Некоторые вопросы управления военным строительством финансовый аспект

ВМ_№5_2000

Некоторые вопросы управления военным строительством: финансовый аспект

Полковник С. Е. БЕЛЯНИН

СОВРЕМЕННАЯ экономическая ситуация в стране требует новых подходов к проблеме финансового обеспечения военного строительства. Вместе с тем существующая система управления финансово-хозяйственной деятельностью войск (сил) медленно адаптируется к изменившимся условиям, в ней, как и прежде, преобладает распределительная функция. Сегодня уже всем стало ясно, что в условиях рыночных финансово-экономических отношений система финансового обеспечения военной организации государства требует изменений.

Какой же она должна стать? Одни экономисты считают необходимым государственное регулирование в вопросах национальной обороны, другие - за саморегулирующийся рынок, с чем трудно согласиться, так как, по мнению автора, саморегулирующийся рынок не может гарантировать оптимальных результатов обеспечения безопасности.

На наш взгляд, решать данную проблему необходимо по трем направлениям: первое - совершенствование работы по составлению военного бюджета; второе -повышение эффективности использования выделенных бюджетных ассигнований; третье - поиск дополнительных источников внебюджетного финансирования.

По нашему мнению, построение военного бюджета должно осуществляться только на основе экономико-аналитических расчетов. В настоящее же время эта работа основывается на принципе «бюджетного потолка», в ней слабо прослеживается централизованная, сбалансированная, экономически обоснованная долговременная политика в области обороны.

Такой подход к разработке военного бюджета представляется малоэффективным. Для изменения ситуации необходимо поменять военно-экономический статус Министерства обороны. В его новых организационно-штатных структурах, по мнению автора, целесообразно создать научный центр, который занимался бы проблемами экономического обоснования Военной доктрины, долговременной военно-технической и кадровой политики государства и был бы предназначен для решения следующих основных задач: обеспечение разработки военно-экономических основ Военной доктрины; экономическое обоснование закупок вооружения и военной техники; определение возможных границ конверсии военного производства; определение структуры и объема военного бюджета, направлений эффективного использования материальных и финансовых ресурсов; увязка перспективного военного планирования с годовым военным бюджетом.

Для повышения эффективности использования выделенных бюджетных ассигнований необходимы: совершенствование нормативной базы и организационно-штатной структуры финансово-экономической службы ВС РФ с учетом изменений, происходящих в экономике страны и Вооруженных Сил; реорганизация органов финансового и хозяйственного контроля и нормативной базы их деятельности; переход экономики Вооруженных Сил на стоимостной бухгалтерский учет и на казначейскую систему исполнения бюджета; совершенствование профессиональной подготовки и кадровой политики; усиление режима экономии на всех без исключения участках финансово-хозяйственной деятельности; преобразование системы денежного довольствия, заработной платы, пенсионного обеспечения, системы льгот военнослужащих; автоматизация процессов финансово-экономической деятельности.

Практика показывает, что существующий механизм мобилизации дополнительных источников финансирования Вооруженных Сил недостаточно эффективен и требует совершенствования. Для этого представляется необходимым осуществить ряд мероприятий: во-первых, сохранить и развивать хозяйственный комплекс Вооруженных Сил; во-вторых, усовершенствовать нормативно-правовую базу внебюджетной деятельности Вооруженных Сил, повысить материальную заинтересованность в ее результатах; в -третьих, пересмотреть нормативы распределения денежных средств, получаемых от внебюджетной деятельности, с учетом отраслевых особенностей формирования затрат в различных видах Вооруженных Сил, до первичного звена включительно. Одновременно должны быть разработаны механизмы использования дополнительных источников финансирования армии, такие, как введение военного налога, эффективное использование собственности, находящейся в оперативном управлении Вооруженных Сил, и др.

Введение военного налога - мера не новая. Обратимся к истории. Первые упоминания об этом налоге относятся еще к временам Древнего Рима, где Сервием Туллием был издан ряд документов, обязывающих граждан платить подати для содержания армии. В XVII - XIX веках военный налог действовал во многих странах Западной Европы (Германия, Франция, Пруссия, Швейцария, Австро-Венгрия). Россия также неоднократно предпринимала попытки введения данного налога. Вопрос об этом ставился в 1865,1903,1911, 1915 годах. Военный налог существовал и в СССР с 1925 по 1930 год и во время Великой Отечественной войны.

Что же понималось под термином «военный налог»?

Раньше военным налогом назывался денежный сбор, взимаемый со специальных лиц, освобождаемых от воинской повинности∗. В Советской Военной Энциклопедии военный налог определялся как доля национального дохода, получаемая государством в форме специальных платежей граждан в государственный бюджет для покрытия части расходов на содержание Вооруженных Сил∗∗. В Военном энциклопедическом словаре под военным налогом понимаются обязательные платежи, взимаемые государством с населения, организаций и предприятий, связанные с подготовкой и ведением войны, содержанием вооруженных сил∗∗∗.

Из приведенных определений видно, что военный налог имеет довольно широкое толкование как по субъекту налогообложения (специальные лица, освобожденные от военной службы, население, предприятия, организации), так и по своим целям (для подготовки и ведения войны, для покрытия части расходов на содержание Вооруженных Сил).

На наш взгляд, под военным налогом следует понимать специальные платежи в государственный бюджет граждан (организаций и предприятий, на которых они трудятся), обязанных по закону проходить военную службу по призыву, но принявших решение не служить, для покрытия части расходов на содержание Вооруженных Сил.

Необходимость введения такого налога диктуется неспособностью государства (из-за экономического спада в стране) содержать ВС РФ на необходимом и достаточном уровне; нежеланием части граждан призывного возраста служить в армии по различным причинам; отсутствием средств для перехода на контрактную систему прохождения военной службы, позволяющую иметь действительно боеспособную, организованную и дисциплинированную армию; необходимостью устранения социальной несправедливости между проходящими и не проходящими военную службу.

Очень важным является определение конкретной целевой направленности средств, полученных от военного налога, в системе потребностей Вооруженных Сил. По нашему мнению, денежные средства от военного налога в мирное время должны расходоваться, прежде всего на решение назревших социальных проблем военнослужащих, обеспечение экономической базы для перехода на контрактную систему комплектования ВС. В военное время целевая направленность налога может расширяться исходя из первоочередных потребностей.

Рассматривая цель введения военного налога, уместно затронуть вопрос о его справедливости с точки зрения подавляющего большинства населения страны. На первый взгляд при нынешнем экономическом положении государства и большинства его граждан нельзя вести речь о самой идее введения нового налога. Однако необходимо учитывать ряд особенностей этого налога: во-первых, он обслуживает интересы всех без исключения граждан, поскольку они заинтересованы в сильной, хорошо укомплектованной армии, надежно гарантирующей их защиту от агрессии извне; во-вторых, рассматривая в качестве субъектов военного налога лиц, обязанных по закону∗∗∗∗ проходить военную службу, но принявших решение отказаться от ее прохождения, можно сделать вывод, что данный налог будет взиматься с ограниченного числа людей. Конечно, потребуется установить разумную ставку и определить порядок уплаты налога. При этом перечень лиц, освобождаемых от военной службы, а значит, и от уплаты налога, должен быть существенно изменен. От налога должны освобождаться только лица, негодные к военной службе по состоянию здоровья, или те, у которых на военной службе погибли ближайшие родственники.

Одним из основных вопросов при введении любого вида налога является форма уплаты и ставка. При их определении представляется целесообразным исходить из следующих принципиальных соображений: форма уплаты и ставка должны быть такими, чтобы максимально полно обеспечить выполнение поставленных целей введения военного налога; ставка должна быть посильной для большинства возможных субъектов налогообложения; сбор налога не должен снижать уровень жизни населения, быть экономически обоснованным и социально справедливым. Объектом военного налога может являться как заработная плата (доход) налогоплательщика, так и средства предприятия или организации, заинтересованной в его трудовой деятельности.

По мнению автора, этот налог частично устранит социальную несправедливость между проходящим и не проходящим военную службу, ликвидирует основание для взяток и вымогательств при призыве, создаст дополнительные условия для перехода на контрактную службу.

∗ Военная энциклопедия. Т.16. СПб., 1914. С.524.

∗∗ Советская Военная Энциклопедия. Т.5. М.: Воениздат, 1978. С. 482.

∗∗∗ Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984. С.472.

∗∗∗∗ Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. (ст. 22, 23.).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации