ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ САМОЛЕТОВ F-5N и F ВМС США
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 6/2009, стр. 59-60
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ САМОЛЕТОВ F-5N и F ВМС США
Майор Л. БУБНОВ
Министерство военно-морских сил США и компания «Нортроп-Грумман» объявили о завершении программ модернизации тактических истребителей F-5N и F, которые используются при отработке маневренных воздушных боев в качестве самолетов-агрессоров. Эти машины собраны с использованием компонентов учебно-боевого самолета F-5F «Тайгер-2» и тактического истребителя F-5E «Тайгер», выведенных из состава ВВС Швейцарии.
Программа модернизации истребителей F-5N началась в 2000 году, когда ВМС США приняли решение приобрести в Швейцарии 32 одноместных самолета F-5 для замены F-5E, использующихся при подготовке пилотов. Первый полет модернизированный истребитель F-5N совершил в марте 2003 года. В 2004-м после принятия решения о создании эскадрильи на авиабазе Ки-Уэст министерство ВМС подписало соглашение на дополнительную поставку 12 самолетов. На предприятии компании «Нортроп-Грумман» в США из выслуживших срок службы F-5E и поставленных швейцарских самолетов собирается модернизированная версия F-5N. Подписанный контракт стоимостью 50 млн долларов позволит продлить программу подготовки пилотов ВМС США, по крайней мере, до 2015 года.
Реализация программы модернизации самолетов F-5F началась в сентябре 2005 года в рамках срочного оперативного требования руководства ВМС, принявшего решение оснастить двухместными машинами F-5 новую «эскадрилью агрессоров», сформированную на авиабазе ВМС Ки-Уэст (штат Флорида). Техническое обеспечение четырех остававшихся на вооружении устаревших самолетов F-5F «Тайгер-2» в последнее время стало дорогим. По этой причине было решено снять их с вооружения. Позже одна машина была потеряна при столкновении в воздухе 13 июня 2008 года.
При модернизации самолета F-5F использовались двухместная кабина и хвостовая часть самолетов F-5F и более новая центральная секция фюзеляжа швейцарского F-5E. Переоборудование заняло около 2 лет. В состав бортового радиоэлектронного оборудования входят новая инерциальная навигационная система LN-260, интегрированный многофункциональный дисплей, которые позволят значительно улучшить возможности по навигации и пониманию пилотом ситуационной осведомленности.
Первая машина совершила первый полет 25 ноября 2008 года и была передана 401 -й учебной истребительной эскадрильи морской пехоты (VMFT-401, АвБ Юма, штат Аризона) 9 декабря 2008 года, второй F-5F поставлен 111-й смешанной эскадрилье на АвБ Ки-Уэст. Планируется, что третий самолет будет передан 13-й смешанной эскадрилье (АвБ Фаллон, штат Невада) в январе 2010-го.
В настоящее время завершены сборочные работы самолетов обеих модификаций, в частности, 29 апреля 2009 года состоялась торжественная церемония выкатки 41-й машины F-5N (бортовой номер 761550, первоначально собран на предприятиях компании «Нортроп» в 1976 году).
Вопросам отработки приемов воздушного боя с самолетами вероятного противника в США всегда уделялось повышенное внимание. В частности, в годы «холодной войны» в планах боевой подготовки летный состав проходил подготовку по специальным программам «Констант Пег» (ВВС) и «Топган» (ВМС и МП). В частности, согласно сообщению пресс-службы Пентагона, с 1977 по 1988 год на полигоне Тонопа (штат Невада) пилоты ВВС, ВМС и морской пехоты США проводили учебно-тренировочные воздушные бои с условным противником на советских самолетах различных типов от МиГ-17 до МиГ-23. Эта и другие схожие учебные программы были разработаны с учетом уроков, полученных в ходе войны во Вьетнаме.
Как отмечается в зарубежных СМИ, там американские пилоты показали «минимально приемлемые» результаты. Поэтому их стали готовить в «контролируемых и безопасных» воздушных боях с летчиками-инструкторами из спецподразделения «Ред Игле», летавшими на самолетах МиГ нескольких поколений. Сначала проводились ознакомительные полеты, в ходе которых американские летчики учились просто распознавать чужие самолеты и знакомились с их характеристиками, затем они начинали отрабатывать оборонительные и наступательные маневры в одиночных воздушных боях и, в завершении, отрабатывали тактику боя против превосходящих сил противника.
Бригадный генерал Хок Карлайл, служивший в 4477-й испытательной эскадрилье, считает, что программа «Констант пег» принесла определенные результаты. По его словам, это проявилось, в частности, в ходе операции «Буря в пустыне», когда «были сбиты 40 иракских истребителей», в том числе самолеты МиГ-21 и МиГ-23.
Тактические истребители F-5N ВМС США на авиабазе Фаллон (слева) и во время учебно-тренировочного полета (справа) |
Тот факт, что американские летчики использовали в учебно-тренировочных боях советскую технику не вызывал у специалистов сомнений. Приобрести самолеты МиГ, экспортировавшиеся более чем в 60 стран, не составляло большого труда для США, хотя это и делалось, разумеется, через подставные фирмы.
В настоящее время, используя самолеты, находящиеся на вооружении стран, ставших участниками блока НАТО после распада Варшавского Договора, а также в рамках программ военно-технического сотрудничества (Индия), пилоты США в ходе выполнения планов боевой подготовки совершенствуют свое летно-тактическое мастерство с условным противником, пилотирующим современные тактические истребители. Н<
Авиационные происшествия
Индонезия. 22 мая 2009 года близ г. Мадиун (провинция Восточная Ява) потерпел катастрофу военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес». По предварительной информации погибли 14 членов экипажа и 98 пассажиров, а также два местных жителя. При падении самолет задел несколько домов, после чего загорелся. Фюзеляж самолета полностью разрушен, целой осталась только хвостовая часть.
США. 14 апреля 2009 года полиция задержала угонщика, похитившего самолет Цессна 172 из летного колледжа в г. Тандер-Бей (провинция Онтарио, Канада). Самолет пересек границу воздушного пространства США и пролетел над штатами Миннесота, Висконсин, Иллинойс и Миссури. Общая протяженность маршрута составила 1 261 км, продолжительность около 5 ч. Пилот совершил посадку в г. Пидмонт (штат Миссури) и попытался убежать. В ходе всего полета его сопровождали два тактических истребителя F-16 ВВС НГ, поднятые на перехват нарушителя режима полетов. В ходе сопровождения было установлено, что самолет принадлежит канадскому колледжу «Конфедерейшн» (Confederation). Директор учебного заведения подтвердил, что неизвестный похитил один из их самолетов. В комментариях к этому инциденту сотрудники ФБР заявили: «Пилоту повезло, так как если бы военным показалось, что он имеет враждебные намерения, то был бы открыт огонь на поражение, поскольку по закону пилоты ВВС могут использовать все средства, чтобы защитить американских граждан от опасности».
* 6 мая 2009 года при выполнении тренировочного полета недалеко от АвБ Мирамар (штат Калифорния) потерпел катастрофу ударный вертолет AH-1W «Супер Кобра» морской пехоты США. Оба члена экипажа погибли. После столкновения с землей в результате взрыва вертолета произошел пожар. Прибывшие пожарные расчеты не стали тушить возгорание, боясь возможного подрыва боекомплекта. Причины катастрофы расследуются.
* 16 мая 2009 года при выполнении тренировочного полета после взлета с АВМА «Нимитц» южнее 21 км от г. Сан-Диего (штат Калифорния) потерпел катастрофу многоцелевой вертолет SH-60 «Сихок» национальных ВМС. На борту машины, упавшей в океан, было пять человек, сообщили в управлении БОХР США. В ходе поисково-спасательной операции, в которой были задействованы вертолеты и катера береговой охраны США, а также корабли мексиканских ВМС, были обнаружены тела трех членов экипажа. Причины происшествия расследует специальная комиссия.
* 22 мая 2009 года при выполнении тренировочного полета потерпел аварию учебно-тренировочный самолет Т-38 «Талон» национальных ВВС. По словам представителя пожарных служб, на борту самолета могли находиться два человека, однако судьба экипажа пока неизвестна.