ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

Важнейшими условиями реализации намеченных мероприятий являются повышение боеспособности сил флота, в том числе авиации, и полная интеграция компонентов сил флота и морской пехоты, способных вести активные действия в общих боевых порядках при оказании поддержки со стороны моря объединенных оперативных формирований ВС США и их союзников на передовых театрах военных действий.

«Зарубежное военное обозрение» № 8. 2004г. (стр. 53-70)

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И «ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ» АВИАЦИИ ВМС США

Капитан 1 ранга Д. Рюриков,

капитан-лейтенант П. Алексеев

«Трансформирование» военно-морских сил США, вызванное новыми условиями стратегической обстановки в мире и направленное главным W Ж. образом на приведение состава и боевых возможностей ВМС в соответствие с возможными вызовами и угрозами XXI века, оказало определяющее влияние на дальнейшее развитие всех компонентов авиации ВМС в целом, и в первую очередь на регулярные силы авиации флота и морской пехоты. В меньшей степени организационные изменения затронули резервные формирования, соединения и части авиационно-технического командования, а также командования подготовки летного состава авиации ВМС.

Каждый компонент авиации ВМС имеет свое предназначение, систему управления, организационно-штатную структуру, авиационную технику и береговую инфраструктуру. Кроме того, в условиях чрезвычайной обстановки решением президента США в оперативное подчинение командованию ВМС частично или полностью может быть передана авиация береговой охраны, в составе которой насчитывается около 170 патрульных и поисково-спасательных самолетов и вертолетов.

В ходе «трансформирования» ВМС, основные мероприятия которого предполагается завершить к 2009 году, предусматривается совершенствование штатной структуры органов управления, соединений и частей, а также существенное обновление корабельного состава, самолетного и вертолетного парка морской авиации.

Важнейшими условиями реализации намеченных мероприятий являются повышение боеспособности сил флота, в том числе авиации, и полная интеграция компонентов сил флота и морской пехоты, способных вести активные действия в общих боевых порядках при оказании поддержки со стороны моря объединенных оперативных формирований ВС США и их союзников на передовых театрах военных действий.

В результате интеграции сил флота и морской пехоты в составе передовых группировок ВМС на ТВД предполагается иметь оперативные соединения нового типа - экспедиционные ударные группы, сочетающие в себе боевые возможности амфибийно-десантных и корабельных ударных групп, а также единые формирования тактической авиации флота и авиации МП.

Авиация флота. Командование американских военно-морских сил рассматривает авиацию флота в качестве основного и универсального компонента авиации ВМС, предназначенного для эффективного решения широкого спектра задач в ходе операций на море и в прибрежных зонах в региональных войнах и вооруженных конфликтах различного масштаба. Особая роль отводится авиации флота, и в первую очередь авианосной авиации, при нейтрализации кризисных ситуаций в регионах, затрагивающих национальные интересы США и их союзников.

Регулярные силы авиации флота представлены соединениями и частями авианосной (палубной) и базовой (патрульно-разведывательной) авиации. Организационно-штатная структура, состав и вооружение соединений авиации флота различаются в зависимости от их предназначения и формы организации.

Авиация флота, как и военно-морские силы в целом, имеет две параллельно существующие формы организации: административную и оперативную.

Административная организация авиации флота предназначена для обеспечения подготовки, комплектования и прохождения службы личным составом, а также для тылового обеспечения авиационных соединений и частей и организации их базирования.

В соответствии с ней авиацией флота, как и военно-морскими силами в целом, руководит министр ВМС (гражданское лицо) через начальника штаба ВМС. Управление авиацией флота начальник штаба ВМС осуществляет через командующих Атлантическим и Тихоокеанским флотами, которым непосредственно подчинены командующие воздушными силами флотов соответственно. При этом командующий воздушными силами Атлантического флота с 2001 года одновременно является командующим авиацией единого флота США и по отношению к командующему воздушными силами Тихоокеанским флота занимает главенствующее положение. В этом качестве он персонально несет ответственность перед начальником штаба ВМС за общее состояние и боеготовность авиации флота, определение общих ее потребностей в авиационной технике и вооружении, а также за укомплектованность личным составом и боевую готовность авианосных ударных групп в период их подготовки к развертыванию в состав передовых группировок ВМС.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

Эскадрильи и авиационные крылья, имеющие на вооружении в соответствии с административной организацией однотипные самолеты и вертолеты, сведены в однородные части и соединения, которые, в свою очередь, организационно объединены в воздушные силы Атлантического и Тихоокеанского флотов. Кроме того, в состав воздушных сил флотов входят ударные авианосцы, организационно сведенные в группы, и командования авиации флота в районах (табл. 1).

Командиры групп авианосцев, командиры авиакрыльев (однородные соединения авианосной авиации флота) и командования авиации флота в районах подчинены непосредственно командующим воздушными силами флотов. Командиры патрульно-разведывательных авиакрыльев базовой авиации подчиняются командующим воздушными силами флотов через командующих патрульно-разведывательными силами Атлантического флота (штаб в ВМБ Норфолк) и патрульно-разведывательной группы Тихоокеанского флота (штаб на АвБ Канеохе-Бей, Гавайские о-ва) соответственно.

В административной организации воздушных сил флотов имеются некоторые особенности. В воздушных силах Атлантического флота эскадрильи авиакрыла истребителей F-14 авианосной авиации выделяются в состав авианосных крыльев, формируемых в рамках оперативной организации для несения боевой службы на авианосцах не только Атлантического, но и Тихоокеанского флотов.

Имеющиеся в составе патрульно-разведывательных сил Атлантического флота эскадрильи патрульных самолетов (Р-ЗС), РТР и РЭП (ЕР-ЗЕ) и отдельная патрульная авиаэскадрилья (опаэ, самолеты Р-ЗС) организационно сведены в два (5-е и 11-е) патрульно-разведывательных авиакрыла, базирующиеся на АвБ Брансуик (штат Мэн) и Джексонвилл (Флорида). Для несения боевой службы в передовых районах из состава этих крыльев на основе ротации выделяются две патрульные эскадрильи: одна действует с АвБ Кефлавик (Исландия), а вторая - с АвБ Сигонелла (о. Сицилия, Италия), отряд из состава которой периодически базируется на АвБ Суда (о. Крит, Греция). Кроме того, отряды патрульных самолетов Р-ЗС периодически направляются на АвБ Кюрасао (Антильские о-ва, Нидерланды) и Комалапа (Сальвадор) с целью обнаружения быстроходных маломерных судов и легких летательных аппаратов, пытающихся нелегально доставить в США контрабандные грузы и эмигрантов.

Командиру 5-го патрульно-разведывательного авиакрыла в административном отношении подчинена 1 опаэ (VPU-1), в составе которой имеются патрульные самолеты Р-ЗВ/С, оборудованные специальными средствами РТР для ведения воздушной разведки в морских и приморских районах, представляющих особый интерес для командования ВМС. Ему же, также административно, подчинена 2 аэ РТР и РЭП (самолеты ЕР-ЗЕ), базирующаяся на АвБ Рота (Испания) и выполняющая свойственные ей задачи в Иберийской Атлантике и Средиземном море.

Учебно-боевая патрульная эскадрилья базируется на АвБ Джексонвилл и подчинена непосредственно командующему патрульно-разведывательными силами Атлантического флота.

Особенностью структуры воздушных сил Тихоокеанского флота является то, что из состава АКр РЭБ (самолеты ЕА-6В) выделяются эскадрильи в состав авианосных крыльев для несения боевой службы на авианосцах как Тихоокеанского, так и Атлантического флотов.

Из состава авиакрыла стратегической связи (АвБ Тинкер, штат Оклахома), предназначенного для обеспечения резервной связи с атомными ракетными подводными лодками, находящимися на боевом патрулировании (система ТАСАМО), выделяются авиаотряды самолетов Е-6А/В, которые действуют при выполнении указанных задач с АвБ Патаксент-Ривер (штат Мэриленд) и Тревис (Калифорния).

В октябре 2003 года в организационной структуре патрульно-разведывательных сил Тихоокеанского флота произошли существенные изменения. Штаб командования передислоцировался с АвБ Канеохе-Бей (Гавайские о-ва) на АвБ Мисава (Япония), а командующий возглавил по совместительству три вновь созданных командования: патрульно-разведывательных сил 7-го флота США, патрульно-разведывательных сил 5-го флота, действующего в Персидском заливе и Аравийском море в рамках Центрального командования ВС США, а также авиации флота в западной части Тихого океана. Одновременно было сформировано 2-е патрульно-разведывательное крыло в составе трех эскадрилий и одной опаэ (VPU-2) на АвБ Канеохе-Бэй и расформировано 1 -е патрульно-разведывательное АКр на АвБ Ацуги (Япония).

Для несения боевой службы в составе патрульно-разведывательных сил 7-го и 5-го флотов с континентальной части США на основе ротации прибывают две патрульные эскадрильи: одна на АвБ Мисава, отряд самолетов Р-ЗС из состава которой выделяется для базирования на АвБ Кадена (о. Окинава), и вторая - на АвБ Диего-Гарсия (архипелаг Чагос, Индийский океан) с периодическим базированием отрядов патрульных самолетов в Омане и Бахрейне. Кроме того, на АвБ Мисава базируется отряд самолетов ЕР-ЗЕ из состава 1-й эскадрильи РТР и РЭП (АвБ Ка-неохе-Бэй).

Шесть патрульных эскадрилий (самолетов Р-ЗС), эскадрилья РТР и РЭП (самолеты ЕР-ЗЕ) и отдельная патрульная (VPU-2, самолеты Р-ЗС, выполняющие те же задачи, что и VPU-1 на Атлантике) из состава патрульно-разведывательных сил Тихоокеанского флота организационно сведены в два (2-е и 10-е) патрульно-разведывательных крыла с базированием на АвБ Канеохе-Бэй и Уидби-Айленд (штат Вашингтон). В административном отношении они непосредственно подчинены начальнику патруль-но-разведывательной группы Тихоокеанского флота, являющемуся связующим звеном между командирами этих авиакрыльев и командующим воздушными силами Тихоокеанского флота, и несут ответственность за учебно-боевую подготовку, боеготовность подчиненных им частей, а также за техническое состояние авиационной техники и все виды тылового обеспечения.

Командования авиации флота в районах отвечают за обеспечение базирования, боевой подготовки и тыловое обслуживание соединений и частей авиации флота, находящихся в пределах районов их ответственности.

Оперативной организацией авианосной авиации флота предусматривается формирование (эскадрильями из состава однородных соединений авианосной авиации флота) разнородных авиационных оперативных соединений (авианосных авиакрыльев) для базирования и несения боевой службы на авианосцах в составе передовых группировок ВМС США.

Авианосцы с базирующимися на них авиакрыльями считаются боевым ядром авианосных ударных соединений и групп, которые, в свою очередь, являются основной ударной силой оперативных флотов США (6,5 и 7-го), развернутых в Средиземном море, Индийском океане (Персидском заливе) и в западной части Тихого океана.

В составе 2-го и 3-го оперативных флотов (Западная Атлантика и восточная часть Тихого океана) оперативные формирования флота, в том числе авианосные ударные соединения и группы, создаются обычно на период учений и отработки задач боевой подготовки.

Командир авианосного авиакрыла подчинен командиру оперативного соединения (группы), который со своим штабом, как правило, находится на авианосце.

В воздушных силах Атлантического и Тихоокеанского флотов формируется 11 авианосных авиакрыльев, в том числе одно крыло в составе резервных сил авиации флота. Они используются с 12 авианосцев, из которых один находится, как правило, на капитальном ремонте с перезарядкой атомных реакторов продолжительностью около трех лет.

В настоящее время в числе 12 авианосцев девять - типа «Нимитц» и один - «Энтерпрайз» - с ядерными энергетическими установками (ЭУ) и два авианосца - «Китти Хок» и «Джон Ф. Кеннеди» - с обычными ЭУ. Текущий состав авианосных авиакрыльев представлен в табл. 2.

Увеличение количества авианосцев в составе регулярных ВМС в ближайшие годы не предусматривается. В то же время американские аналитики прогнозируют значительное расширение боевых возможностей и повышение эффективности авианосных авиакрыльев в решении стоящих перед ними задач в условиях возникновения региональных войн и вооруженных конфликтов XXI века.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

По мнению специалистов ВМС, этому будет способствовать поступление на вооружение авианосной авиации флота новой авиационной техники, увеличение в составе ударного компонента авианосных авиакрыльев количества самолетов - носителей высокоточного оружия (табл. 3), интеграция истребительно-штурмовой авиации флота и морской пехоты, совершенствование сил и средств разведывательного обеспечения действий авиации, а также высокая профессиональная подготовка летного состава.

В базовой авиации флота в соответствии с оперативной организацией предусматривается формирование оперативных групп и отрядов патрульных самолетов Р-ЗС и самолетов РТР и РЭП ЕР-ЗЕ из состава патрульно-разведывательных авиакрыльев. Свои штатные задачи они выполняют в составе противолодочных и патрульно-разведывательных формирований оперативных флотов.

Широкая сеть авиабаз на континентальной части Соединенных Штатов и за ее пределами, с которых действуют оперативные формирования базовой авиации флота, обеспечивает выполнение стоящих перед ними задач практически в любом районе Мирового океана, затрагивающем интересы США и их союзников. К числу основных задач относятся: ведение разведки и наблюдения за оперативной обстановкой в определенных районах океанских (морских) ТВД; организация противолодочной обороны (ПЛО) авианосных ударных групп и других оперативных формирований сил флота и конвоев на переходе морем; осуществление загоризонтного целеуказания кораблям - носителям КР и ударным самолетам или самостоятельное нанесение ударов различными средствами поражения по выявленным морским и наземным целям.

Одновременно с совершенствованием организационно-штатной структуры, командование ВМС уделяет значительное внимание качественному совершенствованию самолетного и вертолетного парка авиации флота, что способствует расширению ее боевых возможностей и более эффективному решению штатных боевых задач.

На вооружение авианосной авиации флота в настоящее время поступают истребители-штурмовики F/A-18 новых модификаций Е и F, многоцелевые вертолеты MH-60R и MH-60S, а в ближайшей перспективе ожидается поступление многоцелевых самолетов нового поколения F-35C, которые могут быть использованы в качестве палубных штурмовиков, а также самолетов РЭБ EA-18G «Гроулер» и ДРЛО и управления - Е-2С «Хокай 2000».

Данные поисковых средств самолетов Е-2С предусматривается вводить в АСУ силами и средствами ПРО/ПВО и использовать в едином информационном поле объединенных оперативных формирований флота, что позволит существенно увеличить дальность обнаружения морских и воздушных целей, в том числе на малых высотах, и эффективно применять корабельные ЗРК.

Командование ВМС США намерено в ближайшие годы более активно привлекать вертолеты для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, быстроходными маломерными катерами и минной угрозой на переходе морем и в прибрежных районах, а также для выдачи данных целеуказания корабельной артиллерии и считает, что эти машины будут основным компонентом сил обороны в решении боевых задач, предусмотренных одной из составных частей концепции ВМС «Морская мощь-21» - «Морской щит». Предполагается, что вертолеты будут выполнять эти задачи в тесном взаимодействии с патрульными самолетами Р-ЗС, ДРЛО и управления Е-2С и беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Это позволит ударным самолетам авианосных авиакрыльев сосредоточить основные усилия на выполнении задач, изложенных в другой части - «Удар с моря» - той же концепции. Кроме того, предусматривается применение вертолетов для высадки и эвакуации разведывательно-диверсионных групп ССО флота, поиска и спасения личного состава в боевых условиях, а также Для выполнения задач, связанных с обеспечением безопасности своих сил и борьбой с терроризмом.

Командование ВМС предполагает более активно применять корабельные вертолеты и для своевременного пополнения запасов средств МТО кораблей, для чего предусматривается использовать усовершенствованные методы «вертикальной доставки» грузов.

Для успешного выполнения всех этих задач вертолеты должны быть оснащены современным БРЭО, соответствующим образом вооружены и укомплектованы подготовленным летным составом.

В связи с пополнением вертолетного парка авиации флота новой авиационной техникой (в частности, вертолетами MH-60R и MH-60S), поступлением новых боевых средств и вооружения и в целях упорядочения боевого применения вертолетов, в том числе при выполнении новых задач, предусматривается в период с апреля 2005-го и до января 2015 года переименовать:

- пять эскадрилий боевого обеспечения флота, вооруженных вертолетами CH-46D, UH-3H и MH-60S, а также десять эскадрилий противолодочных вертолетов SH-60F и НН-60Н после перевооружения их на многоцелевые вертолеты MH-60S в эскадрильи вертолетов обеспечения боевых действий на море;

- десять легких противолодочных эскадрилий, вооруженных вертолетами SH-60B, после перевооружения на многоцелевые (противолодочные) вертолеты MH-60R - в эскадрильи морских ударных вертолетов. Ожидается, что в 2004 году в составе воздушных сил флотов будут переименованы авиакрылья вертолетов боевого обеспечения флота, противолодочных вертолетов обеспечения и легких противолодочных вертолетов в авиакрылья вертолетов боевых действий на море и морских ударных вертолетов соответственно. При этом предусматривается объединить авиакрылья вертолетов боевого обеспечения флота и противолодочных вертолетов в авиакрылья вертолетов обеспечения боевых действий на море с увеличением количества эскадрилий с 25 до 31.

В перспективе из 15 эскадрилий морских ударных вертолетов MH-60R десять предполагается использовать с ударных авианосцев (по одной аэ в составе авианосного АКр) и пять (отдельными отрядами) - с кораблей экспедиционных и корабельных ударных групп, развертываемых в районы боевого предназначения. На каждом ударном авианосце четыре вертолета из состава этих эскадрилий будут постоянно находиться на авианосце и восемь - на боевых кораблях охранения (крейсерах и эсминцах).

Из 16 эскадрилий вертолетов обеспечения боевых действий на море (MH-60S), десять предполагается использовать с авианосцев и шесть - с десантных кораблей экспедиционных ударных групп. На авианосцах будет базироваться по шесть вертолетов MH-60S и по два - на универсальных транспортах снабжения, обеспечивающих корабли АУГ. Находящиеся на десантных кораблях многоцелевые вертолеты MH-60S будут привлекаться для борьбы с минной угрозой, поиска и спасения личного состава, пополнения запасов МТО в море.

В стадии разработки и испытаний находятся разведывательные и ударные БЛА, которые предполагается использовать с авианосцев и кораблей других классов, включая атомные ПЛ.

Реализация намеченных на ближайшую перспективу мероприятий по «трансформированию» авиации флота будет, по мнению командования ВМС, способствовать расширению боевых возможностей и повышению эффективности авианосной авиации в решение стоящих перед ней задач в условиях ведения региональных войн и вооруженных конфликтов, при чем меньшим нарядом сил (число ударных самолетов в истребительно-штурмовых эскадрильях планируется сократить с 12 до 10, при этом количество самолето-вылетов с авианосцев может быть увеличено до 220 в сутки).

Регулярные силы базовой авиации флота представлены 12 патрульными эскадрильями (самолеты Р-ЗС), двумя эскадрильями РТР и РЭП (ЕР-ЗЕ) и двумя опаэ (Р-ЗВ/С).

В ходе «трансформирования» базовой авиации флота предусматривается снять с вооружения частей самолеты Р-ЗС и заменить их новыми. При этом количество закупаемых машин предполагается сократить до 100, что намного меньше численности состоящих на вооружении частей самолетов Р-ЗС. Считается, что выполнение некоторых задач, свойственных самолетам Р-ЗС, будет возложено на разведывательные и ударные беспилотные летательные аппараты. В связи с этим особое значение приобретает разрабатываемый в ВМС план создания системы воздушной разведки и наблюдения за оперативной обстановкой на морских и океанских театрах.

По мнению американских специалистов, элементы этой системы могут быть размещены в пяти регионах: на Гавайских о-вах (АвБ Оаху), в Западной Атлантике (АвБ Джексонвилл, штат Флорида), в западной части Тихого океана (о. Гуам), в Индийском океане (Диего Гарсия, архипелаг Чагос) и в Средиземном море (АвБ Сигонелла, Италия). Это позволит обеспечить ведение разведки и наблюдения за оперативной обстановкой практически в глобальном масштабе.

Для замены самолетов РТР и РЭП ЕР-ЗЕ командование ВМС намерено приобрести разрабатываемый для сухопутных войск США самолет, рабочее название проекта которого ACS (Aerial Common Sensor).

Авиация морской пехоты предназначена для оказания непосредственной авиационной (огневой) поддержки наземных сил десанта как на этапе их высадки на необорудованное побережье, так и в ходе боевых действий на берегу при проведении морских десантных операций, а также для прикрытия районов десантирования с воздуха.

По административной организации регулярные силы авиации морской пехоты представлены тремя авиакрыльями (по числу регулярных дивизий МП). Одновременно авиакрылья являются компонентами авиационного усиления и обеспечения в ходе боевых действии экспедиционных дивизий морской пехоты, создаваемых по оперативной организации.

Авиакрылья авиации морской пехоты считаются тактическими соединениями и, как правило, имеют в своем составе: штаб и штабную эскадрилью, одну-две авиационные группы самолетов, две авиагруппы транспортно-десантных вертолетов, группу управления авиацией, группу обслуживания авиакрыла и дивизион ЗРК (табл. 4).

Соединения и части наземных сил и авиации МП, базирующиеся на базах Атлантического и Тихоокеанского побережья США, организационно сведены в так называемые «флотские силы морской пехоты», которые возглавляют командующие.

Командующему силами морской пехоты Атлантического флота, в частности, подчинено 2-е, а командующему силами морской пехоты Тихоокеанского флота - 1-е и 3-е авиакрылья авиации морской пехоты (по нумерации соответствующих дивизий МП).

Особенностью организации 1-го авиакрыла, базирующегося в Японии (за исключением входящей в его состав авиагруппы на АвБ Канеохе-Бэй), является то, что это оно не имеет постоянного (штатного) состава. Комплектующие его боевые авиационные эскадрильи выделяются на основе ротации из состава 2-го и 3-го авиакрыльев, базирующихся на континентальной части США.

В качестве важного элемента «трансформирования» авиации ВМС предусматривается дальнейшая, более глубокая интеграции истребительно-штурмовых компонентов авиации морской пехоты с авиацией флота. В ближайшие годы предусматривается увеличить с четырех до десяти ишаэ, вооруженных самолетами F/A-l 8C, которые будут переданы в оперативное подчинение командованию ВМС для привлечения к несению боевой службы на авианосцах в составе авианосных авиакрыльев (по одной эскадрилье в составе каждого крыла).

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

До настоящего времени окончательно не решен вопрос о перевооружении в авиации морской пехоты штурмовых (самолеты AV-8B), истребительно-штурмовых (самолеты F/A-18C) эскадрилий и аэ РЭБ (самолеты ЕА-6В). Командование МП намерено все эти самолеты заменить самолетами КВВП F-35B (новый самолет РЭБ также предполагается создать на базе F-35B). Однако представители ВМС заинтересованы в том, чтобы самолеты F/A-18C и ЕА-6В были заменены самолетами тех же типов, что и поступающие на вооружение авианосной авиации флота (F-35C и EF-18G соответственно). Количество самолетов в штурмовых и истребительно-штурмовых эскадрильях, так же как и в авиации флота, предполагается сократить до 10 машин.

Значительные изменения в ходе «трансформирования» произойдут в транспортной авиации морской пехоты. Транспортно-десантные вертолеты CH-53D и СН-46Е предусматривается заменить самолетами КВВП MV-22 «Оспрей»; при этом тяжелые транспортно-десантные вертолеты СН-53Е останутся на вооружении до 2020-2025 годов. Транспортные самолеты-заправщики будут заменены однотипными машинами КС-130 новой модификации J.

Существенную модернизацию и переоборудование пройдут вертолеты огневой поддержки AH-1W и легкие многоцелевые вертолеты UH-1N (после переоборудования получат обозначения AH-1Z и UH-1Y соответственно). Кроме того, самолеты и вертолеты будут оснащены новыми образцами оружия, прицельно-навигационными системами и БРЭО.

В соответствии с оперативной организацией на базе соединений и частей авиации морской пехоты предусматривается формирование усиленного авиационного крыла - для обеспечения боевых действий экспедиционной дивизии МП; усиленной авиационной группы- для обеспечения боевых действий экспедиционной бригады и смешанной авиационной эскадрильи, обеспечивающей боевые действия экспедиционного батальона МП с подразделениями ССО.

Примерный боевой состав и вооружение типовых оперативных формирований авиации морской пехоты приведен в табл. 5. Боевой состав и вооружение оперативных формирований авиации морской пехоты зависят от многих факторов (поставленной задачи, ожидаемого противодействие противника и других) и могут варьироваться в значительных пределах.

(Окончание следует)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И «ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ» АВИАЦИИ ВМС США-2

Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2004. - № 8. - С. 53-62.

Капитан 1 ранга Д. РЮРИКОВ,

капитан-лейтенант П. АЛЕКСЕЕВ

Резерв авиации флота включает одно авиакрыло (АКр) авианосной авиации и три базовой: патрульно-разведывательное, вертолетов различного назначения и тылового обеспечения. Состав, вооружение авиакрыльев и базы приписки входящих в их состав эскадрилий представлены в табл. 1.

Патрульно-разведывательное авиакрыло имеет в своем составе семь патрульных эскадрилий, отряды самолетов Р-ЗС из состава которых базируются на авиабазах (АвБ) Джексонвилл и Уидби-Айленд, и периодически направляются в состав передовых группировок ВМС США для выполнения свойственных им задач.

Самолеты Р-ЗС из состава патрульных эскадрилий привлекаются для патрулирования в ряде районов Восточного и Западного побережья США с целью воспрепятствования нелегальной доставке в страну контрабандных грузов и мигрантов. Кроме того, патрульно-разведывательная авиация резерва принимает активное участие в учениях, проводимых по планам оперативного применения регулярных сил флота.

В 2004-2006 финансовых годах в составе резервного патрульно-разведывательного авиакрыла возможны значительные изменения. В целях экономии бюджетных финансовых средств командование ВМС намерено в 2004 году преобразовать три патрульные эскадрильи (паэ) в подразделения усиления, в которых будут проходить подготовку резервные экипажи для пополнения конкретных регулярных авиационных частей, а в 2005-м расформировать две резервные эскадрильи. В оставшихся двух паэ предлагается готовить по девять резервных экипажей для пополнения регулярных частей БПА. Таким образом, в случае утверждения этого плана состав резервного патрульно-разведывательного АКр будет сокращен до двух эскадрилий и нескольких подразделений усиления регулярной авиации.

АКр вертолетов различного назначения насчитывает в своем составе пять эскадрилий, на вооружении которых находятся два типа вертолетов (четырех модификаций, в ближайшие годы они будут заменены двумя модификациями R и S однотипного вертолета МН-60).

Вертолеты эскадрилий боевого обеспечения предназначены в основном для транспортировки личного состава и грузов, в том числе для высадки и эвакуации личного состава подразделений сил специальных операций (например, в конце 90-х годов прошлого столетия 4 аэ боевого обеспечения принимала участие в боевых действиях на Балканах).

75-я эскадрилья противолодочных вертолетов SH-60F и НН-60Н предназначена для передачи в состав 20-го авианосного АКр, а легкие противолодочные вертолеты SH-6B 60 аэ действуют с фрегатов УРО типа «Оливер X. Перри».

Авиакрыло тылового обеспечения включает 16 эскадрилий, имеющих на вооружении различные типы транспортных самолетов, предназначенных для транспортировки личного состава и грузов. Две из них (30 и 40 траэ), вооруженные транспортными самолетами С-2А, используются для доставки личного состава и грузов непосредственно на борт авианосцев, находящихся в море.

Транспортные эскадрильи авиакрыла тылового обслуживания укомплектованы летным составом резерва и полностью удовлетворяют потребности флота в транспортировке личного состава и грузов.

1 траэ оснащена самолетами C-20D, приписана к АвБ Вашингтон (штат Мериленд) и используется в интересах министра и начальника штаба ВМС США.

Ответственность за обеспечение боевой подготовки летного состава и поддержание готовности экипажей самолетов и вертолетов для действий в составе регулярных сил авиации флота, а в случае необходимости - для восполнения потерь, несет командование резерва авиации. Оно непосредственно подчинено главному управлению резерва ВМС, которое, в свою очередь, замыкается на командование сил флота ВМС США.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

Кроме того, командующему резервом флота подчинены пять авиабаз (Нью-Орлеан, Форт-Уэрт, Атланта, Уиллоу-Гров и Вашингтон) с расположенными там учреждениями и базирующимися отрядами транспортных самолетов С-9В.

Резерв авиации морской пехоты представлен 4-м авиакрылом, которое может быть использовано в качестве авиационного компонента резервной (4-й) дивизии морской пехоты в случае формирования на ее базе экспедиционного соединения.

Кроме того, соединения и части резервного авиакрыла могут быть использованы для доукомплектования и усиления соединений и частей регулярной авиации МП, а также для восполнения возможных потерь.

Состав, вооружение и базы приписки соединений и частей резерва авиации морской пехоты приведены в табл. 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

Командующий резервом авиации МП несет ответственность перед командующим резервными компонентами морской пехоты за организацию и обеспечение боевой подготовки и состояние боевой готовности авиационных соединений и частей, входящих в состав резервного авиакрыла. Командующий резервом морской пехоты подчинен коменданту МП.

Авиационно-техническое командование ВМС занимается в основном вопросами разработки, проведения всесторонних испытаний и приобретения новой авиационной техники, БРЭО и систем оружия для всех компонентов авиации ВМС.

Кроме того, командование отвечает за все виды МТО, ремонта и технического обслуживания авиационной техники, БРЭО и систем оружия, состоящих на вооружении частей, с целью содержания их в исправном (боеготовом) состоянии на протяжении всего срока эксплуатации в частях. Оно поддерживает тесные связи с промышленными предприятиями, обеспечивающими поставку авиационной техники в соответствии с заключенными контрактами.

В структуру авиационно-технического командования ВМС входит центр боевого применения авиации флота. В его составе имеется два управления: авиационной техники и систем оружия, а также центр подготовки летчиков-испытателей.

Технические испытания авиационной техники, БРЭО и систем оружия проводятся в авиаэскадрильях, которые организационно сведены в два авиакрыла: испытания авиационной техники (атлантическое) и испытания БРЭО и систем оружия (тихоокеанское).

В составе первого авиакрыла имеется четыре (VX-20, -21, -22 и -23) испытательные эскадрильи, а второго - две (VX-30 и -31) эскадрильи испытания и оценки БРЭО и систем оружия. Командиру первого АКр в административном отношении на правах отдельной аэ подчинена также школа подготовки летчиков-испытателей авиационной техники.

Технические испытания авиационной техники, БРЭО и систем оружия в эскадрильях атлантического и тихоокеанского авиакрыльев проводятся в основном с целью определения соответствия их Фактических ТТХ проектным заданиям.

Эта техника, оборудование и системы оружия проходят полигонные испытания в составе двух (VX-1 и VX-9) отдельных авиационных эскадрилий опытовых сил ВМС с целью их оперативно-тактической оценки.

При положительных результатах всесторонних технических и полигонных испытаний для начальника штаба ВМС составляется соответствующий отчет с предложениями о целесообразности принятия на вооружение частей новой авиационной техники, БРЭО и систем оружия. Всего в авиационно-техническом командовании ВМС занято около 31 500 военных и гражданских специалистов; в составе авиаэскадрилий испытания и оценки авиационной техники, оборудования и систем оружия имеется примерно 150 самолетов и вертолетов различных типов и модификаций, которые используются для проведения необходимых летных испытаний в процессе целевых НИОКР.

Командование подготовки летного состава авиации ВМС (штаб на АвБ Корпус-Кристи, штат Техас) занимается вопросами организации и обеспечения подготовки летчиков, штурманов и операторов по эксплуатации БРЭО и применению оружия для службы в авиации флота, морской пехоты, береговой охраны США и авиации союзных стран.

В ведении командования находятся учебные центры (школы) авиации флота, около 1 000 летчиков-инструкторов, 700 учебно-тренировочных самолетов и вертолетов, организационно сведенных в эскадрильи и авиакрылья (табл. 3), а также авиаэскадрилья демонстрационных полетов «Голубые ангелы» (Blue Angels) и национальный музей авиации флота.

Командование ежегодно готовит около 1 500 человек летного состава, в том числе 500 для вертолетной авиации. В связи с ростом потребностей в летном составе для вертолетной авиации флота командование намерено к 2010 году увеличить ежегодный выпуск до 650 человек. В этих целях может быть сформирована третья эскадрилья учебно-тренировочных вертолетов.

Подготовка летного состава начинается с вводного курса в учебных центрах (школах) авиации флота, где все слушатели получают необходимые знания в области метеорологии, аэродинамики, механики, навигации, а также занимаются физической подготовкой и практически осваивают способы спасения и выживания на воде.

После завершения вводного курса слушатели направляются в авиаэскадрильи для прохождения начальной летной подготовки на учебно-тренировочных турбовинтовых самолетах Т-34С. В этот период слушатели отрабатывают взлет, посадку, элементы полета по кругу, а также полеты в зону на простой пилотаж, полеты по маршруту и выполняют другие задачи.

Кроме того, программой подготовки летного состава предусмотрены занятия на авиационных тренажерах в основном с целью приобретения навыков самолетовождения по приборам и действий летчика в экстремальных условиях полета.

Продолжительность начальной летной подготовки и программы подготовки летчиков и других специалистов летного состава различна (рис. 1 и 2).

После завершения учебы в системе командования подготовки летного состава авиации ВМС выпускникам присваивается квалификация военного летчика и они направляются в учебно-боевые эскадрильи для освоения боевых самолетов (вертолетов) конкретных типов (модификаций), на которых продолжат службу в боевых частях авиации флота, МП и береговой охраны США, для отработки тактики и техники пилотирования, а также боевого применения всех авиационных средств поражения в полном объеме. По завершении подготовки в учебно-боевых эскадрильях летчики направляются в боевые авиационные части для дальнейшего прохождения службы.

Инженеры и техники из числа летного состава, закончившие курс учебы в системе командования подготовки летного состава авиации ВМС, при необходимости направляются в учебные центры ВМС для повышения профессиональной квалификации, после чего они включаются в состав экипажей первоначально учебно-боевых, а затем боевых самолетов и вертолетов.

Дальнейшее совершенствование летного мастерства и профессионализма летного состава осуществляется в ходе оперативной и боевой подготовки в боевых частях авиации флота и морской пехоты. Средний налет экипажей ударной авиации флота около 23 ч в месяц.

Командование подготовки летного состава авиации ВМС планирует перевооружить учебно-тренировочную авиацию самолетами новых типов и модификаций и в более широких масштабах внедрять авиационные тренажеры в процесс обучения авиаторов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИИ ВМС США

Командование намерено создать «систему систем» для подготовки летного состава. В связи с этим начальную летную подготовку летного состава предусматривается осуществлять на самолетах Т-6А и специальных тренажерах. Около 15 самолетов Т-6А (из 58 запланированных) и два из семи авиационных тренажеров поставлены в учебно-тренировочные эскадрильи 6-го авиакрыла. Самолеты Т-6А, поступающие на замену Т-34С, и новые авиационные тренажеры, по мнению командования, должны составить единую систему начальной подготовки летного состава для всех компонентов авиации ВМС.

Подготовку авиационных штурманов предусматривается осуществлять на новых самолетах Т-ХХ, разработка которых ведется в плане замены самолетов Т-39, на специально разработанных для этих целей авиационных тренажерах и с использованием компьютеров, что в совокупности должно представлять «единую систему» подготовки штурманов для всех компонентов авиации ВМС.

Заключительный этап начальной и промежуточной подготовки летного состава для ударной авиации в связи со снятием с вооружения самолетов Т-2 будет проводиться на специально подготовленных для этих целей самолетах Т-45.

Для совершенствования подготовки летного состава вертолетной авиации предусматривается в ближайшее время начать модернизацию кабины экипажа вертолетов ТН-57. Подготовка летного состава к полетам в темное время суток и ночью с применением приборов ночного видения будет начинаться в учебно-тренировочных эскадрильях, а не в учебно-боевых, как это принято в настоящее время.

По оценке командования ВМС, поступление в учебно-тренировочные эскадрильи самолетов Т-6А и Т-ХХ, модернизированных самолетов Т-45 и вертолетов ТН-57, а также интенсивное использование авиационных тренажеров и компьютеризация учебного процесса позволят значительно улучшить профессиональную подготовку летного состава при сокращении ее сроков и экономии финансовых средств.

Командование ВМС считает, что подготовленный по новой системе летный состав будет способен освоить не только авиационную технику, состоящую на вооружении боевых частей в настоящее время, но и ту, которая поступит на их вооружение в ближайшее десятилетие.

В целом военно-политическое руководство США расценивает роль и значение «трансформирования» военно-морских сил в качестве важнейшего элемента обеспечения национальной безопасности в новых геополитических условиях. Вопросы дальнейшего расширения боевых возможностей (в том числе ударных) и повышения эффективности, живучести и боеспособности всех компонентов авиации военно-морских сил остаются в центре внимания командования ВМС США.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации