ПРОГРАММА ПОСТАВОК ЗА РУБЕЖ ИЗЛИШКОВ ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ США

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 10/2001, стр. 15-16

ПРОГРАММА ПОСТАВОК ЗА РУБЕЖ ИЗЛИШКОВ ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ США

Подполковник В. ПЕЧОРСКИЙ

Поставки излишков вооружений и военной техники (В и ВТ) иностранным государствам является самостоятельным, эффективно функционирующим направлением в общей системе экспорта вооружений американского производства, которое ориентировано на решение широкого круга задач, далеко выходящих за рамки торгово-экономической сферы. Эффективным средством обеспечения лидерства США в международной торговле оружием и продвижения внешнеполитических интересов Вашингтона является федеральная программа «Передача излишков продукции военного назначения зарубежным странам» (Excess Defense Articles - EDA). В рамках ее Соединенные Штаты обладают возможностью поставлять иностранным государствам В и ВТ, а также имущество, которые ранее эксплуатировались национальными ВС, на привлекательных для получателей условиях - безвозмездно либо по остаточной стоимости, значительно более низкой, чем у новых образцов.

Подобная практика позволяет США осваивать и контролировать рынки товаров и услуг военного назначения в странах, по разным причинам не обладающих возможностями для реализации дорогостоящих программ оснащения национальных ВС, развивать сотрудничество с новыми потребителями и, таким образом, становиться для них основным партнером в области экспорта оборонной продукции. Вследствие этого Пентагон рассматривает в настоящее время поставки ее излишков в качестве перспективной меры по укреплению двусторонних связей со странами Центральной и Восточной Европы, Латвией, Литвой и Эстонией, а также с рядом республик СНГ (американское законодательство пока запрещает подобную форму сотрудничества с Арменией, Азербайджаном, Белоруссией и Таджикистаном).

Используя заинтересованность этих государств в интеграции в евроатлантические структуры в условиях недостатка финансовых средств, Белый дом активно навязывает странам Восточной Европы помощь в приобретении устаревшей техники и имущества под предлогом содействия в переводе их вооруженных сил на стандарты НАТО. Опыт подобных поставок в другие страны свидетельствует о том, что получатели при кажущейся дешевизне и выгоде приобретения В и ВТ вынуждены впоследствии закупать у США запасные части, вспомогательное оборудование и боеприпасы к переданным образцам, а также оплачивать услуги, предоставляемые американской стороной, по модернизации техники и подготовке личного состава. Кроме того, программа EDA способствует косвенному военному присутствию США на чужих территориях за счет активизации обмена делегациями, направления групп специалистов и советников, увеличения численности персонала зарубежных представительств.

Необходимо отметить также, что наряду с отстающими в экономическом отношении странами, получателями излишков военной продукции из Соединенных Штатов являются и крупные импортеры американских В и ВТ - Израиль, Греция, Турция, Египет и другие. Как правило, они заинтересованы в приобретении по сниженным ценам морской и авиационной техники, специального снаряжения, средств связи, электронно-вычислительной техники и программного обеспечения.

Юридической основой для реализации программы EDA служит федеральный закон «О помощи зарубежным странам» 1961 года (с изменениями и дополнениями). Он предоставляет право президенту США «осуществлять передачу излишков военной продукции иностранным государствам, входящим в представляемый госдепартаментом на ежегодной основе конгрессу Соединенных Штатов Америки список зарубежных получателей американской военной помощи». На текущий момент данный список включает в себя около 180 государств. При этом одним из важнейших требований, предъявляемых законодательством к выбору конкретных форм и осуществлению таких поставок, является «необходимость анализа и учета возможностей формирования благоприятных условий для обеспечения внешнеполитических интересов США».

Преимущественным правом на получение В и ВТ по программе EDA пользуются государства НАТО, а также страны, имеющие официальный статус «ближайшего союзника США, не являющегося членом этого союза» (по состоянию на март 2001 года - Австралия, Аргентина, Египет, Иордания, Израиль, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония).

Законом установлено ограничение, определяющее, что в течение каждого финансового года США имеют право экспортировать излишки военной продукции на сумму, не превышающую 425 млн долларов. В 1999 году американский конгресс принял решение об исключении при подсчете данного показателя стоимости кораблей и судов, поставляемых на безвозмездной основе. Это существенно расширяет возможности Пентагона по продвижению товаров и услуг оборонного значения на региональные рынки.

Обязательной формой отчетности о ходе выполнения программы EDA является ежегодный доклад министерства обороны конгрессу. В нем содержатся статистические данные за предыдущий финансовый год по следующим видам сделок: предложенных потребителям и находящихся в стадии рассмотрения; отвергнутых потребителями; одобренных потребителями; реализованных поставок. Кроме того, действует процедура предварительного уведомления конгресса о планируемых сделках по программе EDA (высший законодательный орган США имеет право их заблокировать).

В конце 2000 года Пентагон доложил конгрессу об итогах деятельности в 1999 финансовом году - 206 сделок в процессе рассмотрения, на 22 предложения получено согласие импортеров, в 17 случаях отказано и 77 поставок практически осуществлено. Всего за отчетный период в рамках EDA зарубежным партнерам было передано три эсминца, три фрегата, восемь патрульных катеров, 21 вспомогательное судно различных классов, шесть танков, 57 бронетранспортеров, 25 артиллерийских установок, 22 мобильные пусковые установки для ПТУР ТОУ, свыше 200 единиц автомобильной техники различного назначения, один транспортный самолет С-130 «Геркулес» и один самолет ДРЛО Е-2 «Хо-кай», крупные партии стрелкового оружия, боеприпасов, оборудования и снаряжения. По данным министерства обороны США, первоначальная (закупочная) стоимость поставленной продукции составляла 325 млн долларов. Странам-импортерам она обошлась всего в 39 млн долларов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации