Военно-космическая политика России в XXI веке

ВМ_№5_2000

Военно-космическая политика России в XXI веке

Генерал-майор запаса В.А.МЕНЬШИКОВ,

доктор технических наук, профессор

АНАЛИЗ публикаций в периодических изданиях России показывает, что в последнее время проблемы военной космонавтики и ее роль в достижении геополитических целей, к сожалению, освещаются мало, хотя сложившееся здесь положение весьма тревожно.

Освоение космоса изначально имело военную направленность. И сегодня космическая деятельность ведущих государств мира, прежде всего США, несмотря на ее коммерциализацию, также подчинена достижению глобальных военно-политических целей, камуфлируемых под укрепление национальной безопасности. По мнению американских специалистов, космос становится отраслью национальной экономики, которую необходимо защищать. Космическое пространство, на их взгляд, должно рассматриваться в качестве среды для проведения любых операций, если их успех и эффективность будут выше, чем при проведении таких операций в других средах. Превосходство в космосе провозглашается как основа национальной безопасности Соединенных Штатов в XXI веке. Его достижение предусматривается за счет реализации четырех стратегических принципов.

Во-первых, это контроль космоса. Подразумевает возможность гарантированно выводить свои средства в космическое пространство и свободно действовать в нем, а при необходимости воспрепятствовать использованию космоса другими странами. Выполнение этого положения должно обеспечиваться за счет применения высокооперативных и высокоживучих средств запуска; средств наблюдения за обстановкой в космосе, способных к активным действиям, в том числе оперативным межорбитальным перемещениям; боевых космических систем для нанесения ударов в космосе и из космоса. При этом важное значение придается их защите с помощью пассивных и активных средств.

Во-вторых, глобальное применение силы. Включает в себя сбор сведений об обстановке в мире и возможность применения оружия из космоса для поражения наземных целей. Реализация этого принципа обеспечивается путем использования космических средств наблюдения, осуществляющих глобальный мониторинг околоземного пространства и земной поверхности в любых условиях военно-политической обстановки с оперативной выдачей целеуказаний, средств уничтожения баллистических и крылатых ракет, а также высокоточных средств для поражения наземных целей из космоса.

В-третьих, интеграция сил и информации. Подразумевает информационное объединение космических, воздушных, наземных и морских сил. При этом предусматривается соответствующая подготовка личного состава армии и флота (включая тактическое звено). В ходе боевых действий в полной мере должны использоваться оперативные преимущества, которые дают космические системы. Для этого командиры всех уровней должны четко представлять себе возможности космических средств.

В-четвертых, глобальное партнерство. Означает объединение усилий гражданских, коммерческих, научных, национальных и интернациональных космических систем в целях увеличения возможностей по военному использованию космоса. Наличие большого числа невоенных космических систем, имеющих к тому же высокие характеристики бортовой аппаратуры, позволяет решать отдельные военные задачи, в первую очередь информационного характера, более дешевым способом. Партнерство создает благоприятные условия для уменьшения затрат и риска. Приоритетным, как правило, является сотрудничество внутри страны, однако и взаимоотношения между государствами могут также предоставить уникальные возможности для достижения военных целей (повышения эффективности коалиционных военных действий). Так, при планировании и проведении действий НАТО в Югославии было использовано более 100 военных и гражданских космических аппаратов (КА) различных государств.

Может ли что-либо из американских концептуальных положений представлять интерес применительно к российским условиям? Надо ли России стремиться к достижению лидирующего положения (по американской терминологии, превосходства) в космосе?

Ответы на эти вопросы, на наш взгляд, должны быть утвердительными. Не следует забывать, что речь идет о проблемах развития космонавтики в XXI веке. Если мы хотим достичь в космической деятельности положения, достойного великой державы, то и цели должны ставиться соответствующие этому статусу. Хотя сейчас, когда российские ассигнования на космос меньше, чем у Индии, это звучит не совсем убедительно. Более того, отсутствие в Концепции национальной безопасности каких-либо упоминаний о роли космоса говорит о том, что путь к утверждению лидирующих позиций России в космосе будет не прост.

Что касается таких проблем космонавтики, как уровень финансирования, утечка квалифицированных кадров, старение оборудования наземной инфраструктуры, то они присущи практически любой отрасли и обусловлены состоянием экономики России в целом.

А коль скоро мы подтверждаем свое стремление к достижению лидерства в космосе, то и стратегические принципы, положенные американцами в основу движения в этом направлении, тоже могут быть для нас приемлемы. Отличия должны заключаться в путях и способах их реализации.

Одним из основных направлений развития российской военной космонавтики видится разработка космических систем, позволяющих значительно расширить масштабы использования космической информации различными звеньями управления Вооруженных Сил во все периоды военно-политической обстановки (включая оперативное и тактическое управление непосредственно на поле боя). Для достижения данной цели необходимо осуществить: разработку высокопроизводительных всепогодных средств разведки; дальнейшее совершенствование космических средств связи и ретрансляции информации, в частности повышение пропускной способности и помехозащищенности каналов связи; разработку эффективных систем радиоэлектронного подавления, а также космических средств навигационного обеспечения стационарных и мобильных объектов; информационно-техническое сопряжение космической техники и систем автоматизированного управления войсками и оружием; широкое использование передовых информационных технологий для обработки и отображения космической информации в органах управления войсками и др.

Важное значение имеет обеспечение гарантированного доступа России в космос. Для этого необходимо: сократить номенклатуру эксплуатируемых образцов средств выведения до трех-четырех; унифицировать средства выведения (на основе модульного принципа построения), а также стационарные стартовые комплексы, способные обеспечить запуск ракет космического назначения в любой комплектации; освоить использование нетоксичных компонентов ракетных топлив.

Боевые возможности космических средств можно значительно повысить за счет создания воздушно-космических самолетов, что позволит заметно улучшить такие показатели, как оперативность и живучесть, благодаря обеспечению всеазимутальности запусков, использованию для запуска и посадки обычных аэродромов.

Кроме того, необходимо широкое внедрение мобильных средств управления КА. Это дает возможность обеспечить высокую живучесть системы управления военными КА в условиях комплексного противодействия противника, оперативный прием экстренных сигналов с КА во все периоды военно-политической обстановки.

Создание высокоточного оружия ни в коей мере не снимает с повестки дня вопрос о разработке и совершенствовании ракетно-ядерных средств поражения, которые в будущем могут составить основу военного потенциала многих развивающихся государств. А потому бесспорна необходимость дальнейшего развития и широкого применения космических систем боевого управления ядерными силами.

Уже сейчас имеются основания говорить о возможности создания в ближайшие десятилетия космических систем противоракетной обороны; систем поражения космических аппаратов, в том числе построенных на базе космических перехватчиков; систем для нанесения высокоточных ударов по наземным объектам из космоса; систем глобального воздействия на энергетические и информационные коммуникации.

Одной из задач военной космонавтики, по нашему мнению, будет выявление потенциально опасных в военном отношении космических технологий, оценка возможностей их прикладного использования, своевременная разработка соответствующих средств и способов защиты от создаваемых на их основе систем оружия.

Оценивая результаты прогноза использования космоса в военных целях на более отдаленную перспективу, во избежание факторов военно-технической и военно-стратегической внезапности необходимо уделить особое внимание таким направлениям, как создание космических средств на совершенно новых принципах, энергетических установок с использованием плазменных и пульсирующих детонационных технологий, космических станций и баз на небесных телах, средств воздействия по таким объектам и др.

Основой поступательного движения вперед российской военной космонавтики могло бы стать, на наш взгляд, создание постоянного упреждающего научно-технического задела, результаты которого не обязательно должны воплощаться в «металл», в дорогостоящие космические системы. Это означает, что работы по той или иной перспективной системе могут включать только фундаментальные исследования, поисковые и экспериментальные разработки. Затем по мере совершенствования элементной базы на основе последних достижений науки цикл повторяется на новом качественном уровне, а имеющийся задел позволяет при необходимости (обусловленной, например, изменением военно-политической ситуации) в относительно короткие сроки развернуть эту систему в полном масштабе. Такая стратегия развития используется, в частности, американцами в области боевых космических средств. Это позволяет, не затрачивая финансовых ресурсов на развертывание и эксплуатацию системы, поглощающих до 80% ее общей стоимости, быть в постоянной готовности к развертыванию средств, создаваемых на основе последних достижений науки и техники.

Многообещающей формой активизации военно-космической деятельности в России могло бы стать возможное сотрудничество в этой области с другими странами. Опыт такого сотрудничества при осуществлении гражданских космических проектов у России имеется. А опыт европейских государств показывает, что оно возможно и при реализации военных космических программ (например, создание Францией при участии других стран Европы разведывательного КА «Гелиос»). И если взаимовыгодное сотрудничество в военно-космической области со странами НАТО представляется несколько проблематичным из-за их опасения передать какую-то технологию, которая нам еще неизвестна, то азиатские страны (Индия и Китай в первую очередь) могут охотно откликнуться на призыв к совместному использованию космоса в военных целях.

Масштабность задач военно-космической политики и сложность условий, в которых приходится ее осуществлять, требуют понимания того, что проблемы военного космоса не должны быть второстепенными и не могут решаться между делом. Осознанный или неосознанный отказ от развития военной космонавтики в условиях форсированного военно-прикладного освоения космоса другими государствами может привести к существенному качественному и количественному снижению боевого потенциала России, невозможности адекватного парирования угроз ее национальной безопасности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации