ПОДГОТОВКА ЛЕТНЫХ КАДРОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ФРАНЦИИ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 7/2000, стр. 30-34

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

ПОДГОТОВКА ЛЕТНЫХ КАДРОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ФРАНЦИИ

Подполковник В. ВЛАДИМИРСКИЙ

Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2000. - № 6. - С. 26 - 32.

Базовая летная подготовка штурманского состава проводится в 316-й школе (г. Тулуза). В ней ежегодно готовится до 30 штурманов (летчиков-операторов), в том числе слушатели, прошедшие отбор для обучения по этим специальностям сразу по завершению начальной базовой подготовки в г. Салонде-Прованс, а также показавшие низкие результаты в освоении техники пилотирования на различных этапах обучения в 315, 314 или 319-й летной школе, но при этом проявившие желание продолжить летное обучение по специальности штурман или летчик-оператор (рис. 1).

Как и в других школах специализации летного состава, программа обучения в 316-й школе начинается с курса теоретической подготовки. Через шесть недель после начала теоретических занятий слушатели также приступают к освоению отдельных элементов летной подготовки на учебных четырехместных турбореактивных самолетах MS-760 «Париж» и турбовинтовых N-262 AEN «Фрегат». На последних они отрабатывают самолетовождение при выполнении маршрутных полетов на средних и больших высотах с использованием радиотехнического, радиолокационного и астронавигационного оборудования, а на MS-760 - ведение визуальной ориентировки при выполнении полетов на малых и предельно-малых высотах. После 25 недель обучения, в зависимости от достигнутых результатов в летной подготовке, аттестационная комиссия принимает решение о целесообразности дальнейшего обучения слушателей в качестве летчика-оператора боевой авиации или штурмана вспомогательной авиации. Первым предоставляется возможность прохождения дополнительной летной подготовки на самолетах MS-760, после чего они направляются в 3 14-ю летную школу, где совместно со слушателями-летчиками осваивают программу выполнения маршрутных полетов на самолетах «Альфа Джет» и получают свидетельство о прохождении летной подготовки II степени. Штурманы вспомогательной авиации получают такой документ после завершения специального дополнительного курса теоретической и летной подготовки в г. Тулуза. Дальнейшую начальную летно-тактическую подготовку они проходят совместно с выпускниками 319-й летной школы в 340-м центре подготовки экипажей транспортной авиации.

После завершения всего курса подготовки выпускники имеют налет от 240 до 300 ч (в зависимости от рода авиации) и приобретают достаточный опыт в пилотировании самолетов (вертолетов), а также устойчивые навыки в выполнении маршрутных полетов и применении авиационных средств поражения.

Основная летно-тактическая подготовка начинается с момента прибытия выпускников летных школ в боевые авиационные подразделения. Программы ее проведения имеют различную продолжительность и количество этапов в зависимости от типов самолетов, находящихся на вооружении данного авиационного подразделения.

Для молодых летчиков тактической истребительной, истребительной ПВО и разведывательной авиации программа летно-тактической подготовки включает три этапа. Общая их продолжительность 3-3,5 года и налет до 600 ч на учебно-боевых и боевых самолетах (см. таблицу).

Первый этап начинается с освоения одного из типов боевого реактивного истребителя: «Мираж-2000», «Мираж-F.l» или «Ягуар», а заканчивается получением квалификации «штатный боевой летчик эскадрильи».

Пилоты истребителей ПВО «Мираж-20001Ш1/1Ш¥» и тактических истребителей «Мираж-2000ШЭ» проходят подготовку во 2/5 учбаэ «Иль-де-Франс». На учебно-боевых самолетах «Мираж-2000В» они осваивают технику пилотирования и тактику боевого применения этих машин. Летчики истребителей ПВО в течение девяти месяцев выполняют до 120 тренировочных полетов, а летчики тактических истребителей в течение пяти месяцев - свыше 80. Первые 30 вылетов они совершают с летчиком-инструктором. Обучающиеся чередуют свою подготовку во 2/5 учбаэ с отработкой отдельных элементов в своих эскадрильях. Так, в боевых авиационных подразделениях они приобретают навыки использования бортового радиолокационного оборудования и применения управляемых ракет класса «воздух - воздух», а также выполнения дозаправки в воздухе. При этом практическими навыками применения бортового вооружения пилоты овладевают в течение трех недель на 126-й авиационной базе в районе г. Соленцар. Летчики тактических истребителей в тот же период изучают особенности использования бортового оборудования «Мираж-200(М/О» в 339-м центре тактической подготовки (г. Сан-Совер).

ПОДГОТОВКА ЛЕТНЫХ КАДРОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ФРАНЦИИ

Пилоты истребителей ПВО «Мираж-F.1C/CT», а также тактических разведчиков «Мираж-F.ICR» осваивают технику пилотирования и особенности боевого применения новых для них машин на учебно-боевых «Мираж-F.IB» из состава 3/33 иаэ «Лорен». Особенности бортового оборудования самолетов они изучают в 339-м центре или в своих подразделениях. В аналогичном порядке проходят подготовку летчики тактических истребителей «Ягуар-А», но для их подготовки используются учебно-боевые самолеты «Ягуар-Е» из состава 2/7 учбаэ «Аргонь».

339-му центру тактической подготовки принадлежит ведущая роль в обучении выпускников летных школ. Основными задачами центра являются:

- подготовка молодых летчиков к самостоятельным полетам в сложных метеорологических условиях и на предельно-малых высотах на самолетах типа «Мираж-200(М/О», «Мираж-F.1CR» и «Ягуар», находящихся на вооружении авиационных эскадрилий;

- подготовка пилотов и летчиков-операторов (штурманов), а также сплачивание экипажей самолетов-носителей ядерного оружия;

- осуществление доподготовки и периодического контроля за летной подготовкой личного состава авиационных эскадрилий, оценка их функциональной пригодности к дальнейшему использованию на летной работе.

В составе учебного центра насчитывается около 90 человек личного состава, в том числе 15 летчиков-инструкторов и четыре штурмана. Центр оснащен специальной тренажерной техникой и имеет десять учебных самолетов, в том числе пять «Фалкон-20» и пять «Ягуар-Е».

Самолеты «Фалкон-20» отличаются друг от друга устройством рабочего места правого пилота. На двух «Фалкон-20SNA» места правого летчика укомплектованы аппаратурой управления, аналогичной той, которая устанавливается в кабинах боевых самолетов «Мираж-2000 N/D». На одном самолете «Фалкон-20SNR» место правого пилота оборудовано аналогично кабине самолета-разведчика «Мираж-F.1CR». На двух остальных «Фалкон-20SNR» на месте правого летчика размещена аппаратура управления самолета «Мираж-2000М». Кроме того, в задней части кабин оборудованы штурманские места такие же, как и на «Мираж-2000 N/D».

В учебном центре разработан двухнедельный курс подготовки пилотов «Мираж-2000 N/D», в течение которого они выполняют шесть учебных задач на самолетах «Фалкон-20N/SNA». После прохождения данного курса подготовки пилоты допускаются к самостоятельному полету в составе экипажа самолета.

Обучение пилотов самолетов-разведчиков «Мираж-F.1CR» осуществляется по специально разработанной для этого методике. Как правило, полетное задание, рассчитанное на 1 ч полета, включает выполнение на самолете «Фалкон-20SNR» под контролем инструктора аэрофотосъемки заданных объектов с точным указанием их координат.

Учебно-боевые самолеты «Ягуар-Е» центра также применяются для подготовки летного состава к пилотированию боевых самолетов на больших скоростях на малых высотах.

Курс подготовки боевого летчика в качестве ведущего пары рассчитан на 12 -14 месяцев с максимальным налетом на боевом самолете до 200 ч.

Предусматривается обязательное участие летного состава в летно-тактических учениях и ежегодных учениях-соревнованиях авиации стран НАТО, проводимых до 6 раз в год по программе «Тактики лидершип прогрэм». Большое внимание уделяется освоению аэродромной сети Франции и сопредельных стран. Одновременно с летной подготовкой летчик во время второго этапа продолжает готовиться к теоретическому экзамену, после сдачи которого он допускается к комплексной летной проверке, включающей: выполнение задачи по перехвату воздушных целей (ВЦ) в качестве ведущего пары; самолетовождение одиночного самолета на предельно-малых высотах с огибанием рельефа местности (до 30 м); руководство полетами. Летчики, успешно сдавшие все экзамены, назначаются на должность заместителя командира звена.

Продолжительность курса подготовки командира звена около 14 месяцев, максимальный налет за это время более 200 ч. В этот период летчик совершенствует и закрепляет навыки и умения. Основное внимание уделяется отработке способов выполнения задач в интересах непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, а также по перехвату ВЦ и повышению инструкторского мастерства.

В процессе обучения командир звена обязан выполнить с хорошими результатами определенное количество типовых задач и подготовиться к теоретическому экзамену, идентичному тому, какой сдают пилоты гражданской авиации на получение квалификации «летчик 1 класса». Выдержавшие этот экзамен допускаются к летной проверке на выполнение большого количества сложных задач при управлении парой и звеном в любых метеоусловиях. Летчики, успешно окончившие последний этап летной подготовки, продолжают службу в боевых подразделениях на должности командира звена.

Для дальнейшего роста по командной линии выпускники по желанию могут быть направлены в штабную школу ВВС, которая готовит среднее звено командного состава военно-воздушных сил (срок обучения два года). Закончившие ее назначаются на должности командиров эскадрилий, а также направляются в штабы и затем в высшую школу ВВС (готовит высшее звено командного состава), куда принимаются старшие офицеры в звании майор или подполковник (срок обучения два года; выпускники школы направляются в авиационные части на должности командиров и в штабы авиационных командований).

Летчики вспомогательной авиации после завершения обучения в 340-м центре подготовки экипажей транспортной авиации основную летно-тактическую подготовку проходят в тех авиационных подразделениях, куда они получают назначение. Наиболее тщательную подготовку проходят пилоты самолетов-заправщиков KC-135FR, которые отбираются из летчиков транспортных авиационных эскадрилий, а также молодых пилотов-выпускников. При этом, в зависимости от опыта летной работы, они квалифицируются по четырем учебным категориям (А, В, С и D).

Таблица

ПРОГРАММЫ ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВВС ФРАНЦИИ

ПОДГОТОВКА ЛЕТНЫХ КАДРОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ФРАНЦИИ

Командиры экипажей транспортной авиации (категория А) в обязательном порядке проходят стажировку в качестве второго пилота самолета KC-135FR в составе 93-й заправочной авиационной эскадрильи «Бретань» (продолжительность 12 недель), в ходе которой они выполняют до десяти полетных заданий общей продолжительностью около 50 ч. Пилоты-выпускники относятся к учебной категории D. Получить квалификацию командира корабля они могут, пройдя 46-месячную подготовку после завершения стажировки с целью получения квалификации «второй пилот».

Основная летно-тактическая подготовка пилотов вертолетов проводится в авиационных подразделениях. До получения квалификации «командир вертолета» пилот-выпускник должен пройти ряд этапов и отлетать не менее трех лет, находясь на штатных должностях (см. таблицу).

Основная летно-тактическая подготовка летчиков-операторов боевой авиации проводится в 3 3 9-м центре тактической подготовки. В течение четырех месяцев они получают около 40 ч налета в задней кабине учебно-боевых самолетов «Ягуар», после чего приступают к трехмесячному курсу подготовки на самолетах «Фалкон-20SNR». После прохождения данного курса летчики-операторы допускаются к полетам в составе экипажа на самолете «Mираж-2000N/D».

Штурманы вспомогательной авиации поочередно проходят подготовку в авиационных подразделениях, чередующуюся со стажировками в 340-м центре.

В целях повышения эффективности системы подготовки летных кадров командование ВС Франции постоянно изучает новые концепции и подходы к данной проблеме. Так, в ходе состоявшейся в феврале 2000 года серии встреч руководящего состава ВВС стран - участниц Европейского союза с целью определения структуры и содержания новой общеевропейской концепции подготовки военных летчиков под условным наименованием «Евротренинг» представители командования французских военно-воздушных сил предложили создать совместную экспертную комиссию для детальной проработки данного вопроса. Предполагается, что внедрение концепции будет осуществляться поэтапно и продлится до 2010 года. В ней планируется максимально учесть опыт боевых действий авиации в последних локальных конфликтах и, особенно, в ходе югославского кризиса. Основой будущей концепции должна стать новая методология обучения летного состава, базирующаяся на последних достижениях в области авиационной психологии и широком внедрении информационных технологий. Кроме того, планируется в максимальной степени использовать возможности моделирования особых случаев в полете и экстремальных ситуаций в боевой обстановке.

Участники встречи признали целесообразным проработать следующие вопросы: создание главного координационного органа, открытие совместных летных училищ, учебно-тренировочных и тренажерных центров. Поставлена задача активизации НИОКР по созданию нового европейского учебно-боевого самолета, превосходящего по своим техническим характеристикам самолеты «Альфа Джет» и «Хок», находящиеся на вооружении ряда европейских стран.

В целом систему подготовки летных кадров ВВС Франции отличает многоступенчатость, которая обеспечивает своевременное ориентирование слушателей на подготовку к летным специальностям в зависимости от их успеваемости и способности к освоению техники пилотирования на различных этапах обучения. Это позволяет уменьшить количество отчисляемых слушателей по причине летной неуспеваемости, что в совокупности с использованием на начальном этапе легких винтовых самолетов и единой программы дает возможность сократить расходы на программу летной подготовки.

Совершенствование системы подготовки летного состава ВВС Франции предполагает повышение ее интенсивности и эффективности, а также учет опыта боевых действий авиации в последних локальных конфликтах. По мнению командования, это позволит в короткие сроки в условиях, максимально приближенных к боевым, подготовить высококвалифицированные летные и командные кадры, способные успешно решать широкий спектр задач, стоящих перед национальными вооруженными силами.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации