ПОСТОЯННОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОВМС НАТО НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2001, стр. 45-48

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

ПОСТОЯННОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОВМС НАТО НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Капитан 2ранга В. МИХАЙЛОВ

Руководство Североатлантического союза с учетом военно-стратегических установок, предусматривающих активное участие НАТО в урегулировании кризисных ситуаций, большое внимание уделяет поддержанию в высокой боевой готовности своих сил реагирования (СР), предназначенных для экстренного развертывания при возникновении конфликтов различной интенсивности. В зависимости от степени готовности к применению эти силы подразделяются на силы немедленного реагирования (СНР) и силы быстрого развертывания (СБР).

СНР - это формирования сухопутных войск, ВВС и ВМС, которые предназначены главным образом для задействования на ранней стадии кризисной ситуации в целях демонстрации единства стран - участниц блока и их готовности защитить свои коллективные интересы с использованием военной силы.

Одной из важных составляющих СНР является их морской компонент, в который наряду с другими многонациональными формированиями входит постоянное соединение (ПС) ОВМС НАТО на Средиземном море. Особую значимость этому соединению придает тот факт, что южный фланг блока непосредственно примыкает к кризисным, по оценке западных экспертов, районам Ближнего Востока и Балкан, а также к границам СНГ.

ПС ОВМС НАТО на Средиземном море было сформировано 30 апреля 1992 года и является многонациональным соединением, районом действий которого определено Средиземноморье. Вместе с тем по решению руководства Североатлантического союза оно может быть задействовано и в других регионах зоны ответственности блока. К основным задачам, возложенным на него, относятся:

- обеспечение постоянного военно-морского присутствия сил блока в Средиземном море;

- участие в операциях по урегулированию кризисных ситуаций или вооруженных конфликтов, а также обеспечение развертывания группировок ОВМС НАТО в угрожаемый период и в случае развязывания крупномасштабных военных действий;

- развитие военно-морского сотрудничества с ВМС государств, подписавших программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) и «Средиземноморский диалог».

Соединение подчинено верховному главнокомандующему (ВГК) ОВС НАТО в Европе, который отвечает за общее планирование его оперативного использования. Непосредственное руководство действиями сил ПС осуществляет главнокомандующий регионального командования (РК) ОВС НАТО «Юг» через командующего ОВМС НАТО в Южно-Европейском регионе. При необходимости корабли соединения могут выполнять отдельные задачи и по национальным планам.

ПС действует как сводная эскадра ОВМС НАТО, основу которой составляют от трех до восьми кораблей класса «эсминец - фрегат» различной национальной принадлежности, выделяемых от стран союза на ротационной основе. Кроме боевых надводных кораблей, в его боевые порядки в различных условиях обстановки включаются подводные лодки, вспомогательные суда и самолеты базовой патрульной авиации. Эти силы могут быть приданы соединению в ходе типовых учений, при проведении операций или в период обострения военно-политической ситуации в регионе. В состав соединения назначаются корабли, главным образом, от государств, находящихся в зоне ответственности стратегического командования (СК) ОВС НАТО в Европе. Это командование уполномочено вести переговоры с руководством стран по вопросу выделения кораблей и обязано следить за соблюдением принципа многонациональное™ соединения. В соответствии с установленным регламентом одна страна должна выделять не более двух кораблей (без учета приданных сил и вспомогательных судов).

Как правило, в составе соединения постоянно находятся шесть - восемь кораблей от ВМС США, Великобритании, Германии, Нидерландов, Италии, Испании, Греции и Турции. В эскадру могут также входить корабли тех стран альянса, которые обычно не выделяют свои силы и средства при формировании оперативных соединений ОВМС НАТО в Южно-Европейском регионе. Кроме того, командование ОВС Североатлантического союза не исключает возможности включения в состав соединения кораблей ВМС государств, не являющихся членами блока. В таких случаях вопрос принципиально решается в ходе переговоров между ВГК ОВС НАТО в Европе и министрами обороны заинтересованных стран.

Корабли, назначаемые в состав соединения, полностью укомплектовываются боеприпасами, материально-техническими средствами, горюче-смазочными материалами по нормам военного времени и заблаговременно проходят плановый ремонт. Для поддержания необходимой степени боевой готовности ПС они должны находиться в его составе не менее трех месяцев. Как правило, замена кораблей происходит через четыре - шесть месяцев. По мнению западных экспертов, такой принцип ротации кораблей различной национальной принадлежности дает возможность приобрести уже в мирное время опыт боевой деятельности в составе соединения ВМС альянса большему числу экипажей.

Каждому кораблю соединения ставятся конкретные задачи, определяющие порядок его действий в случае ведения военных действий или развертывания. Они согласовываются с национальными командованиями еще на стадии принятия решения о выделении кораблей. При объявлении того или иного состояния готовности «Системы предупреждений НАТО», а также в случаях участия в военных действиях корабли ПС продолжают выполнение поставленных задач до получения соответствующих указаний ВГК ОВС НАТО в Европе. В то же время корабли, назначенные в состав соединения или приданные ему, остаются в полном подчинении национальных командований и могут быть отозваны в любое время для выполнения задач по национальным планам соответствующей страны.

Командиром ПС назначается поочередно офицер одной из стран, представленных в соединении, обычно в звании кэптена (капитана 1 ранга). Он отвечает за поддержание высокой боевой готовности всех кораблей и выполнение задач, стоящих перед соединением. В его функциональные обязанности входит: организация выполнения задач соединением в соответствии с директивами и планами вышестоящего командования; издание приказов и распоряжений в целях эффективного руководства и управления подчиненными силами и средствами; обеспечение поддержания соединения в высокой степени боевой готовности; согласование, в случае необходимости, с руководством НАТО и национальными властями вопросов, касающихся заходов в порты, обслуживания в них кораблей, участия в учениях, использования учебных средств и объектов тылового обеспечения.

Руководство соединением командир осуществляет через штаб, формируемый по многонациональному принципу. Для обеспечения большей стабильности в управлении силами в соответствии с действующими планами командир и офицеры штаба исполняют свои обязанности в течение не менее чем года. Штаб ПС обычно включает шесть офицеров и девять унтер-офицеров. Кроме начальника штаба (в звании коммандер), его штатным расписанием предусмотрены должности офицеров боевого управления, связи, разведки, оперативного отдела, ПЛО. Все штабные офицеры имеют штатную категорию ливтенент-коммандер. Кроме того, страна, от которой назначен командир, выделяет специалиста медицинской службы и унтер-офицеров, численность которых в составе штаба варьируется в зависимости от возложенных на соединение задач.

Офицер разведки штаба одновременно исполняет обязанности офицера по связям с общественностью. Организация ремонтных работ возлагается на старшего офицера электромеханической части (ЭМЧ) флагманского корабля, который может привлекать для этих целей соответствующих специалистов других кораблей соединения. Ответственность перед командиром за тыловое обеспечение всего соединения несет флагманский офицер интендантской службы.

Срок службы офицеров на штабных должностях согласовывается с национальными командованиями с учетом принципа равного национального представительства. Личный состав той или иной страны не обязательно заменяется военнослужащими той же национальной принадлежности. Требуемую квалификацию для каждой должности устанавливает ВГК ОВС НАТО в Европе.

Ответственность за детальное планирование боевой подготовки (БП) соединения возлагается на командующего ОВМС НАТО «Юг», круг обязанностей которого включает: отработку и рассылку необходимых для организации БП приказов, директив и инструкций; планирование операций (при необходимости) в тесном взаимодействии со штабом сил реагирования СК ОВС НАТО в Европе; выделение соединению районов боевой подготовки, полигонов и учебных центров; согласование с соответствующими национальными органами вопросов тылового обеспечения, плановых заходов ПС в порты, ремонта и обслуживания в них кораблей; поддержание связи с военными органами НАТО и национальными властями. За развитие и совершенствование тактических приемов и способов ведения кораблями боевых действий на море на базе предыдущего опыта БП, в том числе в рамках учений и отдельных операций отвечает командир соединения.

В мирное время ПС осуществляет свою деятельность в соответствии с планами ОВС НАТО и с учетом национального планирования. Основными плановыми мероприятиями, в которых принимает участие ПС, являются учения как общеблоковые и совместные с национальными ВМС, так и частные, проводимые в рамках боевой подготовки в составе соединения. Их целью, как правило, является проверка готовности кораблей различной национальной принадлежности (многонациональных корабельных группировок) к решению различных по характеру и содержанию задач в условиях совместного плавания. Районы учений могут отводиться соединению не только собственно в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Юг», но и за ее пределами.

ПОСТОЯННОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОВМС НАТО НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Корабли ПС ОВМС НАТО на учениях

ПС имеет приоритет в использовании любых учебных объектов, имеющихся в распоряжении альянса в зоне ответственности регионального командования. При этом по возможности максимально используются национальные учебные центры и полигоны.

Плановая деятельность соединения включает также регулярное обслуживание кораблей во время заходов в порты. При этом страна, принимающая у себя соединение, предоставляет для этого все необходимые материально-технические средства, включая имеющиеся судоремонтные возможности. В период нахождения в базе экипажи кораблей могут отрабатывать отдельные вопросы боевой подготовки, а руководящий состав соединения - проводить анализ и обобщать опыт проведения операций или учений.

ВГК ОВС НАТО в Европе постоянно контролирует и направляет текущую и планируемую деятельность соединения, имеет возможность корректировать планы использования ПС на любом этапе его оперативного цикла.

Одной из главных задач, решаемых ПС в мирное время, является наблюдение за обстановкой, которое осуществляется в соответствии с правом свободы мореплавания. Решение об организации слежения за потенциально угрожающими силами (например, при направлении соединений вероятного противника в зону ответственности РК ОВС НАТО «Юг» или усилении им уже развернутых в регионе сил) принимает ВГК ОВС НАТО в Европе, информируя об этом Военный комитет и Комитет военного планирования альянса, а также военно-политическое руководство стран - участниц блока. После утверждения этого решения соответствующими коалиционными органами и национальными командованиями ПС выполняет указанные задачи в полном объеме.

Использование постоянного соединения в вооруженных конфликтах также осуществляется по решению Комитета военного планирования, которое принимается на основе рекомендаций ВГК ОВС НАТО в Европе. В экстренной обстановке, когда время на принятие решения ограничено, ВГК может самостоятельно отдать распоряжение об использовании ПС в военных действиях. При этом он обязан направить соответствующее донесение в Военный комитет.

Как правило, соединение используется только тогда, когдаего боевые возможности сопоставимы с потенциалом противостоящей группировки. В случае их несоответствия может быть принято решение об усилении соединения необходимыми дополнительными силами и средствами.

После завершения консультаций между руководством НАТО и странами - участницами блока Комитет военного планирования информирует председателя Военного комитета о необходимости продолжения выполнения поставленных задач или его приостановки. Это указание в свою очередь доводится до ВГК ОВС НАТО в Европе, который в случае отрицательного решения отдает приказ о прекращении операции, а при ее продолжении регулярно докладывает членам Военного комитета; Комитета военного планирования, а также национальному руководству о ходе боевых действий и по их окончании объявляет об изменениях в планах использования ПС. Информирование общественности о деятельности соединения в этих условиях носит ограниченный характер до тех пор, пока комитет военного планирования не даст указаний на этот счет в соответствии с обстановкой и на основе рекомендаций Военного комитета.

Одной из главных задач соединения является ведение разведки. Основными разведывательными задачами, решаемыми ПС, являются: идентификация неопознанных надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, а также проведение по указанию военного комитета специальных операций против ВМС какой-либо страны. При этом соединение не задействуется для решения задач радиоэлектронной разведки, которая организуется только национальными ВМС.

За организацию взаимодействия с национальными командованиями по вопросам установления связи ответственность обычно возлагается на командующего региональным командованием ОВМС НАТО «Юг». Он также определяет требования к средствам связи и профессиональной подготовке личного состава, которым должны удовлетворять все корабли соединения.

Ответственность за тыловое обеспечение кораблей возложена на национальные командования, а за его координацию - на командира ПС. Обо всех недостатках он докладывает вышестоящим командующим по линии НАТО, а также уведомляет командующих национальными ВМС. Запасные части, в которых возникает необходимость в процессе выполнения задач, передаются (при их наличии) с одного корабля соединения на другой или поставляются со складов, находящихся в ведении ОВМС НАТО, а в особых случаях и с национальных складов.

Через каждые три месяца соединению должно быть предоставлено не менее четырех недель для проведения ремонтных работ и обслуживания технических средств. При этом по крайней мере две недели отводятся на ремонт кораблей в базе. Планирование ремонтов и их организация находятся под контролем командующего ОВМС НАТО «Юг». Командиры кораблей соединения имеют широкие полномочия в отношении расходования имеющихся материальных средств, в том числе на обслуживание судовых систем и оборудования на коммерческой основе.

Финансирование соединения и его штаба, которое обычно включает фонды на организацию боевой подготовки, проведение официальных мероприятий, связанных с визитами в порты, административные и транспортные расходы, осуществляет ВГК ОВС НАТО в Европе. Вместе с тем при определенных условиях он может возложить эти обязанности на командующего ОВМС НАТО «Юг».

В целом военно-политическое руководство НАТО придает большое значение деятельности постоянного соединения ОВМС на Средиземном море, поскольку на опыте его использования совершенствуются формы и способы боевого управления многонациональными корабельными группировками, отрабатываются вопросы совместных действий сил в операциях различного характера и масштаба, а также демонстрируется военно-политическое единство блока в достижении поставленных целей.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации