СПАСЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 4/2000, стр. 46-49

СПАСЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Капитан 2 ранга В. МОСАЛЁВ

Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - № 3. - 2000. - С. 50 - 54.

В ВМС Великобритании используется глубоководный спасательный аппарат (ГСА) LR5 (рис. 1), арендуемый у фирмы «Слингзби». ГСА базируется в г. Ренфрю (западное побережье Шотландии), находится в 12-часовой готовности и может транспортироваться в район погрузки на судно или ПЛА-носитель на специальном трейлере или транспортном самолете. Для доставки в район терпящей бедствие подводной лодки (ТБПЛ) используются спасательные суда типа «Сэлвейдж». Прочный корпус ГСА цилиндрической формы изготовлен из армированного стеклопластика имеет внутренний диаметр 1,45 м и разделен на три отсека: командный длиной 2,84 м, спасательный -2^ми агрегатный -1,78 м. В верхней части корпуса для наблюдения за подводной обстановкой имеется прозрачная рубка из акрилового пластика диаметром 1 м и высотой 0,2 м с ограждением. В нижней части корпуса спасательного отсека установлена съемная, так называемая «камера присасывания». Она обеспечивает стыковку ГСА со спасательным люком ТБПЛ, через который экипаж ТБПЛ переходит в ГСА или передается оборудование для поддержания жизнедеятельности экипажа ТБПЛ. В передней части корпуса ГСА имеются два манипулятора: один длиной 1,8 м с семью степенями свободы, массой поднимаемого груза 45 кг, Другой - длиной 0,75 м с пятью степенями свободы и массой поднимаемого груза до 100 кг. В районе манипуляторов на поворотно-наклонном устройстве установлена ТВ-камера. Для подводного освещения используются пять светильников мощностью по 1 000 Вт. Маршевый двигатель с электроприводом имеет мощность 7,78 кВт, четыре забортных поворотных подруливающих устройства с винтами в насадках с гидроприводом - по 3,2 кВт каждый. ГСА снабжен гидролокатором с электронным сканированием, приемопередатчиком звукоподводной связи (фиксированные частоты 10,27 и 45 кГц) и радиомаяком-ответчиком, работающим в УКВ и KB диапазонах с дальностью действия соответственно 3 и 5 км.

СПАСЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Рис. 1. Английский глубоководный спасательный аппарат LR5

В ВМС Италии применяется ГСА MSM1, базирующийся в г. Ла-Специя и действующий со специального военного судна. Прочный корпус ГСА состоит из трех отсеков: командного, спасательного и агрегатного. Первый и второй имеют верхние входные люки, выходящие в надстройку, а спасательный - также и нижний люк, выходящий в камеру присасывания. Кроме маршевого двигателя, имеются носовое и кормовое подруливающее устройства. Командный отсек оборудован иллюминатором для визуального управления манипулятором.

В ВМС Швеции используется ГСА URF, построенный при содействии французской компании «Комекс» и базирующийся в водолазном центре в районе г. Стокгольм (рис. 2). Прочный корпус ГСА состоит из четырех отсеков: управления, спасательного, агрегатного и водолазного. В отсеке управления размещаются два оператора, а также имеются входной люк, три иллюминатора, аппаратура регенерации и регулирования подачи кислорода, индикаторы ГАС и другая аппаратура наблюдения, управления и контроля за системами ГСА. Вне прочного корпуса отсека управления размещены манипулятор, светильники, излучатель ГАС, ртутная дифферентная система, штепсельный разъем для подключения силового кабеля и буксировочный рым. В спасательном отсеке вверху имеется выходной люк, снизу стыковочная юбка с переходным люком, сидения для 25 человек. В легком корпусе размещены три подруливающие системы с продольным, поперечным и вертикальным упором, по две носовых и кормовых балластных цистерн, два газовых баллона, четыре секции аккумуляторов и два гидроаккумулятора. В агрегатном отсеке имеются люк в водолазный отсек и шлюз в спасательный, мотор-генератор, регенерирующая установка, гирокомпас, лаг, блоки ГАС и радиостанции, электрощиты, панели управления движительного комплекса и контроля за распределением дыхательной смеси. Водолазный отсек, расположенный в корме, имеет входной и выходной люки, систему регенерации, два кресла и две раскладные кровати. При получении сигнала об аварии ПЛ ГСА устанавливается на грузовую платформу и доставляется в ближайший к месту аварии порт. Одновременно с этим из водолазного центра доставляются два водолаза. В район ТБПЛ ГСА буксируется обеспечивающим судном со скоростью не более 10 уз обычно в надводном положении, а при штормовой погоде - в подводном. Во время буксировки электроэнергия на ГСА подается с обеспечивающего судна по кабелю, подвешенному к буксиру, а с прибытием в район аварии водолазы с обеспечивающего судна отсоединяют кабель и буксир. Точное место ТБПЛ определяется с помощью пассивной гидроакустической станции (ГАС) ГСА, принимающей сигналы аварийного гидроакустического маяка, которым снабжены все ГШ ВМС Швеции. При поиске и сближении ГСА с ТБПЛ управление осуществляется в автоматическом режиме. На расстоянии до 100 м от ТБПЛ на ГСА включается активная ГАС. Визуальный контакт с ТБПЛ обычно устанавливается на расстоянии от 10 до 2 м, после чего к спасательному люку ТБПЛ с помощью манипулятора крепится стальной трос и лебедкой ГСА подтягивается к стыку с ТБПЛ. В случае повреждения стыковочного узла используется резервный вариант, когда ГСА располагается в нескольких метрах над аварийным люком ТБПЛ и фиксируется водолазом ГСА при помощи тросов. В спасательном отсеке аппарата поддерживается давление, соответствующее глубине погружения ТБПЛ и члены ее экипажа заплывают в ГСА. Водолазы ГСА проходят декомпрессию на аппарате или в водолазном центре, куда они доставляются в транспортировочной капсуле.

СПАСЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

СПАСЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Рис. 2. Шведский глубоководный спасательный аппарат URF

В ВМС Японии имеется ГСА DSRV «Тихиро», который используется с обеспечивающего судна на воздушной подушке, в средней части которого находится вырез, где размещается ГСА. Прочный корпус аппарата состоит из трех отсеков - соединенных между собой сфер из высокопрочной стали. Для повышения плавучести ГСА значительная часть его оборудования размещена в легком корпусе, изготовленном из стеклопластика. В переднем - командном отсеке имеется иллюминатор, манипулятор и ГАС, в среднем - спасательном внизу -люк и стыковочное устройство для приема спасаемых. Управление поиском и маневрирование для стыковки с ТБПЛ при сильном течении осуществляется автоматически с обеспечивающего судна с помощью специальных устройств. Для повышения надежности основное оборудование ГСА имеет дублирование.

В ВМС КНР применяются два ГСА, которые используются со спасательного судна «Канша». Они оборудованы высококачественными активными ГАС, ТВ-камерами и манипуляторами.

В ВМС Австралии имеется ГСА «Ремсра» ASRV (Australian Submersible Rescue Vehicle), привязной необитаемый дистанционно управляемый с обеспечивающего судна (десантный корабль «Тобрук»). Управление и электроснабжение ГСА осуществляется по бронированному электронно-оптическому кабелю с поста управления, который обслуживают четыре человека (пилот, штурман, два наблюдателя). ГСА имеет полностью интегрированную систему жизнеобеспечения, аварийную дыхательную систему замкнутого цикла. Рассматривается вопрос об использовании в спасательных операциях ГСА массой 12 000 кг с глубиной погружения свыше 600 м и скоростью 4 уз, обеспечивающего спасение ТБПЛ, лежащей на грунте с креном и дифферентом до 60 град.

В обеспечении операций по спасению экипажей ТБПЛ используются также автономные обитаемые и дистанционно управляемые подводные аппараты (ДУПА). Так, в ВМС Германии и Австралии используется глубоководный скафандр с постоянным атмосферным давлением внутри, который позволяет погружаться на глубину 300 м и передвигаться с помощью подруливающих устройств мощностью по 5 л. с. Скафандр, в частности, применяется для подсоединения к ТБПЛ шлангов подачи воздуха низкого и высокого давления, кабелей электропитания, передачи на ТБПЛ через спасательный люк необходимых предметов жизнеобеспечения. Автономные обитаемые аппараты используются в ВМС США («Алвин», «Тэта», «Си Клифф»), а ДУПА (RUWS, LOSS, «Дир Дроп»), кроме США, еще и в Японии («Танкаи»). Основные ТТХ указанных ГПА и ДУПА приведены в таблице.

Таблица

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОНОМНЫХ ОБИТАЕМЫХ И ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ

СПАСЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Для поддержания сил и средств спасения экипажей ТБПЛ в готовности и разработки новых методов и средств спасения проводятся регулярные учения по поиску и спасению ПЛ, как самостоятельно, так и совместно. Например, в июне 1996 года в северной Норвегии в районе городов Вест-фьорд и Боген под руководством командующего подводными силами НАТО в Восточной Атлантике было проведено учение «Сорбет Ройал 96», которое имело целью демонстрацию возможностей НАТО по взаимодействию при спасении экипажей ТБПЛ. В учении принимали участие ВМС США, Великобритании, Швеции, Норвегии, Нидерландов и Франции. На него в рамках программы «Партнерство ради мира» были приглашены наблюдатели из Австралии, Албании, Италии, Испании, Польши, Румынии, Финляндии и России. Это было уже третье учение с таким названием: первое было проведено в 1986 году в районе Ставангер (Норвегия).

В учении приняли участие американский ГСА «Эвелон» (с судна «Сэнд Ланс»), английский LR5 («Нордик») и шведский URF («Белое»). Кроме того, в учении использовались германский глубоководный скафандр Newt Suit с судна поддержки «Фемхирн» и английский ДУПА «Скорпио», а также английская парашютно-подводная группа SPAG (с самолета С-130). Роль ТБПЛ выполняли нидерландская ПЛ «Валрус», французская типа «Агоста», шведская «Готланд», норвежские «Коббен» и «Уредд». В ходе учения ГСА «Эвелон» через носовую спасательную камеру осуществлял спасение экипажа ПЛ типа «Агоста» с глубины 100 м. Вместе с LR5 они «спасли» более 100 человек экипажей, участвовавших в учении ПЛ. Английская группа SPAG обеспечивала спасение членов экипажа ПЛ «Готланд» способом свободного всплытия с глубины 30 м. С помощью глубоководного скафандра Newt Suit ПЛ «Коббен» и «Уредд» через спасательные камеры снабжались предметами жизнеобеспечения экипажей. Такую же задачу выполняли водолазы-минеры с французского ТЩИМ «Клио» и норвежского водолазного судна «Драуг».

В ВМС ряда стран ведутся интенсивные поиски новых и совершенствование существующих способов и средств спасения экипажей ТБПЛ. Консультативная группа НАТО по промышленности (NIAGI - NATO Industrial Advisory Group) с привлечением 40 компаний из восьми различных стран провела изучение вопросов спасения экипажей ТБПЛ и пришла к заключению, что потенциальная система спасения не должна зависеть от погодных условий. Необходимо также, чтобы цикл спасения находился в пределах 2-3 часов, а размеры и масса (около 15 т) позволяли перебрасывать ее и соответствующее оборудование на самолете С-130. При транспортировке спасаемые должны находиться под повышенным давлением, а необходимый цикл декомпрессии проводиться на СПС. ГСА должен обеспечивать сцепление со спасательной камерой ТБПЛ, лежащей на грунте с креном и дифферентом 45 - 60 град. В программе создания средств спасения экипажей ПЛ в настоящее время принимают участие ВМС США, Великобритании, Италии, Франции и Норвегии, и предполагается, что к ней присоединятся и другие страны НАТО.

В программе изучаются и оцениваются четыре вида спасательных средств:

- дистанционно управляемый ГСА;

- автономно управляемый ГСА;

- спасательная капсюльная система;

- сферическая система самоспасения.

СПАСЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Рис. 3. Упрощенный чертеж перспективного ГСА, способного одновременно принимать 15 спасаемых с ТБПЛ на глубине около 1 000 м

Специалисты склоняются к выводу, что наиболее приемлемым средством спасения является обитаемый автономный ГСА, который больше всего отвечает тактико-техническим требованиям: масса около 14 т (может транспортироваться самолетом С-130), возможность транспортировки спасаемых под повышенным давлением на другие ПЛ в подводном положении, что упрощает решение проблемы декомпрессии спасаемых (рис. 3). Наличие двух отсеков позволяет отделить пилота ГСА от отсека, принимающего спасаемых и тем самым изолировать его от давления в ТБПЛ и ее атмосферы, которая может быть зараженной. Дистанционно управляемый ГСА при тех же габаритах позволил бы, кроме пилота, разместить на нем также врача и одновременно принимать больше спасаемых. Однако трудности дистанционной стыковки с ТБПЛ, необходимость иметь кабину пункта дистанционного управления, кабели и лебедку, занимающих значительно больше места, чем на автономных обитаемых, потребность трех самолетов С-130 для переброски всей системы делают ДУЛА менее предпочтительными, чем автономно управляемые ГСА. Спасательная капсюльная система, кроме нескольких капсул, требует также использования ДУПА и восьми самолетов С-130, а сферическая система спасения, хотя и решает вопросы давления и декомпрессии, но значительно повышает стоимость строительства новых ПЛ и переоборудования под эту систему существующих. К тому же большие лодки для спасения всего экипажа должны иметь более, чем одну сферу. Для северной Атлантики, с целью обеспечения начала эвакуации экипажа ТБПЛ в течение 72 ч после аварии, консультативная группа НАТО рекомендовала организовать в этом районе пять баз, где постоянно размещались бы средства спасения и откуда они могли быть доставлены в место спасения морем или по воздуху, и дополнительно шесть баз, которые можно было бы использовать для переброски спасательных средств, хранящихся в других пунктах. В удаленных районах эта система баз позволила бы начать эвакуацию экипажей ТБПЛ в течение 96 ч. Кроме того, консультативная группа НАТО рекомендовала также, чтобы на каждой базе спасения были ДУПА и оборудование срочного жизнеобеспечения, позволяющие начать оказание помощи через спасательную камеру ТБПЛ до прибытия ГСА для эвакуации ее экипажа.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации