РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ ЗАКУПОК В НЕКОТОРЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2000, стр. 12-14

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ ЗАКУПОК В НЕКОТОРЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ

Полковник В. ГАВРИЛОВ,

кандидат психологических наук

В последние годы в ряде ведущих западных стран принимаются меры по подготовке к проведению крупномасштабной реформы военной промышленности и системы закупок вооружения и военной техники (В и ВТ). Это вызвано сокращением военных бюджетов, необходимостью сочетания обслуживания и модернизации имеющихся В и ВТ с производством новых, перспективных образцов, а также развитием военно-промышленного комплекса.

По мнению зарубежных экспертов, в современных условиях резко возрастает значение более рационального расходования средств, выделяемых на закупку вооружения и военной техники. Так, специалисты министерства обороны Великобритании полагают, что сокращение военного бюджета необходимо осуществлять в основном за счет экономии этих средств. Программа реорганизации системы закупки В и ВТ, получившая название «Разумной инициативы в области закупок» (Smart Procurement Initiative), по оценкам английских экспертов, позволит стране сэкономить 3,26 млрд долларов в течение десяти лет.

Предлагаемая реформа имеет целью снизить риск осуществления нерациональных закупок за счет более полной их оценки на ранних стадиях, а также упрощения процедуры оформления заказов путем уменьшения числа необходимых согласований. Как отмечалось в специальном докладе министерства обороны Великобритании (1998), «поскольку речь идет о крупных денежных средствах, то представляется правильным подвергать проекты закупок регулярной ревизии. В то же время в результате этого осуществление закупочных программ замедляется. В будущем предусматривается согласовывать проекты только дважды: при подаче заявки и перед выделением основных средств на закупку».

Указанные изменения связаны со смещением акцентов при формулировании необходимых требований. Предлагается реализовать концепцию «закупок по нарастающей», или «многоуровневого подхода», в соответствии с которой в качестве исходного пункта определяются минимальный требуемый уровень ТТХ боевой техники и возможности ее модернизации. По расчетам западных экспертов, это должно привести к сокращению периода закупочного цикла и снижению риска принятия ошибочного решения.

В качестве другого важного новшества в организации закупок предлагается создать объединенные проектные группы с целью упрощения процесса согласований. В них должны войти представители заказчика (видов вооруженных сил), подрядчика и контролирующей государственной структуры, а также эксперты в области материально-технического обеспечения, по промышленным технологиям и финансам с тем, чтобы при оценке программ и реализации закупок учитывались затраты в течение всего срока службы В и ВТ.

В ходе специального семинара, посвященного перспективам «Разумной инициативы в области закупок», высказывались сомнения относительно целесообразности присутствия представителей промышленности на начальных стадиях закупочного цикла и, в частности, подверглась критике способность конкурирующих компаний эффективно работать совместно. Более того, по мнению некоторых экспертов, в борьбе за получение заказа конкуренты будут стремиться влиять на проекта таким образом, чтобы извлечь определенную выгоду для себя. Косвенно эти и другие потенциальные трудности, связанные с едиными группами, признал и представитель министерства обороны, указав, что «многое зависит от должности руководителя группы и его полномочий как в группе, так и в отношении заказчика и подрядчика». В связи с этим предполагается, что в перспективе руководители главных проектных групп будут отбираться на конкурсной основе, причем не обязательно из числа представителей МО, и исполнять свои обязанности в течение четырех - пяти лет. Планируется «существующий процесс согласований с различными комитетами изменить, причем руководители групп и заказчики получат возможность принимать большинство решений. В то же время они будут непосредственно отвечать за их последствия». Главным критерием при подборе руководителей групп должны стать профессиональная компетентность, а также такие качества, как умение руководить коллективом, коммуникабельность.

В докладе национального финансово-контрольного управления Великобритании, посвященном основным программам закупок, указываются несколько причин, которые, как показал опыт, приводили к завышению стоимости военной продукции, а также к затягиванию сроков ее разработки и производства. При этом высказывается опасение, что их полное устранение будет не под силу ни одной из проектных групп. По мнению экспертов управления, главным фактором, вызывавшим повышение стоимости В и ВТ, были темпы инфляции на военную продукцию (колебания цен): они всегда были выше, чем определяемые министерством финансов (коэффициент поправки к ВВП, используемый в проектных оценках стоимости закупаемых образцов). В связи с этим министерство обороны предлагает ввести твердые цены, не подверженные колебаниям, для контрактов на срок до пяти лет.

Существенные изменения стоимости продукции военного назначения, а также сроков ее разработки и производства могут возникать и при реализации совместных международных проектов, особенно в тех случаях, когда национальные приоритеты приносятся в жертву интересам политики. Несмотря на это, число совместных программ, по прогнозам западных специалистов, будет увеличиваться. В журнале «Превью» (орган управления по закупкам МО Великобритании), например, отмечалось: «Важность международного сотрудничества возрастает в связи с необходимостью разработки новейших видов В и ВТ, что обещает ощутимые военные, экономические и промышленные выгоды. Великобритания остается полностью приверженной целям Организации сотрудничества в области совместных разработок вооружений».

В США также обеспокоены необходимостью снижения затрат на производство и приобретение военной техники. По мнению начальника управления по закупкам МО Жака Генслера, для финансирования закупок современных систем вооружения Пентагону необходимо осуществить переход к системе закупок на основе твердых цен путем активного привлечения как военных, так и гражданских отраслей промышленности при постепенном их слиянии. В качестве одного из примеров нового подхода рассматривается программа разработки унифицированной ракеты JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile) класса «воздух - поверхность». По заявлениям разработчиков этой программы из корпорации «Локхид -Мартин», удалось более чем наполовину сократить стоимость ракеты, которая первоначально оценивалась в 700 тыс. долларов. Такого результата удалось достичь благодаря предоставленной подрядчику возможности маневрировать выделенными средствами и вносить изменения в комплектующие, но без ущерба для заданных характеристик изделия.

Серьезную обеспокоенность у иностранных экспертов вызывают значительные затраты на обслуживание вооружения и военной техники, уже выслуживших установленные сроки. Так, по сообщениям печати, министерство обороны США вынуждено расходовать на эти цели десятки миллиардов долларов ежегодно. Специалисты отмечают, в частности, что средний срок эксплуатации боевых самолетов ВВС США в настоящее время составляет 20 лет, и если основные тенденции в производстве авиационной техники не подвергнутся пересмотру, то, по прогнозу президента корпорации «Локхид -Мартин» Нормана Огастина, в 2054 году из военного бюджета США можно будет выделить деньги на закупку только одной новой машины. По мнению американских экспертов, необходимость применения военной силы в интересах «миротворчества» и для решения других международных проблем может еще более ускорить износ и старение В и ВТ.

Одним из вариантов решения данной проблемы может стать целевое выделение средств для повышения надежности имеющейся в войсках техники. Такие специальные фонды призваны сократить будущие затраты на обслуживание, повысить боеготовность и содействовать модернизации существующих и приобретению новейших вооружений. Как утверждают представители Пентагона, без создания подобных резервных средств придется отменить некоторые из уже принятых программ закупок (в настоящее время в видах вооруженных сил осуществляется предварительная проработка списков наименее приоритетных программ). В то же время критики данного решения указывают в печати, что министерство обороны США продолжает тратить 65 - 70 проц. своего бюджета на поддержание на требуемом уровне военной инфраструктуры, а не непосредственно В и ВТ, состоящих на вооружении боевых частей.

Кроме долгосрочной тенденции роста себестоимости военной продукции, иностранные эксперты выделяют также среднесрочную и краткосрочную тенденции, оказывающие значительное влияние на развитие военной промышленности. Среднесрочная связана, в частности, с совершенствованием полупроводниковых интегральных схем. По оценкам специалистов, каждые 18 месяцев емкость полупроводниковых запоминающих устройств увеличивается почти вдвое и каждые 13 месяцев примерно наполовину уменьшается стоимость хранения информации. Однако при этом доля затрат на электронные комплектующие В и ВТ в военных бюджетах развитых стран мира достигает почти 40 проц. Если добиться удвоения мощности промышленных компьютеров каждые 18 месяцев, то это, по мнению специалистов Пентагона, позволит сократить на 50 проц. сроки закупок, которые в последние годы составляли 11-13 лет.

Для краткосрочной тенденции характерна следующая взаимосвязь: если военный бюджет увеличивается или уменьшается на1 проц., то средства на закупку В и ВТ изменяются при этом соответственно на 2 проц. В условиях происходящего в мире процесса сокращения военных бюджетов и, как следствие, средств на приобретение вооружений одним из способов смягчения неблагоприятных для ВПК тенденций является сокращение численности ВС с сохранением на их вооружении имеющейся техники, но прошедшей модернизацию.

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ ЗАКУПОК В НЕКОТОРЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ

Современный микрочип легко проходит через ушко иголки

Решение последней проблемы предполагает, в частности, выработку новой стратегии, состоящей в объединении компаний и закрытии «ненужных» предприятий с тем, чтобы обеспечить выделение средств на ведение НИОКР и поддерживать компании, активно использующие передовые технологии. В США началом процесса консолидации компаний по производству вооружений принято считать 1993 год, когда министр обороны Л. Эспин обрисовал представителям крупнейших корпораций ВПК возможную перспективу, согласно которой лишь несколько военных подрядчиков будут делить между собой значительно сокращенный военный бюджет Пентагона. Согласно докладу Центрального финансово-контрольного управления, подготовленному в ноябре 1998 года, слияния в области военной промышленности позволили министерству обороны сэкономить за период с 1994 года более 3 млрд долларов (только образование супергиганта «Локхид - Мартин» дало возможность сократить расходы на 1,36 млрд долларов, в том числе за счет реструктуризации и снижения управленческих затрат).

Другими путями реформирования системы закупок В и ВТ, по мнению иностранных специалистов, являются более тщательная отработка опытных образцов и моделей, технологических концепций, развитие методик исследований, аппаратных средств и программного обеспечения.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации