ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 10/2000, стр. 45-49

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Майор С. МИЦКЕВИЧ

Основные зарубежные самолетостроительные фирмы в настоящее время ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с конструированием новых и модернизацией существующих самолетов базовой патрульной авиации (БПА). В частности, командование авиационных систем (NAVAIR) ВМС США разрабатывает программу ММА (Multimission Maritime Aircraft), предусматривающую создание к 2015 году самолета, способного заменить семейство патрульных и разведывательных машин и обладающего возможностями для выполнения всего комплекса задач, возлагаемых на БПА в современных условиях обстановки. До появления нового летательного аппарата усилия фирм - производителей самолетов БПА сосредоточиваются на продлении сроков эксплуатации машин существующего самолетного парка и повышении их боевых возможностей.

Необходимость модернизации БПА, являющейся компонентом авиации ВМС или ВВС (организационно) ряда западных стран, обусловлены в основном двумя причинами. Во-первых, на данный момент самолеты этого назначения практически всех основных типов морально устаревают и исчерпывают свой ресурс. Во-вторых, в последние годы наметились существенные изменения в характере их боевого применения. Патрульные самолеты, основными задачами которых являются борьба с подводными лодками, нанесение ударов по надводным кораблям и патрулирование в океанских зонах, стали активно привлекаться к обеспечению боевых действий ВМС и ВВС в приморских районах в ходе региональных военных конфликтов. Например, в операции ОВС НАТО против Югославии в 1999 году были задействованы самолеты Р-ЗС «Орион» 10-й патрульной авиаэскадрильи авиации ВМС США (рис. 1), базирующейся на авиабазе Сигонелла (о. Сицилия), а также отдельные самолеты морской авиации Нидерландов (того же типа) и Франции («Атлантик-2»), Итоги операции продемонстрировали, что из всех применявшихся в ней средств воздушного наблюдения (беспилотные летательные аппараты, высотные самолеты-разведчики U-2R, самолеты ДРЛО) наилучших результатов, как сообщается в иностранной военной прессе, достигли именно самолеты БПА, оснащенные многофункциональными системами разведки и передачи данных.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Рис. 1, Самолет Р-ЗС «Орион» III БПА ВМС США

В целях продления сроков службы самолетов БПА до появления принципиально нового самолета и усовершенствования их боевых возможностей ведущими производителями авиационной техники разрабатывается ряд перспективных программ: «Орион-2000» (США), «Нимрод-2000» (Великобритания), «Атлантик-3» (совместная разработка Франции, Италии, ФРГ и некоторых фирм США) и другие.

В рамках программы «Орион-2000» осуществляется модернизация самолета Р-ЗС, дальнейшая модификация которого рассматривается в США в качестве одного из вариантов перспективного самолета БПА. В программе задействованы фирмы «Боинг», «Локхид - Мартин», «Нортроп - Грумман» и «Рэйтеон». На модернизированной машине планируется установить новые двигатели, универсальные рабочие станции операторов и цифровой обнаружитель магнитных аномалий. Улучшенные летные и эксплуатационные характеристики самолета позволят увеличить его боевой радиус действия с 2 400 до 3 300 км и время патрулирования в заданном районе до 5 ч. Масса полезной нагрузки возрастет до 4 500 кг, крейсерская скорость до 750 км/час, а практический потолок до 12 200 м. Программа модернизации Р-ЗС имеет три основных подпрограммы (BMUP, AIP, SRP), выполняемые параллельно.

Подпрограмма BMUP (Block Modification Upgrade Program) выполняется с 1995 года. В ее рамках производится замена аналоговых приборов на цифровые для приведения бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) устаревших модификаций Р-3 (II и II.5) в соответствие с принятыми в ОВМС НАТО стандартами (Update III) и предусматривается модернизация всех существующих самолетов Р-ЗС путем установки перспективных систем сбора, обработки и распределения информационных данных, РЭП и устройств отображения информации, а также систем управления самолетом и вооружением. На самолеты устанавливается система управления и распределения данных AN/ASQ-212(V) и станции операторов AN/USQ-78B с цветными многофункциональными дисплеями. В состав бортового радиоэлектронного комплекса включена гидроакустическая станция AAPS. Номенклатура вооружения самолетов «Орион» по программе BMUP расширена за счет усовершенствованных ракет «Гарпун», торпед Мк50 и системы РЭП AN/ALR-66(V)3. На данный момент в рамках BMUP в ВМС США доработано 162 самолета.

Подпрограмма AIP (Antisurface Warfare Improvement Program) заключается в целевом переоборудовании самолета Р-ЗС модификации III для решения разведывательных задач в прибрежных водах и на приморских направлениях, а также для повышения его боевых возможностей при нанесении ударов по наземным целям. Она предполагает установку соответствующих радиоэлектронных средств (новых РЛС, систем радио- и радиотехнической разведки, оптоэлектронного оборудования, блоков экспертных систем оценки тактической обстановки, мультиплексных линий передачи данных, бортовых комплексов РЭБ) и расширение номенклатуры авиационного вооружения.

Комплект БРЭО самолета, прошедшего модернизацию по программе AIP, позволяет осуществлять сбор, обработку и передачу на наземные пункты управления разведданных в реальном или близком к реальному масштабе времени. Он включает в себя: систему видовой и радиотехнической разведки и связи AN/AVX-1, аппаратуру ЗАС типа OZ-72(V), систему РЭП AN/ALR-66(V), процессор ЕР-2060 для анализа основных характеристик излучаемых сигналов в интересах РЭБ, ИК станцию AN/AAS-36A, РЛС типа AN/APS-137(V)5, тепловизор AN/AAR-47 для обнаружения запуска ракет противника, систему AN/ALE-47 для выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей.

Первая патрульная авиаэскадрилья самолетов Р-ЗС «Орион», прошедших модернизацию по программе AIP, была сформирована в 1998 году. В состав их вооружения дополнительно вошли ракеты SLAM различных модификаций, что позволяет с высокой точностью поражать цели, обнаруженные во время патрулирования. Во время военного конфликта в Косово с самолетов этого типа были произведены 14 боевых пусков таких ракет, которые поразили все заданные цели. По отзывам командования группировки объединенных сил, самолеты Р-ЗС «Орион», прошедшие доработку в ходе программы AIP, продемонстрировали широкие возможности оперативного применения и повышенную эффективность.

С 2002 года в рамках подпрограммы AIP будет также разработана модификация самолета «Орион» P-3I, на который планируется установить аппаратуру обнаружения и распознавания малоразмерных подвижных наземных целей, систему обмена данными типа «Линк-16» и автоматизированную систему управления оружием, многофункциональные цветные дисплеи и устройства, расширяющие возможности РЛС по обнаружению подводных лодок на перископной глубине.

Пятилетняя подпрограмма SRP (Sustained Readiness Program) осуществляется параллельно с очередной программой SLEP - продления сроков службы самолетов «Орион» (до 2015 года) - и предусматривает дополнительную защиту фюзеляжа, крыльев, пиллонов, хвостового оперения, обтекателей и т. п. от воздействия коррозии, а также замену силовых элементов конструкций, имеющих усталостные явления, контрольных кабелей, электропроводки и части БРЭО. С 1995 года модернизацию в рамках SRP прошли более 200 самолетов. Затраты оценивается в 200 млн долларов.

Параллельно с американскими программами ВМС Канады модернизируют свои варианты патрульного самолета Р-ЗС («Аврора» СР-140- 18 машин и «Арктурус» СР-140А-три) по проекту AIMP (Aurora Incremental Modernisation Project). Кроме того, авиапромышленность страны (в частности фирма Bombardier Aerospace) предлагает на экспорт такие образцы патрульных самолетов, как Dash-8 («Тритон») и CL-415 (гидроплан).

Самолетостроительные фирмы европейских стран НАТО также ведут разработку ряда программ по модернизации существующего парка собственных самолетов БПА для приведения их в соответствие с требованиями заказчика (ВМС).

В декабре 1996 года МО Великобритании заключило с фирмами «Бритиш аэроспейс» и «Боинг» контракт на сумму 3,9 млрд долларов на реализацию программы «Нимрод-2000». Всего в период с 2001 по 2006 год предполагается модифицировать 21 самолет «Нимрод» MR.2 (рис. 2) в стандартный вариант MRA.4.

По мнению руководства ВВС Великобритании основными особенностями усовершенствованной машины должны стать: способность выполнять боевые задачи в любое время суток и сложных метеоусловиях, находиться в воздухе более 13 ч и патрулировать в течение 8 - 10 ч на удалении до 1 850 км от аэродрома базирования. Высокие эксплуатационные характеристики машины при сниженных трудозатратах на техническое обслуживание обеспечат срок службы планера до 25 лет. В процессе модернизации намечено установить новое крыло, хвостовое оперение, а также усилить конструкцию фюзеляжа. В составе силовой установки на самолете предполагается использовать четыре двухконтурных турбореактивных двигателя BR.710, разработанных совместно английской фирмой «Роллс-Ройс» и немецкой BMW. Двигатели оснащены многофункциональной электронно-цифровой системой автоматического управления FADEC и имеют увеличенную на 20 проц. тягу и сниженный на 15 проц. удельный расход топлива по сравнению с применяемыми в настоящее время. Они успешно прошли стендовые (общая наработка превысила 5 000 ч) и сертификационные испытания.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Рис. 2. Патрульный самолет «Нимрод» MR.2 ВМС Великобритании

Считается, что основу БРЭО самолета «Нимрод» MRA.4 составят: новая многофункциональная РЛС «Серчуотер-2000» с зоной обзора 360° британской фирмы «Ракал», способная обнаруживать и классифицировать надводные и низколетящие воздушные цели на дальности до 300 км; израильская станция радиотехнической разведки EL/L-8300; система управления бортовым радиоэлектронным комплексом фирмы «Боинг» с автоматизированными рабочими местами операторов; ИК станция и телевизионная камера, работающая при низком уровне освещенности; аппаратура линии передачи данных «Линк-11», системы обмена данными «Линк-16», а также приемник космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR. В кабине самолета намечено установить многофункциональные цветные индикаторы, обеспечивающие снижение информационной нагрузки на экипаж. Основные элементы БРЭО планируется соединить между собой мультиплексной волоконно-оптической шиной распределения данных стандарта 1760. Вооружение самолета, включающее УР «Сай-двиндер» класса «воздух - воздух» и противокорабельные ракеты «Гарпун», глубинные бомбы, торпеды и мины, предполагается разместить на двух подкрыльевых узлах подвески и в бомбоотсеке. Максимальная боевая нагрузка может достигать 5 400 кг.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Рис. 3. Общий вид системы «Star SAFIRE» (вверху) и пост оператора (внизу)

Программа модернизации самолета «Атлан-тик-2», разрабатываемая совместно французской фирмой «Дассо» и американскими компаниями «Локхид - Мартин» и «Рэйтеон», предусматривает установку новых двигателей АЕ-2100Н фирмы «Роллс-Ройс», которые на 10 проц. мощнее и на 15 проц. экономичнее прежних, а также систему дозаправки топливом в воздухе. По оценке специалистов фирмы «Дассо» стоимость эксплуатации новой модификации самолета, получившей обозначение «Атлан-тик-3», в течение всего срока службы будет на 40 проц. ниже, чем у всех существующих типов самолетов БПА. В мае 1998 года было объявлено, что на базе «Атлантик-3» разрабатываются варианты воздушного командного пункта для управления воздушными и морскими операциями.

Бортовое радиоэлектронное оборудование и системы вооружения «Атлантик-3» будут включать: многофункциональную тактическую управляющую систему; современный цветной дисплей с высокой разрешающей способностью; многорежимную РЛС кругового обзора, сопряженную с эффективной системой РЭБ; новые средства Р и РТР, оптико-электронного наблюдения и обнаружения; 64-ка-нальную акустическую систему с 200 гидроакустическими буями; обнаружитель магнитных аномалий; бортовой комплекс обороны самолета и постановки помех, включая ложные тепловые цели.

Использование блочно-модульной компоновки адаптированных американских радиоэлектронных систем обеспечит программно-аппаратную совместимость с регистрирующей аппаратурой национального производства.

Руководство ВМС Франции планирует модернизировать 25 - 28 самолетов «Атлан-тик-2», принятых на вооружение в течение последних десяти лет. До 28 машин «Атлантик-3» предполагают приобрести (за 3 - 4 млрд долларов) ВМС Германии (10 - 12) и Италии (14 - 16). Производство новых самолетов планируется начать в начале 2002 года, летные испытания опытного образца - в 2005-м, а поступление первых серийных самолетов «Атлантик-3» в состав авиации ВМС ФРГ ожидается к концу 2007-го. Потенциальные возможности по производству этих самолетов фирма «Дассо» оценивает более чем в 100 машин, в том числе для поставки на экспорт в страны Среднего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Руководство ВМС других стран НАТО (Турции, Греции, Испании, Португалии) планирует совершенствование самолетного парка БПА посредством закупки более современных машин и модернизации существующих. Руководство ВМС Греции намерено провести частичную модернизацию пяти самолетов Р-ЗВ «Орион» из шести, полученных из резерва ВМС США. ВВС Испании приняли решение модернизировать пять машин Р-ЗВ «Орион» базовой патрульной авиации, оснастив их полностью интегрированной тактической системой (FITS), новыми РЛС и ГАС, системами связи и разведки. Первый модернизированный самолет должен поступить в состав БПА в начале 2002 года. Одновременно, с целью повышения эффективности патрулирования, наблюдения и поисково-спасательных возможностей в прибрежной зоне, в частности, Балеарских и Канарских островов, планируется заменить патрульные самолеты «Фоккер» F-27 и «Патруллерос» С-212 самолетами С-295 (усовершенствованный CN-235). В 1999 году фирма CASA (Испания) поставила ВМС Турции девять самолетов CN-235, шесть из которых будут переоборудованы в патрульный вариант для замены устаревших самолетов БПА S-2E «Треккер», а три - использоваться в береговой охране. Считается, что они будут оснащены новыми бортовыми системами и торпедами Мк46, размещенными в грузовом отсеке. Последние модификации машин С-212 успешно экспортируются и в настоящее время эксплуатируются, например, в составе ВВС Португалии и береговой охраны Швеции.

В странах Северной Европы также ведутся работы в данном направлении. Так, ВВС Норвегии инициировали в 1996 году программу модернизации (UIP - Upgrade Improvement Programme) своих патрульных самолетов Р-ЗС.

С марта 2000 года ВМС Нидерландов планировали приступить к выполнению программы модернизации (CUP - Capability Upkeep Programme) самолетов БПА Р-ЗС модификации II.5 до стандартов Update III американской программы BMUP. При использовании одного из голландских самолетов совместно с американскими в составе 10-й паэ авиации ВМС США в период конфликта в Югославии на нем была установлена многоцелевая электронно-оптическая система «Star SAFIRE» фирмы FLIR Systems Inc. (рис. 3).

Польские ВМС, использующие для патрулирования на Балтике два самолета An-28RM «Bryza»-1R (см. цв. вклейку), намерены обновить их электронное вооружение с помощью шведской фирмы «Спейс корпорейшн».

Японские ВМС имеют около 100 самолетов типа Р-ЗС «Орион» с ресурсом эксплуатации до 2010-2015 годов. Командование сил самообороны страны стоит перед выбором: модернизировать существующий авиационный парк, либо наладить лицензионное производство новых самолетов иностранной разработки. Состоялись предварительные переговоры с представителями ВМС США (по первому этапу программы ММА) и французской фирмы «Дассо» по программе «Атлантик-3». Однако на данном этапе решено ограничиться лишь частичной заменой БРЭО японских патрульных самолетов по лицензии американской компании «Локхид - Мартин».

Из других стран Азиатско-Тихоокеанского региона собственную программу модернизации 18 самолетов Р-ЗС до стандарта АР-ЗС «Си Сентинел» выполняют с 1995 года ВВС Австралии (по проекту Air 5276) с целью продления сроков их эксплуатации до 2015 года, обновления БРЭО и улучшения летных характеристик. На самолетах устанавливается система РТР «ELTA» EL-83OO (рис. 4) и РЛС наблюдения EL/M-2022A. Испытания первого модернизированного самолета начались в 1999 году.

Аналогичные меры предпринимают и ВВС Новой Зеландии по продлению сроков службы шести своих самолетов Р-ЗК до 20 - 25 лет.

ВМС Республики Корея намерены закупить в США очередную партию из восьми самолетов Р-ЗС (к 2002 году), а Филиппины изучают возможность приобретения небольших патрульных самолетов CN-235 в Испании или Канаде («Dash-8»).

В странах Латинской Америки самолетный парк БПА практически полностью состоит из устаревших машин американского производства. Кроме Бразилии, осуществляющей самостоятельную разработку патрульного самолета на базе военно-транспортного ЕМВ-145, большинство стран этого региона планируют закупать самолеты «Орион», ранее состоявшие на вооружении авиации ВМС США и прошедшие модернизацию (Чили и Аргентина), которые планируется вооружить противокорабельными ракетами «Гарпун» и торпедами Мк50, либо небольшие патрульные машины (Колумбия, Уругвай и Венесуэла).

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Рис. 4. Система РТР «ELTA» EL-8300

(вывод антенны на оконечность крыла - на верхнем снимке, пост оператора - на нижнем)

Что касается стран Ближнего и Среднего Востока, то Бруней и Объединенные Арабские Эмираты намереваются приобрести четыре самолета CN-235-200 у индонезийской фирмы IPTN, разработавшей собственный вариант испанской патрульной машины.

В целом, как развитые страны НАТО, имеющие в авиации ВМС или ВВС значительный по составу компонент БПА, так и развивающиеся государства во всех регионах мира в условиях растущей угрозы со стороны подводных лодок не только в открытых океанских районах, но и в прибрежных водах уделяют должное внимание развитию и совершенствованию этого рода боевой авиации.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации