ПРОЕКТ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА США НА 2002 ФИНАНСОВЫЙ ГОД

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2001, стр. 12-13

ПРОЕКТ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА США НА 2002 ФИНАНСОВЫЙ ГОД

Подполковник В.ПЕЧОРСКИЙ

Нетрадиционная ситуация, сложившаяся вокруг выборов 43-го президента США, обусловила беспрецедентное затягивание сроков представления в американский конгресс проекта федерального бюджета страны на очередной финансовый год (начинается 1 октября). Занявший в итоге пост главы исполнительной власти Соединенных Штатов Америки Дж. Буш (младший) был вынужден поставить в известность законодателей, что он не сможет направить им документ на рассмотрение в установленные сроки (первый понедельник февраля). В результате детальные параметры нового бюджетного запроса были официально представлены Белым домом лишь 9 апреля 2001 года, а сам законопроект одобрен комитетом по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса США 1 августа.

Проект администрации Дж. Буша предусматривает на 2002 финансовый год финансирование программы «Национальная оборона» (военный бюджет) в объеме 343 млрд долларов, что на 32,5 млрд больше, чем утверждено на текущий финансовый год. Традиционно основная часть средств направлена на нужды министерства обороны США. Остальные расходы приходятся на военные программы министерства энергетики (13,5 млрд долларов) и ряда других федеральных министерств и ведомств, включая береговую охрану и ФБР (1,1 млрд).

Анализ основных показателей свидетельствует о том, что на данном этапе разработки военного бюджета США на следующий финансовый год администрация Дж. Буша пока не произвела кардинальных корректировок по сравнению с планами предыдущей администрации.

В документе особо оговорено, что окончательные параметры военного бюджета на 2002 финансовый год и последующую перспективу будут определены после завершения министерством обороны комплекса мероприятий по подготовке стратегического обзора перспективных целей и задач, решаемых вооруженными силами США в XXI веке. На основании выводов и рекомендаций данного обзора могут быть осуществлены корректировка американской стратегии национальной безопасности, адаптация существующей структуры вооруженных сил к новым потребностям, а также изменение приоритетов при формировании военного бюджета.

При представлении конгрессу проекта на следующий год администрация Дж. Буша, в отличие от принятой практики, первоначально не указала предполагаемое распределение средств, предназначенных Пентагону, по видам ВС (впоследствии оно выглядело следующим образом: 80,2 млрд - сухопутные войска, 95,7 млрд - ВВС, 99 млрд - ВМС и морская пехота). Кроме того, Белый дом не привел данных о возможном предоставлении бюджетных полномочий министерству обороны по основным направлениям финансирования на период до 2006 финансового года, как того требует процедура утверждения документа. Отсрочка детального планирования обусловлена принципиальной установкой новой администрации, официально- провозгласившей, что «выделение финансовых ресурсов на оборонные нужды должно определяться требованиями национальной военной стратегии, а не наоборот».

Проект оборонного бюджета на 2002 финансовый год вызвал критику Дж. Буша даже со стороны его однопартийцев в конгрессе. Некоторые наиболее радикально настроенные законодатели-республиканцы обвинили его в нарушении предвыборных обещаний значительно увеличить военный бюджет, поскольку представленный проект, несмотря на повышение общего объема средств, не обеспечивает расширения доли военных расходов в ВНП Соединенных Штатов (в настоящее время около 3 проц.). Запланированные расходы на создание системы национальной противоракетной обороны составили 8,3 млрд долларов. При этом, по оценкам американских военных специалистов, финансирование НИОКР в интересах НПРО должно осуществляться в объеме порядка 10 млрд долларов ежегодно.

С 1994 года увеличение ассигнований на военные цели составило около 20 проц. При этом наиболее значительный рост отмечается в последние два года. Именно в этот период складывается тенденция реального, а не номинального увеличения военного бюджета США.

Расчеты специалистов Пентагона, учитывающих фактор колебания уровня инфляции, позволяют сделать вывод о том, что в 1999 - 2001 годах военный бюджет страны ежегодно реально возрастает на 2 - 3 проц.

Из семи целевых направлений финансирования МО США самое серьезное внимание в последние годы уделяется статье «Закупки вооружений и военной техники», по которой наблюдается наиболее существенный как абсолютный, так и относительный рост. В 2001 финансовом году сумма ассигнований по данной статье впервые превысила 60 млрд долларов. С 1996 года реальный прирост показателя финансирования этой статьи бюджета министерства обороны США составил около 30 проц. Характерно, что даже такой ощутимый рост уже признан в Соединенных Штатах недостаточным. В опубликованном в конце прошлого года докладе бюджетного управления конгресса США «Формирование военного бюджета в интересах сохранения вооруженных сил» отмечено, что финансирование закупок В и ВТ не соответствует современным требованиям обеспечения необходимого уровня боевой готовности ВС США. По оценке бюджетного управления, для обеспечения своевременного обновления систем вооружений и парка военной техники ежегодные расходы на эти цели должны быть увеличены до 90 млрд долларов.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ НА 2001 И 2002 ФИНАНСОВЫЕ ГОДЫ

(в млрд долларов, в ценах 2001 года)

ПРОЕКТ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА США НА 2002 ФИНАНСОВЫЙ ГОД

В ближайшей и среднесрочной перспективе можно ожидать последовательного увеличения параметров военного бюджета США для поддержания его на уровне, позволяющем эффективно решать задачи по использованию национальных вооруженных сил в качестве важнейшего инструмента, обеспечивающего сохранение лидирующего положения в мировых делах.

В августе 2001 года министр обороны Д. Рамсфелд отдал распоряжение группе специалистов всех видов ВС приступить к разработке основных направлений военного бюджета на 2003 год. Приоритетными задачами названы:

- защита мест дислокации ВС США, их баз и гарнизонов, обеспечение их способности отразить ракетное нападение, а также атаки с применением ОМП;

- защита американских войск, размещенных вдали от метрополии;

- отражение любой угрозы, прежде всего противодействие угрозе применения противником высокоточного оружия;

- обеспечение возможности ведения космических операций;

- достижение взаимодействия разнородных сил на всю глубину маневра и боевых действий.

Заместитель министра обороны Пол Вулфовиц отметил, что данные указания отданы на основе пятилетнего плана развития ВС и в соответствии с «меморандумом программных целей».


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации