ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЛР ДЛИ ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 10/2001, стр. 32-35

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЛР ДЛИ ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ

А. БЫЧКОВ

В последнее время в США и ряде других стран применяются автоматические комплексы радиолокационной разведки (РЛР) на базе привязных аэростатов, основной задачей которых является контроль воздушного пространства, сухопутных и морских границ непосредственно в интересах ведомств, выполняющих функции пограничной охраны (рис. 1). Причиной, побудившей военно-политическое руководство создать данные системы, стали ограниченные возможности существующих наземных радиолокационных систем и средств охраны границы по оказанию противодействия интенсивной контрабанде наркотиков и незаконной миграции по воздуху и морем.

Комплексы РЛР на базе привязных аэростатов обеспечивают обнаружение и идентификацию как низколетящих целей, так и "движущихся наземных (надводных) объектов с помощью сети аэростатных радиолокационных пунктов, а также непрерывное ведение разведки на протяженной территории. При этом они сравнительно дешевы в производстве и эксплуатации. Определенным недостатком данных комплексов является необходимость учета метеорологических условий и особенностей рельефа местности при выборе позиций для развертывания и ведения разведки.

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЛР ДЛИ ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ

Рис 1. Аэростатный пункт РЛР, развернутый на американо-мексиканской границе

С начала 70-х годов XX века привязные аэростаты стали рассматриваться в качестве перспективных носителей средств радиоэлектронной разведки, прежде всего на побережье Флориды для наблюдения за Кубой. В настоящее время аэростатные системы РЛР успешно функционируют в США, Италии, Израиле и Кувейте. Возможность принятия данных систем на вооружение рассматривают также руководство Турции, Пакистана и некоторых других государств.

США обладают наиболее развитой системой аэростатных средств РЛР пограничного назначения. Основным средством радиолокационного обнаружения нелегальных иммигрантов и наркокурьеров на границе с Мексикой и в Карибском море является аэростатный комплекс TARS (Tethered Aerostat Radar System), выполняющий задачи в интересах таможенной службы и береговой охраны (БОХР) США. В 1981 году федеральная авиационная администрация США рекомендовала таможенной службе выбрать места базирования аэростатов.

Первый аэростат РЛР был поставлен на дежурство в 1985 году на о. Хай-Рок (Багамские о-ва), второй - в 1986-м в Форт-Хуачука (штат Аризона), после чего на данных участках отметилось резкое сокращение объема перевозок наркотиков по воздуху. Координатор министерства обороны США по борьбе с наркотиками С. Данкен в сентябре 1990 года в письме, написанном незадолго до выделения финансирования для следующих четырех привязных аэростатов РЛР, назвал их «наиболее ценным средством обнаружения и слежения, применяемым в борьбе против наркотиков и обладающим наилучшим показателем по критерию «стоимость/эффективность». К тому времени более половины сухопутной границы на участке Нью-Мексико - Аризона -Калифорния было покрыто сетью аэростатов РЛР.

Таблица 1

ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОСТАТНЫХ ПУНКТОВ КОМПЛЕКСА TARS

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЛР ДЛИ ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ

Общая ответственность за организацию сети была возложена на таможенную службу и БОХР США, но затем в 1991 году решением конгресса руководство было передано министерству обороны. В 1992 году в ходе развертывания аэростатных пунктов в штате Техас произошли аварии по вине производителя аэростатов фирмы «Дженерал электрик», что послужило причиной для временного отказа от эксплуатации привязных аэростатов, выпускаемых ею. В результате этого контракт по эксплуатации и развитию аэростатной системы TARS был передан компании «Локхид - Мартин» (отделению учебных и технических услуг). В -настоящее время фирма проводит работы по модернизации системы на основе применения аэростатов нового поколения и новых бортовых РЛС типа L-88A. Выполнить контракт предполагается к 2002 году. Изготовителем аэростатов является фирма ТСОМ.

На современном этапе комплекс TARS включает сеть, состоящую из центра управления системой (авиабаза Марч, штат Калифорния), и 11 аэростатных пунктов наблюдения, на одном из которых (шифр В94) дополнительно развернут аэростат, обеспечивающий трансляцию на Кубу сигналов телеканала «ТВ-Марти» в интересах американского информационного агентства. Кроме того, имеются две законсервированные позиции без аэростатов. Основные характеристики аэростатных пунктов комплекса представлены в таблице 1.

Большинство аэростатов комплекса TARS в настоящее время оснащены двухкоординатной РЛС AN/TPS-63, тактико-технические характеристики которой приведены в таблице 2.

С 1999 года все аэростаты комплекса TARS дополнительно оборудуются средствами радиоразведки УВЧ диапазона (ретрансляторами). Сигнал от источника радиоизлучения принимается на борту аэростата и транслируется на наземную станцию для последующей обработки.

По соображениям безопасности воздушное пространство вблизи аэростатов закрыто для полетов других летательных аппаратов в радиусе минимум 3 200 м и ограничено по высоте (до 4 600 м).

Таблица 2

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЛС AN/TPS-63

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЛР ДЛИ ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ

Аэростат «Акрон-420К», поставляемый на аэростатные пункты в ходе модернизации, имеет объем 12 000 м3 и способен поднимать полезную нагрузку массой .'900 кг на высоту 4 600 м. На рабочей высоте удержание обеспечивается кабель-тросом, максимальное значение прочности на разрыв которого 12 т. Основными частями аэростата являются: корпус, обтекатель с аппаратурой РЛС, бортовой генератор электроэнергии, комплект крепления и привязное устройство. Корпус состоит из двух частей, разделенных герметичной тканевой диафрагмой. Верхняя часть наполнена гелием, благодаря чему аэростат поднимается в воздух. В нижней части корпуса имеется герметичный отсек-баллонет. Система поддержания постоянного давления в баллонете позволяет сохранять форму корпуса аэростата в неизменном виде на всех высотах полета. Корпус создан на основе легкой ткани с покрытием из полиуретана или тедлара, имеющей удельный вес около 0,27 кг/м2. Данная ткань устойчива к неблагоприятному воздействию внешней среды, обеспечивает минимальную утечку гелия и конструктивную прочность аэростата. Отсек с обтекателем оснащен РЛС, а его наддув осуществляется системами баллонета. В ряде аэростатов в состав бортовой системы энергоснабжения входит блок управления двигателем, управляемый им генератор, а также топливный бак емкостью 378,5 л. На аэростатах другого типа используется подача энергии по силовому кабелю с земли. Система крепления включает подвеску, подсоединенную к главному привязному тросу, и наземную крепежную систему якорного типа.

Операторы осуществляют подъем аэростата с позиции, имеющей форму круга, по периметру которого расположено железнодорожное полотно с находящейся на нем машиной управления подъемом. В ней размещается крупногабаритная лебедка с кабель-тросом длиной 7 500 м. После достижения рабочей высоты включается РЛС, которая передает данные. Время непрерывного пребывания аэростата в воздухе при благоприятных метеорологических условиях ограничено запасом топлива для двигателя бортовой системы энергоснабжения (расход составляет 3,785 л/ч), обеспечивающего работу электрогенератора РЛС.

Таблица 3

ТТХ СУДОВ-НОСИТЕЛЕЙ АЭРОСТАТОВ ТИПА «СЕНТРИ»

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЛР ДЛИ ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ

Коррекция текущего местоположения аэростата может производиться по гироскопическим приборам, с помощью космической радионавигационной системы NAVSTAR, радиометодом (сигнал радиомаяка, расположенного на аэростате, пеленгуется двумя наземными стационарными пеленгаторами) и комбинированным методом (коррекция бокового смещения аэростата - по данным КРНС NAVSTAR, коррекция по азимуту - по пеленгам наземного стационарного пеленгатора). В ходе модернизации все аэростаты будут оснащены приемниками КРНС NAVSTAR. Допустимые угловые отклонения по тангажу составляют от +15 до -10° и по крену - до +10°. Они корректируются с помощью лазерной системы, смонтированной на антенне.

Состояние аэростата постоянно отслеживается дежурным оператором пункта по данным телеметрии (от встроенной системы диагностики) и телевизионной системы. Он принимает решение на подъем или спуск аппарата в зависимости от изменения метеорологических условий и его технической исправности. Данные о состоянии аэростатов и наземных пунктов обобщаются в центре управления системой TARS. Задачи обработки и анализа материалов РЛР возложены на 84-ю эскадрилью радиолокационной обработки ВВС (авиабаза Хилл, штат Юта). Однако в случае необходимости они могут быть проанализированы непосредственно на аэростатном пункте. Конечными потребителями информации являются командование NORAD, управление по борьбе с наркотиками, таможенная служба и БОХР США. За безотказность работы аэростатов, физическую безопасность наземных пунктов и информирование центра управления системой о состоянии каждого пункта отвечает фирма «Локхид -Мартин».

В перспективе планируется использовать комплекс TARS не только в качестве средства обнаружения наркокурьеров и нелегальных иммигрантов, но и для контроля воздушной обстановки в интересах федерального авиационного агентства США.

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЛР ДЛИ ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ

Рис. 2. Судно - носитель аэростата «Каррибеан Сентри» (SBA 2) на переходе

Таблица 4

СУДА ТИПА «СЕНТРИ»

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЛР ДЛИ ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ

Являясь одним из получателей информации от комплекса TARS, БОХР имеет и собственные аэростатные средства РЛР. К ним относятся пять судов - носителей аэростатов типа «Сентри» (рис. 2), имеющих следующие тактико-технические характеристики (см. таблицу 3).

Первоначально данные суда являлись морскими буксирами обеспечения невоенного назначения. В конце 80-х годов они были переоборудованы под суда - носители аэростатов и переданы БОХР. В 1991 году конгресс США возложил ответственность за выполнение аэростатной программы борьбы с наркокурьерами на сухопутные войска США. В связи с этим корабли были поставлены на прикол и не эксплуатировались в течение 1992 - 1993 годов.

Имеются три модификации судов данного типа, незначительно отличающиеся своими характеристиками. В качестве средства РЛР с конца 90-х применяются аэростаты фирмы «Атлас Силиндерс», рабочая высота которых 750 м над уровнем моря. С помощью бортовой РЛС аэростат способен обнаруживать суда в радиусе 140 км. В качестве линии передачи данных от аэростата к судну-носителю используется оптоволоконный кабель.

Идентификация и классификация обнаруживаемых плавсредств производятся непосредственно на судне-носителе с помощью автоматизированного рабочего места оператора фирмы «Сан».

Некоторые сведения о судах типа «Сентри» приведены в таблице 4.

Италия также имеет на вооружении аэростатные средства РЛР, используемые в интересах охраны границы. Причиной принятия в июле 1997 году решения о развертывании на Адриатическом побережье аэростатного пункта РЛР послужило резкое увеличение потока нелегальных иммигрантов из Албании после ухудшения социально-политической ситуации в этой стране. С января 1998 года началось круглосуточное дежурство аэростатного пункта, организованного в Сан-Каталдо-ди-Лечче (район г. Отранто, провинция Апулия). Организационно пункт входит в состав ВМС Италии и включает два посменно работающих аэростата американской фирмы ТСОМ и наземную базу.

Аэростат имеет длину 32 м и с помощью бортовой РЛС и ИК-аппаратуры осуществляет наблюдение за поверхностью пролива Отранто с высоты 400 м. Ведение работы возможно при силе ветра до 38,6 м/с. Минимально необходимый состав дежурной смены три человека. Конструкция аэростата предусматривает также установку аппаратуры радиоразведки и ретрансляции.

В Израиле решение об использовании аэростатов как средства дальнего радиолокационного обнаружения в системе ПРО было принято в середине 90-х годов. В качестве базового аэростата применяется изделие фирмы ТСОМ, разработанное с участием израильской фирмы «Элта» (разработчик радиоэлектронного вооружения), на котором установлена бортовая РЛС типа ADR с ФАР-антенной. Учитывая возможности данного аэростата по контролю не только низколетящих целей, но и надводной обстановки, его используют в интересах охраны морской границы на Средиземном море.

Кувейт является обладателем первой на Ближнем Востоке аэростатной системы РЛР. Еще в 1990 году с помощью аэростата, установленного на иракско-кувейтской границе, в ходе наблюдения за перемещениями иракской армии была получена упреждающая информация о начале ее вторжения на территорию Кувейта. В настоящее время данный аэростатный пункт модернизирован. В нем используется новый аэростат - «Акрон-420К» с малогабаритной твердотельной РЛС L-88A. Этот пункт эксплуатируется совместно с США.

Таким образом, в США и ряде других зарубежных государств внедрены и интенсивно используются в интересах пограничных ведомств комплексы радиолокационной разведки на базе привязных автоматических аэростатов. Развитие данных систем осуществляется по следующим основным направлениям: комплексирование бортовых средств различных видов радиоэлектронной разведки (радиолокационная, радио- и радиотехническая, оптоэлектронная), организация более четкого взаимодействия с другими средствами наблюдения, а также объединение функций охраны границы, противоракетной обороны и контроля за воздушным движением в рамках одного аэростатного комплекса.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации