Экологическая безопасность вооружения и военной техники
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1999, стр. 44-47
Экологическая безопасность вооружения и военной техники
Полковник В.Г.АНДРЕЕВ,
кандидат химических наук
В ХОДЕ повседневной деятельности Вооруженных Сил возникают многочисленные экологические проблемы, анализ которых показывает, что в наибольшей степени они связаны с вооружением и военной техникой (ВВТ) - одним из главных структурных компонентов ВС, создаваемых специально для поражения человека и среды его обитания. При этом следует заметить, что уничтожение природной среды в ходе вооруженного конфликта - все же крайний случай проявления разрушительных свойств оружия. Чаще всего значительный ущерб природе и человеку наносится в мирное время при производстве, испытании, эксплуатации и утилизации ВВТ. Эти процессы оказывают хотя и не столь интенсивное, как в военное время, но постоянное негативное воздействие на все без исключения элементы биосферы.
Как известно, техногенные экологические факторы (загрязнения) классифицируются по механизму, степени, уровню, последствиям, масштабу воздействия и т.д. С точки зрения механизма воздействия на окружающую природную среду (ОПС) различают три вида загрязнений: физической, химической и биологической природы. Показательно, что ВВТ способны генерировать самые опасные (и среди них весьма специфические, свойственные только ВВТ) типы всех трех видов.
Загрязнения физической природы включают практически все виды ионизирующего и электромагнитного излучения, тепловые и световые потоки, шумы и другие акустические колебания, ударную волну, термические процессы, сейсмические колебания, давление, вибрацию, механические загрязнители и др.
Загрязнения химической природы включают отравляющие вещества, нефтепродукты, компоненты ракетных топлив, дегазирующие, дезактивирующие и дезинфицирующие растворы, поверхностно-активные и дымообразующие вещества, полимерные материалы, суперэкотоксиканты (катионы тяжелых металлов, полициклические ароматические углеводороды, полихлорполициклические соединения) и др.
Загрязнения биологической природы включают патогенные микроорганизмы, токсины, биогенные загрязнители и др.
Безусловно, правы те, кто считает, что наибольшую экологическую опасность представляет ядерное и химическое оружие. Но в повседневной деятельности войск чаще приходится сталкиваться с не менее вредными для человека и природы загрязнениями (электромагнитным излучением, акустическими колебаниями и т.д.), источниками которых являются обычное вооружение и военная техника. Так, электромагнитное излучение при работе некоторых радиолокационных комплексов войск ПВО превышает предельно допустимый уровень в 30-35 раз. В зависимости от типа бронетанковой техники превышение допустимых уровней звука в ходе ее эксплуатации составляет до 50 дБ, а уровень вибрации зачастую превышает допустимые нормы в десятки раз.
Особо следует отметить экологические угрозы, нарастающие в связи с появлением супермощных технических средств в ракетно-космической области. Последние десятилетия поверхность Земли и ее атмосфера особенно интенсивно загрязняются в ходе проведения запусков космических аппаратов (КА), в том числе военного назначения, что обусловлено высокой динамичностью происходящих при этом физических процессов. Например, при полете на активном участке траектории выведения КА ракетные двигатели ежесекундно выбрасывают в атмосферу около 3100 кг токсичных продуктов сгорания, при этом скорость их истечения в атмосферу составляет 2800-3000 м/с, а температура - 3000 ° С. В ряде случаев после запуска ракет-носителей может даже произойти резкое изменение погодных условий в региональном масштабе. Помимо вышеуказанной возникает и другая серьезная проблема - загрязнение околоземного пространства. Сейчас вокруг Земли на разных орбитах вращается приблизительно 7,5 тыс. техногенных космических объектов. Причем только 5% из них являются действующими космическими аппаратами, остальные - крупный космический «мусор» массой около 3,2 тыс. т.
Таким образом, в настоящее время ВВТ можно считать основным источником загрязнений и наиболее экологически опасным элементом в ВС. Поэтому жизненно важно решение комплексной проблемы, включающей утилизацию (ликвидацию) опасных в экологическом плане образцов ВВТ, обеспечение экологической безопасности находящихся в эксплуатации и создание в перспективе экологически безопасных ВВТ.
Какие же ВВТ можно считать экологически безопасными? По-видимому, такие, которые не создают экологических проблем при производстве и утилизации, а при их эксплуатации в мирное время либо исключается, либо минимизируется вредное воздействие на человека и ОПС. Необходимо подчеркнуть, что при рассмотрении термина «экологически безопасные» применительно к ВВТ следует учитывать наличие трех существенных ограничений. Во-первых, ВВТ могут функционировать экологически безопасно только в мирный период, поскольку их применение в военное время неминуемо приводит к поражению живой силы и разрушению среды обитания человека, в том числе природной. Исключение составляют отдельные «экологически чистые» виды оружия, например холодное, нелетальное, информационное и др. Во-вторых, в обозримом будущем, видимо, не удастся создать абсолютно экологически безопасные ВВТ, поскольку требования к боевым возможностям этих средств всегда будут доминировать над остальными параметрами. Можно говорить лишь о неком оптимальном уровне экологической безопасности ВВТ, при котором экологические требования и нормативы согласуются с боевыми, технико-экономическими и эргономическими характеристиками образцов ВВТ. В-третьих, решение проблемы экологической безопасности должно носить системный характер и осуществляться на всех стадиях жизненного цикла В ВТ. Последний состоит из совокупности взаимосвязанных процессов (стадий) последовательного изменения состояния конкретного образца В ВТ от начала его разработки до окончания эксплуатации и утилизации. Жизненный цикл ВВТ включает пять основных стадий: исследование и обоснование тактико-технических характеристик (проводятся в ходе научно-исследовательских работ); разработку технической документации (осуществляется в процессе опытно-конструкторских работ); производство (в том числе испытания и модернизация); эксплуатацию (в том числе техническое обслуживание и ремонт); утилизацию (в том числе уничтожение). С точки зрения реализации боевых возможностей наиболее важной и сложной по составу является стадия эксплуатации ВВТ, которая подразделяется на четыре режима: хранение, техническая эксплуатация (в основном для военной техники), эксплуатация в режимах боевой учебы и боевого применения.
Исходя из вышеизложенного, экологическую безопасность ВВТ можно определить как общее свойство различных типов или образцов ВВТ, обеспечивающее предотвращение или снижение до минимально допустимого уровня их вредного воздействия на человека и окружающую природную среду на всех стадиях жизненного цикла ВВТ, исключая резким их боевого применения. Экологическая безопасность ВВТ как свойство должна формироваться в зависимости от внешних и внутренних условии функционирования и обеспечиваться: для вновь создаваемых образцов - на первой и второй стадиях жизненного цикла, для находящихся в эксплуатации - на третьей и четвертой стадиях. Безопасность сокращаемых и отслуживших ресурс ВВТ обеспечивается на пятой стадии путем их утилизации, которая должна быть экологически безопасной. В настоящий момент работы по утилизации наиболее актуальны. Велики объем и сложность их выполнения. Только из общего количества самого опасного вооружения предстоит утилизировать (уничтожить) 22 тыс. ядерных боеприпасов, 60 т оружейного плутония, 1,7 млн т боеприпасов, снаряженных взрывчатыми веществами (в основном тротилом), 40 тыс. т боевых отравляющих веществ и около 30 тыс. т ракетного топлива гептила. Особое внимание при обеспечении экологической безопасности ВВТ на стадиях эксплуатации и утилизации должно быть уделено нештатным и аварийным ситуациям.
С нашей точки зрения, существует шесть приоритетных научно-технических задач, реализация которых в перспективе позволила бы вплотную приблизиться к решению комплексной проблемы - обеспечению экологической безопасности ВВТ:
первая - выявление и определение (идентификация) факторов воздействия различных типов ВВТ на обслуживающий персонал, население иОПС;
вторая - комплексная оценка экологической опасности;
третья - классификация ВВТ по степени экологической опасности;
четвертая - разработка нормативных требований по экологической безопасности ВВТ;
пятая - разработка научно-технических подходов, обеспечивающих снижение экологической опасности ВВТ, находящихся в эксплуатации, и экологическую безопасность процесса утилизации (уничтожения) ВВТ;
шестая - создание комплексной системы методов и средств обеспечения экологической безопасности ВВТ на всех стадиях жизненного цикла.
Сложность реализации первой задачи с учетом многообразия и многочисленности различных по целевому назначению и структуре видов и типов ВВТ заключается в отсутствии в войсковых подразделениях доступных в обращении современных приборов и оборудования, позволяющих четко и быстро регистрировать и идентифицировать загрязнения, особенно их пороговые значения.
Для решения второй и третьей задач предстоит разработать и внедрить в практику методологию количественной и качественной оценки воздействия ВВТ на ОПС. В качестве обобщенного критерия оценки степени экологической опасности ВВТ может быть предложен такой интегральный показатель, как риск. Оценка и анализ рисков даст возможность определить допустимый уровень безопасности для каждого типа и образца ВВТ, а в перспективе сделать процесс обеспечения безопасности управляемым.
Согласованно с предыдущей задачей должна осуществляться разработка требований к ВВТ по экологической безопасности, прежде всего для вновь создаваемых образцов. При этом не допускается снижение их боевых характеристик, а заданные изначально основные ТТХ не должны ухудшаться в течение всего срока эксплуатации. Решение двух последних задач представляется наиболее трудным, потребует длительного времени и значительных финансовых затрат.
Реализация всех шести задач предполагает: разработку ГОСТов и ТУ (включающих общие и специфические требования по экологической безопасности различных типов ВВТ) на основе экологических нормативов, определяемых для каждого из вредных факторов воздействия ВВТ на человека и различные элементы ОПС с учетом разных этапов функционирования и режимов эксплуатации ВВТ; обязательную экологическую экспертизу проектов создания, модернизации и утилизации ВВТ; создание полигонов и типовых измерительных комплексов для проверки соответствия образцов ВВТ требованиям по экологической безопасности; сертификацию ВВТ на соответствие требованиям по экологической безопасности и определение класса их экологической опасности; экологический контроль различных этапов функционирования и режимов эксплуатации ВВТ; создание расходных эксплуатационных материалов (горючего и смазочных материалов, взрывчатых веществ, компонентов ракетного топлива и т.д.) нового поколения, соответствующих требованиям по экологической безопасности при их производстве, эксплуатации и утилизации; разработку рекомендаций (регламентов) по проведению организационно-штатных мероприятий, снижающих вредное воздействие эксплуатируемых ВВТ; модернизацию ВВТ с целью повышения их экологической безопасности; разработку методик и технологий, обеспечивающих повышение экологической безопасности ВВТ при их техническом обслуживании в процессе эксплуатации (в том числе при хранении); создание типовых (стандартных) технических средств (устройств) обеспечения экологической безопасности ВВТ на всех стадиях жизненного цикла; формирование в ВС РФ нормативно-правовой базы (приказы МО РФ, директивы, уставы, наставления, руководства и т.д.), регламентирующей «экологические» требования к личному составу и определяющей ответственность за их невыполнение в ходе повседневной деятельности, при проведении боевой учебы и т.д.
Этот далеко не полный перечень показывает, каким многогранным и сложным процессом является обеспечение экологической безопасности ВВТ. Сейчас трудно предположить, когда данная проблема будет решена в России. Однако бесспорно, что в XXI веке создание экологически безопасных технологий и технических устройств, в том числе военного назначения, станет одним из главных направлений в достижении устойчивого развития современной цивилизации. При этом, на наш взгляд, вооружению и военной технике все больше будет отводиться роль фактора предупреждения, сдерживания и устранения потенциальных военных угроз. Вот почему ВВТ нового поколения должны в будущем стать экологически безопасными.