ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

«Военная мысль» №6.2000 г.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Еще раз о проблемах высшей военной школы

Полковник В.И.АРЖАЕВ

Полковник Е.М.ДУГИН, кандидат военных наук, доцент

Ю.Д.ПОДГОРНЫХ,

доктор военных наук, профессор, член-корреспондент АВН

СЕГОДНЯ вопросы совершенствования системы военного образования и порядка прохождения военной службы являются одними из наиболее актуальных в рамках общего процесса реформирования ВС РФ. Этому, в частности, посвящены опубликованные в первом номере журнала «Военная мысль» за 2000 год статьи «Некоторые проблемы подготовки Вооруженных Сил к локальным войнам» (автор генерал армии М.А. Гареев) и «К вопросу реформирования системы военного образования и порядка прохождения военной службы» (авторы адмирал А.П. Михайлов, контр-адмиралы Н.А. Скок, Б.М. Малярчук и капитан 1 ранга Н.М. Груздев). Разделяя озабоченность авторов по поводу рассматриваемых ими вопросов, считаем необходимым остановиться на некоторых проблемах высшей военной школы и подготовки офицерских кадров в целом, которым, по нашему мнению, до настоящего времени не уделялось должного внимания.

Многолетний опыт работы в высшей военной школе позволяет нам сделать вывод о том, что многие ее беды порождены давно сложившимся положением. В частности, зато время, которое отводится на обучение военных специалистов, невозможно обеспечить необходимый уровень подготовки выпускников военных академий и университетов.

Раньше, когда учеба в военных академиях длилась пять лет, и речи не могло быть о недостаточности фундаментальной подготовки выпускников академий, к тому же в ходе проводимой в соответствии с учебным планом войсковой практики и стажировки ими приобретались достаточно высокие практические навыки.

Впоследствии время обучения уменьшилось до четырех, затем до трех и, наконец, до двух лет. Обосновывалось это главным образом рассуждениями о том, что все (или практически все, за редким исключением) военные училища стали высшими. Определенную роль сыграла и ссылка на опыт зарубежных стран (США, Франции, Германии и др.).

Почти одновременно с переходом военных академий на трех- и двухлетние программы подготовки офицеров многие стали сетовать на снижение уровня их фундаментальной, а затем и практической подготовки. При сокращении сроков обучения требования к выпускникам не снизились, а, наоборот, возросли. Любой вуз, готовящий специалистов с высшим военным образованием командного или командно-инженерного профиля, должен обеспечить выполнение определенных требований, предъявляемых к уровню профессиональной подготовки офицера-выпускника, среди которых одним из главных является овладение навыками управленческой деятельности, теорией и практикой управления войсками в мирное и военное время.

Известно, что навыки, т. е. доведенные до автоматизма умения, появляются только в результате многократных повторений какого-либо способа действий. На все это требуется соответствующее время. Причем, чем выше требования, предъявляемые к уровню овладения задачами деятельности, тем больше времени должно отводиться на обучение.

Нам могут возразить, что средства автоматизации, в настоящее время активно внедряющиеся в образовательный процесс, позволяют сократить время обучения. Это безусловно так. Но даже самые новые информационные технологии не позволяют в ходе занятий реализовать адаптивный проигрыш обстановки в полном объеме.

Для достижения обучаемыми установленных уровней овладения задачами деятельности в отведенные для этого сроки, по мнению авторов, следует перераспределить учебное время программ военных академий и университетов, увеличив количество часов на дисциплины специализации, т.е. оперативно-тактические и инженерно-технические.

Это обусловлено тем, что в настоящее время (впрочем, как и прежде) на дисциплины по специализации отводится примерно 30% учебного времени. Учитывая, что выпускник военного института, срок обучения в котором составляет пять лет, получает высшее образование, отвечающее государственному стандарту, нет никакой необходимости в учебных планах военных академий и университетов 70% учебного времени отводить на общеобразовательные и гуманитарные дисциплины. Очевидно, целесообразно выделить на изучение основных дисциплин как минимум 50-60% учебных часов.

Еще одна проблема военной школы - необходимость совершенствования, а точнее, создания принципиально новой учебно-материальной базы, которая позволила бы намного увеличить учебное время, отводимое на привитие обучаемым твердых навыков по управлению войсками. Решение данной проблемы видится в разработке унифицированных автоматизированных тренажерно-имитационных комплексов, максимально приспособленных для достижения целей подготовки специалистов в вузах МО РФ.

В высшей военной школе обучение должно осуществляться в тесном взаимодействии с воспитанием. Единство обучения и воспитания остается одним из важнейших принципов высшей военной школы. Однако, как ни горько это признавать, несмотря на многолетние усилия коллективов преподавателей, руководящего состава военных вузов, желаемых результатов мы пока не получили.

Что же такое «воспитание в ходе образовательного процесса»? Почему до сих пор не произошло прорыва в решении задач воспитательной работы, определенных руководством МО РФ? Почему мы вновь и вновь вынуждены обращаться к этой проблеме? Ответить на все эти вопросы не трудно, если спрятаться за весьма расхожую и удобную формулировку: «Такова жизнь». Но, очевидно, все же будет целесообразнее провести глубокий анализ и попытаться дать ответ на все «почему» с профессиональных позиций.

Ретроспективный анализ образовательного процесса вузов МО РФ позволяет сделать вывод о том, что важнейший принцип единства обучения и воспитания остается невыполненным вследствие существенного отрыва формы (разговоров, чаще всего общих, о необходимости воспитания, отвечающего самым высоким требованиям к воспиту-емому как личности) от содержания (форм, методов, методических приемов, с помощью которых осуществляется воспитание). А пренебрежение содержанием (по сути - формализм) всегда, как известно, приводило к подрыву сущности любого вида человеческой деятельности, снижало ее социальную активность, порой действовало просто разрушительно.

Чтобы в дальнейшем вести речь о воспитании в ходе обучения более предметно, под этим процессом будем понимать передачу новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение обучаемого в целях формирования у него: государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к ВС и офицерскому корпусу; дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства; профессионально важных качеств, необходимых обучающимся как офицерам и военным специалистам, навыков в проведении воспитательной работы с личным составом; трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью; общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.

Определившись с сущностью основного понятия, выделим ту его часть, которая касается «планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение обучаемого». По мнению авторов, можно вести речь о трех видах такого воздействия: государственное, вузовское и самовоспитание.

Нельзя сказать, что сегодня государственные органы не уделяют должного внимания Вооруженным Силам - законы принимаются в целом хорошие. Практически нет такой недели, а то и дня, чтобы в средствах массовой информации не была поднята какая-нибудь армейская тема. Хотя до недавнего времени большинство материалов отличалось негативным отношением к армии, предвзятостью и не способствовало созданию в обществе положительного имиджа ВС. Государственные органы при этом чаще всего просто отмалчивались. Только известные действия блока НАТО в Югославии, трагические события в городах России и разгул терроризма в стране, а также успешные действия войск в контртеррористической операции на Кавказе заставили изменить тон многих выступлений и публикаций.

А ведь имидж буквально означает образ, но образ, целенаправленно формируемый, выделяющий целостные характеристики, призванные оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации. В этом определении целесообразно выделить два словосочетания: «целостные характеристики» и «образ, целенаправленно формируемый». Спектр целостных характеристик ВС, которые могли бы оказать эмоционально-психологическое воздействие на общество и целенаправленно формировать образ армии, достаточно широк. К основным из них относятся следующие: социально-политический статус военнослужащих, материально-техническое обеспечение ВС, воинское подвижничество и преданность делу, духовность и культура (прежде всего офицерского состава), высокий профессионализм, бескорыстность служения Родине и др.

Итак, необходимо целенаправленное формирование на государственном уровне позитивного образа ВС с определенными характеристиками, призванными оказывать положительное эмоционально-психологическое воздействие как на общество, так и на военнослужащих, в том числе обучающихся в военных вузах Очевидно, нет необходимости убеждать кого-либо в том, что люди чувствуют себя уверенней, если работают на могучее государство, находясь в обстановке стабильности, видя ясную перспективу на будущее, ощущая свою востребованность, сознавая разумность и справедливость руководства, пусть даже требовательного и жесткого.

Практика высшей военной школы свидетельствует о том, что необходимой предпосылкой для развития творческой личности может быть только самостоятельная творческая работа обучаемого, поэтому преподавательский состав должен делать все возможное для того, чтобы ее активизировать. В то же время в этом процессе сложилось явное противоречие между предъявляемыми к обучаемым требованиями по активизации творческого поиска и возможностями существующей в военных вузах системы стимулирования их усилий. По мнению авторов, здесь уместно обратиться к опыту других стран. Так, каждый офицер, поступивший во всеармейскую академию национальной обороны Франции, получает прибавку к своему денежному довольствию в размере двух тысяч франков. В процессе обучения в академии слушатели регулярно участвуют в конкурсах курсовых работ. Занявшие три первых места получают денежную премию. Офицер, факультативно освоивший дисциплины сверх учебной программы (геополитика, иностранные языки и др.), получает прибавку к денежному довольствию и специальный сертификат, который в дальнейшем учитывается в процессе конкурсного представления его на новую должность.

Подобная практика существует в военно-учебных заведениях и других стран, в наших же что-либо подобное практически отсутствует. Только очень ограниченное число обучаемых получает стипендии Правительства и Президента Российской Федерации. При этом их оформление происходит так долго, что слушатель (курсант) успевает закончить учебное заведение. Целесообразно, на наш взгляд, расширить диапазон материальных стимулов для обучаемых, упростить процедуру присвоения им именных стипендий.

Решение всех указанных выше проблем обеспечит, по мнению авторов, необходимые условия для повышения качества подготовки офицерского состава ВС РФ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации