ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ШВЕЦИИ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2001, стр. 2-6

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ШВЕЦИИ

Г. ПЕШКОВ

Основы декларируемого военно-политического курса Швеции, официально провозглашенного в 1834 году, базируются на принципах нейтралитета. Он предусматривает неучастие страны в военных союзах в мирное время, неприсоединение к воюющим сторонам в ходе войны и вооруженную защиту национальной территории в случае агрессии. Военная доктрина Швеции носит исключительно оборонительный характер и предполагает содержание в мирное время небольших по численности вооруженных сил (ВС), возможность их наращивания за счет подготовленного резерва, тесное взаимодействие между всеми элементами системы «тотальной (всеобщей) обороны», а также сохранение обязательной воинской повинности.

Произошедшие в последнее десятилетие кардинальные геополитические изменения в мире (окончание «холодной войны», роспуск Организации Варшавского Договора, распад СССР) привели к существенной корректировке шведской политики безопасности в сторону «смягчения» традиционного курса неприсоединения. На практике это проявилось в том, что в 1995 году Швеция стала членом Европейского союза (ЕС) и получила статус наблюдателя в Западноевропейском союзе (ЗЕС), а в 1997-м присоединилась к Совету евроатлантического партнерства. С 1994 года она участвует в программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ). В настоящее время подразделения шведской армии действуют в составе миротворческих контингентов в Боснии и Герцеговине, а также в крае Косово. В доктринальном плане следствием перемен стало повышение значимости таких принципов военного строительства, как оптимизация и достаточность обороны, экономия средств. В частности, за последние десять лет численный состав национальных вооруженных сил был сокращен почти на 50 проц.

В последующие годы тенденция постепенного отхода Швеции от политики нейтралитета в традиционном ее понимании получила дальнейшее развитие, предпосылками чего явились такие факторы, как расширение Североатлантического союза за счет приема Польши, Чехии и Венгрии; претензии НАТО на роль главного гаранта европейской безопасности, что проявилось в ходе косовского конфликта; активизация военно-политической составляющей деятельности ЕС.

Скорректированные с учетом этих обстоятельств основные направления политики безопасности Швеции были сформулированы в решениях парламентской комиссии по вопросам обороны (январь 1999 года), правительственном докладе «Измененный мир - преображенная оборона» (март 1999-го), а также в подготовленном министерством обороны проекте реформирования ВС (май 1999-го). Практическим выражением нового курса стала поддержка Стокгольмом силовой операции НАТО на Балканах и планов расширения военных возможностей Европейского союза.

Основой скорректированной концепции политики национальной безопасности продолжает оставаться тезис о неучастии Швеции в военных союзах, предполагающий «возможность сохранения нейтралитета в случае начала войны в соседних странах». По мнению военно-политического руководства страны, в настоящее время такой подход «наиболее полно отвечает интересам национальной безопасности и способствует избежанию конфликтов и напряженности в Европе». Однако в последних официальных документах появились намеки на то, что в перспективе, в зависимости от изменений внешнеполитических условий, данный курс может быть пересмотрен. При этом особо подчеркивается, что «неучастие в военных союзах не создает каких-либо препятствий для использования шведских воинских подразделений в международных миротворческих операциях».

Что касается военных аспектов обеспечения национальной безопасности, то признано целесообразным, сохранив термин «тотальная (всеобщая) оборона», отказаться от понятий «самостоятельная оборона» и «вооруженный нейтралитет», заменив их термином «гарантированная обороноспособность». Суть новой формулировки состоит в том, что в отличие от прежних она не исключает возможность оказания Швеции помощи извне, если та будет вовлечена в вооруженный конфликт. Таким образом, ранее неоднократно декларировавшийся военно-политическим руководством страны тезис о том, что «в случае агрессии против Швеции демократические государства не оставят ее без своей поддержки», фактически получил законодательное закрепление. В качестве главных задач вооруженных сил страны определены: защита национальной территории, обеспечение территориальной целостности государства и национального суверенитета, участие в миротворческих операциях, оказание помощи гражданским властям в ликвидации последствий промышленных и природных катастроф.

Современная военно-политическая обстановка в мире и Европе оценивается шведским руководством как «благоприятная». Для нее характерны отсутствие (по расчетам военных экспертов, в ближайшие 10-15 лет) реальной угрозы оккупации части территории или всей Швеции, укрепление международного сотрудничества в области обеспечения безопасности на континенте, предстоящее расширение ЕС и углубление экономических связей со странами, взаимодействующими с этой организацией.

К числу факторов, представляющих угрозу для национальной безопасности страны, отнесены: непредсказуемость внешнеполитического курса России и ее неспособность эффективно решать многие международные проблемы; возможность возникновения массовых беспорядков в Латвии и Эстонии из-за неурегулированного статуса русскоязычного населения; экологические проблемы; международный терроризм; распространение наркотиков и другие. По мнению шведских специалистов, собственно военную угрозу для страны в ближайшее десятилетие могут представлять нападение с помощью «боевых средств дистанционного управления» (крылатых и баллистических ракет), диверсионные операции против конкретных объектов на национальной территории, а также вторжение в информационные системы.

Исходя из анализа военно-политической обстановки и характера угроз, шведское руководство выделяет следующие основные направления обеспечения национальной безопасности: строительство и укрепление общеевропейской системы безопасности в рамках ЕС; углубление сотрудничества с НАТО; развитие региональных институтов безопасности.

Швеция является одним из инициаторов формирования единой внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Более того, Стокгольм последовательно выступает за более активное участие ЕС в предотвращении и урегулировании кризисов в регионе, предлагая передать этой международной организации миротворческие функции НАТО и преобразовать ЗЕС, являющийся оборонительным союзом, в миротворческую структуру ЕС.

Данные инициативы были поддержаны другими членами Европейского и Западноевропейского союзов. В частности, на саммите ЕС, прошедшем в декабре 1999 года в Хельсинки, был принят план создания европейских миротворческих сил под эгидой ЕС. Данный документ предусматривает формирование к 2003 году сил реагирования (СР) Европейского союза численностью от 50 тыс. до 60 тыс. человек, которые с санкции ООН будут задействоваться при разрешении локальных кризисов на территории Европы. При этом, чтобы не затрагивать основы политики национальной безопасности некоторых стран-участниц (в первую очередь неприсоединившихся государств - Австрии, Ирландии, Финляндии и Швеции), каждый член ЕС наделяется правом самостоятельно принимать решение о своем участии или неучастии в той или иной миротворческой операции, а также определять количественные и военно-технические параметры своего участия в разрешении конкретной кризисной ситуации. Стокгольм уже заявил о своей готовности выделить в распоряжение СР ЕС до двух механизированных батальонов (включая батальон быстрого реагирования SWERAP) с подразделениями усиления, а также морской и воздушный компоненты.

Однако шведское правительство не склонно переоценивать сегодняшние военно-политические возможности ЕС, считая, что только со временем он станет «наиболее пригодным и мощным средством общеевропейской политики безопасности», а пока основным гарантом безопасности и стабильности в Европе продолжает оставаться НАТО. Поэтому укрепление связей с альянсом (в первую очередь в рамках программы ПРМ) относится к числу приоритетов современной политики безопасности страны.

На начальном этапе сотрудничество Швеции с НАТО ограничивалось организацией различных курсов по подготовке военнослужащих из других стран - участниц программы ПРМ. Однако в дальнейшем подразделения шведских вооруженных сил все более активно подключались к участию в двух- и многосторонних учениях в рамках данной программы. Со временем подобные маневры стали проводиться и на национальной территории («Кооператив баннерс-97», «Кооператив биа-98», «Бал-тик ай-99», «Балтик линк-2000» и другие). С 1997 года страны Северной Европы проводят учения «в духе ПРМ» типа «Нордик пис».

Участие в мероприятиях в рамках программы ПРМ позволяет шведам изучать формы и методы боевого применения войск альянса, отрабатывать вопросы взаимодействия органов управления, обеспечивать соответствие систем вооружения стандартам НАТО, обмениваться разведывательной информацией, создавать основы универсальной системы тылового обеспечения на своей территории и решать другие вопросы.

Следующим этапом развития сотрудничества с НАТО стало участие Швеции в практическом миротворчестве под эгидой альянса. Подразделения шведских ВС выполняли задачи в составе миротворческих контингентов в Боснии и Герцеговине, Македонии, а с октября 1999 года - в Косово.

В процессе урегулирования косовского кризиса произошло дальнейшее сближение Швеции с НАТО. Официальный Стокгольм не только поддержал силовую акцию блока против СРЮ (это выразилось, в частности, в транзитеиз Норвегии по шведским железным дорогам военных грузов, предназначавшихся для ведения боевых действий альянса в Югославии), но и фактически солидаризировался с коалиционной военной стратегией блока. Свидетельством тому стало участие премьер-министра Швеции Й. Перссона в юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 года, в ходе которого были одобрены новые направления сотрудничества блока со странами - участницами программы ПРМ. Выступая в поддержку современных подходов НАТО к обеспечению глобальной безопасности, шведский премьер предложил ограничить право вето в Совете Безопасности ООН. По мнению И. Перссона, для получения санкции на проведение международной миротворческой операции достаточно, чтобы за это решение проголосовало 13 из 15 членов СБ.

Первый этап расширения Североатлантического союза за счет приема в его ряды весной 1999 года Чехии, Венгрии и географически близкой к Швеции Польши, возможное членство в блоке прибалтийских республик, а также стремление Стокгольма играть ведущую роль в Североевропейском регионе являются дополнительными стимулами для развития всестороннего сотрудничества страны с НАТО.

В качестве важной составной части общеевропейской системы безопасности руководство Швеции рассматривает региональное сотрудничество в рамках Северного совета. В настоящее время деятельность данного органа, ранее охватывавшая исключительно социально-экономическую и национально-культурную сферы, начинает постепенно распространяться на область военной политики и политики безопасности. Так, в 1999 году Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания приступили к практической реализации «Региональной программы совместного участия вооруженных сил стран Северной Европы в поддержании мира» (НОРДКАПС). Данная программа, разработанная в 1997 году по инициативе Осло, направлена на установление более тесной координации миротворческой деятельности на региональном уровне и расширение совместного участия в операциях по урегулированию кризисов и конфликтов. В практическом плане это может выразиться в создании региональных сил постоянной готовности общей численностью 3-4 тыс. военнослужащих. Основной задачей данного формирования станет решение миротворческих и гуманитарных задач как самостоятельно, так и в составе сил ООН, НАТО и ЗЕС (см. рисунок).

ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ШВЕЦИИ

Подразделение миротворческих сил отрабатывает действия в городских

условиях

Принципиально новым моментом в процессе дальнейшего углубления регионального взаимодействия является постепенное слияние в единую зону двух субрегионов -Северной Европы и Балтии. Швеция выступает за создание в этой зоне региональной модели безопасности и сотрудничества, которая в перспективе должна стать составной частью аналогичной общеевропейской структуры. Стокгольм активно участвует в процессе координации действий стран Северной Европы и Балтии по проблемам региональной безопасности. Для организации консультаций по этим вопросам используются как уже существующие структуры сотрудничества стран региона (Северный совет и другие), на заседания которых в качестве наблюдателей привлекаются страны Балтии, так и форумы в формате «5 + 3» (пять североевропейских и три прибалтийских государства).

Швеция принимает также активное участие в реализации различных местных оборонных программ стран Балтии: объединенного балтийского батальона (БАЛТБАТ), сводного дивизиона тральщиков ВМС стран Балтии (Б АЛТРОН), объединенной балтийской системы контроля и наблюдения за воздушной обстановкой (БАЛТНЕТ), балтийского военного колледжа (БАЛТДЕФКОЛ).

По взглядам шведского руководства, укреплению региональной безопасности должно способствовать развитие сотрудничества со странами Балтии, одним из аспектов которого является оказание им содействия в строительстве национальных вооруженных сил. Так, только в 1999 году им за символическую плату было поставлено 54 зенитных, 300 противотанковых орудий, а также 300 гранатометов «Карл Густав». В целом начиная с 1991 года эта помощь составила 0,5 млрд крон (51 млн долларов). В ближайшие пять лет Швеция планирует передать В и ВТ для оснащения до десяти пехотных батальонов, трех рот управления, шести инженерных рот и трех дивизионов ПВО общей численностью около 10 тыс. солдат и офицеров прибалтийских республик. Военное сотрудничество со странами Балтии предполагает также проведение совместных военных учений, оказание помощи в поиске и уничтожении мин и снарядов, оставшихся в их территориальных водах со времен Второй мировой войны, и т. д.

Традиционно важное значение Швеция придает отношениям с Россией. Официальный Стокгольм неоднократно заявлял, что создание устойчивой и сбалансированной системы европейской и региональной безопасности невозможно без участия Москвы. По мнению шведского руководства, развитие обстановки в РФ имеет ключевое значение для будущего Европы.

Хотя в настоящее время Швеция уже не рассматривает Россию в качестве потенциального агрессора, однако так называемый «российский фактор» по-прежнему является одним из источников возможной опасности, так как, по мнению Стокгольма, сохраняются сложная экономическая и внутриполитическая ситуация в РФ, а также неустойчивость ее демократических институтов. Наглядным подтверждением существующей в России нестабильности, как считает шведское руководство, служат «чрезмерно жесткие» методы проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. Несмотря на то что данные факторы оказали определенное негативное влияние на состояние двусторонних отношений, Стокгольм продолжает выступать за развитие сотрудничества с Россией, в том числе в военной сфере. Вместе с тем из-за событий в Чечне в январе 2000 года был отменен визит министра обороны Швеции в Россию, а также перенесено на неопределенный срок совместное учение Балтийского флота РФ и ВМС Швеции, запланированное на май 2000 года.

Корректировка политики национальной безопасности Швеции, активное участие страны в международном военном сотрудничестве и миротворческой деятельности вызвали необходимость изменения подходов к военному строительству и углубления осуществляемой в настоящее время реформы национальных вооруженных сил. В основу проводимых преобразований положена концепция «адаптированной обороны», предусматривающая приведение уровня боеготовности шведской армии в соответствие с потребностями обеспечения национальной безопасности, а также возможность выделения воинских подразделений для участия в международных миротворческих миссиях. Разработчики данной концепции исходят из того, что в современных условиях вооруженная агрессия против Швеции маловероятна. Это, в свою очередь, позволяет значительно сократить численный состав вооруженных сил и уменьшить количество частей постоянной готовности.

В период с 1992 по 1996 год было проведено сокращение численности личного состава ВС, а также частичное переоснащение войск новыми видами вооружения и военной техники. Количество военных округов было уменьшено с пяти до четырех.

С 1997 года по настоящее время осуществляется сокращение бюджетных ассигнований на оборону. В соответствии с текущим планом строительства ВС на указанный период военному ведомству выделяется 199 млрд крон (29,8 млрд долларов США), что на 4 млрд крон (0,6 млрд долларов) меньше по сравнению с предыдущим пятилетием. В последние годы расходы на оборону составляют в среднем 2,3 проц. ВНП (6,5 проц. госбюджета). При этом 55 проц. выделенных средств направляются на выплату денежного содержания военнослужащим, зарплату гражданскому персоналу и боевую подготовку, 42 проц. - на закупку вооружения и военной техники, 3 проц. - на проведение мероприятий, связанных с расформированием и реорганизацией частей. Кроме того, предусмотрено сокращение численности офицерского состава (с 16,2 тыс. до 14,1 тыс. человек) и гражданского персонала (с 10,8 до 8,2).

В 1998 году была осуществлена реорганизация системы высшего управления ВС. В настоящее время в структуру главного командования ВС Швеции входят три главных управления (оперативное, войск военного времени, повседневной деятельности и подготовки войск), три управления (планирования, личного состава, разведки и контрразведки) и шесть отделов (административный, информации, инспекции по безопасности, протокольный, юридический и контрольно-ревизионный). Кроме того, были упразднены должности командующих видами ВС. Их функции частично переданы главным инспекторам видов ВС, к ведению которых отнесены также разработка уставов, наставлений и других нормативных документов по боевой подготовке соответствующих видов ВС, оказание практической помощи командирам частей в проведении боевой подготовки, организация испытаний и принятие на вооружение новых образцов военной техники, руководство деятельностью учебных центров видов ВС (сухопутных войск - в г. Енчепинг, ВВС - в г. Упсала, ВМС - в н. п. Берга).

В июне 1997 года на базе международного центра по подготовке войск ООН в г. Седертелье было создано национальное командование международных сил, которому отводится роль единого координатора участия Швеции в международной миротворческой деятельности. Оно предназначено для подготовки, комплектования и материально-технического обеспечения шведских подразделений, выделяемых в состав многонациональных миротворческих сил.

В сухопутных войсках к 2002 году предусматривается внедрить систему управления ATLE, перевести пехотные и механизированные бригады на организацию «бри-гада-2000», начать оснащение частей и соединений новейшими системами вооружения. Всего, по планам командования, должно быть развернуто 60 отдельных батальонов и 75 рот общей численностью ПО тыс. человек. К этому же сроку в войсках территориальной обороны (хемверн, 85 тыс. человек) планируется иметь 55 батальонов и довести их численный состав до 125 тыс. человек.

Планом военного строительства ВВС предусмотрено, что к 2002 году в их составе должно быть 12 эскадрилий боевой авиации (в том числе семь планируется оснастить тактическими истребителями JAS-39 «Грипен») и четыре - вспомогательной. Предполагается также создать тактический центр управления авиацией при главном командовании ВС, сформировать пять центров управления авиацией «Стрик», сократить количество радиотехнических батальонов до шести, а аэродромного обслуживания - до 16, завершить поставки ракет RB-99 (AMRAAM) класса «воздух -воздух», перейти на новую организацию базирования авиации «военно-воздушная база-2000».

Планом развития ВМС предусмотрен ввод в строй двух корветов типа «Висбю», продолжение работ над совместным проектом Скандинавских стран по созданию подводной лодки «Викинг», внедрение системы боевого управления LIM и информационных систем STRIMA и MAST, завершение формирования двух амфибийных батальонов и оснащение их десантными катерами типа 90Н, а также ряд других мероприятий. К 2002 году в составе ВМС предполагается иметь 33 боевых корабля, в том числе девять подводных лодок.

В мае 1999 года правительство предложило предварительный план дальнейшего реформирования ВС на 2002 - 2006 годы. Согласно ему предусматривается, в частности, упразднение штабов командующих войсками военных округов, сокращение числа бригад сухопутных войск до шести, расформирование трех авиаэскадрилий ВВС, вывод из боевого состава ВМС в резерв 14 кораблей (в том числе двух подводных лодок), отсрочка поставки в войска некоторых систем вооружения, снижение уровня финансирования НИОКР и уменьшение на 30 проц. численности призываемых на действительную срочную службу. С июля 2000 года после утверждения парламентом программы реформирования ВС командование приступило к ее выполнению.

Проводимая в Швеции военная реформа предполагает сокращение расходов на оборону, а также создание компактных, мобильных и хорошо оснащенных ВС, способных успешно решать стоящие перед ними задачи. Военно-политическое руководство страны стремится к комплексному решению проблем национальной безопасности, тесно увязывая их с обеспечением стабильности как в регионе, так и на континенте в целом. Такой подход обеспечивает ему широкий выбор средств и свободу маневра в области военного строительства и обеспечения безопасности государства при любом развитии международной обстановки


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации