Договор по открытому небу и национальная безопасность России

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2000 стр. 25-30

Договор по открытому небу и национальная безопасность России

Генерал-лейтенант В.А.РОМАНОВ

Полковник С.Г.КОЛЕСНИКОВ

ДОГОВОР по открытому небу (ДОН) представляет собой одну из самых масштабных многосторонних инициатив в установлении режима доверия, содействия в наблюдении за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями, в расширении возможностей по предотвращению или регулированию кризисных ситуаций в рамках ОБСЕ и других международных организаций.

Первоначально идея «открытого неба» была выдвинута Д. Эйзенхауэром на Женевском совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции 21 июля 1955 года в качестве одного из ключевых элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью. Но тогда переговоры не увенчались успехом. Советское руководство считало, что США стремятся получить легальный способ контроля за территорией СССР, используя стратегические самолеты-разведчики, базирующиеся по всему миру. После создания обеими сторонами космических средств разведки переговоры были вообще прекращены, так как появилась возможность получения информации без использования средств проникновения на территорию другой страны, что отвечало интересам национальной безопасности обеих сверхдержав.

Вспомнили об идее «открытого неба» в период разрядки международной напряженности, когда весной 1989 года президент США Дж. Буш, выступая в Техасском университете, вновь выдвинул это предложение, заявив, что США и СССР должны достигнуть договоренности о предоставлении американским «невооруженным разведывательным самолетам» права беспрепятственного пролета через территорию СССР, а советским самолетам-такого же права пролета через территорию США.

Сутью инициативы являлась «открытость» и «прозрачность» территорий государств - участников ДОН, а не инспекция как таковая. Подразумевалось, что полеты над территориями не будут иметь никакого отношения к договорам по разоружению (таким, как Договор об обычных вооруженных силах в Европе или Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений). Предполагалось, что участниками ДОН будут страны НАТО и Организации Варшавского Договора, однако учитывалось, что в конечном счете к нему смогут присоединиться все европейские государства.

Первые официальные переговоры по режиму открытого неба состоялись в 1990 году в Оттаве (Канада) и были посвящены следующим основным вопросам: о самолете наблюдения; об аппаратуре наблюдения; о количестве и дальности наблюдательного полета; о допуске к информации; о районах охвата; об уведомленческой деятельности; о квотах.

Вторым этапом подготовки ДОН стала международная конференция государств Организации Варшавского Договора и НАТО, состоявшаяся в том же году в Будапеште (Венгрия). Здесь основные дискуссии развернулись по вопросам, связанным с перечнем разрешенной аппаратуры наблюдения (западные делегации настаивали на десяти ее видах, советская делегация соглашалась только на установку аэрофотоаппаратов и радиолокатора), с доступностью всей территории для наблюдения. Обсуждалось также, чей самолет должен летать над территорией страны, принимающей наблюдательный полет. Стороны стояли на противоположных позициях. И только спустя два года переговоры завершились успехом. Российской делегации удалось практически полностью отстоять свои позиции. Уступкой с нашей стороны стало согласие открыть для наблюдения всю территорию, включая районы закрытого воздушного пространства, в обмен на исключительное право предоставлять для наблюдательных полетов над территорией России российский самолет.

24 марта 1992 года в Хельсинки Договор по открытому небу подписали 27 государств, в том числе США, Канада, Россия, Украина, Белоруссия и Грузия. В настоящее время высказали готовность присоединиться к нему правительства Финляндии, Швеции и Литвы.

После подписания ДОН начался и сейчас продолжается этап его временного применения, позволяющий решать массу технических вопросов, регламентирующих практическую деятельность миссий открытого неба. Полностью Договор вступит в силу только после ратификации всеми основными странами-участницами. К ним относятся государства, имеющие право провести в год восемь наблюдательных полетов и более (их активная квота) и столько же полетов принять (пассивная квота), причем ни одно государство не может выполнить наблюдательных полетов над территорией другого государства больше числа, равного 50% пассивной квоты последнего (для США и России пассивная и активная квоты составляют 42 полета в год). Собранная во время таких полетов информация остается у наблюдающей и наблюдаемой сторон, а за плату может передаваться третьим странам - участницам ДОН. Одновременно над территорией одного государства может проводиться только один наблюдательный полет, о намерении провести который сообщается заранее. Положениями Договора предусмотрено исключительное право наблюдаемой стороны определять, чей самолет наблюдения будет использован для полетов над ее территорией.

В ходе такого полета разрешается применять аппаратуру наблюдения следующих категорий: оптические кадровые и панорамные аэрофотоаппараты с разрешающей способностью на местности не лучше 30 см; видеокамеры с той же разрешающей способностью; радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой с разрешающей способностью на местности не лучше 3 м; инфракрасные станции линейного сканирования с разрешающей способностью не лучше 50 см.

Чтобы исключить возможность использования непредусмотренной Договором аппаратуры или аппаратуры с характеристиками, не соответствующими его положениям, предусмотрено международное освидетельствование самолетов наблюдения с установленным на них навигационным, связным и другим оборудованием. На земле и в полете подтверждаются характеристики имеющихся средств наблюдения и определяются значения минимальной высоты наблюдения для каждого типа, на которых достигаются договорные значения разрешающей способности на местности. Государство-участник, пожелавшее выделить самолет наблюдения, организует и проводит такое освидетельствование на своей территории, готовя при этом описания устройств и оборудования, схемы их размещения и установки, фотографии внешнего вида. По итогам освидетельствования составляется отчет, в котором указываются все возможные конфигурации аппаратуры наблюдения, их согласованные характеристики, а также штатное оборудование для каждого самолета наблюдения. Этот отчет доводится до всех государств - участников ДОН.

В ходе выполнения конкретного полета представители наблюдаемого государства имеют право провести неразрушающим способом предполетную инспекцию самолета и аппаратуры наблюдения с целью обнаружения оборудования, не прошедшего освидетельствование.

Не менее чем за 24 часа до начала наблюдательного полета представителям принимающей стороны вручается его план, в котором указываются координаты поворотных точек маршрута, расчетное время их прохождения при заданной скорости, желаемая высота или эшелон полета и конфигурации аппаратуры наблюдения. В случае нарушения требований Договора в план могут быть внесены изменения.

Наблюдательные полеты должны начинаться и заканчиваться только на специально выделенных для этого аэродромах открытого неба (ОН). Период, отводимый для выполнения одного наблюдательного полета, не может превышать 72 часов, а его дальность-значения, определенного для аэродрома ОН, где он начался. Кроме того, в течение 96 часов над территорией одного государства-участника не может осуществляться более одного наблюдательного полета. После его завершения проводится обработка полученных материалов с изготовлением их копий и составляется отчет. Один экземпляр собранных материалов остается у наблюдаемой стороны.

После подписания Договора, уже в сентябре 1992 года, Россия и Англия провели совместный наблюдательный полет над территорией России с аэродрома Шаталово. Он выполнялся на российском (Ан-ЗОБ) и английском («Андовер») самолетах наблюдения по одному и тому же маршруту. Эксперты впервые постарались осуществить все процедуры, предусмотренные Договором, и сравнили возможности самолетов наблюдения двух стран. Впоследствии по полученным результатам был подготовлен совместный отчет, распространенный среди всех государств - участников ДОН.

Россия в 1993 году выполнила по одному полету над Германией и Великобританией, приняв при этом один наблюдательный полет немецкой стороны. В 1995 году наша страна вновь обменялась пробными полетами с Германией. Наиболее активно полеты выполнялись в 1997-1999 годах. Так, в 1997 году Россия выполнила семь полетов над территориями государств-участников (приняв, в свою очередь, шесть), в 1998-м - восемь (столько же ответных), в 1999-м - семь (приняв восемь).

Анализ материалов, полученных в ходе пробных полетов над нашей территорией, показал, что больше половины включений аппаратуры наблюдения произведено над объектами экономического характера. Это дает основание задуматься, а те ли «тайны» в настоящее время Россия защищает от средств наблюдения из космоса. Кроме того, результаты аэрофотосъемки территории Российской Федерации показывают, что иностранные государства координируют свои действия как на этапе планирования полетов, так и на этапе обработки полученных материалов.

Выполненные полеты позволили отработать схему практического выполнения Договора по открытому небу и определить дальнейшие пути подготовки российских структур ОН и необходимой инфраструктуры.

В преамбуле ДОН кроме укрепления доверия в военной сфере упоминаются еще две возможные области применения: регулирование кризисных ситуаций в рамках ОБСЕ и защита окружающей среды. В интересах первой задачи были проведены международные наблюдательные полеты над Боснией и Герцеговиной. В деле защиты окружающей среды также сделаны первые практические шаги: в 1998 году американский самолет наблюдения ОС-135В был использован для съемки разрушительных последствий урагана «Митч» в Центральной Америке в целях их последующей оценки.

В целом же можно констатировать, что в результате переговоров и подписания ДОН российской делегации удалось во многом изменить первоначальный американский замысел, сведя тем самым к минимуму возможный информационный ущерб для России. Это подтверждается и выводами специальной комиссии Конгресса США, готовившей Договор к ратификации. В ее выводах, в частности, говорится, что ДОН практически не дает США прироста информации по сравнению с той, которая будет получена от американской группировки космических аппаратов, особенно после запуска спутников нового поколения, оснащенных РЛС и ИК-станциями с высоким разрешением.

В то же время общий дополнительный объем информации, полученный Россией в ходе пробных наблюдательных полетов над территориями стран НАТО и Западно-Европейского Союза (ЗЕС) в 1999 году, составил около 33%.

Тем не менее существуют опасения, что реализация ДОН может нанести ущерб безопасности России, так как иностранные государства получат возможность фотографировать ее территорию. Противники Договора утверждают также, что ущерб может быть нанесен в результате использования собираемой информации для вскрытия (оценки) сведений, составляющих государственную тайну, а также для создания цифровых моделей местности и геоинформационных систем, формирования маршрутов полетов и целеуказаний для систем высокоточного оружия. Но материалы ОН не позволят выявить (оценить) ни одного сведения, которое бы не вскрывалось в настоящее время средствами космической разведки США. А в соответствии с ныне действующим законодательством в носителях информации, передаваемых иностранным государствам, формально «не находят свое отображение в виде образцов, процессов, символов, сигналов и физических полей» сведения, которые потенциально могут быть отнесены к государственной тайне (при условии строгого соблюдения положений законодательства России о государственной тайне).

В этих условиях, чтобы сделать тот или иной вывод о пользе или вреде ДОН для нашей страны, очевидно, в первую очередь необходимо проанализировать соотношение объемов информации, которые Россия может потенциально потерять или приобрести.

Не секрет, что возможность сбора информации о территории РФ уже существует. США ведут разведку космическими аппаратами (КА) оптико-электронного наблюдения «Кихоул», получая изображение с разрешением на местности менее 0,1 м в видимом диапазоне волн и 0,5-0,8 м - в инфракрасном. КА «Лакросс» ведут радиолокационное наблюдение с разрешением 0,3-0,6 м. Эти показатели заметно лучше, чем те, которые могут дать средства ОН. Группировка американских космических средств контроля постоянно включает три действующих спутника и в любой момент может быть значительно усилена. В настоящее время США обладают монополией на информацию в диапазонах разрешения на местности 0,1-0,3 м и 0,3-0,6 м (снимки именно с таким разрешением имеют наибольшую информативность). В ближайшее время следует ожидать вывода на орбиту спутников нового поколения, сочетающих в себе преимущества «Кихоул» по разрешению с широким захватом на местности, что позволит резко увеличить эффективность орбитальной группировки по наблюдению объектов и территорий.

С 1995 года страны ЗЕС (Франция, Италия, Испания) ведут космическую разведку в видимом диапазоне волн с разрешением около 1 м. В декабре 1999 года они вывели на орбиту спутник «Гелиос-1В», который способен получать изображения с разрешением на местности около 0,5 м. Ведутся работы по созданию РЛС для этого спутника. Следует также учитывать, что с 1995 года США осуществляют запуски КА, оснащенных оптико-электронной аппаратурой, способной делать снимки земной поверхности с разрешением лучше 1 м, которые распространяются на коммерческой основе (в сентябре 1999 года для этих целей был запущен космический аппарат «Айконос-2», а в текущем году планируется запуск еще девяти).

Таким образом, информация, получаемая космическими аппаратами, перестала быть достоянием только государства-владельца данных спутников. По оценке российских ученых, Запад практически ежегодно проводит «инвентаризацию» территории России с использованием космических средств, что дает возможность создавать и обновлять цифровые карты любого российского региона.

В то же время современные возможности космических средств разведки России вообще не позволяют ей получать детальную информацию в диапазонах разрешения 0,1-0,3 м и 0,3-0,6 м. В диапазоне разрешения 0,6-0,9 м российская «доля» информации как минимум в 50 раз меньше соответствующей «доли» США и в 40 раз - «доли» ЗЕС. За последние три года российская космическая группировка существенно уменьшилась, в то время как возможности американской практически удвоились.

В целом же, по оценке российских экспертов, прирост информации по территории России, полученный за счет полной реализации активной квоты (42 полета над нашей территорией), составит для Запада всего 1% по отношению к годовым возможностям космической группировки США. Для России этот показатель уже на первом этапе составит не менее 25%, если же будут использованы предоставленные нам странами ЗЕС дополнительные активные квоты, он возрастет еще больше. При этом для расчетов принималось, что российская группировка космических средств контроля постоянно состоит из трех КА. При вступлении в силу Договора по открытому небу эффективное перераспределение высвобождаемого ресурса российских спутников видовой разведки (за счет снятия части задач по контролю российской территории) позволит увеличить масштабы выгоды.

Проведенные экспертами в 1998-1999 годах исследования свидетельствуют, что в условиях значительного уменьшения возможностей российской группировки космических аппаратов наблюдения на фоне количественного и качественного роста группировок КА США и ЗЕС Договор по открытому небу способен внести существенные позитивные изменения в информационный баланс, сложившийся не в пользу России (см. таблицу). Кроме того, Россия сможет получить материалы в оптическом диапазоне с высоким разрешением на местности (0,3 - 0,6 м), что невозможно сделать с помощью существующих у нас спутников. В нынешней сложной экономической ситуации для нашего государства это будет особенно важно, так как затраты на ДОН незначительны. В то же время по ряду причин, и прежде всего из-за ограниченного регионального действия Договора, его нельзя рассматривать в качестве альтернативы космическим средствам.

Дополнительный вклад наблюдательных полетов

на первом этапе реализации ДОН в информацию,

получаемую от космических средств контроля

Диапазон разрешения

на местности, м

Прирост информации, %

Баланс

«Россия - США»

Баланс

«Россия - НАТО»

Баланс

«Россия - ЗЕС»

Россия:

4 полета над США

США:

8 полетов над Россией

Россия:

26 полетов над странами НАТО

НАТО:

28 полетов над Россией

Россия:

20 полетов над странами ЗЕС

ЗЕС:

17 полетов над Россией

0,1 - 0,3

0

0

0

0

0

0

0,3 - 0,6

100

0,2

100

0,4

100

100

0,6 - 0,9

41

0,3

140

0,5

311

0,9

0,9-1,5

4

0,2

15

0,3

34

0,7

1,5-2,0

1,4

100

5

0,4

10

0,2

Следует также отметить, что ДОН - единственный из всех договоров по разоружению и укреплению мер доверия в военной сфере, который не является абсолютно затратным.

Расчеты показывают, что в случае принятия разумной схемы финансирования Россия сможет практически полностью покрывать свои расходы на выполнение наблюдательных полетов как над территорией иностранных государств, так и над своей собственной. Вся информация, полученная по территории России, в соответствии с положениями ДОН полностью оплачивается иностранными государствами. Это позволит получать экономию за счет высвобождения выделяемых на эти цели финансовых, материальных и других ресурсов. Собранная информация может быть использована для регулярной коррекции топографических карт и создания национальных прикладных цифровых навигационных систем. Средства же, которые будут направлены на разработку пяти самолетов наблюдения второго этапа, модернизацию и поддержание четырех аэродромов ОН в требуемом техническом состоянии и на создание необходимых условий для жизнедеятельности немногочисленного личного состава, в конечном счете послужат делу совершенствования российских ВВС.

Кроме того, будут развиваться современные технологии двойного назначения, что позволит российским предприятиям выйти на мировой рынок. Так, государственная компания «Росвооружение» уже заключила контракт на поставку Германии аэрофотоаппаратов российского производства и готова продолжать работу по поставкам нашего оборудования заинтересованным государствам. В свою очередь, Россия сможет получить технологические выгоды в результате доступа (что предусмотрено договором) к отдельным информационным технологиям ведущих стран мира, существенно опережающих ее в этой сфере.

Договор впервые дает возможность России реально оценить эффективность многочисленных затрат ресурсов, выделяемых на защиту информации как минимум в течение трех последних десятилетий. Анализ информации, собираемой иностранными государствами - участниками ДОН по российской территории, позволит определить реальные приоритеты в их интересе к тем или иным российским объектам. Реализация режима открытого неба не внесет принципиальных изменений в существующее состояние защищенности информации об объектах, а наоборот, позволит оценить эффективность мероприятий противодействия иностранным техническим разведкам. Эта же информация может эффективно использоваться министерствами и ведомствами Российской Федерации для решения своих задач (управление землепользованием и недрами, защита окружающей среды, оценка последствий природных и техногенных катастроф и др.).

Не выдерживает серьезной критики довод противников Договора о том, что изображения местности, полученные с помощью РЛС бокового обзора, могут быть использованы для коррекции полетных заданий стратегических крылатых ракет воздушного базирования. По заключению российских специалистов, это не так. Во-первых, на крылатых ракетах используется изображение местности, полученное РЛС переднего обзора. Во-вторых, в настоящее время американские крылатые ракеты дооборудованы блоком коррекции, получающим управляющий сигнал от спутников системы GPS. Характеристики данной системы позволяют осуществлять управление полетом с точностью, измеряемой несколькими метрами, а для надежного поражения цели достаточно иметь только ее координаты.

Несмотря на значительные изменения, произошедшие в Европе с момента подписания ДОН, он по-прежнему содержит большой потенциал для укрепления военного и политического доверия среди государств Европы и Северной Америки. Процедуры, предусмотренные Договором, позволяют полностью контролировать сбор данных и иметь представление об интересах наших иностранных партнеров, а также содействовать выполнению уже существующих и будущих соглашений по контролю над вооружениями. По мнению авторов, в случае вступления Договора по открытому небу в силу Россия получит значительные выгоды, что положительным образом скажется на ее безопасности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации