Нормативно-правовое регулирование научно-информационной деятельности в Вооруженных Силах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/2000, стр. 35-41

Нормативно-правовое регулирование научно-информационной деятельности в Вооруженных Силах

Полковник В.Ф.ЕВСТАФЬЕВ,

кандидат технических наук,

Л.Н.ХИТРОВА,

кандидат технических наук

АНАЛИЗ правовых систем развитых стран показывает, что в условиях всеобщей информатизации общества вопросам правового регулирования информационной деятельности (в том числе научно-информационной) придается особое значение. Необходимость государственного управления информационными процессами диктуется в первую очередь стремительно возрастающим влиянием информационной индустрии на экономическую и политическую стабильность государства и его безопасность. Так, политика США в области военно-научной информации (ВНИ) направлена на достижение мирового лидерства как в военной, так и в гражданской сфере деятельности. В военной области это достигается за счет строгого засекречивания ВНИ и технических данных, обеспечивающих приоритет страны в соответствующих направлениях военной науки, в гражданской - активным внедрением несекретных научно-технических достижений военного и двойного назначения в разработку и производство новых товаров и услуг. Реализации указанной цели способствует развитая федеральная законодательно-нормативная база, регламентирующая научно-информационную деятельность министерства обороны США и других федеральных органов управления. Федеральными нормативными документами определен порядок доступа к секретной и несекретной информации, передачи военных технологий в гражданский сектор производства и распределения прав интеллектуальной собственности в рамках военных контрактов. Особое внимание уделяется нормативно-правовой регламентации вопросов, связанных с обеспечением информационной безопасности, защитой ВНИ и автоматизированных информационных систем. При этом общественные отношения в области распространения и обмена ВНИ построены на базе общепризнанных принципов международного права.

В Российской Федерации отрасль информационного законодательства находится в начальной стадии формирования: принято лишь несколько основных законов; пакет специальных законодательно-нормативных актов, регулирующих отношения в отдельных областях информационной деятельности, находится в стадии разработки. Тем не менее основные принципы решения сложных вопросов информационных отношений (обеспечение и ограничение права на информацию, право собственности на информационные ресурсы и системы, защита прав интеллектуальной собственности в информационных системах и др.) нашли свое отражение в действующих законодательных актах Российской Федерации.

Основной закон - Конституция Российской Федерации - содержит более десятка положений, прямо или косвенно относящихся к информации. Наиболее важная конституционная норма, закрепляющая право на создание и использование информации и ограничивающая это право в определенных законом случаях, содержится в п.4 ст.29 Конституции.

Вопросы правового регулирования отношений в информационной сфере отражены в ряде положений Гражданского и Уголовного кодексов Российской Федерации.

Базовым законом в блоке специальных правовых актов информационного законодательства РФ является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 года. Данным законом впервые в России регулируются отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, при разработке и эксплуатации информационных систем и средств их обеспечения, а также при защите информации от несанкционированного использования и искажения. Для регулирования правоотношений в конкретных областях информационной деятельности приняты законодательные акты, учитывающие их организационные особенности и специфику тематической направленности: «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», законы РФ «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», «О связи», «Об участии в международном информационном обмене», «О государственной тайне» и др. Анализ этих документов показывает, что основными направлениями правового регулирования информационной деятельности являются следующие: определение роли государства и органов государственного управления в регулировании информационных процессов; регламентация отношений права собственности и права интеллектуальной собственности в информационной сфере деятельности; правовое регулирование вопросов ограничения доступа к документированной информации; защита информации и прав участников информационных процессов.

С введением в начале 90-х годов нового патентного и авторского права Российской Федерации изменились и принципы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, к числу которых относится значительная часть источников научно-технической информации (НТИ). Это статьи, книги, рукописи, переводы, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие результаты творческой деятельности.

Научно-информационную деятельность в ВС РФ необходимо рассматривать как самостоятельное направление научной работы, проводимой органами военно-научной информации по решению научно-методических и практических задач организации, поддержания и обеспечения устойчивости потоков ВНИ, включая процессы ее получения, сбора, аналитико-синтетической обработки, накопления, хранения, актуализации, поиска и распространения.

В настоящее время с учетом требований нового информационного законодательства РФ разработаны и введены в действие следующие документы, регламентирующие основные направления научно-информационной деятельности в Вооруженных Силах: Руководство по библиотечному делу в ВС РФ, утвержденное приказом министра обороны РФ 1995 года № 300; Положение об издательской деятельности по выпуску служебных изданий (документов) в ВС РФ, утвержденное приказом министра обороны РФ 1996 года № 355; Положение о научно-информационной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ МО РФ 1997 года № 60).

Помимо перечисленных документов продолжают действовать разработанные ранее инструкции и наставления в области защиты государственной тайны и ряд нормативных актов узкотематической направленности. Имеется также несколько утвержденных разработок методического характера, учитывающих требования нового информационного, патентного и авторского права Российской Федерации.

Вместе с тем анализ действующей нормативно-правовой базы научно-информационной деятельности в ВС РФ выявил ее несоответствие новому информационному законодательству по ряду направлений. Так, в нормативных документах ВС РФ не установлен правовой статус центральных и головных органов военно-научной информации и центральных информационных фондов, не введены определения и понятия собственника и владельца тех или иных массивов научно-технических документов, научно-информационных фондов и систем, не отражены вопросы защиты интеллектуальной собственности в информационных системах и сетях и тд. Кроме того, отсутствуют как ведомственные, так и межведомственные документы по передаче военных и двойных технологий в гражданский сектор производства, а также по использованию военно-научной информации и технической документации в рамках конверсионных программ; нет системы правовой защиты военно-научной информации при распространении ее через федеральные информационные центры, в рамках межгосударственного и международного обмена НТИ; не разработаны общие принципы и конкретные механизмы введения научно-информационных ресурсов ВС РФ в финансово-экономический оборот.

Отсутствие действенного механизма регулирования правоотношений в научно-информационной сфере деятельности в ряде случаев приводит к утрате приоритета органов военного управления и организаций ВС РФ, особенно в вопросах, касающихся реализации права собственности на научно-информационные ресурсы Вооруженных Сил.

Все это свидетельствует о необходимости изменения самого подхода к решению вопросов нормативно-правового регулирования научно-информационной деятельности в ВС РФ, приведения руководящих, нормативных и методических документов в соответствие с требованиями российского законодательства, международных и государственных стандартов в области научно-технической информации, библиотечного и издательского дела. Необходимо также разработать новые нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения, которые возникли сравнительно недавно в связи с изменением социально-экономических и политических условий в стране.

Помимо сугубо правовых проблем нормативно-правового регулирования научно-информационной деятельности существуют и организационные. К ним следует отнести: отсутствие системного подхода к формированию и актуализации нормативно-правовой базы ВС РФ; слабое информационное обеспечение организаций Вооруженных Сил по вопросам законодательного, нормативно-правового регулирования научно-информационной деятельности и стандартизации научно-информационных процессов; недостаточный контроль за выполнением требований нормативно -правовых актов ВС РФ; слабую правовую подготовку специалистов органов ВНИ ВС РФ.

В этих условиях предпринята попытка сформировать общую идеологию нормативно-правового регулирования научно-информационной деятельности в Вооруженных Силах, определить его приоритетные направления, а также обеспечить единство взглядов органов военного управления и организаций ВС РФ на решение практических задач по его реализации. С этой целью Координационный научный совет (КНС) по вопросам научно-информационной деятельности в ВС РФ на очередном своем заседании 2 июня 1999 года принял проект Концепции нормативно-правового регулирования научно-информационной деятельности в ВС РФ, который в настоящее время проходит стадию согласования.

Согласно этому документу новыми направлениями регулирования правоотношений в научно-информационной сфере деятельности в Вооруженных Силах, возникшими в связи с изменением действующего законодательства РФ, должны стать: развитие механизмов правовой защиты результатов НИОКР, выполненных в интересах ВС РФ (на основе нового патентного и авторского права РФ); применение институтов права собственности и права интеллектуальной собственности для определения правового режима научно-информационных ресурсов ВС РФ (на основе нового информационного законодательства РФ); разработка новых критериев засекречивания и рассекречивания ВНИ, отнесения ее к категории конфиденциальной информации с учетом новых факторов риска, возникших в современных социально-экономических и геополитических условиях; правовая защита интеллектуальной собственности в автоматизированных информационных системах.

Регламентация правоотношений по указанным направлениям должна создавать необходимые условия для достижения основной цели внутриведомственной сферы научно-информационной деятельности в ВС РФ - обеспечение органов военного управления и организаций Вооруженных Сил полной, достоверной и своевременной ВНИ для принятия обоснованных решений по проблемам управления строительством ВС РФ, развития вооружения и военной техники, повышения научного уровня проводимых исследований и разработок.

Регулирование правоотношений органов ВНИ ВС РФ с потребителями из других министерств и ведомств Российской Федерации должно быть направлено на обеспечение их активного участия в формировании и использовании на новой правовой основе государственных научно-информационных ресурсов Российской Федерации, частью которых являются научно-информационные ресурсы Вооруженных Сил, а также на обеспечение информационной поддержки НИОКР, проводимых предприятиями оборонно-промышленного комплекса при выполнении государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ.

Учитывая современные тенденции к интеграции военного и гражданского секторов производства, значительное внимание должно быть уделено правовым аспектам передачи ВНИ для производства товаров и услуг гражданского назначения. Активное вовлечение результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения в экономический и гражданско-правовой оборот потребует развития системы договорных отношений в научно-информационной сфере, разработки новых принципов оценочной деятельности и конкретных методик расчета стоимости ВНИ и объектов интеллектуальной собственности, входящих в ее состав.

В области международного информационного обмена особое внимание должно быть уделено вопросам правовой защиты ВНИ и объектов интеллектуальной собственности при осуществлении военно-технического сотрудничества России с государствами СНГ и зарубежными странами на основе современного патентного и авторского права. Нормативно-правовое регулирование этой сферы научно-информационной деятельности должно создавать необходимые условия для эффективного участия Российской Федерации в международном научно-информационном обмене, с одной стороны, и для защиты ее интересов на международной арене, с другой. Учитывая степень влияния научно-информационной деятельности в ВС РФ на национальную безопасность России, особое внимание необходимо уделить созданию организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности в процессах межведомственного и международного обмена ВНИ.

Для решения перечисленных проблем, на наш взгляд, в Вооруженных Силах должна быть разработана и создана система нормативно-правового регулирования научно-информационной деятельности (далее - Система). Целью ее создания является упорядочение и координация нормотворческих процессов в области научно-информационной деятельности ВС РФ на единой научной, методологической и организационной основе, а основной задачей - формирование единой нормативно-правовой базы научно-информационной деятельности в Вооруженных Силах, включающей директивные, руководящие, нормативно-правовые и методические документы ВС РФ, основанные на нормах международного информационного и патентного права в области информации, информатизации и интеллектуальной собственности. Система должна быть инструментом управления научно-информационной деятельности органов ВНИ, библиотек, музеев, архивов, издающих организаций Вооруженных Сил и регулирования их правоотношений. Ее функционирование должно осуществляться посредством активного участия органов военного управления и организаций ВС РФ в подготовке предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства РФ по вопросам научно-информационной деятельности; разработки и поддержания в актуальном состоянии нормативно-правовой и методической базы ВС РФ в области научно-информационной деятельности; организации действенного контроля за исполнением требований законодательства России и нормативно-правовых актов ВС РФ по вопросам ВНИ; разработки и осуществления мероприятий, направленных на повышение общей правовой культуры и грамотности сотрудников органов ВНИ ВС РФ.

В организационном отношении функционирование Системы должно опираться на существующую структуру управления научно-информационной деятельностью в ВС РФ. В частности, управление Системой предлагается возложить на Военно-научный комитет Генерального штаба ВС РФ, а ее научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение - на Центр ВНИ МО РФ. Активное участие в работе Системы должны принимать все органы ВНИ, библиотеки, музеи, архивы и издающие организации ВС РФ, как непосредственные участники правоотношений, подлежащих нормативно-правовому регулированию. На КНС по вопросам научно-информационной деятельности в Вооруженных Силах должны быть возложены свойственные ему функции совещательного органа: формирование идеологии нормативно-правового регулирования научно-информационной деятельности, оценка состояния и прогнозирование развития Системы, координация комплексных научно-исследовательских работ (КНИР) в области нормативно-правового регулирования, разработка предложений по управлению Системой (возможная ее структура и функции соответствующих органов показаны на рисунке).

Таким образом, организационная основа создания системы нормативно-правового регулирования научно-информационной деятельности в ВС РФ имеется. Необходимо лишь принять соответствующий нормативный акт, определяющий цели, задачи, структуру Системы и принципы взаимодействия ее отдельных звеньев.

Правовой основой функционирования Системы должны быть международные и межгосударственные правовые акты в области научно-, информационной деятельности и стандартизации научно-информационных процессов; Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации; концептуальные документы федерального уровня; информационное, патентное и авторское право РФ; федеральные правовые акты в сопряженных с информационной сферах деятельности.

Помимо законодательного потребуются и другие средства обеспечения функционирования Системы. Прежде всего это научно-методологическое обеспечение, включающее выявление проблем, исследования и разработки в области теории и практики нормативно-правового регулирования научно-информационной деятельности в ВС РФ. Нормативно-правовое регулирование научно-информационной деятельности в Вооруженных Силах


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации