СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ СРВДСТВ ДОСТАВКИ СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВМС США

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 8/2000, стр. 41-44

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ СРВДСТВ ДОСТАВКИ СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВМС США

Капитан 2ранга С. ПРОКОФЬЕВ

Для доставки водолазов-разведчиков в район боевого предназначения, высадки их на побережье и эвакуации после выполнения задачи командование специальных операций (КСО) военно-морских сил США располагает рядом специфических транспортировочных средств, в том числе подводными индивидуальными и групповыми буксировщиками боевых пловцов (ЛСД), сверхмалыми подводными лодками (СМПЛ) и атомными подводными лодками специального назначения (ПЛА СпН). На вооружении КСО ВМС США в настоящее время находятся ПСД типа Мк9, СМПЛ типа Мк8 и ПЛА СпН «Камехамеха» типа «Бенджамин Франклин». Кроме того, в интересах командования могут использоваться ПЛА типа «Стёрджен» («Л. Мендел Риверс») и «Лос-Анджелес». Помимо основных своих функций, некоторые из этих средств (ПСД и СМПЛ) способны обеспечивать минирование кораблей и судов в местах базирования и на якорных стоянках, гидротехнических сооружений и фарватеров, а также ведение разведки (СМПЛ и ПЛА СпН).

СМПЛ «мокрого» типа Мк8 (рис. 1) производства фирмы «Локхид- Мартин» находятся на вооружении с конца 70-х годов. Всего в составе подразделений специального назначения ВМС имеются 14 аппаратов этого типа. В период с 1995 по 1999 год все они прошли модернизацию с целью продления сроков службы и получили обозначение Мк8 мод. 1. В результате усовершенствования дальность их плавания увеличилась вдвое (до 67 км), а скорость хода- в 1,5 раза (до 17 км/ч). По сообщениям представителей научно-исследовательского центра подводного оружия, на них было установлено более совершенное навигационное и гидроакустическое оборудование, а также несколько увеличен объем отсека для размещения водолазов-разведчиков. Кроме того, существенно снизилась акустическая заметность СМПЛ и упростилось ее обслуживание. Общие затраты на модернизацию подводных аппаратов составили 66 млн долларов. Три модернизированные лодки закупило командование ВМС Великобритании для отряда специального назначения королевской морской пехоты (последняя из них была получена в июне 1999 года).

В рамках специальной программы ASDS (Advanced Swimmer Delivery System) с целью совершенствования средств доставки водолазов-разведчиков объединенное командование специальных операций (ОКСО) ВС США заключило в 1994 году контракт с фирмой «Нортроп - Грумман» на разработку и создание новой СМПЛ «сухого» типа (рис. 2). Преимущества такой лодки по сравнению с аппаратами «мокрого» типа состоят в том, что исключается длительное пребывание водолазов-разведчиков в холодной воде, а также постоянное применение дыхательных аппаратов, а значит, излишнее перенапряжение и возможное переохлаждение еще до начала выполнения боевой задачи (высадки на берег под водой, минирования кораблей и других объектов).

По сообщениям иностранной печати, новая СМПЛ будет иметь следующие тактико-технические характеристики: длина 19,81 м, диаметр 2,43 м, водоизмещение 55 т, мощность главного электродвигателя 55 л. с, скорость хода под водой до 8 уз, глубина погружения свыше45 м, дальность плавания до 125 миль. Экипаж лодки включает двух человек: командира (офицер-подводник) и штурмана (офицер ССОВМС). Она может транспортировать до восьми водолазов-разведчиков в зависимости от выполняемой ими задачи и экипировки.

Выход боевых пловцов из СМПЛ в подводном положении осуществляется из шлюзовой камеры через днищевый люк (в средней части корпуса) диаметром 635 мм, который одновременно служит соединительной шахтой для перехода из СМПЛ в лодку-носитель. В верхней части шлюзовой камеры расположен аварийный люк.

Стальной прочный корпус лодки огорожен прямоугольной конструкцией с округленными кормовым и носовым обтекателями, выполненными из композиционных материалов. Внутри прочного корпуса находятся два симметрично размещенных отсека - управления и транспортный (с цистерной вспомогательного балласта), разделенных сферической шлюзовой камерой. Командир СМПЛ и штурман располагаются в передней части первого отсека за пультом компьютера рабочей станции, которая имеет четыре многофункциональных дисплея и привод управления.

СМПЛ оснащена тремя гидроакустическими станциями (ГАС): одна - в носовой части, а две других - на кормовой поверхности корпуса, а также двумя выдвигающимися мачтами, предназначенными для антенн связи и оптического перископа. Мачты выводятся в вертикальное положение с помощью гидравлического привода.

Главный гребной винт лодки приводится в движение электродвигателем, питание которого осуществляется от 14 ионно-литиевых полимерных аккумуляторных батарей (размещаются в цилиндрическом титановом контейнере размером 0,6 х 1,52 м). Разработчики отказались от серебряно-цинковых аккумуляторов в связи с небольшим сроком их службы (заменяются через 12 -18 месяцев эксплуатации). Ионно-литиевые полимерные аккумуляторы служат в 10 раз дольше (ими планируется оснастить также СМПЛ типа Мк8 и подводные имитаторы целей МкЗО).

Для управления лодкой используются кормовой вертикальный, кормовой и носовой горизонтальные рули. Маневрирование на низкой скорости, а также отвод водного потока на высоких скоростях для снижения сопротивления обеспечивают четыре небольших водометных движителя (по два на борту - в корме и в носу).

К месту выполнения задачи СМПЛ доставляются специально оборудованными атомными подводными лодками (ПЛА типа «Б. Франклин», «Стёрджен» или «Лос-Анджелес») и надводными кораблями. Они могут также транспортироваться по воздуху самолетами С-5 и С-17.

В целом, по оценке американских специалистов, новая СМПЛ по своим возможностям многократно превосходит предыдущую - типа Мк8. Но и эти лодки останутся на вооружении и будут использоваться преимущественно при выполнении непродолжительных по времени задач небольшой по составу разведывательно-диверсионной группой, а также в районах, где применение более крупной и тяжелой лодки типа ASDS нецелесообразно.

Объединенное командование специальных операций ВС США считает создание и поступление на вооружение новых СМПЛ одной из приоритетных задач программы развития транспортировочных средств ССО. Завершение постройки головного образца ожидалось в августе 1997 года, а с 1998 финансового года планировалось приступить к закупкам серийных СМПЛ. Всего предполагалось приобрести шесть таких лодок (по одной в год). Однако трудности, с которыми столкнулись ее разработчики и строители, внесли коррективы в планы ОКСО как по срокам (они были перенесены на июнь-июль 1999-го), так и по стоимости контракта. Расходы на проектирование и постройку головной лодки возросли с 69,8 млн долларов на момент его подписания в сентябре 1994 года с корпорацией «Нор-троп - Грумман» до 169,6 млн, а средняя стоимость серийной СМПЛ, составлявшая ранее 30-35 млн, - до 58,8 млн.

По заявлению представителей центра НИОКР и закупок ОКСО ВС США, при строительстве головной лодки разработчики столкнулись с тремя основными проблемами.

Во-первых, не было учтено требование обеспечения необходимой прочности корпуса (класса «Grade А»). Так как СМПЛ при транспортировке располагается на верхней палубе ПЛА, то по прочности она должна соответствовать тем же стандартам, что и носитель. Внесение соответствующих изменений в проект (в частности, установка балластных цистерн внутри прочного корпуса СМПЛ) повлекло за собой увеличение длины и массы лодки.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ СРВДСТВ ДОСТАВКИ СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВМС США

Рис. 1. Сверхмалая подводная лодка типа Мк8

Во-вторых, преимущественное использование готового коммерческого оборудования для оснащения СМПЛ привело к задержкам и срывам в текущем графике работ, так как заказанные фирмам изделия, например двигатели для насосов и электрические панели, поступали зачастую с допусками, не соответствующими указанным в каталогах.

В-третьих, субподрядчики не смогли разработать необходимую систему жизнеобеспечения, которая бы контролировала состав воздуха в отсеках СМПЛ и производила его автоматическую очистку, подавая кислород и удаляя двуокись углерода. Корпорация «Нортроп - Грумман» была вынуждена взять проект на доработку, что также явилось причиной значительной задержки его реализации.

В результате удорожания проекта ASDS выделенных ОКСО финансовых средств, по оценке экспертов, хватит для приобретения (к 2004 году) лишь трех (кроме головной) лодок. От закупки пятой и шестой, как они полагают, придется пока отказаться.

В августе 1999 года начались ходовые испытания головной СМПЛ. По окончании испытаний она войдет в состав отряда специальных транспортировочных средств ССО Тихоокеанского флота и будет базироваться в ВМБ Перл-Харбор (штат Гавайи). К постройке второй лодки по программе ASDS планировалось приступить в 2000 финансовом году. Она будет базироваться в ВМБ Литл-Крик (Норфолк, штат Вирджиния).

Для транспортировки СМПЛ под водой в район выполнения задачи, как указывалось выше, используются специально оборудованные ПЛА. Подводная лодка «Камехамеха» (SSN-642) типа «Б. Франклин» может перевозить по одной СМПЛ типа Мк8 в двух док-камерах (DDS - Dry Deck Shelter), установленных на верхней палубе ПЛА за ограждением выдвижных устройств. DDS на ПЛА «Л. Мендел Риверс» (SSN-686) типа «Стёрджен» размещается временно, непосредственно перед выполнением задачи по обеспечению действий ССО, на это вместе с загрузкой СМПЛ типа Мк8 требуется около 12 ч. Срок службы действующих ПЛА СпН заканчивается, и командование ВМС планирует к 2001 году вывести их из боевого состава. Вместо них будут использоваться ПЛА типа «Лос-Анджелес», переоборудованные для транспортировки одной док-камеры или СМПЛ типа ASDS.

Вместо СМПЛ в док-камеры всех ПЛА СпН могут загружаться до четырех резиновых надувных лодок типа CRRC (в сложенном виде, приводятся в рабочее состояние после всплытия на поверхность), каждая из которых способна транспортировать до девяти разведчиков-диверсантов. Таким образом, одна ПЛА СпН (в зависимости от ее типа и варианта загрузки) может обеспечить высадку в подводном положении от 36 до 72 водолазов-разведчиков.

СМПЛ типа ASDS будет устанавливаться на верхней палубе ПЛА СпН вместо док-камеры и крепиться специальными фиксирующими пилонами, которые позволят ей самостоятельно отшвартовываться от ПЛ-носителя и пришвартовываться после выполнения задачи. С целью отработки механизмов крепления новой СМПЛ и способов действий экипажа при выполнении швартовки под водой в 1997 году была переоборудована ПЛА

«Гринвилл» (SSN-772), а в 1999-м - «Шарлот» (SSN-766) типа «Лос-Анджелес». Еще две лодки того же типа (SSN-762 и -768) должны быть переоборудованы аналогичным образом в 2001 и 2003 годах соответственно. Обеспечивать действия ССО ВМС будет способна и последняя в серии из трех строящихся ПЛА типа «Сивулф» - «Джимми Картер» (SSN-23), которая должна войти в строй в декабре 2001 года. За счет переоборудования торпедного отсека она сможет перевозить до 50 разведчиков-диверсантов, а также транспортировать одну СМПЛ.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ СРВДСТВ ДОСТАВКИ СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВМС США

Рис. 2. Сверхмалая подводная лодка проекта ASDS

Примерно такими же возможностями будет обладать создаваемая по программе NS SN новая ПЛА типа «Вирджиния», конструкция корпуса которой позволит размещать в торпедном отсеке 40 боевых пловцов. На ней позади ограждения выдвижных устройств будет вмонтирована шлюзовая камера, через которую могут осуществлять высадку в подводном положении до девяти водолазов-разведчиков одновременно. Над крышкой люка шлюзовой камеры может быть установлена одна DDS или СМПЛ типа ASDS. По сообщениям иностранной прессы, по крайней мере шесть первых ПЛА данного типа будут оборудованы для транспортировки СМПЛ. Предполагается, что головная лодка войдет в строй в 2004 году. Таким образом, к этому времени КСО ВМС рассчитывает иметь в составе Атлантического и Тихоокеанского флотов хотя бы по три носителя сверхмалых подводных лодок.

В соответствии с очередной программой, которую намерено осуществить ОКСО ВС США в целях совершенствования средств доставки сил специальных операций для повышения их боевых возможностей, намечается переоборудовать первые четыре ПЛАРБ типа «Огайо» (должны быть выведены из боевого состава флота в соответствии с договором ОСВ-2) в ПЛА СпН. На период 2000 - 2006 годов предусматривается выделить на эти цели пока только 159 млн долларов (стоимость переоборудования одной ПЛАРБ без вырезки ракетного отсека составит 500 млн). Такая лодка будет способна транспортировать две СМПЛ типа ASDS или док-камеры и до 102 водолазов-разведчиков. Вместо баллистических ракет она может быть вооружена крылатыми ракетами (до 154 единиц). Первые две ПЛАРБ планируется вывести из состава ВМС в 2002 году и еще две - в 2003 -м. Предполагается, что после переоборудования они останутся в строю до 2023 - 2026 годов.

В октябре 1999 года центр НИОКР и закупок ОКСО вооруженных сил США сообщил о своем намерении приступить к созданию нового индивидуального буксировщика для водолазов-разведчиков (STD - Swimmer Transport Device) и опубликовал перечень из 32 технических требований, которые должны учитываться при его разработке. Предусматривается, что буксировщик (общей массой в снаряженном состоянии около 68 кг) будет способен транспортировать одного водолаза с грузом (до 35 кг) со скоростью 2 уз на дальность не менее 5 миль на глубинах до 18 м (максимальная глубина погружения 36м). Габаритные характеристики аппарата должны обеспечивать возможность выхода водолазов-разведчиков с STD через шлюзовую камеру СМПЛ типа ASDS, а также размещение его внутри прочного корпуса лодки (как вариант - в разобранном виде). После проведения конкурса на разработку и создание нового ПСД ОКСО ВС США планирует приобрести не менее 28 таких индивидуальных буксировщиков.

Таким образом, объединенное командование специальных операций ВС США уделяет постоянное внимание совершенствованию и развитию средств доставки подразделений специального назначения ВМС к месту выполнения задачи, и в частности подводных, которые, по мнению американских специалистов, обеспечивают при этом наиболее высокий уровень скрытности.

Подробнее о ПСД, СМПЛ И ПЛА СпН см.: Зарубежное военное обозрение - № 10. - 1998. - С.38 - 46.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации