О роли военной эргономики и авиационной медицины в создании авиационных комплексов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/2000, стр. 52-54

О роли военной эргономики и авиационной медицины в создании авиационных комплексов

Генерал-майор медицинской службы запаса

В.А.ПОНОМАРЕНКО,

доктор медицинских наук, профессор

ОПЫТ создания, испытания и эксплуатации авиационной техники последних десятилетий свидетельствует о недостаточном учете человеческого фактора∗ в процессе функционирования системы «летчик-самолет- среда», что в конечном счете снижает боеготовность авиации. Так, около 40% ошибочных действий экипажей обусловлено игнорированием психофизиологических закономерностей поведения человека при управлении летательным аппаратом, что ведет к повышению аварийности. Несоблюдение нормативных ограничений на физические воздействия (шумы, вибрации, электромагнитные излучения, предельно допустимые концентрации токсических веществ) ухудшает здоровье летного состава, уменьшает продолжительность «летного долголетия», которое для профессионала высшего уровня составляет всего 5-7 лет, так как средний возраст дисквалифицированных по болезни 32-34 года. Это, в свою очередь, приводит к снижению профессиональной выучки, а также к значительным финансовым расходам на непроизводительную ротацию и замену кадров.

А ведь многих отрицательных явлений можно избежать, если при создании новой техники использовать достижения в области военной эргономики и авиационной медицины. Причем делать это необходимо уже на стадии эскизного проектирования авиационных комплексов, так как более поздняя модернизация будет стоить человеческих жизней.

Первоначально задачи авиационной медицины заключались в исследовании физиолого-биологических основ приспособления организма к факторам необычной среды обитания, нормировании условий труда, влияющих на жизнедеятельность человека и его работоспособность. В дальнейшем, несмотря на значительные успехи в решении указанных задач, постепенно возникло определенное несоответствие между отдельными элементами проектируемых систем управления, информации, органов управления, рабочего места летчика в целом, с одной стороны, и психофизиологическими возможностями человека - с другой. На взгляд автора, причина кроется в запоздалой переориентации научного мышления на системный анализ человеческой деятельности в системе «летчик-самолет-среда». Технический прогресс в авиации «узаконил» машиноцентрический подход к анализу взаимодействия человека с машиной, т.е. «от машины к человеку». Эффективность и надежность соотносились прежде всего с тренировкой и обученностью человека. Велась своеобразная подгонка человека к создаваемой машине, которая, как считалось, способна на большее, но из-за ограниченных возможностей человека не может достичь расчетной эффективности. При этом забывалось о том, что ни совершенная техника, ни подготовленный специалист изолированно друг от друга не в состоянии гарантировать эффективность и безопасность полета, поскольку система - это целостное интегральное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах.

Из этого следует, что предметом изучения эргономики и авиационной медицины должны быть не рабочее место летчика, отдельные свойства его психики, функций анализаторов или воздействие факторов среды, а все явление в целом как система.

Первые ростки системного анализа дали свои всходы именно на почве инженерно-психологического исследования системы «летчик-самолет-среда», в частности был открыт принципиально новый класс ошибок, обладающих совокупным системным качеством, - ошибки проектирования, которые есть результат овеществления в металле неполного знания о человеке. И если раньше «ошибка пилота» рассматривалась в системе одной координаты, допустим, обучения, здоровья, индивидуальных свойств, т.е. в системе «личного фактора», то теперь стало не только возможным, но и необходимым рассматривать ее как интегральный показатель качества взаимодействия человека и техники, а значит, учитывать взаимодействие всех координат, в которых функционирует система «летчик-самолет-среда»: биологических, физиологических, психологических, технических, социальных.

Анализ причин потенциальной ненадежности человека в процессе взаимодействия с техникой диктует необходимость введения эргономического контроля начиная со стадии разработки авиационно-космической техники.

Особенно это актуально сегодня, так как с начала 90-х годов стали проектироваться самолеты 5-го поколения, качественно отличающиеся от своих предшественников по летно-техническим характеристикам, составу вооружения, оборудованию, способам боевого применения. Например, появилась возможность непосредственного управления боковой и подъемной силами, вектором тяги двигателя. По сути, речь идет об абсолютно новом явлении - раздельном управлении векторами перегрузок и собственной угловой скоростью летательного аппарата. При пилотировании на углах атаки более 90° и наличии скольжения следует ожидать появления особого рода иллюзий и дезориентаций в пространстве. Сверхманевренные самолеты - это новые угловые скорости, динамическое торможение, знакопеременные перегрузки, опасные для жизни градиенты их нарастания. Прорыв в области аэродинамических характеристик повлечет за собой принципиально новое требование к системам отображения информации - предвидение решения задач воздушного противодействия в масштабе времени, опережающем натуральный.

Стало быть, для обеспечения работоспособности, разработки защитных средств, методов психофизической подготовки потребуются фундаментальные научные исследования, особенно в области пространственной ориентировки. Для этого необходимо создать такую экспериментальную базу, которая позволила бы эргономической науке не просто следовать за техническим прогрессом, а опережать его с учетом тех кардинальных изменений, которые произойдут в профессиональной деятельности специалистов военного профиля.

Приметой дальнейшего прогресса в развитии военной техники является резкое повышение уровня автоматизации с использованием вычислительной техники, что создало возможность техническими средствами решать интеллектуальные задачи, связанные с выбором оружия, вида тактического маневра, распределения заданий в группе и т.д. Чрезвычайное удорожание военной техники, ее строго ограниченное количество, дорогое обслуживание вынуждают создавать новые средства обучения и поддержания навыков, такие, как экспертно-консультативные системы на базе новых информационных технологий.

Опыт использования автоматики в авиации показал, что проблемы сохранения активности летчика в системе управления, распределения функций между вычислительным комплексом и членами экипажа требуют от эргономики разработки и обоснования оригинальных способов включения человека в автоматизированные системы и поддержания высокого уровня его готовности к переходу на резервное управление.

Сегодня научно-исследовательские учреждения имеют возможность выполнять контрактные, хозрасчетные работы. Однако предлагаемая тематика, как правило, носит оперативный характер и актуальна лишь на данный период времени. Фундаментальными же научными исследованиями гражданские государственные академии не занимаются и не имеют в этой области достаточного опыта. Поэтому целесообразно, чтобы авиационная медицина и эргономика вновь контролировали, насколько учитывается человеческий фактор при создании летательных аппаратов.

Инженерно-психологическое проектирование деятельности человека в будущей системе управления должно начинаться со стадии эскизного и технического проектирования и включать в себя рассмотрение как технических вопросов, так и полунатурное моделирование, чтобы иметь возможность определить:

основные принципы распределения функций между человеком и самолетом вообще и человеком и автоматическими устройствами в частности;

принципиальные различия между новым и предшествующим летательным аппаратом (на основе психофизиографического анализа будущей деятельности летчика);

основные профилактические мероприятия, которые потребуется провести с учетом новых характеристик самолета (защитные устройства, спецснаряжение и т.п.);

взаимодействие летчика с новым приборным комплексом и системой оружия, учитывая предполагаемое психическое напряжение и эмоциональный стресс;

степень физиолого-гигиенического и антропометрического комфорта будущего рабочего места летчика;

загрузку внимания, исходя из будущих аэродинамических характеристик летательного аппарата;

принципиальные требования к соответствующему тренажеру и психологические рекомендации при переучивании на новую технику.

Следующий этап предполагает проведение экспериментального исследования и инженерно-психологическую оценку полноты учета человеческих возможностей: степени психофизиологического напряжения в реальном полете, уровня адаптации, степени утомления, характера основных затруднений и ошибок; полноты и формы отображения информации, психологической организованности потока информации; уровня психофизиологических возможностей по резервированию отказавших систем.

Что касается финансовой стороны вопроса, то все вложения, безусловно, окупятся, так как речь идет о главном носителе успеха любой военной операции - человеке. Поскольку техника сегодня маскирует ведущую роль человека, значение прогноза эффективности его действий при управлении вновь создаваемой боевой техникой еще более возрастает. Трудно спланировать «расход» человеческого ресурса, не зная, каков требуемый уровень профессионализма, в чем причины его снижения и какие средства необходимы для оперативного восстановления. Кроме того, определенная экономия достигается за счет того, что экспериментальные базы моделирования всех факторов риска, снижающих профессиональную надежность при выполнении конкретных целевых задач, одновременно выступают и средством, обеспечивающим психофизиологическую подготовку, являются основой для нормирования труда и отдыха, разработки новых направлений в профессиональной реабилитации и восстановительной медицине.

Думается, что такое понимание роли военной эргономики и авиационной медицины отвечает задачам создания современной армии и должно учитываться при обосновании соответствующего материально-технического обеспечения.

∗ Под человеческим фактором здесь понимается совокупность переменных, влияющих на надежность и эффективность взамодействия летчика с используемым оборудованием.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации