САМОЛЕТ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ ЭРИАЙ ВВС ПАКИСТАНА
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 10/2008, стр. 59-60
САМОЛЕТ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ «ЭРИАЙ» ВВС ПАКИСТАНА
Полковник В.НЕЙВИНСКИЙ
Компания СААБ (Швеция) 26 марта 2008 года осуществила выкатку первого авиационного комплекса ДРЛО и управления «Эриай» для ВВС Пакистана, построенного на базе пассажирского самолета СААБ-2000. Основой его бортового и специального оборудования является система FSR-890.
Данный комплекс специально разработан компанией в соответствии с требованиями ВВС Пакистана. Каждый самолет будет оборудован пятью-семью автоматизированными рабочими местами операторов обнаружения и обработки данных. Он может использоваться в качестве составной части распределенной сети дальнего радиолокационного обнаружения и для передачи полученных данных в режиме реального времени непосредственно на наземную сеть командования и управления. Кроме того, по заказу пакистанской стороны самолеты будут оснащены дополнительными системами радиоэлектронной и радиотехнической разведки.
Основой системы FSR-890 является многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС бокового обзора PS-890 «Эриай» 10-см диапазона длин волн (рабочие частоты 3,1-3,3 ГГц) с активной фазированной решеткой с электронным сканированием. Угол обзора с каждой стороны составляет около 150° по азимуту и ± 9° по углу места, ширина луча диаграммы направленности запросчика - 0,7° по азимуту и 9° по углу места, максимальная дальность обнаружения целей на высоте 6 000 м - 450 км, при этом возможно их загоризонтное обнаружение. Для обеспечения максимальной мощности излучения в целях увеличения дальности обнаружения предусмотрена возможность сканирования пространства только с одной стороны. РЛС способна обнаруживать объекты, движущиеся со скоростью 14-2 000 км/ч. Станция имеет три основных режима работы: нормальный и расширенный обзор воздушного пространства, а также обзор наземного и надводного пространства. В состав системы FSR-890 для определения государственной принадлежности объекта, а также для получения информации о барометрической высоте полета военных и гражданских ЛА входит аппаратура системы опознавания «свой - чужой» Мк12. Она позволяет осуществлять индивидуальное опознавание самолета (корабля) с определением его местоположения и бортового номера. Система работает в стандартных режимах опознавания 1, 2, 3/А, С и S. Рабочая зона по азимуту совпадает с секторами обзора РЛС, а дальность обнаружения превышает 300 км. Точность определения координат сопровождаемых объектов (до 1 000) составляет 1-1,5°. Эффективная дальность обнаружения цели типа истребитель находится в диапазоне 300-350 км, а морские цели могут быть обнаружены на дальности до 320 км.
Контракт стоимостью 1,15 млрд долларов на поставку в течение 30 лет самолетов ДРЛО и управления «Эриай», оснащенных FSR-890, a также наземных пунктов приема и обработки информации, тренажеров и выполнение техобслуживания БРЭО был заключен в июне 2006 года. Общее количество заказанных самолетов ДРЛО и управления официально не называется. По данным информационного издания «Джейнс», эта цифра изначально составляла 6 единиц, но в мае 2007 года по просьбе Пакистана стороны пересмотрели условия контракта, сократив количество поставляемых систем. В результате проведенных между СААБ и правительством Пакистана переговоров было принято решение о снижении стоимости контракта на 197,4 млн долларов без пересмотра сроков поставки. Количество заказанных самолетов, вероятно, было сокращено до пяти.
Первый опытный образец самолета станет базовой платформой для проведения испытаний и оценки возможностей планера и оборудования в рамках реализуемого СААБ проекта поставки. Первый полет должен состояться до конца 2008 года. В соответствии с условиями контракта передача первого самолета «Эриай» ВВС Пакистана запланирована на конец 2009 года.
Постройка первого образца СААБ-2000 под обозначением SE-001 была закончена 14 декабря 1991 года, а первый полет он выполнил 26 марта 1992-го. Выкатка первого серийного самолета (SE-004) состоялась 17 марта 1993 года. ТРДД для него сертифицирован в апреле 1993-го. Основные характеристики СААБ-2000: летный экипаж три-четыре человека; максимальная взлетная масса 22 800 кг, масса пустого 13 800 кг, масса полезной нагрузки 5 900 кг; максимальное число М = 0,62, максимальная крейсерская скорость 656 км/ч (на высоте 9 450 м); максимальная скороподъемность 11,4 м/с, время набора высоты 6 100 м составляет 10 мин; практический потолок 9 450 м, диапазон крейсерских высот 5 485-9 450 м. Длина самолета 27,28 м, размах крыла 24,76 м, высота 7,73 м, диаметр фюзеляжа в миделевом сечении 2,31 м. На нем установлены два ТРДД АЕ 2100А компании «Аллисон» мощностью 3 096 кВт каждый. Запас топлива 5 300 л.
Самолет ДРЛО и управления СААБ-2000 «Эри-ай» ВВС Пакистана (на рисунках сверху вниз: презентация самолета, в ходе испытаний) |
Одновременно с реализацией пакистанской программы СААБ приступила к разработке комплекса «Эриай» для ВВС Таиланда. В октябре 2007 года кабинет министров этой страны одобрил выделение 1,1 млрд долларов на закупку 12 истребителей JAS-39 «Грипен» и двух самолетов ДРЛО СААБ-340 с комплексом «Эриай» (шведское обозначение S-100B «Аргус») вместе с наземным оборудованием и эксплуатационно-техническим сопровождением. Условия контракта общей стоимостью 600 млн долларов на поставку авиатехники, подписанного 11 февраля 2008 года, включают в том числе передачу одного самолета ДРЛО, а также наземной системы управления и контроля, которая позволит интегрировать его в единую сеть с истребителями. Поставка запланирована на первый квартал 2011 года.
На сегодня системами наблюдения «Эриай» оснащены также самолеты ВВС Бразилии и Греции. Интерес к закупке таких систем проявляют Малайзия и Саудовская Аравия.
Авиационные происшествия
Зимбабве. 5 сентября 2008 года при отработке торжественных демонстрационных полетов на базе ВВС Торнхилл, расположенной в части страны, потерпел катастрофу учебно-тренировочный самолет К-8 китайского производства. Погибли два пилота. Это первый случай крушения самолетов К-8 с момента их приобретения в 2005 году.
Канада. 10 октября 2008 года при выполнении тренировочного полета потерпел катастрофу учебно-тренировочный самолет СТ-144 «Тутор» из состава пилотажной группы «Сноубёрдс». Погибли пилот и военный фотограф. Согласно заявлению командира авиабазы на 45-й минуте полета самолет столкнулся с землей. За период с 1972 года в авиакатастрофах погибли восемь пилотов из этой эскадрильи. Начато расследование причин происшествия.
Пакистан. 13 августа 2008 года потерпел катастрофу истребитель национальных ВВС, выполнявший учебный полет в районе н. п. Бахавалпур (провинция Пенджаб). Причины происшествия выясняются.
США. 4 октября 2008 года при выполнении посадки в районе авиабазы близ г. Багдад (Ирак) столкнулись два транспортно-десантных вертолета UH-60 «Блэк Хок». По предварительным данным, погиб один военнослужащий. Ведется расследование причин происшествия.
* 21 июля 2008 года в 40 км северо-западнее г. Эпра Хабор (о. Гуам, Тихий океан) упал в воду стратегический бомбардировщик В-52Н национальных ВВС. Два члена экипажа погибли, еще четверо числятся пропавшими без вести. Причины катастрофы выясняются.
* 30 июля 2008 года при выполнении тренировочного полета в штате Невада потерпел катастрофу тактический истребитель F-15 национальных ВВС. Один пилот погиб, второй катапультировался и был доставлен в госпиталь. Самолет был приписан к военно-воздушной базе Неллис близ г. Лас-Вегас. Причины катастрофы выясняются.
Филлипины. 25 августа 2008 года в полночь, через 2 мин после взлета, пропал с экранов наземных служб обеспечения полетов военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес» национальных ВВС, совершавший полет по маршруту Давао - Илоило. На борту находились девять членов экипажа. Проводится поисковая операция.
Франция. 1 октября 2008 года при выполнении полета на отработку групповой слетанности в составе звена близ п-ова Бретань (департамент Финистер) столкнулись в воздухе два истребителя «Супер Этандар» национальных ВМС. Один пилот катапультировался и был обнаружен в ходе поисково-спасательной операции. О судьбе второго пилота сообщений не поступало.