ВЗГЛЯДЫ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА США НА ПРИМЕНЕНИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 1/2009, стр. 32-35
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА
ВЗГЛЯДЫ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА США НА ПРИМЕНЕНИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
Полковник С. КУЧУМОВ
Сухопутные войска, как вид американских вооруженных сил, предназначены для обеспечения реализации военно-политических целей США во взаимодействии с национальными военно-воздушными и военно-морскими силами или самостоятельно.
Составляя основу наземных компонентов объединенных оперативных формирований, СВ должны быть готовы к выполнению следующих основных задач:
- осуществление стратегических перебросок войск, создание и развертывание наземных группировок в любом регионе мира в целях предотвращения возникновения вооруженного конфликта или его разрешения на начальном этапе развития;
- проведение оборонительных и наступательных операций во взаимодействии с другими видами ВС США и их союзников с целью решительного разгрома противника;
- проведение послевоенных операций для достижения стабильности в регионе (операции по стабилизации обстановки).
Для успешного решения задач при участии (проведении) в военных действиях сухопутные войска должны соответствовать следующим требованиям:
- поддерживать достаточный уровень боевой и мобилизационной готовности, обеспечивающий их способность быстро, а в отдельных случаях немедленно реагировать на кризисные ситуации;
- обладать высокой ударной силой, огневой мощью, стратегической и тактической мобильностью;
- иметь уровень оперативной и боевой подготовки, обеспечивающий эффективное решение задач, которые могут быть им поставлены в ходе участия в военных действиях;
- обладать оперативной и технической совместимостью с другими видами вооруженных сил.
При решении возложенных на них задач сухопутные войска используют различные формы и способы применения штатных сил и средств, которые совершенствуются по мере развития военного искусства.
До 70-х годов XX века СВ США фактически не имели доктринального документа, определяющего основы их применения.
Оценив действия американских сухопутных войск в войне во Вьетнаме как малоэффективные, командование данного вида ВС было вынуждено пересмотреть направленность оперативной и боевой подготовки формирований и в ходе ее сделать акцент на возможном участии не в глобальной войне, а в конфликтах ограниченного масштаба. При этом стало очевидным, что без всестороннего анализа опыта прошедших войн и военных конфликтов, без создания теоретической базы в виде концепций и доктринальных документов по вопросам строительства и применения сухопутных войск, увязанной с аналогичными изысканиями в других видах американских вооруженных сил, обеспечить качественную подготовку войск невозможно.
Рис. 1. Характеристика видов военных действий сухопутных войск США
В результате проведенных командованием сухопутных войск мероприятий в середине 70-х годов был разработан полевой устав FM 100-5 «Операции (боевые действия)», впервые на доктринальной основе определивший формы
их применения. В 1982 году данный документ закрепил положения поистине революционной для того времени концепции применения СВ - «Воздушно-наземная операция». Впервые за долгую историю развития военно-теоретической мысли в США оперативное искусство было признано в качестве полноправной составной части военного искусства, что и нашло отражение в новой редакции полевого устава FM 100-5. В течение последующих лет он дорабатывался и переиздавался, оставаясь фактически концептуальным документом по вопросам применения СВ.
Рис. 2. Виды комбинированных действий формирований СВ США в различных условиях военно-политической обстановки
В 1999 году начался процесс коренного реформирования сухопутных войск США, в ходе которого был принят ряд документов, определяющих их применение.
В феврале 2008 года был издан обновленный (после 2001 года) Полевой устав FM 3-0 (измененная нумерация FM 100-5). В нем изложены современные взгляды американского военного руководства на применение сухопутных войск, согласно которым для достижения победы над противником формирования данного вида ВС должны быть способны проводить не только оборонительные и наступательные операции (боевые действия), но и операции по стабилизации обстановки и поддержке гражданских структур. В боевом уставе раскрыто содержание и приведена характеристика военных действий (основные цели и решаемые задачи, рис. 1).
Наступательная операция предполагает уничтожение живой силы, а также захват территории, объектов и ресурсов противника. Ее проведение вынуждает противника к активным действиям, при этом он проявляет как сильные, так и слабые свои стороны. Успешные наступательные действия негативно влияют на моральное состояние противника. Их эффективность во многом зависит от наличия точных сведений о противостоящей стороне, характера местности и погодных условий. В ходе наступательной операции решаются следующие основные задачи: сближение с противником, проведение атаки, развитие успеха и преследование противника.
Оборонительная операция осуществляется в целях отражения агрессии, а также для выигрыша времени, сохранения своих сил и средств и создания условий для проведения наступательной операции или операции по стабилизации обстановки. При этом противнику должен наноситься максимальный урон. Основными задачами, решаемыми в ходе такой операции, являются: ведение мобильной и позиционной обороны, а также осуществление отхода.
Операция по стабилизации обстановки предполагает проведение вне территории США комплекса мероприятий во взаимодействии с органами власти страны пребывания. В ходе ее решаются следующие основные задачи: обеспечение безопасности населения; оказание поддержки и обеспечение деятельности органов государственного управления; восстановление системы обеспечения основных нужд населения; содействие восстановлению экономики и объектов инфраструктуры страны пребывания.
Операция по поддержке гражданских структур проводится на территории США в целях спасения жизни людей, восстановления системы обеспечения основных нужд населения, обеспечения защиты основных объектов инфраструктуры и частной собственности, восстановления деятельности местных органов власти и оказания им всесторонней поддержки. Основными задачами, решаемыми в ходе операции данного вида, являются: оказание помощи местным органам власти при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов и других кризисных ситуаций.
Согласно положениям нового устава в современных условиях в ходе участия в объединенных операциях формирования сухопутных войск должны быть готовы к ведению комбинированных действий - наступательных, оборонительных и по стабилизации обстановки (по поддержке гражданских структур), одновременно. При этом очередность, масштаб и интенсивность таких действий в каждой конкретной операции будут зависеть от сложившейся обстановки (рис. 2).
Уставом внесены некоторые изменения также в организацию управления войсками при подготовке и в ходе операции (боевых действий). В частности, на ее начальном этапе командиры (начальники) должны доводить до подчиненных только их задачу и конечную цель, а не определять способы решения (достижения). По мнению американских военных специалистов, это позволяет подчиненным проявлять разумную инициативу, что очень важно в ходе боя, особенно когда сложившаяся обстановка требует от них принятия немедленного решения.
Положения Полевого устава FM 3-0, являющегося основным среди доктри-нальных документов по применению сухопутных войск, более детально раскрываются в ряде других уставов и наставлений данного вида вооруженных сил.
В них акцентировано внимание на объединенном характере операций в современных условиях, а также на особой роли организации и проведения мероприятий по постконфликтному урегулированию обстановки, основными целями которых являются:
- обеспечение безопасности мирного населения;
- воссоздание местных правоохранительных структур;
- восстановление системы обеспечения жизненно важных потребностей населения;
- оказание помощи и всесторонней поддержки новому (проамериканскому) правительству, а также содействие в восстановлении основных объектов экономики и инфраструктуры страны пребывания.
В частности, в уставе FM 3-07 «Операции по стабилизации обстановки» уточнена трактовка ряда таких понятий, как «нестабильное государство», «временная военная администрация», «трансформация конфликта», «разоружение, демобилизация и реинтеграция местного населения». При этом обращает на себя внимание расплывчатое толкование понятия «нестабильное государство». Согласно документу таковым может считаться «государство, в котором слабость его местных органов власти может угрожать дееспособности центрального правительства». Иными словами, любое государство, испытывающее кризис политической и административной системы государственной власти, может быть классифицировано американцами как «нестабильное» и требующее проведения на его территории операции по стабилизации обстановки.
Кроме того, в последние годы командованием учебным и научных исследований по строительству сухопутных войск США издана серия документов, раскрывающих взгляды американского военного руководства на их применение в 2015-2024 годах с учетом нового облика СВ, который те приобретут после завершения коренной реорганизации.
Американские военные аналитики считают, что сухопутные войска нового типа смогут проводить операции в любых условиях обстановки и с использованием как обычного вооружения, так и оружия массового поражения. Они будут ориентированы на решение задач по обеспечению национальной безопасности США. Помимо возможности нанесения упреждающих ударов формирования американских сухопутных войск будут готовы к быстрым и решительным действиям в любом регионе мира, участвовать в длительных крупномасштабных кампаниях, а также в операциях по стабилизации обстановки в постконфликтный период и по поддержке гражданских структур США.
Кроме того, соединения, части и подразделения сухопутных войск будут обучены и соответствующим образом технически оснащены для возможного проведения самостоятельных боевых действий, а также для участия в объединенных, многонациональных (коалиционных) операциях различного вида. Способность к непрерывному взаимодействию в составе разнородных (разновидовых) группировок войск (сил) станет отличительной особенностью формирований данного вида ВС нового типа. Основные тактические соединения СВ - бригады смогут самостоятельно действовать без дополнительной подготовки в течение нескольких суток после прибытия в район оперативного предназначения. Их главной задачей в этом случае будет предотвращение перерастания конфликтной ситуации в крупномасштабную войну. При ведении вооруженными силами США последней соединения нового типа будут участвовать в операциях различного вида в составе объединенных оперативных формирований или группировок многонациональных сил и добиваться реализации американских национальных интересов разными способами, вплоть до решительного разгрома противника.