Необходимое условие развития военной науки

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2000, стр. 68-71

Необходимое условие развития военной науки

Генерал-майор в отставке С.Л.ТЮШКЕВИЧ,

доктор философских наук, профессор

ВСЯКИЙ раз, когда в стране, в мире, в самой военной практике происходят существенные перемены, в обществе, вооруженных силах заметно возрастает интерес к развитию военной науки, усиливается стремление поднять ее теоретический уровень и практическую значимость, а следовательно, возникают объективные предпосылки как для сохранения потенциала военной науки, так и для его развития. Реализация их во многом определяется субъективным фактором - заинтересованностью политического и военного руководства в эффективном использовании этого потенциала. Так, после окончания Великой Отечественной войны накопленный потенциал военной науки усилиями военных теоретиков и практиков был эффективно использован в обстановке мирного времени.

С началом «холодной войны» наступил новый этап развития военной науки - пересмотр и переосмысление ряда ее положений в условиях ядерного противостояния двух военно-политических блоков и социальных систем. Важную роль в этом сыграла достаточно продуманная система военного образования. В высших военно-учебных заведениях читался курс истории войн и военного искусства, военной истории. Значительное внимание уделялось учению о войне и армии, теоретическое содержание которого раскрывалось во многих монографиях и учебниках. Учебными планами предусматривалось изучение отдельных проблем военной науки, особенно ее специальных теорий. Была подготовлена целая армия специалистов высшей квалификации в области военной теории - кандидатов и докторов военных и исторических наук. Большой эффект дала практика объединения усилий ученых различных областей научных знаний (военной науки, философии, социологии, экономики и т.д.) для решения актуальных проблем военной теории и практики.

В конце XX века в развитии военной теории и практики наступил очередной этап. Он связан, в частности, с тем, что военная сила как средство политики не только не утратила своей традиционной функции орудия войны, но и приобрела новые, например миротворческую и так называемую принуждения к демократии (действия НАТО в Югославии). Изменилось соотношение политики и военной силы на национальном, региональном и глобальном уровнях.

К сожалению, состояние нашей военной науки не в полной мере отвечает современным требованиям, а отдельные ее положения, выводы и рекомендации просто устарели. Негативную роль здесь играют и радикальные перемены в философско-методологических основах военной науки, в ее обшей теоретической части. Некоторые их положения и принципы некритически отброшены, а формирование новых проходит трудно, так как в этом процессе сталкиваются школы и направления, по-разному объясняющие современный этап развития военного дела.

Но есть и иные причины кризисных явлений в развитии и функционировании военной науки. Одна из них состоит в том, что в последние годы военная наука слабо востребовалась политическим и военным руководством при осуществлении военной реформы и решении конкретных военных (практических и теоретических) задач, например в подготовке и ведении так называемой «чеченской войны» 1994-1996 годов.

Вторая причина заключается в том, что за последние 10-15 лет заметно сократились (по разным причинам) ряды творцов и носителей военной науки - ее теоретиков и практиков. С каждым годом их становится все меньше: одни из них были уволены из рядов Вооруженных Сил РФ и стали гражданскими специалистами; другие перестали заниматься исследованием проблем военного дела, ибо их труд оказался невостребованным; третьи отошли от творческой деятельности в связи с преклонным возрастом. Молодая же смена весьма немногочисленна.

Третья причина недостатков в развитии военной науки кроется в системе подготовки военных кадров. В высших военно-учебных заведениях сокращено время, отводимое на такой предмет, как военная история, а важнейшие положения военной науки, военной теории в целом вообще не изучаются. Парадоксально, но факт: у нас нет учебной дисциплины, которая бы представляла военную науку как определенную систему научных знаний, имеющих ярко выраженную практическую направленность. К сожалению, резко сократился выпуск учебной литературы по военной теории. Намного меньше стало публикаций по общетеоретическим и методологическим проблемам военной науки в периодической печати.

Конечно, военное руководство пытается активизировать исследовательскую, теоретическую деятельность научных организаций Министерства обороны и обеспечить упреждающую научно-практическую проработку важнейших проблем в области военной и военно-технической политики в интересах обеспечения безопасности нашего Отечества. Такие меры чрезвычайно важны, но - недостаточны.

По мнению автора, для повышения эффективности развития и функционирования военной науки целесообразно как можно оперативнее, но, разумеется, продуманно, ввести в высших военно-учебных заведениях научную дисциплину, которая содержала бы в себе основные положения военной теории, необходимые каждому военному профессионалу. Образование и наука органически связаны: вне военной науки не может быть современного военного образования. В свою очередь, последнее является предпосылкой, необходимым условием развития военной науки.

Новую учебную дисциплину можно было бы назвать «Теоретические основы военной науки» (80-100 учебных часов). Сюда следует включить темы, раскрывающие основные этапы развития отечественной военной науки, ее предмет и структуру, понятия, категории, принципы и методы, направления и школы; теоретические взгляды на войну и мир, армию, военную мощь, на законы войны и вооруженной борьбы; теории управления вооруженными силами, стратегии, оперативного искусства, тактики, воинского обучения и воспитания, вооружений, военной экономики и т.д. (см. таблицу). Это позволило бы всем обучающимся овладевать основными положениями современной военной науки, а не только специальными теориями, как это характерно для наших дней. Думается, что подобные вопросы следует изучать и в системе командирской подготовки в штабах, войсках и военных учреждениях.

Предлагаемая структура и тематика учебного курса «Теоретические основы военной науки» в наибольшей мере отражают как состояние отечественной военной теории, так и основные тенденции ее развития в новых исторических условиях. В них представлены три уровня научного знания.

Учебный план курса

«Теоретические основы военной науки»

(вариант)

Необходимое условие развития военной науки

Первый, наиболее общий, дает представление о проблеме мира и войны с их материальными и духовными составляющими, о военной силе во всех ее измерениях, ее месте и роли в политике и других общественных отношениях. Здесь рассматриваются внутренние, необходимые, существенные связи и отношения в государстве и обществе, в межгосударственной, международной сфере в условиях и мира, и войны (их взаимного перехода), складывающиеся в результате диалектического взаимодействия военной силы с политикой, экономикой, духовным фактором, а также законы, определяющие военное партнерство, противостояние и противоборство в мирное и в военное время. Многие теоретические положения, отражающие формы бытия, уже существуют в рамках учения о войне и армии (сущность и характер войн, их причины и условия возникновения; военная мощь государств как единство экономических, научно-технических, социальных, духовных и иных факторов; происхождение, характер и закономерности развития вооруженных сил и т.д.), а также в теории конфликтов, геополитике и в некоторых других сферах научного знания. Задача состоит в том, чтобы определенным образом структурировать имеющиеся теории и научные взгляды, привести их в единую теоретическую систему.

Второй уровень включает в себя концепции и взгляды на вооруженную борьбу как главную часть войны, вооруженные силы как средство ее ведения (обеспечения военной безопасности государства в мирное время). Они составляют основное содержание традиционной военной науки, достаточно разработанной в нашей стране.

Третий уровень складывается из специальных теорий и научных дисциплин, исследующих отдельные стороны военной практики (теория военно-морского искусства, теория артиллерии, теория вооружений, военной экономики и т.д.).

Названные уровни, взятые в единстве, образуют систему теоретических основ военной науки, которая отражает военно-политическую и военно-стратегическую стороны существования государства в условиях мира и войны. Важное место в этой системе занимают положения об обеспечении суверенитета государства, его национальной, в первую очередь военной безопасности; выводы о направлениях подготовки к ведению войны, о путях и средствах достижения победы; проблемы военного строительства и управления вооруженными силами в условиях мирного и военного времени, вопросы организации воинского обучения и воспитания.

Изучение этих основ позволит лучше понять, что отечественная военная наука формировалась и развивалась в общем русле духовной жизни мирового сообщества, но под определяющим влиянием интересов своего государства. В ней всегда находили отражение достижения разных школ и разных направлений - и отечественных, и зарубежных. При этом наша военная мысль не теряла своего национального духа и развивалась на основе как положительного, так и отрицательного для российских войск военного опыта. Если обеспечить преемственность таких традиций (а на это и ориентированы «Теоретические основы военной науки»), то отечественная военная мысль сохранит свое поступательное развитие, а военная практика не утратит нужные ей теоретические ориентиры.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации