ВОЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2000, стр. 63-67

ВОЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

К вопросу об организации противоповстанческой борьбы

Генерал-майор в отставке И.Н.ВОРОБЬЕВ,

доктор военных наук, профессор

Полковник В.А.КИСЕЛЕВ,

доктор военных наук

ПОНЯТИЯ «повстанчество» и «повстанческие действия» не являются новыми. В энциклопедических источниках «повстанчество» определяется как «борьба, действия повстанцев», а термин «повстанец» истолковывается как «участник восстания, мятежа». Сегодня повстанчество правомерно рассматривать как антиправительственные действия, направленные на свержение существующего конституционного строя либо на выход какой-либо национальной автономии из состава государства.

Угроза территориальной целостности современной России, возникшая в результате повстанческих действий в ряде се регионов, свидетельствует об актуальности проблемы организации противоповстанческой борьбы.

Говоря о повстанческом движении, необходимо отметить, что его нельзя отождествлять с партизанскими действиями. Повстанцы ничего общего с партизанами не имеют. У них совершенно разные цели, а главное - разная политическая платформа. Партизанское движение - это вооруженная борьба народных масс за свободу и независимость своей страны или социальные преобразования, ведущаяся на территории, занятой противником. Бандеровщина времен Великой Отечественной войны и современная чеченская «басаевшина» ничего общего с прогрессивным освободительным движением не имеют. В мирное время действия повстанцев направлены на подрыв государственных устоев, отделение части территории государства, во время войны они содействуют разгрому собственной армии. Для достижения своих целей руководители повстанческого движения используют различные методы борьбы - политические, экономические, информационные, военные и др.

Среди политических методов можно выделить: саботаж, гражданское неповиновение, провоцирование беспорядков, самовольный захват государственных учреждений, проведение агитационно-пропагандистских мероприятий (несанкционированные митинги, шествия, демонстрации), направленных на дискредитацию существующего правопорядка.

К числу экономических методов (особо чувствительных для населения) относятся: создание хаоса в экономике того или иного региона, неуправляемости производством, дезорганизация торговли, снабжения необходимыми продовольственными и промышленными товарами.

В информационной сфере лидеры повстанчества стремятся, используя подконтрольные им (подкупленные) средства массовой информации, насаждать панические настроения, нагнетать страх среди населения, убеждая в безнадежности, безысходности созданного ими же тяжелого положения и призывая не доверять властям.

В военной области повстанчество выражается в создании незаконных вооруженных формирований (НВФ), устройстве налетов на военные городки, склады с боеприпасами и вооружением.

Особенно широко используются повстанцами криминогенные формы борьбы: диверсии, террористические акты, грабежи, разбои, поджоги, убийства, нападения на государственных чиновников, массовое насилие, мародерство, взятие заложников.

В зависимости от целей, характера и содержания повстанчество, как социально-политическое явление, можно условно разделить на шесть основных типов: сепаратистский, реформистский, псевдореволюционный, консервативный, восстановительный, реакционный.

Сепаратистский тип повстанчества предполагает ведение борьбы за отделение (обособление) от государства определенной территории, на которой намечается установить власть сепаратистского правительства. В России корни повстанчества этого типа кроются в суверснизании региональных (республиканских) образований.

Сущность реформистского повстанчества заключается в том, что оно направлено на изменение существующего способа правления государством. Реформисты, не отрицая права правительства выполнять свои функции, стремятся кардинально изменить внутреннюю политику государства.

Псевдореволюционные (демагогические) лозунги используются повстанцами для того, чтобы свергнуть находящееся у власти правительство, изменить политическую ориентацию, добиться переустройства общества, доминирования в нем определенных политических сил.

Консервативное повстанчество направлено на борьбу со всем новым, прогрессивным.

Восстановительный тип повстанчества характеризуется стремлением свергнуть существующее правительство (руководство) и восстановить власть предшествующего режима.

Реакционное повстанчество имеет целью устранить находящееся у власти правительство и установить политическую структуру отдаленного прошлого (движение «Талибан» в Афганистане, попытки исламистов-ваххабистов установить шариатское правление в Чечне, Дагестане, других республиках России).

Стратегия и тактика руководителей повстанческого движения разнообразны. Иногда ими используется стратегия непрямого воздействия на существующий строй - «стратегия Суньцзы», при которой путем распространения провокационных слухов, ложной информации о действиях правительства его обвиняют в коррумпированности, продажности, непорядочности, взяточничестве («рашенгейт», Россия, август 1999).

Довольно широкое распространение в мире получила маоистская стратегия повстанчества, заключающаяся в мобилизации широких народных масс на борьбу с существующим строем. При этом политическая власть завоевывается в результате постепенного расширения повстанческого движения в сельских и городских районах; перерастания политических, экономических кризисных ситуаций в вооруженные столкновения. Одновременно активизируется психологическое воздействие на колеблющееся население (для завоевания его доверия) и на правительство (в целях признания легитимности повстанческой борьбы); организуется движение сопротивления («пятая колонна»); осуществляется массовая заброска из-за рубежа диверсионно-разведывательных групп, специальных террористических сил.

Повстанческое движение внутри страны становится особо опасным, когда получает широкую поддержку из-за рубежа. К настоящему

времени в США и других странах НАТО издано немало трудов и официальных руководств по организации и поддержке повстанческого (партизанского) движения в других государствах. В их числе книга П.Парета и Дж.Шайя «Партизаны 60-х годов», а также «Коммунистические партизанские действия» Ч.Диксона и О.Гейльбрунна. Широкую известность на Западе получило «Руководство по ведению партизанской войны», разработанное генеральным штабом вооруженных сил Швейцарии в 1987 году, а также пособие, подготовленное в Иране, которое распространялось в 80-х годах среди мятежных отрядов в Афганистане.

К основным правилам организации повстанческого движения западные специалисты относят следующие: «поддерживать контакт с нашими друзьями, находящимися в стане противника; сеять разногласия между различными слоями граждан; добиваться поддержки наших политических целей; создавать свои собственные партизанские силы».

Для решения этих задач в последние десятилетия в ряде зарубежных армий стали в значительном количестве создаваться специализированные части, на базе которых в кризисной обстановке планируется развернуть повстанческое движение на территории противника. Оптимальными условиями для проведения подрывной деятельности считается внутренний региональный межконфессиональный конфликт. Мероприятия по организации повстанчества рекомендуется проводить в такой последовательности: предварительно наладить психологическую обработку населения, по возможности используя СМИ противника; затем установить контакты с лидерами националистических, экстремистских сил; в последующем систематически проводить активные пропагандистские кампании; способствовать организации антиправительственных выступлений, стачек, саботажа, создать подпольные повстанческие формирования.

В военное время основной формой борьбы повстанческих сил считаются боевые действия иррегулярных формирований, комплектуемых в основном из местного населения. Цель проводимых ими акций заключается в создании постоянного очага противодействия в тылу противника, что позволяет дополнять, поддерживать, расширять ведение наступательных, оборонительных действий регулярных войск, нарушить коммуникации, дезорганизовать работу тыла, держать в постоянном психологическом напряжении войска противника, т.е. создать обстановку «горящей земли».

Опыт показывает, что повстанческое движение достигает широких масштабов, если оно опирается на активную поддержку местного населения, при этом осуществляется четкое централизованное руководство, налажено регулярное снабжение оружием, боеприпасами, продовольствием.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что успех борьбы с повстанчеством зависит от решения трех главных задач: завоевание доверия населения в регионе путем проведения эффективных информационно-политических мероприятий; изоляция региона противоповстанческой борьбы от источников пополнения оружием и материальными средствами извне; проведениеспеииальных операций по разгрому незаконных вооруженных формщюваний, уничтожению их базовых центров, складов, опорных баз.

Так как опасность проявления повстанчества на территории России в последнее время неуклонно возрастает, то возникает, на наш взгляд, необходимость разработки концепции противоповстанческой борьбы (далее - Концепция). Она должна предусматривать применение не только военных, но и политических, экономических, идеологических и информационных мер для выявления истоков повстанчества и борьбы с ним.

Необходимо, чтобы Концепция отражала не декларативные положения, а конкретные практические рекомендации по разрешению конфликта (кто и за что отвечает на федеральном и региональном уровне, каким образом урегулировать спорные ситуации, как вести переговоры с конфликтующими сторонами, осуществлять миротворческие акции, различного рода политические и военные мероприятия).

К основным принципам организации противоповстанческой борьбы, по мнению авторов, необходимо отнести следующие: всесторонность обеспечения проводимых мероприятий (в том числе в законодательно-правовом отношении); обязательность превентивно-предупредительных действий, позволяющих избежать кровопролития; гибкость, дипломатичность и расчетливость действий; согласованность усилий всех силовых структур, централизация руководства ими.

Главный принцип противоповстанческой борьбы состоит в том, что она должна быть обеспечена законодательно, основываться на международных и национальных юридических, правовых нормах. К настоящему времени в России такая законодательная база, в отличие от США и западноевропейских государств, разработана не полностью. Прежде всего это касается привлечения Вооруженных Сил для борьбы с экстремистскими, националистическими повстанческими силами.

Следующий принцип предполагает, что в основе противоповстанческой борьбы должны лежать превентивно-предупредительные мероприятия. Надо стремиться упреждать развитие конфликтных ситуаций, не допуская вооруженных столкновений. Эффективность предотвращения и воспрещения дальнейшего развития конфликтной ситуации в немалой степени зависит от правильного прогнозирования складывающейся в регионе обстановки, так как оно позволяет заблаговременно принять меры по нейтрализации конфликта.

Принцип гибкости, дипломатичности и расчетливости действий в противоповстанческой борьбе продиктован необходимостью выбора рациональных путей и способов разрешения конфликта. Опыт показывает, что в целях локализации и нейтрализации повстанческих действий могут применяться как силовые, так и дипломатические методы. При этом важно учитывать, что типовые нормативы, выработанные для планирования обычной войсковой операции, здесь неприменимы, поскольку количественный и качественный состав иррегулярных формирований повстанческих сил, их оргштатная структура, тактика действий могут быть самыми разнообразными. Иногда, чтобы выиграть время, добиться прекращения огня, развести конфликтующие стороны, осуществить гуманитарные мероприятия (эвакуировать и обустроить вынужденных переселенцев, ликвидировать последствия общественных беспорядков), может заключаться перемирие. Недостатком последнего является его непрочность, временный характер, отсутствие гарантий исполнения сторонами принятых обязательств.

С политической точки зрения наиболее предпочтительным в ликвидации конфликта является заключение договора согласи я. При этом может быть найдено паритетное решение по всем пунктам разногласия либо сконструирована модель решения проблемы с качественно новыми характеристиками: достигнута договоренность о некой сбалансированной совместной форме административного управления путем взаимоделегирования (временного делегирования) полномочий; введена новая координирующая и авторитетная для конфликтующих сторон структура (или субъект управления); установлены удовлетворяющие интересы враждующих сторон разнообразные формы автономного или иного договорного самоуправления и т.п.

Возможны два подхода к разрешению внутреннего конфликта: институциальный и инструментальный. И нститу циал ьн ы й подразумевает создание сети организаций, особой инфрастуктуры в целях стратегического прогнозирования и разрешения конфликта, включающей в себя институты национального, регионального и глобального уровня.

Под инструментальным подходом понимается использование конкретных мер (инструментов) регулирующего воздействия. Их можно классифицировать как оперативные решения и тактические. Оперативные связаны с некоторыми разовыми или эпизодическими действиями, направленными в основном на ограничение разрастания конфликта (разоружение боевиков, разъединение конфликтующих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтных ситуаций (размещение и обустройство вынужденных переселенцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.п.). Тактические решения направлены на урегулирование уже возникших конфликтов путем силового давления на их участников или посредством переговорного процесса.

Обстановка в регионе, в котором возникла конфликтная ситуация, может сложиться так, что для преодоления кризиса помимо политических решений потребуется применение силовых методов поддержания стабильности в форме введения правового режима чрезвычайного положения (ЧП). Мера эта крайняя и обоюдоострая. Поэтому необходима своевременная тщательная и всесторонняя оценка ситуации. Если большинство местного населения поддержит действия федеральных властей по наведению правопорядка, эффект будет положительный, в противном случае введение режима ЧП приведет к дискредитации правительственных решений и затягиванию конфликтной ситуации.

Следует отметить, что для обеспечения режима чрезвычайного положения используются не только внутренние войска МВД, но и Вооруженные Силы. Чтобы согласовать их усилия, необходимо иметь единый орган управления. Руководство объединенной группировкой, включающей в себя силы и средства всех привлекаемых силовых структур, должно, на наш взгляд, осуществляться командованием военного округа, на территории которого проводятся противоповстанческие мероприятия. При этом особое значение приобретает информационно-психологическое обеспечение. Авторы считают, что на период разрешения конфликтной ситуации необходимо создавать чрезвычайную комиссию по организации и проведению информационно-психологических операций. Задача этой комиссии должна состоять в централизации на федеральном уровне усилий всех средств массовой информации по разоблачению лживой пропаганды, разъяснению справедливости акций, проводимых властями в целях наведения конституционного правопорядка в регионе.

Словарь русского языка. Т. 3. М.1 Рус. яз., 1983. С. 162.

Шкирко Л.А, Зол от а рев В. А. Армия и внутренние войска в прочивоповстанческой и противопартизанскои борьбе / Гл. командование ВВ МВД России. Ин-i воен истории МО РФ. М., 1997.

Советская Военная Энциклопедия. Т. 6. М., 1978.

Диксон Ч., Гейльбрунн О. Коммунистические партизанские действия. М.: Изд-во иностр. лит., 1957. С. 249-251.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации