных приоритетов национальной внешней политики иранское руководство официально определило следующие:

- обеспечение безопасности страны и устранение внешних угроз прежде всего путем нормализации и укрепления отношений с соседними государствами;

- сохранение территориальной целостности страны;

- защита всех мусульман мира с учетом интересов Ирана;

- распространение и пропаганда исламской культуры в мире;

- создание условий для привлечения современных технологий, иностранных капиталов и инвестиций извне в экономику страны;

- оказание помощи зарубежным исламским движениям.

В качестве стратегической цели руководство ИРИ провозгласило превращение страны в идеологический центр исламского мира с последующей интеграцией мусульманских государств на религиозной основе. Эта установка была закреплена в принятой после революции конституции ИРИ.

В целом Иран проводит весьма активную и прагматичную внешнюю политику. Следует отметить, что во многих случаях продуманными, своевременными и решительными внешнеполитическими мерами он показывает другим странам пример в отстаивании государственных и национальных интересов.

Основными внешнеполитическими противниками Иран считает США и Израиль.

После Исламской революции 4 ноября 1979 года иранские студенты захватили американское посольство в Тегеране, требуя от США передать Ирану бежавшего шаха, и в течение 444 дней удерживали 52 сотрудников посольства и членов их семей в качестве заложников. Захват американских дипломатов и провал предпринятой Соединенными Штатами операции по их освобождению, получившей название «Орлиный коготь», стали для военно-политического руководства США весьма чувствительным ударом, о котором в Вашингтоне помнят до сих пор. Учитывая амбициозность американского руководства, этот факт может негативным образом повлиять на развитие двусторонних отношений и привести к непредсказуемым последствиям.

Сразу же после революции дипломатические отношения с Израилем также были разорваны. ИРИ официально стала рассматривать эту страну как своего «злейшего врага» и источник напряженности и конфликтов на Ближнем Востоке. Территория израильского посольства в Тегеране была передана созданному представительству Палестины.

ИРАН 30 ЛЕТ СТАНОВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Расправа полицейских сил шахского режима с восставшими

Исламская Республика, проводя независимую внешнюю политику по защите национальных интересов, встала на путь открытого противоборства с США в плане реализации американских амбиций на Ближнем и Среднем Востоке, а также по важным вопросам международного характера, в частности по палестино-израильскому конфликту, осуществлению своей ядерной программы и др. Белый дом постоянно стремится ослабить нынешний иранский режим, предпринимая для этого различные экономические санкции, причисляя страну к «оси зла», проводя специальные кампании по дискредитации власти, периодически обращаясь к иранской молодежи с соответствующими призывами, выступая со всевозможными нападками и даже угрозами применения военной силы, в том числе и с использованием ядерного оружия. На сегодня Иран фактически окружен военными базами Соединенных Штатов и их союзников. В этих условиях Тегеран вынужден принимать необходимые меры по укреплению своей безопасности.

Вооруженные силы ИРИ являются крупнейшими на Ближнем и Среднем Востоке. Специфическая особенность организационной структуры ВС заключается в наличии в их составе двух независимых компонентов - Армии и Корпуса «стражей исламской революции» (КСИР), которые располагают собственными сухопутными, военно-воздушными и военно-морскими силами. В условиях чрезвычайного положения под командование вооруженных сил немедленно поступают полиция, жандармерия и другие органы правопорядка страны.

Строительство ВС ИРИ осуществляется сообразно военно-политическим целям клерикального руководства, а также экономическим возможностям, национальным и религиозным особенностям страны. В соответствии с законом о вооруженных силах, принятым в 1987 году, они «предназначены для защиты независимости, территориальной целостности и государственного строя ИРИ, национальных интересов в территориальных водах Каспийского моря, Персидского и Оманского заливов, на пограничных реках, а также для оказания военной помощи по просьбе исламских стран либо обездоленных народов, независимо от их принадлежности к исламу, с целью защиты их территории от нападения или захвата войсками агрессора».

Главная особенность военного строительства в Иране, как и всей его политической системы, заключается в непосредственном руководстве его ходом со стороны клерикального шиитского духовенства. Основными проявлениями этого служат отмеченное выше создание КСИР, введение в военную структуру института личных представителей духовного лидера, а также морально-психологическое воспитание личного состава ВС в духе преданности исламу и идеям революции 1979 года.

Идеологической основой военной доктрины ИРИ официально остается хомей-нистская теория создания под эгидой Ирана «мировой исламской общины - уммы». Однако следует отметить, что уже сейчас просматривается постепенная замена исламско-фундаменталистского подхода к решению вопросов национальной безопасности и военного строительства на более взвешенный и умеренный.

ИРАН 30 ЛЕТ СТАНОВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Свержение идолов шахского режима

Для обеспечения ВС современными видами вооружения и военной техники Иран активно развивает свой ВПК. При этом упор делается на самообеспечение, достижение высокого качества, внедрение передовых технологий и активизацию собственных НИОКР. В этих же целях Иран продолжает закупки за рубежом новых ВВТ. Иранская оборонная промышленность, достигшая за последние 20 лет весьма значительных успехов, в настоящее время производит ракетное вооружение, самолеты, в том числе беспилотные разведчики, артиллерийские системы, военные корабли, торпедное вооружение и др. Естественно, создание и развитие ВПК, закупки современных ВВТ, реализация ядерной программы и другие мероприятия по модернизации вооруженных сил требуют значительных средств, что негативно отражается на социально-экономическом положении страны. И все же в складывающихся условиях политическое руководство настойчиво проводит свой курс.

Иранские ВС во время ирано-иракской войны (1980-1988) в силу ряда причин не смогли добиться победы. Тем не менее они выстояли в тяжелейший для страны первый год боевых действий в условиях послереволюционных потрясений (развал прежней шахской армии, ухудшение экономического и финансового положения, охватившее весь Иран национально-освободительное движение нацменьшинств и др.), проявили стойкость и самоотверженность, приобрели военный опыт. Таким образом, современные ВС ИРИ можно характеризовать как имеющие:

- боевой опыт ведения длительной войны;

- высокие морально-боевые качества;

- современные виды вооружения и военной техники (однако во многом уступающие американским);

- достаточно мощный ВПК (входящий в систему министерства обороны), развитию которого придается важное значение.

Экономическое положение. Революционные потрясения, последствия восьмилетней ирано-иракской войны, экономические эксперименты и проводившаяся после революции изоляционистская, автаркическая экономическая политика к концу 80-х годов прошлого века привели страну к социально-экономическому упадку. Потенциал жесткой системы исламского режима, созданный имамом Р. Хомейни, был исчерпан. Это отчетливо понимало клерикальное руководство. Ирану необходимо было менять экономический курс, с тем чтобы повысить свои экономические показатели и предоставить быстро растущему населению возможность улучшить жизнь. Для дальнейшего развития и укрепления режима требовались реформы. Именно в то критическое время (1989) на президентский пост пришли прагматики - сначала умеренный клерикал А. А. Хашеми Рафсанджани, затем реформатор Мохаммед Хатами.

Смена экономического курса сопровождалась переориентацией во внешней политике: вместо изоляции и автаркии правительство сделало ставку на интеграцию в мировое сообщество, рассчитывая таким образом получить доступ к новым технологиям и инвестициям, ослабить негативное влияние вводимых США санкций, форсировать развитие экономики. В период президентства вышеупомянутых лиц (1989-2003) стране удалось в определенной мере решить поставленные перед ней задачи.

Являясь мировым производителем углеводородного сырья, располагая крупными запасами других полезных ископаемых, Иран интенсивно развивает экономику, науку и технику, планируя через 20-30 лет решить сверхзадачу - войти в число наиболее развитых стран мира, став «исламской Японией».

Рост мировых цен на нефть с 1999 года способствовал стабилизации общей экономической ситуации в ИРИ. Возросшие поступления в казну позволили правительству направлять значительные средства на реализацию проектов развития. Однако ва-лютно-финансовая сфера продолжает характеризоваться хроническим дефицитом бюджета, высоким уровнем инфляции и задолженности.

Экономика ИРИ развивается на основе пятилетних планов экономического, социального и культурного развития. В ходе реализации первого и второго пятилетних планов были построены заново, а также восстановлены и реконструированы важные промышленные и хозяйственные объекты, разрушенные во время ирано-иракской войны. Это способствовало выходу экономики страны из кризисного состояния. Кроме того, была заложена база для последующего успешного развития военной промышленности (производство бронетехники, современного вооружения, в том числе ракет, а также авиационной техники, морских кораблей малого и среднего класса).

Вместе с тем планировавшиеся приватизация государственных предприятий, рост инвестиций, сокращение импорта, увеличение экспорта, уменьшение расходов госбюджета и другие не были осуществлены в полной мере. Не удалось провести также и важные социально-экономические преобразования, обещанные духовенством, в частности аграрную реформу. Около 80 проц. обрабатываемых земель по-прежнему находится в руках крупных собственников, треть которых составляет духовенство.

При выполнении третьего пятилетнего плана (2001/02-2005/06) иранская экономика получила определенное развитие, но при этом не удалось в полной мере устранить вышеперечисленные недоработки и недостатки по предыдущим планам развития.

Последний, четвертый план (2005/06-2009/10) был утвержден в качестве законопроекта на завершающем этапе работы прежнего парламента (шестого созыва), в котором большинство принадлежало реформаторам. В частности, намечалось достичь шестипроцентного экономического роста в год, а также сократить чрезмерную зависимость от экспорта нефти при развертывании и наращивании производственного и экспортного потенциала других отраслей национальной экономики. Планом предусматривались меры, направленные на использование рыночных механизмов и мобилизацию экономики, проведение приватизации государственных компаний и предприятий как важнейшей задачи, увеличение вложений в основной капитал путем привлечения частных национальных и иностранных инвестиций, ограничений монополий государства в банковской сфере, отдельных отраслях экономики и др. Однако парламент седьмого созыва, в котором большинство составляют радикальные консерваторы, отклонил указанный законопроект главным образом из-за своей особой позиции и обратился с соответствующим запросом в Наблюдательный совет.

Основными проблемами в иранской экономике остаются:

- высокая зависимость от нефтяных доходов (всякое снижение мировой цены на нефть осложняет экономическое положение страны);

- низкий уровень внутреннего валового продукта;

- недостаточное инвестирование капитала в производственные отрасли экономики. ;

Острейшей проблемой для Ирана является безработица. ^Ежегодно сотни тысяч молодых людей поступают на рынок труда, который не в состоянии обеспечить их работой (более 60 проц. населения страны -молодежь до 25 лет), что приводит к росту социальной напряженности и преступности в стране, а кроме того, способствует «утечке мозгов» - отъезду из страны молодых талантов. По данным газеты «Иран ньюс», за прошедшие два десятилетия ИРИ покинули около 150 тыс. молодых людей, среди которых талантливые выпускники иранских школ и университетов, ставшие лауреатами международных научных конкурсов и олимпиад. Кстати, по объемам «утечки мозгов» Иран занимает одно из первых мест в мире.

Существующие программы по борьбе с безработицей не выполняются. Вместо запланированных к ежегодному вводу 700 тыс. новых рабочих мест удается открывать всего лишь 300 тыс. Ежегодно число безработных в стране увеличивается на 13,2 проц. Для того, чтобы в будущем удержать безработицу хотя бы на уровне 20 проц., необходимо ежегодно создавать дополнительно 800 тыс. рабочих мест. Между тем, за последние пять лет их было создано всего 1,5 млн.

Весьма непростое положение отмечается и в социальной сфере. Население страны (особенно интеллигенция и буржуазия) устало от властного засилья духовенства, от постоянных выступлений и проповедей священнослужителей в СМИ и на телевидении. Ухудшающиеся условия жизни, постоянное увеличение цен на предметы первой необходимости, большие расходы на оборону и реализацию ядерной программы, значительный рост безработицы - все это приводит к волнениям широких слоев населения в различных районах страны, часто переходящим в выступления против властей и открытые столкновения с силами полиции и КСИР. Тенденцию количественного роста таких выступлений и столкновений официально подтвердил еще в октябре 2002 года (по сути впервые) Али Юнеси, занимавший в то время пост министра информации (безопасности) Ирана. Исследование, проведенное министерством внутренних дел в 2005 году, показывает, что почти 90 проц. населения недовольно действиями руководства страны. Из них около 28 проц. выступают за «коренные» изменения в структуре режима и 66 проц. желают «постепенных» реформ.

Внутриполитическое положение в стране серьезно осложняется нерешенностью национального вопроса. Население ИРИ в настоящее время составляет около 75 млн человек. Согласно международным справочникам, в Иране проживает от 30 до 40 народов и народностей, находящихся на различных стадиях образования национальных общностей. По этническому составу около 60 проц. населения являются персами, за ними следуют азербайджанцы (27 проц.) - до 20 млн человек, курды (7-8 проц.) - около 5 млн, далее идут луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне и представители других национальностей. Национальные меньшинства выдвигают настоятельные требования о предоставлении им национальной, административной и культурной автономии. На их выступления за свои права и против ассимиляции власти ИРИ отвечают репрессивными мерами.

Сразу после Исламской революции практически весь Иран (24 из 25 провинций - останов) был охвачен широким движением нацменьшинств за свои права, что серьезным образом ослабляло центральную власть в стране. На это, в частности, рассчитывал и делал ставку С. Хусейн, начиная войну с Ираном в 1980 году. Только один центральный остан (столица - Тегеран) оставался опорой верховной власти страны. Руководству ИРИ пришлось приложить немало усилий для снижения размаха национально-освободительного движения.

ИРАН 30 ЛЕТ СТАНОВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Военнослужащие КСИР ВС Ирана

Особое место в национальном вопросе принадлежит курдам, на примере которых целесообразно рассмотреть проблему нацменьшинств. В иранском Курдистане, населенном преимущественно суннитами, периодически происходят вооруженные столкновения между отрядами курдских повстанцев и правительственными войсками.

Заверения руководства ИРИ о возможности решить национальный вопрос на основе конституционной статьи, согласно которой население страны составляет один «государствообразующий этнос» - иранцы, пока не оправдываются (и, видимо, вряд ли оправдаются). Нацменьшинства требуют автономию. Проблема заключается в том, что решение национального вопроса в ИРИ на принципах «конституционного федерализма» в корне противоречит теории имама Р. Хомейни об унитарном теократическом государстве, где в связи с религиозным единством иранцев никакого значения не придается этническим различиям населения, то есть они просто игнорируются. После принятия конституции, составленной в соответствии с концепцией имама Р. Хомейни, возможности для развития курдов были весьма ограниченны.

Курс на жесткую исламизацию и подавление стремления курдов к национальной автономии приводит к тяжелым конфликтам между ними и исламским руководством страны, которое, считая курдские выступления сепаратистскими, отдает предпочтение силовым методам решения вопроса. Эти конфликты «подогреваются» внешними силами, в первую очередь США и Израилем. Ясно, что уменьшение конфронтации между курдами и Тегераном сегодня противоречило бы интересам Запада в регионе. В связи с этим Вашингтон и Тель-Авив активно разыгрывают «курдскую карту» в своих интересах, учитывая антиарабскую настроенность курдов и обещая создать неарабское, светское территориальное образование в форме независимого государства. Уместно привести несколько примеров.

В Турции, стремясь иметь определенный рычаг давления на своего не всегда сговорчивого союзника по НАТО, США инициируют деятельность запрещенной в стране Курдской рабочей партии.

В Ираке, создав курдскую автономию (что, естественно, обеспокоило Турцию, Иран и Сирию, где также проживает этот народ) и привлекая на свою сторону курдских лидеров, Соединенные Штаты использовали курдов для поддержки своих войск в войне с С. Хусейном. Фактически эта часть населения Ирака оказалась единственным союзником американцев в их политике на Ближнем и Среднем Востоке.

В последнее время Вашингтон активизировал антииранские пропагандистские акции. При этом американская администрация, в частности, рассчитывает на иранских курдов, рассматривая их в качестве составной части иранской оппозиции, способной раскачать изнутри внутриполитическую ситуацию в стране.

В конце 2007 года конгресс США утвердил просьбу Белого дома о выделении 400 млн долларов на финансирование тайных операций, направленных на дестабилизацию правящего иранского режима (организацию поддержки оппозиционных Тегерану лидеров движений и группировок религиозно-этнических меньшинств, похищения военнослужащих спецподразделений КСИР, убийства иранских офицеров и т. п.). Рамки и масштабы операций, проводимых Пентагоном в Иране, постоянно расширяются.

Кстати, неоднократно планировались покушения на президента ИРИ М. Ахмадинежада. Так, только в 2008 году (в марте и июне) были зафиксированы попытки покушения на него в ходе поездок в Ирак и Рим. Одна из целей этих акций - вызвать агрессивный по отношению к Вашингтону ответный выпад со стороны Тегерана, что дало бы США обоснованный повод для нанесения удара по «выявленным базам террористов и ядерным объектам» Ирана с последующим вводом туда американских войск.

В перспективе недовольство властью духовенства, которое действительно создало тяжелые условия для свободной жизни, будет возрастать. Но организованной, реально действующей оппозиционной силы, способной переломить ситуацию, объединить и возглавить движение, пока нет. Поэтому все выступления широких слоев населения будут носить спорадический характер и беспощадно подавляться силами КСИР, фанатично защищающими интересы правящего шиитского духовенства.

Конфронтационные американо-иранские отношения, с одной стороны, серьезным образом осложняют внутриполитическую обстановку в Иране, а с другой - в определенной мере способствуют удержанию власти в руках шиитского духовенства, сплачивая широкие слои населения вокруг руководства.

В целом внутриполитическая обстановка в стране характеризуется как устойчивая. Основными факторами, определяющими эту устойчивость, являются:

- достаточно высокий уровень эффективности сложившейся властной структуры и ее авторитета у большей части населения;

ИРАН 30 ЛЕТ СТАНОВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Слушатели иранских военных академий на параде

- слабость оппозиции, все организации которой практически находятся под запретом или строжайшим контролем, осуществляют свою деятельность подпольно, раздробленно, фактически не взаимодействуя между собой;

- относительно благоприятная экономическая ситуация и надежное валютно-финансовое положение на международной арене в первую очередь за счет доходов от экспорта углеводородного сырья;

- сплочение всех социальных слоев иранского общества вокруг центральной власти на патриотической основе в связи с мощным политическим давлением со стороны Соединенных Штатов и их союзников, а также реальной угрозы военного вмешательства.

Итак, Исламская революция в Иране, свергнув режим шаха, просуществовавший 2 500 лет, оказала огромное влияние на обстановку в мире. Шиитское духовенство безраздельно правит страной, опираясь на провозглашенный вождем революции имамом Р. Хомейни принцип «верховенства ислама над светскими нормами». В течение всех 30 лет страна находится в состоянии постоянного беспрецедентного противоборства со своим врагом - США, интересы которых заключаются только в иранской нефти и контроле территории ИРИ. Иран твердо и последовательно отстаивает свои национальные и государственные права.

В этот период Ирану удалось выстоять в длительной, кровопролитной и разрушительной ирано-иракской войне.

В социальном плане в ИРИ отмечается определенная напряженность: не проведена обещанная земельная реформа; широкая безработица на селе и в городе; запросы нацменьшинств реализуются в последнюю очередь; условия жизни не устраивают простых иранцев; многие жители считают, что их ожидания от революции не оправдываются; значительная часть населения устала от постоянных требований строго соблюдать исламские обычаи и нравы и т. п. Но, несмотря на это, страна развивается. Имеются определенные достижения в экономике, наметился настоящий прорыв в промышленности, повышается научный и технический потенциал. Однако возрастающая мощь и независимость ИРИ не устраивают США и Израиль.

Как итог, следует подчеркнуть, что Ирану принадлежит значимая роль в мировой политике. Занимая исключительное положение в регионе, располагая крупнейшими мировыми запасами углеводородов, совершив революцию, Иран проводит независимую внешнюю политику.

Ислам - (дословно «предание себя богу», «покорность») вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. Основателем ислама и первой общины мусульман (VII век) был Пророк Аллаха и его посланник Мохаммед, через которого был передан людям Коран. Общая численность мусульман на земном шаре составляет 1,5 млрд. человек.

В исламе два основных направления, два толка: суннизм и шиизм, сформировавшиеся в X-XI веках. В вопросах исламской догматики принципиальных различий между суннитами и шиитами нет. И те и другие признают вторую после Корана священную книгу Сунну (описание жизни, поступков и высказываний Пророка в качестве образца и руководства для мусульман). Но главным отличием суннитов (составляющих большую часть мусульман) от шиитов является то, что первые не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мохаммеда, а также отрицают идею об особой природе имама Али и праве его потомков на имамат.

Суть принципа «велаят-е факих» заключается в следующем: чтобы наставлять народ и контролировать поведение властей во всех областях жизни, верховным лидером страны должен быть исламский юрист-теолог.

В начале 1970-х годов, после того как Великобритания покинула зону к востоку от Суэца и сняла с себя обязанности по поддержанию безопасности в Персидском заливе (значимость которого к этому времени серьезно возросла), США определили на роль «жандарма», охраняющего западные интересы в регионе, Иран.

Джихад означает не столько «священную войну», сколько прежде всего «священное усилие», проявляемое в тяжелых и сложных условиях, в том числе, конечно, и при ведении боевых действий. Коран так трактует джихад: «Сражайся за Господне дело лишь с тем, кто борется с тобой. Дозволенного грань не преступай. Господь ни в чем не терпит преступления. А если враг твой прекратил войну, сложи оружие». Современные ваххабиты отошли от канонической трактовки Корана в отношении понятия «джихад». Они рассматривают джихад как исключительно вооруженную борьбу с неверными и как крайнюю нетерпимость к людям с иными мировоззренческими взглядами. Следует отметить, что ваххабизм свойственен суннитскому толку ислама (Энциклопедический словарь «Ислам». - М., изд-во «Наука», 1991, с. 66).

Корпус «стражей исламской революции», созданный шиитским духовенством в мае 1979 года из особо преданных отрядов, предназначается для защиты исламских революционных принципов и борьбы с оппозиционными силами. КСИР представляет собой наиболее непримиримую и консервативную вооруженную структуру, готовую в любой момент прийти на помощь радикальному духовенству. Она сыграла решающую роль в утверждении в Иране нового исламского порядка, нещадно искореняя любую оппозицию - как новую, социалистическую, так и правую, монархическую.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации