РАДИОСВЯЗНЫЕ БУИ ВМС ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 11/2000, стр. 46-50

РАДИОСВЯЗНЫЕ БУИ ВМС ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Капитан 1 ранга А. ФОРСКИЙ,

кандидат технических наук

Командования ВМС ведущих стран мира уделяют большое внимание совершенствованию систем управления и связи с подводными силами, считая, что они во многом предопределяют успех боевых действий на море. Существующие системы управления и связи с подводными лодками включают несколько подсистем и основываются на широко разветвленной структуре береговых, спутниковых, авиационных, корабельных и лодочных технических средств связи, работающих в диапазонах радиочастот от десятков герц до сотен мегагерц. Их большое количество объясняется особенностями распространения и приема электромагнитных волн различных диапазонов под водой, удалением приемника от передатчика, глубиной нахождения ПЛ и скоростью ее перемещения, а также рядом других факторов. Ограничения, накладываемые особенностями распространения электромагнитных волн под водой, жестко регламентированными возможностями размещения на подводной лодке приемопередающей аппаратуры и антенно-фидерных устройств, обусловливают специфику создания связных средств, устанавливаемых на них. При этом, в процессе разработки и установки средств связи должны учитываться и тактические требования к подводной лодке, и прежде всего такое, как обеспечение скрытности и минимальное ограничение маневренных возможностей (скорость хода и рабочая глубина погружения). В наибольшей степени этим требованиям, по мнению зарубежных военно-морских экспертов, соответствуют сейчас радиосвязные буи (РСБ), обеспечивающие подводным лодкам максимальную степень свободы маневра и скрытность при осуществлении связи.

В настоящее время радиосвязные буи, которые разрабатываются только в США и Великобритании, рассматриваются военно-морскими командованиями как важный элемент систем управления и связи с подводными силами. Согласно справочным данным, опубликованным в открытой зарубежной военной печати, на вооружении ВМС этих стран находятся РСБ различных классов и типов, выполняющие в основном задачи обеспечения деятельности атомных многоцелевых подводных лодок (ПЛА) как в условиях автономного плавания, так и при действии в составе разнородных сил флота. Радиосвязные буи входят также в состав штатного связного оборудования атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), однако их использование при нахождении лодок в районах патрулирования допускается только в случае возникновения нештатных ситуаций, грозящих потерей связи и срывом выполнения боевой задачи.

Радиосвязные буи, в зависимости от носителя, делятся на два вида: лодочные и авиационные. В отдельных случаях носителями авиационных радиобуев могут быть надводные корабли. В то же время РСБ условно подразделяются на два класса: обеспечивающие одностороннюю связь «ПЛА - надводный адресат» («надводный адресат - ПЛА») и двухстороннюю - «ПЛА - надводный адресат -ПЛА». Кроме того, РСБ можно подразделить на буи, используемые в спутниковой подсистеме связи с подводными лодками для передачи сообщений на пункт управления (ПУ) через ИСЗ связи, и буи, применяемые в подсистеме связи с задействованием самолетов (надводных кораблей).

Впервые РСБ начали применяться в ВМС Соединенных Штатов. В настоящее время американские разработчики являются лидерами в создании подсистем связи с ПЛ, в которых используются радиобуи.

Наиболее распространенной в военно-морских силах США является подсистема связи с использованием РСБ через самолет (корабль). Она действует с конца 70-х годов. Первоначально штатное связное оборудование ПЛАРБ и ПЛА включало аварийные сигнальные буи, предназначенные для передачи сигналов об оказании помощи подводной лодке и спасении экипажа. В настоящее время в состав подсистемы входят лодочные радиобуи и авиационные связные радиогидроакустические буи (РГАБ).

Лодочные РСБ используются при нахождении ПЛА на рабочей глубине погружения и предназначаются для одно- или двухсторонней связи с надводными абонентами. Как правило, содержанием сеансов связи в звене «ПЛА - ПУ» являются доклады об обнаружении противника, возникновении нештатных ситуаций, запросы на выполнение каких-либо действий, не предусмотренных заданием и т. д., в звене «ПУ - ПЛА» - команды по оперативному перенацеливанию ПЛА в связи с поступившим от нее докладом, сообщения о резких изменениях оперативно-тактической обстановки и другие. По мнению американских специалистов, использование лодочных РСБ значительно сокращает время первого донесения об установлении контакта с противником и последующих донесений об изменениях в обстановке, а также об атаке противника и ее результатах.

Авиационные РСБ обычно выставляются самолетами (вертолетами), а в некоторых случаях - с надводных кораблей. Они предназначены для передачи на ПЛА условных сигналов (в основном оперативных команд), а также для ретрансляции сигналов с нее на борт воздушного (надводного) носителя, которые содержат информацию о получении команд, результатах выполнения задач, уточняющие запросы и т. п.

РАДИОСВЯЗНЫЕ БУИ ВМС ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Рис. 1. Внешний вид радиосвязного автономного

буя спутниковой связи одноразового действия

AN/BRT-6

Большинство используемых в настоящее время на подводных лодках РСБ созданы в 80-х - начале 90-х годов. Наибольшее распространение получили буи типа AN/BRT-6 (рис. 1)и AN/BRC-6.

Автономный радиобуй одноразового действия AN/BRT-6 (масса 4,3 кг, размеры 1 031 х 76 мм) разработан американской фирмой «Хазелтайн» для передачи сообщений через спутниковую систему связи в звене «подводная лодка - надводный адресат». Он состоит из передатчика, антенной системы, блока управления, устройств стабилизации на поверхности и затопления, а также из блока питания. Буй задействуется через имеющиеся на ПЛ пусковые установки (ПУ) для выпуска батитермографов и средств гидроакустического противодействия. Выпущенный с борта ПЛА, он всплывает автономно на поверхность и по истечении запрограммированного времени задержки (от 5 мин до 8 ч) или сразу начинает передачу заранее записанных сообщений в УКВ диапазоне на отведенных для работы РГАБ частотах (имеется 1 000 фиксированных частот). Эффективная мощность излучения 25 и 100 Вт. Максимальный объем информации 1 100 знаков. Скорость передачи сообщения 75-9 600 бит/с. Цикл передачи от 1 до 15 повторений.

Постановка РСБ может производиться с рабочих глубин нахождения подводной лодки при скорости хода до 10 уз и волнении моря до 5 баллов. По окончании цикла передачи радиобуй остается на поверхности в течение запрограммированного периода времени (от нескольких десятков минут до нескольких часов), а затем затопляется при помощи встроенного механизма самоликвидации. В общей сложности в ВМС США было поставлено более 4 500 буев данного типа.

Английский буй типа ЕСВ 680 (1) (рис. 2) производства фирмы «Маркони» имеет предназначение и конструкцию, аналогичные американскому, но используется для связи с самолетом. Различия касаются также отдельных тактико-технических характеристик и габаритов (при массе 4,3 кг размеры РСБ 558 х 100 мм). В частности, эффективная мощность излучения составляет 1 Вт, а число фиксированных частот - 5 600. Постановка буя осуществляется с рабочих глубин при скорости хода до 15 уз. Обычно он самозатопляется через 20 мин после окончания передачи. Однако предусмотрено, что в экстренных случаях РСБ будет передавать на фиксированной частоте заранее подготовленное стандартное сообщение, а также в одном из радиоканалов с непрерывным повторением в течение 8 ч данные о сложившейся обстановке.

В отличие от РСБ односторонней связи, радиобуй двухсторонней связи AN/BRC-6 после выпуска из пусковой установки разделяется на две части. Одна из них, содержащая бобину с телекоммуникационным проводом диаметром несколько миллиметров, находится под водой и связана с подводной лодкой 12-м кабель-тросом (т. е. буксируется), другая (конструкция с положительной плавучестью в виде поплавка), соединенная с первой тонким телекоммуникационным проводом, всплывает на поверхность и обеспечивает активизацию аккумуляторной батареи питания и развертывание приемопередающей антенны. Продолжительность работы батареи 45 мин, однако на практике время работы буя определяется длиной провода, соединяющего две его части (суммарная длина провода на двух вьюшках около 3 000 м), и скоростью хода ПЛА (при скорости хода 4 уз - 20 мин, при скорости 10 уз - 8 мин). В данном случае осуществляется

двухсторонняя связь (в режиме телефонии или передачи данных) в реальном масштабе времени между ПЛА и барражирующим в районе самолетом.

К авиационным связным радиобуям, находящимся на вооружении самолетов ВМС США, относятся РГАБ AN/SSQ-71 (для двухсторонней связи) и AN/SSQ-86 (для односторонней), а также устройство для передачи условных сигналов на ПЛА - SUS Mk84.

Авиационные РСБ представляют собой активно-пассивные радиоретрансляторы, выполненные в корпусе радиогидроакустического буя размера А (длина 914,4 мм, калибр 123,8 мм). На радиобуе AN/SSQ-71 после сбрасывания с самолета и приводнения на парашюте в районе нахождения ПЛ, развертываются радиосвязная антенна и гидрофонная часть. С борта самолета на него передаются по радиоканалу данные на одной из трех заранее настроенных частот в УКВ диапазоне. Аппаратура буя преобразует поступающий радиосигнал, а затем ретранслирует его посредством гидрофонной решетки на борт ПЛА, которая принимает его с помощью станции звукоподводной связи (типа AN/WQC-2A). Возможно осуществление обратной связи, когда сигналы от станции звукоподводной связи принимаются гидрофонами буя и ретранслируются на борт самолета по радиоканалу.

Буй AN/SSQ-86 используется по тому же принципу, что и AN/SSQ-71, но обеспечивает связь с ПЛА не только с самолетов (вертолетов), но и надводных кораблей. При этом сообщение формируется, как правило, на борту надводного носителя, но может в случае необходимости передаваться по радиоканалу на одной из фиксированных радиочастот. Дальность передачи сообщений с РСБ на ПЛА в зависимости от гидрологии моря составляет 30 - 60 миль.

К основным достоинствам подсистемы связи с использованием РСБ через самолет, по оценке американских военно-морских специалистов, относятся возможность обеспечения двухсторонней связи с подводной лодкой в погруженном состоянии, относительно низкая стоимость радиобуев и достаточно высокая мобильность развертывания их в районах предназначения.

Тактико-технические характеристики буев, используемых для связи с ПЛ, показаны в таблице.

РАДИОСВЯЗНЫЕ БУИ ВМС ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

РАДИОСВЯЗНЫЕ БУИ ВМС ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Рис. 2. Радиосвязной автономный буй одноразового действия ЕСВ 680 (1):

внешний вид РСБ с бортовым устройством ввода информации (слева);

РСБ в рабочем состоянии (справа)


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации