СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ К ВОПРОСУ О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2000, стр. 8-11

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ: К ВОПРОСУ О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ

Полковник В. НЕСТЁРКИН

В конце XX века мировая общественность наконец-то обратила внимание на такую глобальную проблему, как неконтролируемое распространение стрелкового оружия по планете. В настоящее время в мире находится, по различным оценкам зарубежных специалистов, около 500 млн единиц легкого оружия (из них почти 100 млн в Африке). Существующие образцы модернизируются, разрабатываются новые, военная промышленность продолжает ежегодно насыщать мировой рынок миллионами единиц стволов, то в одной, то в другой «горячей точке» появляется оружие еще Второй мировой войны и даже еще более «древнее». В отличие от средств массового уничтожения торговля легкими вооружениями сейчас никак не контролируется на постоянной основе, хотя в эту категорию эксперты заносят не только пистолеты, автоматы и пулеметы, но и ракеты, применяемые на поле боя. Свободно перемещающиеся по планете огромные потоки такого оружия стали одним из факторов затягивания многих региональных конфликтов. Накопление «легких» средств уничтожения у населения дестабилизирует ситуацию во многих регионах мира.

В июле 1998 года в Норвегии состоялась Международная конференция по нераспространению стрелкового оружия. Во встрече, организованной МИД этой страны, приняли участие 21 государство из Африки, Азии, Европы, Северной и Южной Америки. Из крупных стран - производителей этого вида оружия (винтовки, автоматы, пистолеты и другое) участвовали США, Франция, Германия, Япония, Великобритания. Представительство было высокого уровня - делегации возглавляли члены правительств. Главная цель этой встречи состояла в том, чтобы содействовать началу процесса выработки единой международной стратегии для принятия эффективных политических, правовых и экономических мер во избежание распространения и применения легкого оружия. После завершения работы конференции министерство иностранных дел Норвегии выразило полное удовлетворение итогами встречи. Можно считать, что таким образом Норвегия запустила еще один процесс, который сравнивают с процессом по запрещению противопехотных мин. Следует отметить, что в этой скандинавской стране настолько серьезно относятся к вопросам нераспространения стрелкового оружия, что выделяют значительные финансовые суммы на реализацию таких проектов, как покупка его у населения в Сальвадоре или уничтожение излишков в вооруженных силах ЮАР.

В сентябре 1998 года в Токио прошел Международный семинар по проблемам контроля за нелегальным оборотом стрелкового оружия. В работе трехдневного форума, организованного японским МИД, участвовали представители ООН и Интерпол. Министр иностранных дел Японии М. Комура, выступая на открытии семинара, призвал к глобальному сотрудничеству в деле контроля за стрелковым оружием, отметив что оно активно используется в региональных конфликтах и гражданских войнах. Он выразил обеспокоенность ростом незаконной торговли этим видом оружия, подчеркнув, что «сотрудничество в предотвращении его распространения имеет жизненно важное значение для мирового сообщества». Многие участники семинара обратили внимание на то, что в отличие от оружия массового поражения международные правовые акты, ограничивающие торговлю, передачу и дарение пулеметов, автоматов, винтовок и прочее, отсутствуют. Поэтому обмен мнениями по этой проблеме был направлен, в первую очередь, на оказание помощи группе экспертов ООН, которая должна была выработать рекомендации в области предотвращения распространения стрелкового оружия и представить их к лету 1999 года.

В разработку этой проблемы постепенно подключались новые группы специалистов из различных стран, начинающих конкретно формулировать «болевые» вопросы. Так, международные нормы контроля за торговлей легкими вооружениями пытались разработать эксперты открывшегося в начале июня 1999 года в Токио симпозиума, в работе которого приняли участие представители 21 страны, включая Россию, США, Китай, Иран, Болгарию, Швецию. По просьбе генерального секретаря ООН они должны были к августу 1999 года подготовить доклад с конкретными рекомендациями. Этот документ предполагается положить в основу решений международной конференции по легким вооружениям, которую намечается провести в 2001 году.

И наконец, ООН официально объявила свою позицию по проблеме непосредственного распространения стрелкового оружия. В частности, Совет Безопасности ООН выразил обеспокоенность тем, что в ходе ряда конфликтов в мире, несмотря на заключение воюющими сторонами мирных соглашений и присутствие на местах миротворческих сил ООН, продолжаются вооруженные столкновения между различными сторонами и группировками. Об этом говорится в принятом Советом 9 июля 1999 года заявлении от имени его председателя. СБ ООН признал, что одним из важных факторов, способствующих такому положению, является сохранение у конфликтующих сторон большого количества вооружений, в частности легкого оружия.

«Совет Безопасности подчеркивает, что для достижения урегулирования стороны конфликта должны работать в направлении успешного разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, включая несовершеннолетних солдат, - констатировалось в документе. - Успешное разоружение бывших комбатантов является одним из важных признаков прогресса в направлении постконфликтного миростроительства и нормализации обстановки».

Наряду с официальными правительственными исследованиями вопросами предотвращения распространения легкого оружия занимаются и негосударственные организации, делающие иногда парадоксальные выводы. Например, в докладе американской независимой организации «Уорлдуотч» утверждается, что чем больше разоружаются армии, тем больше вооружается гражданское население. Оставляемое военными оружие попадает в руки преступников, оказывается в собственности частных охранных фирм, отдельных граждан, пытающихся обеспечить личную безопасность, других гражданских лиц и организаций, которые, возможно, не столь были бы вооружены, если бы военные не разоружались, полагают авторы доклада. По завершении крупномасштабных боевых действий в том или ином регионе мира, использовавшееся в них оружие, в котором военные уже не испытывают потребности, неизбежно становится достоянием местных жителей. В то время как личный состав во многих национальных армиях с 1988 года сократился на 20 проц., число агентств по обеспечению безопасности, напротив, увеличилось. В Австралии, ЮАР и США, по данным «Уорлдуотч», количество частных охранников уже превышает численный состав армий этих государств. Только в США на обеспечение личной безопасности ежегодно расходуется более 50 млрд долларов, что превосходит федеральный бюджет всего полицейского аппарата государства. В стране на руках у населения находится, по разным данным, от 192 млн до 250 млн единиц огнестрельного оружия. Но и эти данные весьма условны, считают авторы доклада, так как ни одно правительство мира не знает точно, сколько оружияхранится в частной собственности их граждан.

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ К ВОПРОСУ О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ

Мозамбик: сдача оружия повстанцами

Для улучшения ситуации в этой области специалисты «Уорлдуотч» рекомендуют быстрые действия по разоружению сразу же по окончании войн и конфликтов; принятие более эффективных мер по заинтересованности бывших солдат в ведении мирной жизни; утверждение международного кодекса на продажу оружия, введение строгого запрета на незаконную торговлю им и уничтожение собранного арсенала, изъятие оружия у населения.

Одним из наиболее распространенных способов «демилитаризации» населения является покупка легкого оружия у гражданских лиц. Так, в Австралии после введения запрета на автоматическое и полуавтоматическое оружие правительство собрало более 600 тыс. стволов. На Гаити американские власти заплатили 1,9 млн долларов за сдачу населением около 33 тыс. единиц огнестрельного оружия. Наиболее современная часть этого арсенала была затем передана гаитянской полиции, остальное пошло на переплавку. Резкое сокращение количества убийств в Колумбии в середине 90-х годов руководство этой страны объясняет действием программы «Продовольствие за оружие». Аналогичная программа реализуется в Мозамбике. Там за сданное оружие люди получают домашний скот, сельскохозяйственный инвентарь.

«Перекуем мечи на эстампы» - такой девиз могли бы избрать инициаторы проведенной в Канаде кампании за сдачу огнестрельного оружия. Точнее, не сдачу, а обмен на эстампы гравюр наиболее известных в стране мастеров изобразительного искусства с автографами художников. Эта программа осуществлялась в 90-е годы на протяжении нескольких лет в шести крупных городах страны. В общей сложности было сдано более 2 400 единиц, начиная от заржавевших винтовок периода Второй мировой войны, заканчивая автоматами АК^7.

В целом же канадская полиция итогами акции «Прощай, оружие» была удовлетворена, хотя и признала, что масштабного «разоружения» не получилось, ведь в общей сложности канадцы держат у себя дома, согласно оценке, порядка 7 млн единиц оружия.

Несколько по-другому была построена такая работа в Сальвадоре. Здесь в результате гражданской войны в1980-1992 годах у населения, по оценкам экспертов, скопилось до 300 тыс. единиц стрелкового оружия. Большое количество незарегистрированного оружия является одной из причин высокого уровня преступности в стране, считают сальвадорские правоохранительные органы.

Начиная с 1996 года Патриотическое движение против преступности (ПДПП) проводит кампанию «обмена оружия на продовольствие», на которую к настоящему времени израсходовано 1,2 млн долларов и благодаря этому удалось собрать у населения свыше 10 тыс. единиц оружия. Посредниками в приеме за вознаграждение «всех видов боевых вооружений» согласились стать католические церкви. За каждый сданный ствол ПДПП выдавало специальные талоны для отоваривания в сети популярных в республике супермаркетов. За пистолет, например, полагалось вознаграждение примерно в 170 долларов, за автомат - более 340 долларов. В случае с реактивными минометами, как оказалось, заряженными, пришлось резко поднять размер компенсации, приблизившийся к тысяче долларов за единицу.

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ К ВОПРОСУ О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ

Панама: покупка оружия у населения

Примечательно, что практически все, кто сдавал оружие, объясняли свое решение трудным экономическим положением и необходимостью прокормить семью. В свою очередь парламент республики принял специальную поправку к закону, согласно которой в дни сдачи полиция не вправе арестовывать направляющихся в церковь вооруженных людей, а также не должна подвергать их допросам на предмет, где они добыли оружие.

В настоящее время на мировом рынке торговли оружием из юридических инструментов, ограничивающих продажу или передачу легких вооружений, действует только эмбарго, объявленное страной или группой стран в отношении третьего или третьих государств.

Лидером в борьбе за введение более жесткого контроля за торговлей оружием выступила Колумбия. Еще в конце 80-х годов правительство этой страны, которая буквально наводнена автоматами и пистолетами американского производста, обратилось к ООН с просьбой принять меры против незаконного ввоза оружия из США. В марте 1996 года в докладе на имя генерального секретаря Бутроса Гали колумбийское правительство прямо заявило, что страны, которые производят оружие, должны взять на себя ответственность за установление контроля над его экспортом и импортом.

В 1996 году колумбийцы получили поддержку со стороны Японии, подпольный криминальный мир которой оснащен почти полностью американским огнестрельным оружием. Делегация этой страны внесла в ООН резолюцию о создании рабочей группы по подготовке доклада о путях повышения контроля над стрелковым оружием и обязалась поддержать ее финансовыми средствами.

Американские официальные лица не отрицают эти факты. Напротив, по данным представителей правоохранительных органов европейских стран и Соединенных Штатов, тысячи американских пистолетов и винтовок, в том числе полуавтоматических, которые проданы за последние несколько лет в Европу, очутились в таких странах с неспокойной обстановкой, как Руанда, бывшие республики Югославии, Алжир и Турция. Оружие американского производства пополняет также арсеналы синдикатов организованной преступности. Есть признаки того, что оно проникает в Ирак и Иран.

В соответствии с законодательством США иностранный закупщик оружия и военного оборудования не имеет права перепродавать этот товар третьей стороне без санкций американского госдепартамента. Однако, по правилам Европейского союза, входящие в него страны могут продавать друг другу импортированный товар, не уведомляя государство-производителя. Поэтому США решили ужесточить режим экспорта огнестрельного оружия в Европу, поскольку не могут контролировать его распространение после продажи. В частности, были аннулированы все нереализованные еще экспортные лицензии на продажу стрелкового оружия британским компаниям, а позднее компаниям других стран ЕС.

Призывая бороться с нелегальной торговлей оружием, администрация Клинтона предлагает решить часть проблемы. По мнению ряда влиятельных сил, в том числе комитета Международного Красного Креста, правительств Бельгии и Норвегии, контроль необходим также и за «легальными» поставками.

Классическим примером бесконтрольной продажи оружия, когда результатом сделки является только финансовая выгода, служит контракт на поставку партии американского оружия на Соломоновы Острова. В 1998 году газета «Нью-Йорк Тайме», пытаясь разобраться в подоплеке этой сделки, писала, что на первый взгляд могло показаться, будто Соломоновы Острова решили наконец обзавестись вооруженными силами. Иначе трудно было объяснить, почему это государство в Тихом океане, не имеющее собственной армии, закупает в США солидную партию оружия. Автоматы, пулеметы, каски и солдатские ботинки - все это бралась поставить корпорация «Сенчури армз», имеющая представительства в американских штатах Вермонт и Флорида. Внешне стоимость сделки относительно невелика - всего 3,4 млн долларов. Однако для Соломоновых Островов, где, кроме тысячи полицейских, нет ни одного правительственного вооруженного формирования, подобные затраты малыми считаться не могут. Кому именно в конечном счете предназначается это оружие, пока так и остается неясным, и все же госдепартамент США дал «добро» на поставки.

Эта история, по мнению газеты «Нью-Йорк Тайме», «открывает окно в мир торговли огнестрельным оружием, которое подпитывает террористические организации и гражданские войны от Руанды до Афганистана». К преимуществам так называемых легких вооружений относится то, что они относительно недороги, их использование не требует длительной специальной подготовки. Пистолет, автомат, миномет идеально подходят для группировок, участвующих в локальных конфликтах, ареной которых зачастую становятся улицы населенных пунктов. Неудивительно, что по данным ООН, в 80 проц. случаев жертвами применения таких вооружений становятся женщины и дети. Высказывались опасения, что оружие, заказанное Соломоновыми Островами, может попасть в руки повстанцев в соседней Папуа - Новой Гвинее. (В 1999 году на Соломоновых Островах начались вооруженные столкновения двух основных этнических групп населения. В 2000 году это привело к началу вооруженного мятежа в стране.)

Почему же американское правительство все-таки одобрило сделку? «Для Соединенных Штатов торговля винтовками и пистолетами -хороший бизнес», - дает ответ газета. Хотя с окончанием «холодной войны» продажи правительством танков и реактивных истребителей пошли на спад, частная торговля оружием переживает расцвет. Как показывает правительственная статистика, с 2 - 3 млрд долларов в период «холодной войны» ежегодный объем частных поставок оружия возрос, превысив 25 млрд долларов.

В то же время для мировых производителей стрелкового оружия снижается возможность в полной мере использовать свои национальные рынки вооружений. Так, например, американская компания «Кольт мануфекчуринг», одна из старейших в мире по производству стрелкового оружия, револьверам которой приписывается главная роль в «укрощении Дикого Запада», прекращает массовую продажу своей продукции через оружейные магазины. Шаг вынужденный. Против «Кольта», а также других производителей оружия возбудили иски 28 американских городов и округов, требуя компенсацию за ущерб, причиненный им огнестрельной продукцией.

Согласно подсчетам экспертов, доход от продажи стрелкового оружия составляет примерно 2 млрд долларов в год. И, как считают мэры, для «фабрикантов смерти» пришла пора поделиться хотя бы частью своих доходов с городами, где в результате применения «доходной продукции» тысячи человек погибают и получают ранения и миллионы долларов тратятся на полицию, службы экстренной помощи, а также медицинское обслуживание жертв насилия.

В письме, направленном оптовикам «Кольта», вице-президент компании Томас Килби признался: «Мы должны реально оценивать ситуацию - большие судебные расходы не дают нам возможности быть конкурентоспособными на оружейном рынке». В этой связи будут закрыты семь сборочных линий на заводе в Хартфорде (штат Коннектикут).

Тем не менее «Кольт» намерен оставаться поставщиком стрелкового оружия американским вооруженным силам и правоохранительным органам. Больше будет выпускаться коллекционного оружия, например копии первого шестизарядного револьвера Сэмюеля Кольта, который получил патент на свое изобретение -вращающийся барабанный механизм - в 1836 году. Кроме того, компания объявила о создании филиала под названием «И-Кольт». Начиная с 2000 года новая фирма занимается разработкой и выпуском так называемого «интеллектуального», или «умного», стрелкового оружия. Стрелять из него смогут только владельцы, у которых пистолеты, револьверы и винтовки будут программироваться на «узнавание» своего хозяина прямо при покупке. С 1836 года было продано почти 30 млн револьверов, пистолетов и винтовок, произведенных компанией «Кольт».

Насыщение отдельных регионов и государств стрелковым оружием создает не только взрывоопасную обстановку в целом, как бы подтверждая внутриполитическую нестабильность, но неизбежно ведет к его несанкционированному или случайному применению, то есть росту преступности. Законодательные органы этих стран разрабатывают свои меры по контролю за оружием. Например, в апреле 1998 года президент Клинтон подписал запрет на импорт в США 58 моделей автоматического оружия, модифицированного для спортивных целей. «На основании тщательного анализа мы в администрации пришли к выводу, что импорт автоматического оружия, снабженного военного образца магазинами с большим количеством патронов, должен быть запрещен», - отметил президент.

В соответствии с действующим законодательством импорт в США оружия иностранного производства разрешен исключительно для спортивных целей - таких, как стендовая стрельба и охота. В ноябре 1997 года президент Клинтон ввел 120-дневный временный запрет на импорт всего автоматического оружия, модифицированного для спортивных целей, и потребовал от министерства финансов провести тщательную оценку ввозимого в страну оружия.

Чтобы обойти его, иностранные фирмы внесли чисто внешние изменения в свои винтовки и карабины и постарались придать им «спортивный» вид. Однако, по выражению президента США, это напоминало «не более чем косметическую операцию» и под новыми названиями в страну по-прежнему проникает все то же боевое оружие.

Только в 1997 году были выданы разрешения на поставки 600 тыс. единиц, по сути дела, настоящих армейских вооружений, 20 тыс. из них уже завезены в США. Поступили заявки на ввоз еще 1 млн автоматических винтовок. Боевое оружие «не должно пересекать наши границы и появляться на улицах наших городов», заявил президент. После проверки 59 моделей, лишь один карабин «Вепрь» был признан отвечающим требованиям, предъявляемым к спортивному оружию.

Предотвращение распространения стрелкового оружия останется и в XXI веке глобальной проблемой. Неслучайно, в ходе встречи на о. Окинава (Япония) в июле 2000 года руководители стран «восьмерки» призвали международное сообщество «проявлять сдержанность в экспорте обычных вооружений», подтвердив приверженность к достижению этой цели. При этом было отмечено, что проведение в 2001 году конференции ООН по незаконной торговле легким оружием «во всех ее аспектах нуждается в твердой международной поддержке для обеспечения ее успешных результатов».

По данным исследования американских врачей, проведенного еще в 1996 году, в США основным средством нападения является стрелковое оружие. Лечение одного огнестрельного ранения обходится в среднем около 10 тыс. долларов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации