РАЗРАБОТКА АВАРИЙНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ CSEL И GPS-112 CSAR

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 12/2001, стр. 48-49

РАЗРАБОТКА АВАРИЙНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ CSEL И GPS-112 CSAR

Капитан 2 ранга С. ПРОКОФЬЕВ

Как отмечают зарубежные специалисты, успех операции по спасению летчиков сбитого или совершившего вынужденную посадку самолета или вертолета во многом зависит о того, насколько быстро они сумеют передать аварийный сигнал в поисково-спасательный центр (ПСЦ) и сообщить о своем местонахождении.

В настоящее время, когда боевые действия проводятся на обширной, зачастую сильно пересеченной территории, в условиях постоянного электронного противодействия, появилась необходимость в оснащении летчиков средствами точного определения своего местоположения, а также малогабаритными аварийными радиостанциями, способными обеспечить надежную за-горизонтную связь с ПСЦ и средствами спасения. Необходимо было также исключить или значительно уменьшить возможность пеленгования аварийной радиостанции и перехват переговоров летчика.

Для американских ВВС это стало особенно очевидно после случая с пилотом самолета F-16, сбитого в июне 1995 году над Боснией. Он был оснащен радиостанцией AN/PRC-112 (дальность обнаружения и наведения поискового средства при работе радиостанции в режиме радиомаяка до 185 км) и переносным прибором определения координат КРНС NAVSTAR. Только на шестой день он установил радиосвязь с одним из самолетов НАТО и был эвакуирован. Анализ этого случая показал, что как летчик, так и спасатели большую часть времени использовали свои радиосредства для прослушивания эфира, опасаясь быть запеленгованными.

После расследования этого случая, а также других операций по поиску и спасению, показавших, что существовавшие тогда аварийные радиостанции имеют высокую вероятность обнаружения и пеленгования противником, в 1996 году было принято решение на разработку новой аварийной радиостанции, отвечающей вышеназванным требованиям. За основу был взят временно закрытый по финансовым причинам проект радиостанции типа CSEL (Combat Survivor/ Evader Locater), разработанный одним из подразделений фирмы «Боинг». В марте 1998 года фирма представила первый образец новой аварийной радиостанции.

Она оснащена встроенным приемником КРНС NAVSTAR и позволяет летчику точно определять свое местоположение, может работать в режиме радиомаяка, передавать аварийный сигнал через спутник-ретранслятор на поисково-спасательный центр и обеспечивает двустороннюю связь на прямую дальность с поисково-спасательными средствами или между членами экипажа. Радиостанция весит 907 г и по своим функциональным возможностям объединяет в себе четыре отдельных радиосредства: радиомаяк системы SARSAT, приемник КРНС, спутниковый передатчик и аварийную радиостанцию AN/PRC-112, общей массой около 8 кг.

Первоначальным контрактом предусматривалось закупить 11 тыс. новых радиостанций, а к 2001 году - свыше 27 тыс. Однако произошло отставание от графика по вводу в строй базовых наземных станций, которые могли бы принимать аварийный сигнал от летчика. Планировалось, что они должны быть установлены на Гавайских островах (Кэмп-Смит, о. Оаху), АвБ Сигонелла (о. Сицилия, Италия), Норфолке (штат Виргиния) и о. Диего-Гарсия (Индийский океан). В зарубежных СМИ отмечалось, что к началу 2001 года были оборудованы только первые два из них. К тому же необходимо переоснастить поисково-спасательные средства. Поэтому окончательное принятие на вооружение радиостанций типа CSEL было отложено.

Фирма «Моторола» предложила свой вариант новой аварийной радиостанции, разработанной на базе известной американским летчикам радиостанции AN/PRC-112, которая получила обозначение GPS-112 CSAR. Она включает, помимо собственно аварийной радиостанции, запросчик Quickdraw и программатор KY 193. Практически в корпус предыдущей модели встроен 12-канальный приемник КРНС NAVSTAR. При включении радиостанции он автоматически определяет координаты местонахождения летчика с точностью до 25 м, при передаче кодированного аварийного сигнала автоматически передаются через спутник-ретранслятор в поисково-спасательный центр одновременно с идентификационным номером летчиком.

Запросчик находится у летчика поискового самолета или вертолета. Находясь в районе проведения поисково-спасательной операции, он вводит идентификационный номер и координаты терпящего бедствие летчика, а также свои в запросчик, подключенный к бортовой радиостанции, и посылает сигнал. Аварийная радиостанция, находящаяся в режиме дежурного приема, приняв сигнал автоматически дает ответ и на индикаторе запросчика отображаются курс и удаление до терпящего бедствие летчика.

Программатор - это устройство, которое позволяет в процессе подготовки к полету вводить необходимые данные в аварийную радиостанцию. Он поставляется фирмой один на несколько комплектов радиостанций. Кроме того, радиостанция может применяться для ведения двусторонней закрытой радиосвязи со спасательными средствами, оснащенными бортовой радиостанцией AN/RSC-125F, или между членами экипажа на земле. Приемник КРНС NAVSTAR может применяться для ориентирования на местности при самостоятельном выходе пилота в расположение своих войск.

РАЗРАБОТКА АВАРИЙНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ CSEL И GPS-112 CSAR

Аварийная радиостанция GPS-112 CSAR

Представители фирмы - разработчицы подчеркивают, что преимуществом данной системы является то, что она создана на базе хорошо освоенной летчиками аварийной радиостанции и для обучения методам обращения с ней необходимо несколько часов. GPS-112 CSAR работает в том же диапазоне частот (225 -299,975 МГц) и ее масса не превышает 1 кг. Запросчик Quickdraw может применяться на любом типе самолетов и вертолетов и не требует каких-либо дополнительных антенных устройств или источников питания, так как подключается к радиостанции самолета, а питается от стандартных батарей типа «АА». Он уже использовался на самолетах F/A-18 и А-10 и различных вертолетах, предназначенных для проведения поисково-спасательных операций и хорошо зарекомендовал себя в работе. Поставки первых комплектов аварийной радиостанции GPS-112 CSAR планировалось начать в июле 2001 года.

Как отмечают зарубежные эксперты, подготовка американских летчиков к действиям в условиях выживания рассматривается командованием ВВС и других видов вооруженных сил как неотъемлемая и необходимая часть тренировки, наряду с оснащением их современными техническими средствами, позволяющими повысить шанс на выживание в экстремальных условиях.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации