РАЗРАБОТКА УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ

Индия и Бразилия в меньшей степени обладают научным и техническим потенциалом и их работы в области создания УР МД находятся на стадии исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Эти страны стремятся получить доступ к современным технологиям с помощью участия в совместной разработке УР.

«Зарубежное военное обозрение» № 6. 2004г. (стр.48-51)

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ

Полковник В. ЗУБРОВ

Авиационные управляемые ракеты класса «воздух - воздух» малой дальности (МД) входят в состав авиационного управляемого оружия. Они предназначены для поражения воздушных целей в ближнем воздушном маневренном бою. Максимальная дальность стрельбы этих УР не превышает 20 км. В настоящее время на вооружение самолетов начинают поступать УР МД пятого поколения, характерными признаками которых являются наличие головки самонаведения (ГСН), системы управления вектором тяги РДТТ и угла обзора ГСН, равного +/-90°.

Основными разработчиками и производителями УР малой дальности являются ведущие зарубежные страны. Однако такие работы проводят также Израиль, ЮАР, Бразилия, Тайвань и Индия.

Из вышеперечисленных стран дальше всех в области создания УР малой дальности продвинулись Израиль и ЮАР. Эти страны обладают современными технологиями для разработки и производства ракет пятого поколения, которые составляют конкуренцию УР западного производства. Израиль продает свои ракеты в Чили, Эквадор, Бразилию. Ведутся переговоры о поставках УР «Питон-4» в Сингапур и Индию. ЮАР активно сотрудничает с Израилем в разработке собственной УР МД пятого поколения и продвижении выпускаемых ракет на экспорт.

Индия и Бразилия в меньшей степени обладают научным и техническим потенциалом и их работы в области создания УР МД находятся на стадии исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Эти страны стремятся получить доступ к современным технологиям с помощью участия в совместной разработке УР.

На сегодняшний день Бразилия закончила НИОКР по созданию собственной УР МД «Пиранья» и приступила к ее производству. Работы продолжались в течение 20 лет и откладывались несколько раз по разным причинам, в основном из-за отсутствия финансовых средств. «Пиранья» по своим ТТХ значительно уступает современным ракетам МД.

Сведения о разработке УР МД в Индии носят противоречивый характер. Руководство страны хотело бы иметь на вооружении собственной разработки, но для сокращения времени может быть принято решение о закупке УР иностранного производства. В целом государства заинтересованы в том, чтобы иметь на вооружении современные образцы УР. Для этого со странами-экспортерами проводятся переговоры об их закупке.

Ниже представлены тактико-технические характеристики образцов УР малой дальности, разработанных и выпускаемых в Израиле и ЮАР.

Ракеты израильского производства «Питон-3, -4 и -5» предназначены для поражения воздушных целей на малых дальностях.

Ракета «Питон-3» (рис. 1а) поступила на вооружение ВВС Израиля в 1982 году и представляет третье поколение УР малой дальности. По своим характеристикам она близка к таким УР, как AIM-9L (США) или R.550 «Мажик» (Франция). Ракета «Питон-3» экспортировалась в ЮАР и на Тайвань. Примерная ее стоимость составляет 150 тыс. долларов.

С 1995 года на вооружение ВВС Израиля поступает УР четвертого поколения «Питон-4» (рис. 16) с целью замены ракеты «Питон-3». Всего планируется произвести около 3 000 ракет данного типа. По предварительной оценке, стоимость одной ракеты составляет около 250 тыс. долларов. В 2003 году объявлено о завершении разработки УР пятого поколения «Питон-5».

Основным производителем и разработчиком этих ракет является фирма «Рафаэль». Они предназначены для вооружения самолетов «Кфир», «Мираж-3», «Мираж-F.l», «Мираж-2000», «Цзянь-7», F-4, F-5,F-15 и F-16.

Всеракурсная ракета «Питон-3» построена по аэродинамической схеме «утка». Аэродинамическое управление осуществляется с помощью рулей, расположенных в носовой части. В хвостовой части ракеты расположен крестообразный стабилизатор с роллеронами. В качестве рабочего тела для приведения в движение рулевых приводов используется сжатый азот.

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ

ИК ГСН, чувствительный элемент которой расположен под куполообразным прозрачным обтекателем, имеет угол поля зрения 3°. Работа системы охлаждения чувствительного элемента основана на эффекте Джоуля-Томпсона. В качестве

хладагента в системе охлаждения используется азот, который подается в ГСН из баллона, находящегося на борту самолета. Охлаждение детектора на подвеске производится при подготовке ракеты к пуску.

Перед взлетом самолета чувствительный элемент ГСН ориентируется вдоль продольной оси УР. Целеуказание ракете может поступать от бортового комплекса РЭО или за счет совмещения строительной оси самолета с направлением на цель. В момент попадания последней в поле зрения ИК ГСН проходит сигнал захвата цели и летчик может производить пуск.

БЧ состоит из двух секций. В первой размещены аппаратура РЛ-взрывателя и временной механизм самоликвидатора, во второй - заряд высокоэнергетического ВВ. Принцип срабатывания РЛ-взрывателя основан на эффекте Доплера. При прямом попадании ракеты в цель подрыв осуществляется с помощью контактного взрывателя. В качестве ДУ используется одноступенчатый РДТТ производства фирмы «Рафаэль».

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ

Более совершенной израильской ракетой класса «воздух-воздух» является УР «Питон-4». Она имеет автономное наведение, усовершенствованные характеристики помехозащищенности и расширенную зону гарантированного поражения цели. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». Аэродинамические поверхности ее крыла изготовлены из нержавеющей стали и имеют специальную форму, которая уменьшает площадь давления на корпус УР. Ракета осуществляет разворот по принципу «крен-поворот» (как на самолете). На ней применяется ИК ГСН с зеркальной системой сканирования, которая обеспечивает захват цели при ее боковом отклонении в диапазоне от +60 до -60°. Кроме РЛС и ИК СПО данные целеуказания ракете «Питон-4» могут поступать от НСЦОИ. В качестве ДУ используется РДТТ со сниженной ИК-сигна-турой. Диаметр твердотопливной шашки составляет 0,15 м.

В 2003 году Израиль объявил о завершении разработки УР пятого поколения «Питон-5». Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». На ней применяется тепловизионная ГСН и ИНС. Установленный на «Питон-5» модернизированный РДТТ позволил увеличить дальность стрельбы до 20 км. Максимальная скорость составляет М = 4. Ожидается, что она поступит на вооружение в 2005 году.

Фирма «Кентрон» (ЮАР) разработала серию УР класса «воздух - воздух» малой дальности V3C, «U-Дартер», «А-Дартер». Основными носителями этих ракет являются самолеты ВВС ЮАР - «Мираж-F.l», «Мираж-SZ», а также вертолет «Руйволк». УР V3C была принята на вооружение в 1988 году. Всего было построено около 500 ракет. Стоимость одной составила 152 тыс. долларов. В 1994 году на вооружение поступила новая модификация - «U-Дартер» (всего было выпущено около 200 ракет). Стоимость одной около 180 тыс. долларов.

В начале 2000 года было начата полномасштабная разработка УР пятого поколения «А-Дартер». Однако в 2003 году работы могли быть приостановлены из-за недостатка финансовых средств и рассмотрена возможность закупки УР иностранного производства. Возможными кандидатами могут стать УР IRIS-T (ФРГ), «Питон-4» (Израиль), ASRRAM (Западная Европа).

УР V3C выполнена по аэродинамической схеме «утка» (рис. 2). Она снабжена четырьмя неподвижными дестабилизаторами трапециевидной формы в носовой части. За ними располагаются рули управления, которые имеют сложную форму.

Наведение ракеты на цель осуществляется с помощью всеракурсной ИК ГСН, работающей в двух диапазонах частот. Углы сканирования ГСН на подвеске составляют от + 14 до - 14°, после пуска на траектории от + 55 до -55°. Целеуказание ракете осуществляться с помощью РЛС и НСЦ. При использовании НСЦ диапазон углов отклонения ГСН может составлять от + 20 до - 20°.

Подрыв осколочной БЧ осуществляется контактным или неконтактным активным лазерным взрывателем. Эффективный радиус поражения БЧ составляет около 10м.

УР «U-Дартер» выполнена по той же аэродинамической схеме. На ней установлен цифровой автопилот и модернизированный РДТТ, что позволило увеличить дальность стрельбы до 8 км. Выполненная доработка ГСН позволила улучшить характеристики помехозащищенности. В качестве чувствительного элемента в ней используется ИК-детектор, работающий в двух диапазонах частот.

На УР «А-Дартер» используется «бескрылая» аэродинамическая схема (рис. 3). Диаметр корпуса увеличен до 0,166м. В качестве ДУ будет использоваться РДТТ с системой ОВТ. Ракету планируется оснащать ИНС и тепловизионной ГСН (рис. 4), которая будет способна захватывать цель как на подвеске, так и после пуска на траектории. УР «А-Дартер» совместима с АПУ LAU-7 и мультиплексными шинами стандарта MIL-STD-1553B или MIL-STD-1760.

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ

Таким образом, в рассмотренных странах проводятся собственные НИОКР и налажено производство УР класса «воздух - воздух» малой дальности. Уровень этих разработок зависит от финансовых и технических ресурсов, а также от доступа к современным технологиям. Израиль и ЮАР создают современные УР малой дальности, которые по своим ТТХ конкурентоспособны на рынке вооружений. Тайвань и Индия, имеющие ограничения в таких ресурсах для создания перспективных образцов, будут стремиться получить доступ к перспективным технологиям путем участия в совместных разработках или организации лицензионного производства у себя в стране.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации