АМЕРИКАНСКИЙ ТАКТИЧЕСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-14 ТОМКЭТ

ЗВО_02_03

АМЕРИКАНСКИЙ ТАКТИЧЕСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-14 «ТОМКЭТ»

Тактический истребитель F-14 «Томкэт» разработан американской фирмой «Нортроп - Грумман» для авиации ВМС США. За период серийного производства (1972-1992) построено более 700 машин модификаций А, В и D. Тактические истребители F-14D «Супер Томкэт», оснащенные современным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), начали поступать на вооружение в 1990 году. Тактический истребитель F-14 «Томкэт» построен по нормальной аэродинамической схеме «высокоплан» с крылом изменяемой стреловидности (от 20 до 75°) и двухкилевым вертикальным оперением. В силовой установке используются два двухконтурных турбореактивных двигателя F100-GE-400 с форсажной камерой фирмы «Дженерал электрик», максимальная тяга которых на форсированном режиме достигает по 102,8 кН. Для увеличения дальности полета машина оснащена системой дозаправки топливом в полете (выдвижной приемник расположен справа от кабины экипажа). Основу БРЭО составляют многофункциональная РЛС AN/AWG-9 (дальность обнаружения 210км, зона обзора по азимуту ±65°, по углу места ±70°, измеряемые координаты: дальность, азимут и угол места, диапазон рабочих частот 12 500-18 000 МГц), бортовая ЭВМ системы управления вооружением АК/А¥К-14и средства РЭБ. Кроме того, в подвесных контейнерах возможно размещение другого прицельно-навигационного и разведывательного оборудования.

Основные тактико-технические характеристики F-14 «Томкэт»: экипаж два человека, максимальная взлетная масса 31 700кг (пустого - 18200кг), максимальная скорость полета 2 250 км/ч, практический потолок 16 350 м, тактический радиус действия 850 км (с ПТБ). Геометрические размеры: длина фюзеляжа 19,1 м, размах крыла 19,5 м (при угле стреловидности 20°), высота (по килю) 4,88 м.

Программы модернизации самолетов, выполнявшиеся в США с конца 80-х годов, предусматривали повышение их боевых возможностей по поражению наземных и надводных объектов, в том числе при действии в сложных метеоусловиях и ночью, а также продление срока эксплуатации истребителей, принятых на вооружение в начале 70-х годов (модификации А и В). В связи с этим проведены работы по замене узлов крепления крыла и оперения, а также штатной системы автоматического управления полетом более современной цифровой DFCS (Digital Flight Control System), разработанной английской фирмой «GEC - Маркони», применение которой обеспечит повышение управляемости самолета на больших углах атаки и предельных перегрузках. Кроме того, на самолетах

F-14 обеспечена также возможность установки подвесных контейнеров LANTIRN с ИК - станцией обнаружения и сопровождения целей и лазерным дальномером-целеуказателем. В состав бортового оборудования дополнительно включены приемник КРНС NAVSTAR, ЭВМ СР-2213 и буксируемая станция помех AN/ALE-50.

В 70-х годах XX века Соединенные Штаты поставили военному ведомству Ирана 99 тактических истребителей F-14A «Томкэт». В настоящее время, как отмечают зарубежные СМИ, на вооружении ВВС этой страны насчитывается 60-65 самолетов такого типа. Ими оснащены одна эскадрилья из состава 7-й истребительной авиабазы (г.Шираз, до 15 машин) и две - из 8-й (г. Исфаган, около 50). По мнению западных экспертов, до 70 проц. запасных частей, необходимых для поддержания истребителей в боеготовом состоянии, может производиться на иранских предприятиях.

В 2000 году завершилась реализация программы модернизации тактических истребителей F-14A «Томкэт» ВВС Ирана, продолжавшейся 18 месяцев. В ходе ее самолеты этого типа были оборудованы системами управления нанесением ударов по наземным целям PCS (Fire-Control System). Как отмечают военные эксперты, такая система позволяет оснащать истребители F-14A управляемыми ракетами класса «воздух - земля» и УАБ с лазерным наведением.

До модернизации тактические истребители F-14 ВВС Ирана могли оснащаться только неуправляемыми бомбами, а также ракетами класса «воздух - воздух», поставленными шахскому режиму: AIM-9 «Сайдвиндер» малой дальности боя и AIM-54 «Феникс» большой дальности. По мнению зарубежных экспертов, в этой стране значительное количество AIM-54 в настоящее время находится в неисправном состоянии.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации