Управление техническим обеспечением в оперативных объединениях Военно-воздушных сил

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1999, стр. 54-56

Управление техническим обеспечением в оперативных объединениях Военно-воздушных сил

Полковник В.В.ПЛАШЕНКОВ,

доктор военных наук

АНАЛИЗ процесса управления техническим обеспечением в оперативных объединениях ВВС показал, что поток информации о технической обстановке на этапе подготовки боевых действий возрастает в два-три раза. Это, в свою очередь, увеличивает трудозатраты на анализ, обобщение, принятие решений и планирование технического обеспечения войск (сил). Характер же современных боевых действий требует сокращения времени на их организацию. Возникшее противоречие усугубляется недостатком средств и порождает научную проблему, заключающуюся в изыскании путей совершенствования управления техническим обеспечением в оперативных объединениях ВВС, позволяющих поддержать его качество на уровне современных требований.

Разрешить данную проблему, по мнению автора, возможно лишь в результате создания рациональной структуры управления техническим обеспечением с минимально необходимым числом звеньев и органов руководства (без дублирования функций), а также надежными связями между ними, позволяющими непрерывно получать достаточную информацию по технической обстановке. Для этого необходимо, во-первых, целесообразно и обоснованно распределить задачи и функции управления по этому виду обеспечения войск (сил), а во-вторых, усовершенствовать организационно-штатные структуры органов технического обеспечения ВВС.

Результаты исследований показывают, что централизация управления техническим обеспечением в оперативных объединениях ВВС с передачей всех основных функций заместителю командующего по вооружению позволяет (за счет сокращения числа уровней и уменьшения документооборота, снижения затрат времени на сбор, обработку, анализ и передачу информации) повысить оперативность планирования технического обеспечения войск на 10-15%. Данный вывод подтверждается и на практике. Следовательно, в интересах оптимизации управления и комплексного решения задач технического обеспечения войск все службы, отвечающие за техническое обеспечение, целесообразно непосредственно подчинить заместителю командующего по вооружению.

Основой создаваемой структуры могут служить существующие органы управления техническим обеспечением оперативных объединений ВВС, так как они имеют большой практический опыт руководства разнородными силами и средствами (ЗРВ, РТВ, авиации, служб и спецвойск). Кроме того, их командные пункты в достаточной степени оснащены комплексами средств автоматизации. Все это позволит осуществить реорганизацию с наименьшими затратами, что весьма важно в условиях финансово-экономического кризиса.

В предлагаемой структуре управления оперативного объединения ВВС обеспечивается практическая неизменность подсистем организации и реализации восстановления авиационной техники и вооружения (АТиВ), вооружения и военной техники (ВВТ) ПВО в мирное и военное время в силу того, что, находясь в подчинении заместителя командующего по вооружению, все упомянутые службы выполняют одни и те же задачи.

Следует отметить, что в связи с проведением оргштатных мероприятий, уменьшением финансирования эксплуатации и ремонта АТиВ, ВВТ ПВО перечень задач, решаемых службами по видам технического обеспечения, дополнился следующими: содержание и эксплуатация высвобождающихся АТиВ, ВВТ ПВО, организация ремонта элементной базы военной техники нового парка на предприятиях ВВС и ПВО; организация и осуществление капитального ремонта АТиВ.ВВТ ПВО в боевых порядках войск силами бригад предприятий ВВС и ПВО; утилизация АТиВ, ВВТ ПВО. Поэтому решение всего объема задач в настоящее время возможно только при объединении усилий служб в рамках единого органа управления, тем более что практически все предприятия и базы ВВС находятся в подчинении заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению - начальника вооружения ВВС. Кроме того, начальник вооружения ВВС отвечает за формирование и проведение военно-технической политики в ВВС. Это обеспечивает единство принципов и подходов кзаказу, разработке, поставкам, эксплуатации и ремонту АТиВ, ВВТ ПВО. Интеграция деятельности служб технического обеспечения позволит обосновать в тактико-технических заданиях ведущих ОКР (НИОКР) единые требования к АТиВ, ВВТ ПВО, обслуживающим средствам, что ускорит процесс их унификации на всех уровнях.

Каковы же пути реализации единого управления техническим обеспечением в оперативных объединениях ВВС?

Во-первых, это создание единой нормативно-правовой и нормативно-технической базы технического обеспечения ВВС, включающее разработку новых, а также корректировку и уточнение действующих руководящих документов по данному виду обеспечения, которые должны учитывать задачи ВС, происходящие в них структурные преобразования, новые экономические условия и, кроме того, потребности в ассигнованиях на содержание, эксплуатацию, ремонт АТиВ, ВВТ ПВО, их утилизацию, развитие инфраструктуры технического обеспечения.

Во-вторых, это разработка сводных планов технического обеспечения ВВС на мирное и военное время.

В-третьих - координация и контроль деятельности предприятий ВВС, генеральных заказчиков по организации испытаний принимаемых на вооружение образцов АТиВ, ВВТ ПВО и обслуживающих средств, их хранению, эксплуатации, ремонту в войсках и на предприятиях центрального подчинения, а также по утилизации высвобождающихся АТиВ, ВВТ ПВО.

В-четвертых - создание единой системы автоматизированного управления техническим обеспечением ВВС, что подразумевает разработку концепции использования средств автоматизации и общей методологии их внедрения в систему технического обеспечения ВВС, формирование облика автоматизированной системы управления техническим обеспечением ВВС, разработку основ ее построения и единой информационной базы данных по всем видам технического обеспечения. При этом на всех уровнях управления в первую очередь необходимо автоматизировать: планирование технического обеспечения боевых действий войск; учет наличия, технического состояния АТиВ, ВВТ ПВО; разработку годовых планов заводского ремонта, оперативный учет выполнения текущих и перспективных планов; разработку планов-заказов на поставку запасных частей и материалов, контроль за их пополнением, разработку и ведение штатов частей и подразделений технического обеспечения. Автоматизацию целесообразно вести как в рамках разрабатываемых многоуровневых АСУ, так и в локальных сетях.

При совершенствовании организационно-штатных структур органов технического обеспечения необходимо исходить из объема задач и условий их выполнения. Данная работа должна осуществляться по следующим направлениям: определение состава и содержания задач по видам технического обеспечения с учетом усиления группировок ВВС; обоснование степени централизации и децентрализации управления при решении каждой задачи, а также числа звеньев управления техническим обеспечением; расчет требуемого объема, состава и количества органов в каждом звене системы технического обеспечения; определение функций органов управления, их прав, ответственности, порядка подчиненности в пределах своего и других звеньев управленческой иерархии, установление численности каждого органа управления техническим обеспечением; разработка квалификационных характеристик должностных лиц этих органов управления.

Результаты исследований показали, что основные функции органов управления техническим обеспечением на оперативном уровне заключаются, с одной стороны, в формировании целей и задач технического обеспечения с учетом дислокации группировок ВВС и решаемых ими задач, с другой - в мобилизующей деятельности по выполнению приказов (директив), планов и распоряжений, в формировании военно-экономического мышления. В общем виде реализация данных функций предполагает: комплексную координацию и регулирование развития производственной и социальной структур системы технического обеспечения; воспитание инженерно-технического и руководящего состава; планирование и осуществление территориальных коопераций местной промышленной базы в области военного производства, развитие технического обеспечения видов Вооруженных Сил; оперативное управление силами и средствами технического обеспечения взаимодействующих органов; «внутреннее» управление в подсистемах технического обеспечения (а также на промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях).

Следует отметить, что единая технология управления всеми видами технического обеспечения требует разработки системы показателей, по которым может оцениваться состояние и эффективность управления, а также создания единой информационной базы управления техническим обеспечением в оперативных объединениях ВВС. Выполнить это возможно только в рамках одного органа - управления (штаба) вооружения. Кроме того, необходимо соответствующее организационно-техническое обеспечение такой комплексной технологии.

Таким образом, приоритетными путями совершенствования организационно-штатных структур органов технического обеспечения целесообразно считать:

на оперативном уровне - преобразование структуры управления (штабов) вооружения, служб технического обеспечения в целях их переподчинения заместителю командующего по вооружению с возложением на его аппарат дополнительных функций, связанных со снабжением, эксплуатацией, ремонтом АТиВ, ВВТ ПВО; принципиальное изменение структуры ремонтно-восстановительных частей для обеспечения максимально возможного комплексного ремонта АТиВ, ВВТ ПВО; реорганизацию системы ремонта, с тем чтобы предприятия, выполняющие комплексный или специализированный капитальный ремонт АТиВ, ВВТ ПВО (с модернизацией и доработкой), управлялись из Центра, а предприятия, производящие все остальные виды ремонта, находились под управлением военных округов, округа (армии) ВВС и ПВО;

на тактическом уровне (в том числе относится к учреждениям, арсеналам, базам хранения и ремонта, складам) - включение в состав ремонтных органов соединений и частей недостающих структур для ремонта всех штатных номенклатур АТиВ, ВВТ ПВО (за исключением наиболее сложных комплексов, ремонт которых осуществляется на оперативном уровне и выше); формирование органов технического обеспечения мобильных сил с учетом их комплектования авиатранспортабельными средствами технического обслуживания и ремонта, а также создания запаса ракет, боеприпасов и военно-технического имущества, обеспечивающих автономность действий данных органов; объединение расположенных рядом баз, складов хранения и ремонта АТиВ, ВВТ ПВО с целью более эффективного выполнения производственных заданий, экономии сил и средств; укрупнение мелких складов хранения АТиВ, ВВТ ПВО расформированных дивизий (на основе отказа от принципа хранения по принадлежности к их составу); изменение организационно-штатных структур и перепрофилирование отдельных бюджетных, хозрасчетных баз и складов Центра в целях повышения мобилизационной готовности и освоения ими, в зависимости от оснащенности, различных видов ремонта АТиВ, ВВТ ПВО.

В целом предлагаемый подход к организации управления техническим обеспечением позволит повысить его качество путем устранения параллелизма в работе и сокращения документооборота, повышения коэффициента практического использования и совершенствования профессионального мастерства личного состава служб вооружения, обеспечения единства целей и задач, а также требований к состоянию, эксплуатации, ремонту и хранению АТиВ, ВВТ ПВО.

Здесь и далее под оперативным объединением ВВС понимается округ (армия, отдельный корпус) ВВС и ПВО.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации