О мониторинге космической обстановки

«ВМ», 1, 2000 г.

О мониторинге космической обстановки

Полковник В.И.АРЖАЕВ

Полковник Е.М.ДУГИН, кандидат военных наук

Ю.Д.ПОДГОРНЫХ, доктор военных наук, профессор

СРЕДИ политических, экономических, социальных, военных и других задач, решаемых в целях обеспечения национальной безопасности России, важное место занимает контроль космического пространства. Это обусловлено тем, что сложившаяся в результате деятельности многих стран в околоземном космическом пространстве обстановка может служить своеобразным барометром степени опасности общей военно-политической ситуации в мире или отдельных его регионах. При этом под космической обстановкой, на наш взгляд, следует понимать совокупность баллистических ракет (БР), космических аппаратов (КА) и сопутствующих им элементов (ракет-носителей, их ступеней, фрагментов, образованных после подрыва или самоликвидации и т.п.), средств подавления и преодоления систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН), противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО), движущихся в космическом пространстве.

Постоянное наблюдение (контроль), оценку степени опасности и прогнозирование изменения космической обстановки в связи с целенаправленной деятельностью человека определим понятием мониторинг космической обстановки.

Ретроспективный анализ этой деятельности позволяет сделать вывод о том, что космическая обстановка (обстановка в космическом пространстве) характеризуется прежде всего общей расстановкой военно-политических сил в мире, наличием военных блоков, применяющих космические системы (КС), и их направленностью, очагов вооруженных конфликтов различной напряженности, локальных войн и использованием в них КС, внешней и внутренней политикой стран, имеющих выход в космическое пространство. Выражение «выход в космическое пространство» или просто «выход в космос» означает, что у государства есть средства, которые выводятся в космос, - искусственные спутники Земли, а также средства, с помощью которых осуществляются вывод в космос искусственных космических объектов и управление ими, - ракеты-носители, стартовые комплексы, пункты управления, командно-измерительные комплексы и др.

В настоящее время выход в космос имеют Россия, США, Китай, Франция, Япония, Великобритания, Италия. Каждое из перечисленных государств способно самостоятельно реализовать достаточно обширные космические программы. Кроме указанных стран свои национальные ракетные испытательные полигоны, позволяющие производить запуски высотных геофизических и метеорологических ракет и небольших КА, имеют Швеция, Норвегия, Канада, Бразилия, Аргентина, Индонезия.

Успешно функционируют КС глобальной связи различного предназначения, навигации, метео- и геообеспечения, раннего обнаружения пусков БР. Они нашли применение в ходе различных войн и военных конфликтов, в том числе для управления ударными и другими силами и средствами. С этой целью, как правило, заблаговременно осуществлялся либо вывод на соответствующие орбиты новых КА, либо орбитальный маневр КА, входящих в орбитальные группировки. Это обстоятельство, в частности, позволило выделить новые информационные признаки, свидетельствующие о непосредственной подготовке к боевым действиям стран-агрессоров.

Через зоны обзора только средств СПРН РФ за сутки проходит свыше 50 000 различных космических объектов (КО). Каждый из них обнаруживается и сопровождается, выдаются их орбитальные характеристики, осуществляются классификация по типам, идентификация, определяется степень опасности. Обработанная информация в автоматическом режиме поступает на оповещаемые командные пункты и пункты управления, становится достоянием высших органов управления государства и ВС, которые принимают решение на проведение ответных действий. В такой ситуации ошибка недопустима, иначе механизм ядерных пусков может сработать катастрофически неправильно даже при отсутствии выраженной конфронтации между ведущими государствами мира. Кроме того, следует учитывать, что в современной обстановке, когда выработан ресурс некоторых ракетных комплексов и средств СПРН, ложная информация о старте увеличивает вероятность ответных действий в отсутствие ракетно-ядерного удара.

Контроль космического пространства в настоящее время осуществляется кроме СПРН с помощью средств систем ПРО, контроля космического пространства (ККП), входящих в состав РВСН, а также средств ряда других министерств и ведомств. Такая многочисленность средств обусловлена рядом причин, основные из которых следующие: отсутствие единой государственной системы взглядов на проблему контроля космического пространства; ведомственная разобщенность при обосновании и разработке перспективных программ развития систем вооружения вообще и средств ККП в частности; практическое отсутствие каких-либо существенных ограничений в финансово-экономическом обеспечении программ развития средств вооружения различными министерствами и ведомствами; отсутствие конкурсной основы в разработке средств вооружения; некоторое отставание от мирового уровня в развитии электронно-вычислительной техники и элементной базы.

При этом средства разных ведомств отличаются друг от друга элементной базой, физическими принципами функционирования, способами применения и решают в первую очередь свои специфические задачи, исходящие из их основного предназначения. И несмотря на то что между ними всегда было и есть определенное функционально-информационное взаимодействие, осуществляемое в реальном масштабе времени, единый замысел контроля космического пространства до сих пор, по сути, отсутствовал. Однако и в этих условиях СССР, а в последующем и Россия владели достаточно достоверной и полной информацией о космической обстановке, степени ее опасности в любое заданное время. Это в сочетании с достигнутыми и общепризнанными успехами в исследовании космического пространства в целом позволяло и СССР, и сейчас России быть равноправным партнером стран, имеющих выход в космос, при решении вопросов, связанных с международной и национальной безопасностью, на любом уровне.

Существенные изменения в международной обстановке, а также во всех сферах жизни и деятельности нашего государства (в том числе военной) привели к необходимости резкого повышения степени стандартизации и унификации комплексов вооружения, в частности решающих задачи обнаружения БР и КА различных типов, т.е. основных ' элементов, формирующих космическую обстановку.

Достигнутый к настоящему времени уровень научно-технического . прогресса и состояние производственно-промышленной базы в принципе позволяют устранить большинство причин, породивших многотяпность средств контроля космического пространства. Кроме того, необходимо иметь в виду, что добыть данные о космическом потоке - еще не значит полностью выполнить задачу контроля космического пространства. Полученные сведения крайне важно правильно оценить, своевременно и убедительно доложить в вышестоящие звенья управления. В условиях же ведомственной разобщенности руководству страны может быть представлена противоречивая информация. Это обстоятельство связано с тем, что практически у каждого руководителя (политического или военного) на основе различных предпосылок складывается свое субъективное представление о военно-политической обстановке в целом и ее слагаемых, а также перспективах ее развития. И если данные разведки (контроля космического пространства) укладываются в рамки этого представления, то они легко принимаются к сведению и с удовольствием учитываются. В противном случае всегда есть опасность, что их могут расценить как неубедительные, необоснованные или даже дезинформирующие. Поэтому мониторинг космической обстановки может быть реализован, по нашему мнению, только на основе единого замысла, являющегося частью общего стратегического смысла обеспечения национальной безопасности РФ. При этом постоянное наблюдение (контроль) космической обстановки должно осуществляться с помощью многофункциональных средств, действующих на различных физических принципах, размещенных на земле, в воздухе и космосе и объединенных в единую систему контроля космического пространства (СККП).

Одновременно с контролем космической обстановки СККП должна формировать необходимую информацию в целях решения задач предупреждения о ракетном и космическом нападении, противоракетной и противокосмической обороны.

Оценку степени опасности космической обстановки в настоящее время реально выполняют силы и средства СПРН и ККП. Соответствующая информация в автоматическом цикле боевого функционирования одновременно поступает в высшие органы управления государством и ВС, которые в случае возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности страны принимают решение на проведение ответных (ответно-встречных) действий требуемого масштаба, и на ЦКП видов ВС.

Задача прогнозирования космической обстановки решается на основе фундаментальных положений теории полета БР и КА. Существующие методики реализованы на мощных современных ЭВМ и позволяют прогнозировать движение практически любых космических объектов, проходящих через зоны средств контроля космического пространства, с высокой точностью и на любое время.

В условиях сложного финансового положения (даже если высшие приоритеты в области национальной обороны отдаются стратегическим силам сдерживания и космосу) необходимы экономия и интеграция. Суть последней в данном случае, на наш взгляд, в создании единого центра контроля космического пространства на базе ЦККП РВСН.

Следует отметить еще один аспект мониторинга космической обстановки, обозначившийся в последние годы, - международное сотрудничество в области контроля космического пространства. Оно может сыграть важную роль в обеспечении безопасности мирового сообщества, достижении стратегической стабильности при минимальном уровне стратегических наступательных вооружений в области ракетно-космического оружия и ограничения его распространения в мире. Обмен информацией между национальными системами ККП будет способствовать повышению вероятности и оперативности распознавания предназначения КА, определения степени их опасности; усилению эффективности решения национальными системами ККП задач контроля за деятельностью третьих стран в области освоения и использования околоземного космического пространства; уменьшению вероятности принятия ошибочных решений из-за неправильной интерпретации обычной деятельности сторон при запуске КА; расширению объемов различных национальных каталогов космических объектов, повышению точности определения параметров их движения; увеличению темпов смены информации о КО.

Ключевым моментом сотрудничества в области мониторинга космической обстановки может стать создание международного центра контроля космического пространства, который на основе данных, поступающих от национальных систем ККП, будет решать следующие задачи:

глобальный контроль околоземного космического пространства, определение степени опасности космической обстановки с наибольшей достоверностью и прогнозирование ее развития;

обнаружение, сопровождение и распознавание КО практически во всем диапазоне высот и углов наклонения их орбит, проверка их целевого предназначения;

обнаружение и сопровождение незаявленных КО, выявление параметров их движения и целевого предназначения;

контроль за реализацией космических программ государствами мира, наращиванием инфраструктуры, обеспечивающей запуски КА различного предназначения и управление как отдельными КА, так и орбитальными группировками в целом;

контроль технического состояния КА орбитальной группировки, прогнозирование времени их существования на орбитах, определение возможных траекторий снижения сгорающих КО и районов падения их элементов;

обеспечение всех заинтересованных стран и ООН необходимой информацией о космической обстановке, испытаниях, развертывании и применении космических систем.

Безусловно, расширение международного сотрудничества в области мониторинга космической обстановки обусловит развитие нормативно-правовой базы на межгосударственном уровне. А это, как показывает практика заключения различных международных договоров и соглашений, процесс сложный и многогранный, требующий больших целенаправленных усилий со стороны высшего военно-политического руководства государств.

Подытоживая сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время мониторинг общей военно-политической обстановки в мире без мониторинга космической обстановки (обстановки в околоземном космическом пространстве) чреват такими ошибками в действиях высшего военно-политического руководства государства, последствия которых сегодня трудно переоценить.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации