Военная мысль 6.2000г.

«Военная мысль» №6.2000г.

Влияние исполнения федерального бюджета на военное строительство

Полковник в отставке В.И.ЦЫМБАЛ, доктор технических наук, профессор

Подполковник С.В.КАЛУГИН

ИСПОЛНЕНИЕ федерального бюджета Российской Федерации в части расходов на оборону и обеспечение безопасности государства в 1999 году значительно отличалось от практики предшествующих лет. Однако это не означает, что отпала необходимость в анализе всех стадий бюджетного процесса и проведении дальнейших исследований бюджетного финансирования военной организации. Жизнь показала, что бюджет фактически стал одним из основных инструментов управления военным строительством.

Основные бюджетные средства Министерство обороны получало по статье «Национальная оборона». Из графика на рис. 1, отражающего отчетные данные Минфина, видно, что уровень фактического финансирования по этой статье после утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» (ФБ-1999) в период с марта по август практически соответствовал, а начиная с сентября превышал уровень ассигнований, предусмотренных законом. Во многом такое положение было связано с обеспечением финансирования контртеррористической операции, проведение которой, естественно, не было предусмотрено при разработке бюджета.

Военная мысль 6.2000г.

Только часть средств по статье «Национальная оборона» поступала в распоряжение МО РФ, при этом финансирование осуществлялось по двум направлениям: «Строительство Вооруженных Сил» и «Содержание Вооруженных Сил». Сведения о расходах на содержание армии и флота были открытыми, и данные об исполнении бюджета в этой области публиковались в газете «Красная звезда». Что же касается расходов на строительство ВС России, то, вопреки опыту предшествовавших лет, международной практике и здравому смыслу, они были засекречены, поэтому их анализ несколько затруднен.

Тем не менее, из сопоставления всех доступных данных следует, что на «инвестиционную» часть военного бюджета, обеспечивающую военное строительство, а также развитие военно-технической базы Вооруженных Сил и всей военной организации, средств выделялось значительно меньше, чем на их содержание (рис. 2). Обобщив оценки, полученные на основе анализа публикаций в российских средствах массовой информации, можно сделать вывод о том, что в части оплаты НИОКР уровень исполнения ФБ-1999 составил 60-70%, а в части закупок ВВТ - 70-75%.

Памятуя о том, что недофинансирование НИОКР и закупок ВВТ было хроническим, накапливалось в течение всего периода существования Вооруженных Сил России, можно утверждать, что это не просто усугубило ситуацию с оснащением армии и флота, но и негативно сказалось на ходе боевых действий в Чечне.

Военная мысль 6.2000г.

Уровень оснащения наших войск (сил) современным оружием и техническими средствами оказался, как выяснилось, весьма низок. Более того, год от года увеличивается научно-техническое отставание отечественных разработок оружия от зарубежных. Попытаемся выяснить причины такого положения.

Недофинансирование военной организации нашего государства, и особенно тех статей расходов, которые определяют будущее Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, вызвано не только случайными факторами. Проявились и системные изъяны управления военной организацией, которые мы подробно рассматривали в своей статье «Проблемы бюджетного финансирования планов военного строительства». Там же изложены результаты моделирования стадии разработки бюджета и показаны структурные дефекты бюджетного процесса.

В настоящей статье приводятся некоторые результаты новых исследований процедуры исполнения федерального бюджета, порядок проведения которой достаточно подробно регламентируется вступившим в действие Бюджетным кодексом Российской Федерации. Мы считаем, что для анализа исполнения бюджета целесообразно использовать его «идеальную» модель (схематически изображена на рис. 3), подробное описание которой дает Бюджетный кодекс. На первый взгляд эта схема представляет интерес лишь для узкого круга финансовых работников. Что касается деталей, то это действительно так. Но понимать общую логику данного процесса необходимо всем, поскольку финансирование военной организации касается каждого военнослужащего, каждого военного пенсионера.

По нашему мнению, следует обратить внимание на одну новую особенность бюджетного процесса. С введением в действие Бюджетного кодекса, переходом на казначейское исполнение бюджета в МО РФ и по мере усиления контроля за целевым расходованием средств значительно возрастают требования к регулярности финансирования по всем статьям расходов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил. Это связано с тем, что новая система исполнения и контроля в условиях действия строгих санкций за нарушения практически лишает финансовые органы возможности маневра имеющимися активами.

Военная мысль 6.2000г.

Военная мысль 6.2000г.

О том, что существовавшая прежде практика финансирования не отличалась регулярностью, знают все. Даже в самый благополучный 1999 год ситуация (по второму полугодию) выглядела так, как показано на рис. 4. Ритм финансирования можно характеризовать как «рваный», с многочисленными всплесками, большая часть которых приходится на последний месяц квартала (см. рис. 1) и на последние дни месяца (см. рис. 4). При этом значительная часть средств направлялась на погашение задолженностей, возникавших из-за сложившегося порядка, а точнее сказать - беспорядка в процессе финансирования.

Следует отметить, что существовавшая ранее практика выделения для нужд военной организации большей части финансовых средств в конце года приводит к образованию задолженностей по выплатам личному составу, что ухудшает морально-психологическую обстановку в воинских коллективах. Более того, поскольку страна продолжает жить в условиях инфляции (в 1999 году она составила 32%), очевидно, что режим выплат «ежемесячных - к концу месяца, ежеквартальных - к концу квартала, а ежегодных - к концу года» практически означает обкрадывание Вооруженных Сил и негативно сказывается на боеспособности войск.

По той же причине значительно затрудняется деятельность предприятий и организаций ВПК, финансируемых через Министерство обороны как заказчика ВВТ и НИОКР. Особенно пагубно этот фактор отражается на работе предприятий с длительным технологическим циклом, которые вынуждены либо брать кредиты, либо переносить основной объем работ на четвертый квартал, порождая печально известную «штурмовщину». Такой стиль деятельности приводит к негативным последствиям - падает эффективность использования выделяемых денежных ресурсов: в первом случае - из-за необходимости оплачивать стоимость кредитов, во втором - из-за снижения качества выпускаемой продукции, что вынуждает выделять дополнительные материальные средства на ремонт и доводку изделий.

При этом следует учитывать, что в 1999 году сравнительно высокого уровня финансирования удалось достичь благодаря достаточно успешному исполнению федерального бюджета в целом, чему во многом способствовало сохранение высокого уровня стоимости нефтепродуктов на мировом рынке. Прогнозируемое снижение цен, связанное с известным решением ОПЕК, значительно осложнит формирование доходной части российского бюджета, что в дальнейшем может привести к углублению кризисной ситуации в ВПК.

Таким образом, сложившаяся практика неритмичного выделения средств Министерству обороны РФ наносит ущерб нашей военной безопасности. Действующий Бюджетный кодекс несколько упорядочивает процесс финансирования военной организации России при исполнении бюджета. Однако, как показывает формализованное описание стадии исполнения бюджета, она все еще не является строго регламентированной, а поэтому подразделения Минфина не ощущают своей ответственности за бесперебойное финансирование бюджетополучателелей. В этой связи не вызывает сомнений, что разработка и согласование подзаконных актов, посредством которых Бюджетный кодекс Российской Федерации будет вводиться в практическую деятельность финансовых органов, станет сложным и длительным процессом.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным закрепить указом Президента Российской Федерации такой порядок выделения финансовых средств на нужды Минобороны России, при котором ассигнования по статьям, не связанным с сезонными изменениями, выделялись бы равномерно и ежемесячно. Финансирование других статей («северный завоз», компенсация льгот, связанных с периодом отпусков и т.п.) должно осуществляться исходя из норм, закрепленных в действующем законодательстве, а также с учетом необходимости минимизировать суммарные расходы. В случае принятия положительного решения по этому вопросу крайне важно обеспечить строгий контроль и персональную ответственность за его выполнение.

Военная мысль. 1999. № 3.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации