Военно-политическое сотрудничество государств СНГ этапы и основные направления развития

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2000 Стр. 17-25

Военно-политическое сотрудничество государств СНГ: этапы и основные направления развития

Генерал-полковник П.Н.Андреев

ПОСЛЕДНЕЕ десятилетие XX века отмечено глубокими переменами во всей системе международных отношений как на глобальном, так и на региональном уровне. На смену угрозе мировой войны, вероятность которой, по мнению большинства отечественных и зарубежных политиков и военных экспертов, в обозримой перспективе весьма невелика, пришла серия новых рисков и вызовов. Среди них в первую очередь такие, как неурегулированные споры и вооруженные конфликты на территориальной, межнациональной и религиозной основе, агрессивный национализм, распространение ядерного, биологического и химического оружия, международный терроризм. По этим причинам в ряде регионов мира существенно повысилась вероятность возникновения различного рода вооруженных конфликтов, способных при вовлечении в них внешних сил перерасти в широкомасштабные военные действия.

Содружество Независимых Государств, являясь неотъемлемой частью современного мира, также подвержено вызовам и опасностям, имеющим международный (прежде всего региональный) характер. Конкретный пример - события на южных границах СНГ, не до конца урегулированные внутренние конфликты в ряде стран Содружества. Сегодня, спустя восемь лет после образования СНГ, можно констатировать, что центробежные тенденции в Содружестве в значительной степени сменились более взвешенным и объективным анализом окружающего мира, осознанием своих национальных и коллективных интересов и, как следствие, необходимости укрепления и развития всестороннего сотрудничества.

Сложные социально-политические процессы, экономические трудности, ограниченные возможности большинства стран СНГ в области собственной обороны требуют более решительного объединения военных усилий, формирования собственной системы безопасности. Только эффективное военно-политическое сотрудничество позволит государствам СНГ успешно решать задачи обеспечения международного мира, национальной и коллективной безопасности.

* *

Основные этапы развития военно-политического сотрудничества. Проблемы сохранения международного мира, обеспечения стратегической стабильности, территориальной целостности и суверенитета, национальной и коллективной безопасности встали перед странами СНГ практически одновременно с образованием Содружества. В основу военно-политического сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности легли совпадение или близость их жизненно важных интересов, общий характер военных опасностей и угроз, объективно существующее единое геостратегическое пространство, общее историческое прошлое, сохранившиеся экономические, культурные, этнические и многие другие традиционные связи. Идея о необходимости и возможных формах коллективного обеспечения безопасности государств Содружества, прежде чем приобрести свой нынешний облик, прошла довольно сложный путь трансформации. Достаточно условно его можно разделить на три основных этапа.

Первый - с декабря 1991 по май 1992 года, когда основные усилия были направлены на то, чтобы сохранить общее оборонное пространство на территории бывшего СССР и Объединенные вооруженные силы на основе Советских Вооруженных Сил. В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 года, отмечалось, что «государства-члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности». Стороны взяли на себя обязательства «сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием». Эти положения легли в основу последующих многосторонних договоров и соглашений по военным вопросам.

14 февраля 1992 года было принято решение об образовании Совета министров обороны (СМО) и Главного командования Объединенных вооруженных сил СНГ (ОВС СНГ). Стремлением сохранить общие вооруженные силы было также продиктовано Соглашение об Объединенных вооруженных силах на переходный период, принятое главами семи государств Содружества 20 марта того же года в Киеве. Однако вопреки желанию сохранить ОВС практически одновременно в суверенных государствах началось формирование национальных вооруженных сил. Это привело к полному разделу Вооруженных Сил СССР, который происходил стихийно, по государственно-территориальному принципу, в результате чего образовались неравные, различные по составу и уровню оснащенности группировки войск (сил) некогда единого военного организма.

В мае 1992 года завершился процесс скорее формального, нем фактического, образования национальных вооруженных сил. Четыре страны (Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина) стали обладателями ядерного оружия и средств его доставки. Как известно, впоследствии ядерное оружие осталось только у России.

Таким образом, идея сохранения единых вооруженных сил на этом этапе так и не была реализована. Однако именно к этому времени относится начало военно-политического сотрудничества, установление контактов между руководством военных ведомств по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Второй этап длился с мая 1992 до конца 1993 года. В течение этого времени продолжались активные поиски новых, более эффективных и адекватных сложившейся ситуации направлений и форм военно-политического и военного сотрудничества, разработка регламентирующих межгосударственных документов.

Принципиальное значение для всего дальнейшего развития военно-политического и военного сотрудничества имело заключение 15 мая 1992 года в Ташкенте главами шести государств - Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана-Договора о коллективной безопасности (ЦКБ). Позднее, в 1993-1994 годах, к нему присоединились Белоруссия, Грузия и Азербайджан, после чего Договор был ратифицирован всеми подписавшими его государствами и в апреле 1994 года вступил в силу. Согласно Д КБ в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности должен быть незамедлительно приведен в действие механизм совместных консультаций с целью координации позиций участников и принятия соответствующих мер.

В соответствии с ДКБ был создан Совет коллективной безопасности в составе глав государств как высший политический орган, обеспечивающий координацию их совместной деятельности. В дальнейшем была продолжена разработка концептуальных положений обеспечения национальной и коллективной безопасности, заключен ряд двусторонних договоров и соглашений по вопросам военно-политического и военного сотрудничества.

Договор о коллективной безопасностии принятые в его развитие документы заложили основу военно-политической интеграции государств, но реализовать на практике конкретные меры по обеспечению коллективной безопасности Содружества на этом этапе не удалось. Принимаемые на межгосударственном уровне решения по военным вопросам не подкреплялись соответствующими законодательными актами независимых государств, не был разработан механизм их реализации. Вместо создания Объединенных вооруженных сил продолжалось активное строительство национальных армий.

В сентябре 1993 года было принято решение о реорганизации Главного командования ОВС СНГ в Штаб по координации военного сотрудничества государств- участников СНГ. Управление стратегическими ядерными силами было передано Министерству обороны Российской Федерации.

Таким образом, и на этом этапе в силу различных социально-политических, экономических и других причин государства Содружества оказались не готовы и не способны к практическому созданию ОВС СНГ и выделению в их состав соответствующих сил и средств из национальных вооруженных сил. Вместе с тем было положено начало разработке международно-правовой основы последующего развития военно-политического сотрудничества. Реальностью стало расширение двусторонних связей.

Третий этап охватывает период с начала 1994 года по настоящее время. Для него характерны нарастание устойчивых тенденций к практической реализации шагов по созданию системы безопасности государств-участников СНГ на основе Д КБ и двусторонних договоров (соглашений), объективный анализ сложившейся геополитической обстановки и изменений, происшедших в межгосударственных отношениях, более реальная оценка собственных возможностей по обеспечению и защите своих жизненно важных интересов. Центробежные тенденции на территории бывшего СССР постепенно сменились осознанием необходимости интеграции и всестороннего сотрудничества, в том числе в военной сфере.

Этот курс нашел свое выражение в принятых Советом глав государств 21 октября 1994 года Меморандуме «Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств» и Перспективном плане интеграционного развития СНГ

Меморандум как одну из первоочередных задач определил формирование системы безопасности Содружества на основе Договора о коллективной безопасности и двусторонних соглашений между государствами-участниками СНГ. Это позволило поднять на качественно новую ступень сотрудничество государств в недопущении и прекращении вооруженных конфликтов на их территориях и между ними, в подготовке кадров, оснащении вооруженных сил, кооперировании военного производства и стандартизации вооружений, создало благоприятные условия для сохранения и использования имеющейся оборонной инфраструктуры.

В Перспективном плане интеграционного развития были определены конкретные мероприятия по сотрудничеству в военной и миротворческой деятельности, сроки их выполнения. С принятием этих документов отношения в сфере военной безопасности перешли в практическую плоскость.

10 февраля 1995 года Совет коллективной безопасности принял в Алма-Ате Концепцию коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности и Основные направления углубления военного

сотрудничества государств-участников Договора о коллективной безопасности. Там же было подписано имеющее важное практическое значение для развития сотрудничества в сфере военной безопасности Соглашение о создании объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, принято Положение об объединенной системе ПВО, создан Координационный комитет по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ, председателем которого был назначен главнокомандующий Войсками ПВО Российской Федерации (в настоящее время главнокомандующий ВВС РФ).

На сегодня объединенная система ПВО (ОС ПВО) - первая реально существующая в Содружестве объединенная система военного назначения. Принятые по вопросам ПВО документы предусматривают обеспечение охраны границ государств СНГ в воздухе, совместный контроль за использованием воздушного пространства, централизованное оповещение о воздушно-космической обстановке, управление действиями сил и средств ПВО.

26 мая 1995 года в Москве Совет коллективной безопасности утвердил План реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества государств-участников Договора о коллективной безопасности. Принятые документы свидетельствуют о наличии политической воли большинства государств-участников и их заинтересованности в совместном решении проблем национальной и коллективной безопасности.

Следует отметить, что степень взаимодействия между членами СНГ неодинакова. Участие одних в интеграционных процессах довольно ограниченно, другие выражают готовность к более тесному военному сотрудничеству, вплоть до создания оборонного союза. Так что сегодня военное сотрудничество приобрело определенную направленность и формы, обусловленные интересами тех или иных государств, и развивается на нескольких уровнях: в рамках всего Содружества - прежде всего в области миротворчества, охраны границ, охраны воздушного пространства; в рамках Договора о коллективной безопасности - в области укрепления региональной безопасности; на основе двусторонних договоров и соглашений между государствами-участниками-по приоритетным вопросам обеспечения безопасности. В соответствии с этим и будет идти дальнейшее описание проблемных вопросов в сфере военного сотрудничества.

Итак, несмотря на то, что интеграционные процессы на пространстве СНГ встречаются с объективными и субъективными трудностями, а значительная часть принятых межгосударственных документов пока не воплощена в жизнь, можно сказать, что военно-политическое сотрудничество приняло вполне определенные очертания, перешло на уровень создания системы коллективной безопасности как высшей формы военно-политического и военного сотрудничества.

Формирование системы коллективной безопасности. Наиболее полно этот вопрос изложен в принятой 10 февраля 1995 года Концепции коллективной безопасности государств-участников Д КБ. Основываясь на принципах ООН и ОБСЕ, Договоре о коллективной безопасности, положениях других документов, Концепция отражает общность интересов и военно-политических целей государств-участников Ташкентского договора, предусматривает поэтапное создание системы коллективной безопасности как основы обеспечения их национальной и коллективной безопасности.

Целью обеспечения коллективной безопасности является предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а в случае их развязывания - гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств-участников. Основой коллективной безопасности, как определено в Концепции, является система коллективной безопасности, которую государства-участники рассматривают как совокупность межгосударственных и государственных органов управления, сил и средств, обеспечивающих на общей правовой основе (с учетом национального законодательства) защиту их интересов, суверенитета и территориальной целостности.

В соответствии с принятыми документами созданы и функционируют ряд межгосударственных органов, осуществляющих решение вопросов, касающихся обеспечения безопасности и развития военного сотрудничества.

Военно-политические органы: Совет глав государств-высший орган СНГ по вопросам обороны и охраны внешних границ; Совет коллективной безопасности - высший политический орган государств-участников Договора о коллективной безопасности; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел.

Военные органы СНГ. Совет министров обороны (С МО) и созданные при нем: Комитет начальников штабов, Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны, Военно-технический комитет, Комитет руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работе) министерств обороны государств Содружества, Спортивный комитет, Штаб по координации военного сотрудничества (Штаб КВС СНГ). Учитывая возросшую в последнее время заинтересованность министерств обороны государств Содружества в развитии военного сотрудничества, при Штабе КВС СНГ решением СМО в сентябре 1998 года и марте 1999-го учреждены соответственно Координационный комитет топографических служб и Координационный комитет гидрометеорологических служб вооруженных сил государств СНГ.

О военных органах следует сказать несколько подробнее.

Совет министров обороны, созданный 14 февраля 1992 года, является органом Совета глав государств и представляет собой высшую военную инстанцию СНГ. В центре его внимания находятся вопросы военной политики, военного строительства государств-участников и обеспечения их военной безопасности.

Комитет начальников штабов (КНШ) создан в марте 1996 года как орган Совета министров обороны по вопросам формирования системы коллективной безопасности и руководству коллективной обороной государств-участников Содружества. Основными задачами КНШ являются: организация стратегического взаимодействия, выработка и представление Совету коллективной безопасности и Совету министров обороны предложений по различным аспектам коллективной военной безопасности. Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны - орган при Совете министров обороны СНГ для согласования усилий по созданию и совершенствованию Объединенной системы ПВО и координации действий ее войск и сил. Военно-технический комитет предназначен для рассмотрения и согласования проблем военно-технического сотрудничества, подготовки предложений по их реализации, организации выполнения решений Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров обороны в военно-технической области.

В январе 1998 года на заседании СМО был создан Комитет по координации социально-воспитательной работы ВС СНГ (впоследствии переименован в Комитет руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работе) министерств обороны государств Содружества). Штаб по координации военного сотрудничества государств -участников СНГ- постоянно действующий рабочий орган, предназначенный для содействия развитию

всестороннего военного сотрудничества между министерствами обороны государств Содружества и координации решений Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров обороны. Свою работу он организует и проводит совместно с Секретариатом Совета министров обороны, в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ, Секретариатом Совета коллективной безопасности, Межпарламентской Ассамблеей СНГ, другими органами Содружества, а также с генеральными (главными) штабами вооруженных сил государств-участников СНГ. По своей организационной структуре Штаб является коалиционным органом, который комплектуется и финансируется в соответствии с квотами, установленными для каждого государства Содружества. В настоящее время это единственный в СНГ постоянно действующий межгосударственный орган военного управления, но обладающий исключительно координирующими функциями. При Штабе КВС СНГ, кроме названных выше органов, работает Межгосударственный координационный центр по увековечению памяти защитников Отечества. Предусмотрено также, при необходимости, формирование решением Совета глав государств Объединенного командования Коллективных сил по поддержанию мира-органа военного управления, предназначенного для руководства этими силами.

Согласно Концепции в качестве сил и средств системы коллективной безопасности государства-участники рассматривают: вооруженные силы и другие войска государств-участников, коалиционные группировки войск (сил) в регионах, совместную (объединенную) систему ПВО, другие системы. Советом коллективной безопасности могут создаваться также коллективные миротворческие силы.

Не определяя конкретные сроки, Концепция коллективной безопасности предусматривает три этапа формирования системы коллективной безопасности и соответствующие им основные задачи: на первом - в основном завершить создание вооруженных сил государств-участников, разработать программу военного и военно-технического сотрудничества и приступить к ее реализации, подготовить и принять правовые акты, регламентирующие функционирование системы коллективной безопасности; на втором - создать коалиционные (объединенные) группировки войск (сил), совместную (объединенную) систему ПВО, рассмотреть вопрос о создании объединенных вооруженных сил; на третьем -завершить создание системы коллективной безопасности.

Дальнейшее строительство межгосударственной военной организации, которая является ядром системы коллективной безопасности Содружества, неизбежно должно идти по пути формирования постоянно действующих коалиционных органов военного управления и коалиционных (региональных) группировок войск (сил), объединенных согласованными планами их оперативного применения.

Государства-участники ДКБ граничат со странами, преследующими различные военно-политические цели, так что возникающие для них военные опасности и угрозы могут сильно отличаться по своему характеру. Поэтому военно-политическая ситуация в разных регионах, а следовательно, и задачи разных государств по обеспечению своей безопасности имеют существенные особенности. В этих условиях члены СНГ согласились с целесообразностью создания системы коллективной безопасности в границах Содружества на региональной основе, что гарантирует каждому из них суверенное право обеспечения своей безопасности с учетом геостратегического положения и максимум самостоятельности.

Сейчас на очереди конкретное определение и практическая реализация мер по созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и соответствующих систем управления ими. Необходимо подчеркнуть, что речь не идет об их немедленном, одновременном и повсеместном формировании. Принципиальное значение имеет определение и юридическое закрепление в межгосударственных документах и национальных законодательствах государств полномочий коалиционных органов военного управления. И хотя совместные усилия государств СНГ в военно-политической и военной области дали определенные практические результаты, можно с уверенностью сказать, что наиболее сложным окажется принятие и реализация решений на применение вооруженных сил в интересах коллективной безопасности. В случае внешней агрессии в экстренном порядке придется создавать необходимые коалиционные группировки войск (сил), организовывать управление ими и их всестороннее обеспечение. В условиях, когда отсутствуют необходимые нормативно-правовые документы, оперативно оказать действенную коллективную военную помощь государству, подвергшемуся агрессии, весьма сложно - вся тяжесть по отражению агрессии на неопределенное время ляжет только на ее жертву. В связи с этим необходима детальная разработка правового обеспечения и механизма принятия решения на совместное применение вооруженных сил, согласование их с национальным законодательством государств-участников.

Предстоит дальнейшая работа по организации региональных подсистем коллективной безопасности. Она включает определение целесообразного состава, дислокации и государственной принадлежности компонентов коалиционных (региональных) группировок войск (сил), принципов управления ими, вопросы всестороннего обеспечения в мирное и военное время, создания и содержания запасов материальных средств, оперативного оборудования театров военных действий в регионах коллективной обороны. Одновременно предстоит определить порядок приведения коалиционных (региональных) группировок войск (сил) в высшие степени боевой готовности, осуществить совместное планирование их применения, разработать и принять правовые акты, обеспечивающие функционирование региональных систем управления ими.

Основные направления сотрудничества государств-участников СНГ обусловлены состоянием военно-политической обстановки как на внешних границах, так и внутри Содружества, реальными экономическими возможностями государств-участников и включают на сегодня сотрудничество в военно-политической, собственно военной и военно-технической областях, миротворческую деятельность по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, а также некоторые другие направления.

В качестве приоритетных задач в военно-политической сфере можно выделить следующие: дальнейшая разработка единых концептуальных взглядов на проблемы обеспечения национальной и коллективной безопасности, военного строительства, подготовки штабов, войск и кадров; сближение основных положений законодательных актов государств-участников в области обороны и безопасности; расширение международно-правовой базы сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, достижение межгосударственных договоренностей по совместному использованию элементов военной инфраструктуры, воздушного и водного пространства в интересах коллективной безопасности.

В настоящее время вся эта работа проводится как в теоретическом, так ив практическом плане. Прежде всего, базируясь на решении глав государств

Содружества о необходимости создания региональных систем коллективной безопасности, по поручению Совета министров обороны государств-участников СНГ Комитет начальников штабов разработал Модель региональной системы коллективной безопасности, которая в январе 1998 года была одобрена министрами обороны государств Содружества. Модель представляет собой совокупность решений и практических действий государств региона (района) коллективной безопасности по предотвращению вооруженного конфликта или локальной войны, а в случае их развязывания - по осуществлению совместной защиты от агрессии, обеспечению суверенитета и территориальной целостности участников Договора о коллективной безопасности. В рамках Модели генеральными (главными) штабами вооруженных сил государств Содружества совместно со Штабом КВС СНГ разработан ряд основных нормативно-правовых документов, необходимых для формирования региональных систем коллективной безопасности, принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности. В настоящее время в рамках Союза Белоруссии и России, а также государств Центрально-Азиатского союза проводятся практические мероприятия по формированию региональных систем коллективной безопасности.

Непосредственно военная область сотрудничества включает координацию и оказание взаимопомощи в вопросах строительства, реформирования и развития национальных вооруженных сил государств-участников; проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки их вооруженных сил и других войск; разработку и согласование программ подготовки различных видов и родов войск национальных вооруженных сил к решению совместных задач в различных условиях; согласование вопросов оперативного оборудования территорий, создание и совершенствование военной инфраструктуры в регионах в интересах коллективной обороны; выработку единых подходов к нормам создания и содержания запасов материальных средств.

Жизнь показала, что военные зачастую быстрее находят общий язык, и поэтому сотрудничество в военной области быстрее наполняется конкретным содержанием. Так, в июле 1997 года на территории Приволжского военного округа (ПриВО) было проведено первое совместное стратегическое командно-штабное учение «Редут-97», которое позволило реально организовать взаимодействие между управлением ПриВО и оперативной группой ВС Республики Казахстан при планировании совместных действий по отражению агрессии «противника». Кроме отлаживания взаимодействия с армией Казахстана, на нем отрабатывались вопросы организации совместных действий с войсковыми частями и соединениями Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. В конце марта 1998 года в Подмосковье прошли совместные командно-штабные учения, в ходе которых отрабатывались вопросы организации управления и взаимодействия, а также планирования совместных действий между вооруженными силами России и Белоруссии. Были выполнены вводные задания, связанные с реализацией мер по совместной обороне двух стран. В том же году состоялись тактические учения с боевой стрельбой сил ПВО Белоруссии, Казахстана и России.

В период с 17 по 20 августа 1999 года проведено командно-штабное учение на картах с оперативными группами генеральных (главных) штабов вооруженных сил государств-участников СНГ (ЦКБ), представителями исполнительных и рабочих органов СНГ (ЦКБ) и подразделениями Штаба по координации военного сотрудничества. В КШУ приняли участие представители Секретариата СКБ, Координационной службы Совета командующих пограничными войсками, Секретариата СМО и Исполнительного комитета СНГ.

В ходе учения были практически реализованы наработанные и одобренные органами СНГ и ДКБ теоретические материалы и рекомендации, в частности касающиеся планирования и подготовки операций коалиционными (региональными) группировками войск по отражению агрессии. Продолжением КШУ явилось тактическое учение с боевой стрельбой сил и средств ОС ПВО СНГ, проходившее с 23 по 26 августа 1999 года на полигоне Ашулук. В нем приняли участие части и подразделения ПВО Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России.

Хорошие перспективы открываются, по нашему мнению, в сфере подготовки военных кадров для национальных вооруженных сил государств СНГ. Сейчас эта работа ид ет по направлениям, обеспечивающим расширение сети военных академий и училищ, предназначенных для подготовки офицеров национальных вооруженных сил, а также разработку единых учебных программ для национальных военных вузов по согласованному перечню военных специальностей. Штаб КВС СНГ участвует в создании нормативно-правовой базы по подготовке военных кадров, в решении вопросов финансового и материального обеспечения слушателей и курсантов, проходящих обучение в вузах вооруженных сил других государств СНГ.

Все более важное значение приобретает развитие военно-технического сотрудничества государств Содружества. В общих чертах оно включает выработку и реализацию единой военно-технической политики, направленной на обеспечение национальных вооруженных сил и коалиционных (региональных) группировок войск (сил) вооружением и военной техникой, соответствующими требованиям современной войны, а также согласование взглядов по вопросам, связанным с созданием и совершенствованием систем вооружения, их эксплуатацией и боевым применением. Данное направление военного сотрудничества охватывает широкий круг вопросов: специализация и кооперирование предприятий оборонных отраслей промышленности, координация планов и программ производства, ремонта и взаимных поставок вооружения и военной техники (ВВТ); проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах коллективной военной безопасности и национальных вооруженных сил; координация закупок материально-технических ресурсов общепромышленного назначения; проведение взаимосогласованной политики в области конверсии предприятий, выпускающих продукцию военного назначения; совместная модернизация вооружений, находящихся в эксплуатации, и утилизация той части ВВТ, использование которых нецелесообразно, и ряд других.

После распада единого народнохозяйственного комплекса СССР многие из государств СНГ не располагают достаточной военно-промышленной базой, чтобы «довести до финала» производство тех или иных образцов вооружения и военной техники, и в то же время имеют современные производственные мощности для изготовления отдельных комплектующих изделий-агрегатов, узлов, приборов, элементов систем управления.

Формы военно-экономической интеграции государств СНГ могут быть самыми различными, в зависимости от заинтересованности в конкретных проектах. Это, например, создание международных корпораций, финансово-промышленных групп, других видов кооперации. В результате совместных разработок и производства ВВТ увеличивается их серийность, снижаются удельные затраты, облегчается доступ на внутренние рынки стран Содружества. В настоящее время продолжается разработка программы военно-технического сотрудничества государств-участников СНГ, которая призвана придать этому процессу большую практическую направленность, динамизм и системность. Вместе с тем ограниченные возможности экономики и финансовые трудности не позволяют в полном объеме реализовать уже принятые решения в этой области.

Важнейшим направлением сотрудничества является дальнейшее развитие коллективной миротворческой деятельности по урегулированию вооруженных конфликтов на территории ряда стран Содружества. Мирное урегулирование конфликтов рассматривается как одно из условий обеспечения региональной безопасности и стабильности. Миротворческая деятельность охватывает комплекс мер, призванных оказывать содействие в предотвращении и урегулировании конфликтных ситуаций в целях поиска приемлемых договоренностей. Характер этой работы, набор средств ее осуществления зависят от масштабов и стадий развития конфликтов и могут представлять собой меры по их предотвращению, урегулированию уже возникших или постконфликтному построению мира. Международно-правовую основу деятельности по поддержанию мира на территории СНГ заложили Устав Содружества Независимых Государств и Договор о коллективной безопасности.

Миротворческая деятельность в СНГ в настоящее время в основном осуществляется в форме операций по поддержанию мира (ОПМ). Это вызвано прежде всего тем, что принятые ранее меры по предотвращению и урегулированию вооруженных конфликтов не приносили ожидаемого результата. Опыт проведения ОПМ показал целесообразность создания на постоянной основе в составе вооруженных сил государств-участников Содружества формирований, специально подготовленных для выполнения миротворческих функций.

Значительные трудности вызывает несовершенство принятых документов в вопросах, касающихся механизма принятия решения на проведение операций по поддержанию мира. Само решение принимает Совет глав государств, но реальные силы могут быть выделены только по постановлению парламентов. Это приводит к различного рода задержкам, а в отдельных случаях власти вообще налагают вето на выделение воинских контингентов для участия в ОПМ. Не менее важной проблемой в СНГ является отсутствие отлаженного механизма финансирования и материально-технического обеспечения миротворческих операций. Несмотря на то что острота противостояния конфликтующих сторон в «горячих точках» СНГ несколько снизилась, обстановка требует дальнейшего развития коллективной миротворческой деятельности, чтобы окончательно урегулировать существующие и предотвратить возможные конфликты на территории стран Содружества.

Содружество Независимых Государств существует более восьми лет. За этот незначительный в историческом масштабе период оно показало свою жизнеспособность в качестве международной региональной организации. Вместе с тем нельзя не признать, что за эти годы государства-участники в вопросах обеспечения коллективной безопасности по ряду позиций значительно отошли от тех договоренностей, которые были закреплены в документах, подписанных в Вискулях и Алма-Ате в декабре 1991 года, в также в Договоре о коллективной безопасности. Да и многие положения, зафиксированные в принятой Концепции коллективной безопасности и других документах, в значительной своей части остаются пока только на бумаге.

Однако и сделано немало. Созданы и работают высшие органы СНГ, уполномоченные рассматривать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-участников в сфере военной политики и военного строительства. Приобрели необходимый опыт работы межгосударственные консультативные и рабочие органы, на которые возложена координация военного сотрудничества государств Содружества. В основном сформирована нормативно-правовая база, определились общие направления и формы сотрудничества в военной сфере, сложилась тенденция к его дальнейшему укреплению и всестороннему развитию. Удалось решить важные вопросы, связанные с коллективной военной безопасностью, охраной внешних границ, предупреждением и урегулированием конфликтов, осуществлением миротворческой деятельности. В большинстве государств СНГ растет понимание того, что интеграция в военной области, не нанося ущерба государственному суверенитету, снижает бремя военных расходов и тем самым положительно сказывается на политических и экономических процессах, способствует развитию и укреплению всего Содружества.

Дальнейшее всестороннее развитие сотрудничества государств Содружества в военной сфере с учетом реалий современной международной обстановки позволит эффективно противостоять возможным вызовам, опасностям и угрозам различного характера, будет способствовать стабилизации ситуации внутри СНГ, в Европейском и Азиатском регионах.

* 2 апреля 1999 года Азербайджан, Грузия и Узбекистан не подписали Протокол о продлении ДКБ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации