УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6(11-12)/1999
УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ
Автоматизация управления ракетными войсками и артиллерией: состояние и перспективы
Генерал-полковник М.И.КАРАТУЕВ,
начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ,
кандидат военных наук
В СОВРЕМЕННЫХ операциях опережение противника в ударах и огне, прежде всего за счет лучшей управляемости огневыми средствами, является одним из главных условий достижения успеха на поле боя. Поэтому повышение оперативности управления силами и средствами РВиА мы рассматриваем как приоритетное направление развития рода войск. Сегодня очевидно, что будущее РВиА связано с комплексной автоматизацией всех процессов управления подчиненными штабами, ракетными, артиллерийскими и разведывательными формированиями. С учетом этого в концепции развития ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации данным проблемам уделено центральное место. В ней намечен курс на интеграцию со средствами поражения других родов войск путем создания единой общевойсковой разведывательно-огневой системы (РОС), ядром которой должна стать единая межвидовая автоматизированная система управления.
К сожалению, в настоящее время эффективность ракетных ударов и огня артиллерии в значительной степени ограничена низким уровнем автоматизации управления РВиА. В частности, не автоматизировано управление противотанковой, полковой и батальонной артиллерией, частями и подразделениями технического, топогеодезического и метеорологического обеспечения. Разработка новых, модернизация и производство уже принятых на вооружение комплексов управления осуществляются крайне низкими темпами. В результате возможности имеющихся средств автоматизации не позволяют полностью реализовать боевой потенциал огневых и ударных средств рода войск. Причем значение этого показателя за последние годы постоянно снижается, поскольку находящиеся в войсках средства автоматизации постепенно вырабатывают ресурс и по своим функциональным возможностям не соответствуют новым формам ведения боевых действий.
Принятое в начале 90-х годов решение о сосредоточении в военной промышленности практически всех функций по созданию автоматизированных систем управления (от производства современных вычислительных средств до разработки всех видов программного обеспечения) должно было гарантировать существенный прорыв в этой области Л Однако сегодня, в условиях ограниченного финансирования, автоматизацию стали связывать лишь с поставкой в войска вычислительных средств. Так, в рамках создания локальных информационных систем современные электронно-вычислительные средства были поставлены на стационарные пункты управления ряда военных округов. Но, на наш взгляд, это не вполне оправданно. Во-первых, автоматизацию стационарных пунктов управления нельзя отнести к первоочередным задачам; во-вторых, поставка техники не сопровождается разработкой специального математического и программного обеспечения (СМПО); в-третьих, создание подобных, далеко не полных информационных систем может обеспечить лишь автоматизацию повседневной деятельности органов управления. Необходимо обратить внимание и на то, что невозможность одновременного финансирования разработки всех подсистем АСУ чревата опасностью нарушения «идеологии» автоматизации в целом. Неблагополучная картина складывается и в области разработки комплексов средств автоматизированного управления ракетных, артиллерийских и разведывательных формирований. Здесь явно наблюдается дублирование работ, когда одно предприятие разрабатывает новый комплекс, а другое - основательно модернизирует старый, предназначенный для тех же целей, что и первый.
Характеризуя организацию работ по автоматизации, нельзя не затронуть состояние дел с важнейшими для АСУ видами обеспечения - информационно-лингвистическим (ИЛО), а также СМПО. К общим недостаткам в рассматриваемой области относятся низкие темпы развития этих видов обеспечения АСУ по сравнению с быстрым ростом возможностей электронно-вычислительной техники. Как следствие, в новых или модернизируемых комплексах средств автоматизации можно встретить примитивный интерфейс информационных и расчетных задач (ИРЗ), созданных более 10 лет назад, а отдельные нескоординированные попытки использовать современные информационные технологии при разработке новых комплексов приводят к возникновению дополнительных трудностей при их комплексировании с уже имеющимися на вооружении.
Как показывает анализ, значительная часть ИРЗ, предназначенных для органов управления РВиА оперативного и тактического звена, находится в стадии оперативно-тактических исследований или разработки постановок и алгоритмов, многие из них требуют приведения в соответствие с новыми возможностями вычислительной техники. Главные причины такого положения мы видим в крайне ограниченных возможностях организаций - разработчиков СМПО. Ha наш взгляд, принятое в 1991 году решение о снятии с военных НИИ и передаче в промышленность функций по разработке специального программного обеспечения военных АСУ было недостаточно обоснованным. Предприятия промышленности берутся за разработку специального программного обеспечения неохотно, так как такая работа требует не только хорошего владения электронно-вычислительной техникой, но и профессиональных военных знаний. В результате интенсивность появления новых разработок резко упала, а их надежность оставляет желать лучшего.
Вопрос о других видах программного обеспечения - общем и общесистемном - получил свое развитие лишь в последнее время. Однако все новые разработки в этой области выполнены с использованием операционной системы Windows, не принятой и не сертифицированной для АСУ военного назначения.
Таким образом, существующий подход к разработке важнейшей части автоматизированной системы управления войсками - подсистемы управления РВиА - явно не соответствует велению времени. Единое руководство процессом создания АСУ военных округов до сих пор не налажено, а формально назначенные генеральный конструктор автоматизированной системы управления военного округа и главный конструктор автоматизированной системы управления РВиА в условиях недостаточного финансирования свои функции в полном объеме выполнять не могут.
Выход из сложившегося положения мы видим в принятии безотлагательных мер, ориентированных на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Мы считаем, что программа первоочередных мер должна предусматривать завершение модернизации разработанных, но по различным причинам не принятых на вооружение средств автоматизации. Необходимо оснащение органов управления РВиА современной вычислительной техникой и соответствующим СМПО, позволяющим выполнять в автоматизированном режиме управление ударами и огнем.
При реализации этой программы следует решить еще одну важную задачу - существенно минимизировать количество типов машин управления за счет их унификации. Это даст возможность сэкономить финансовые ресурсы для создания принципиально новых средств автоматизации. В частности, органы управления РВиА оперативного звена могут использовать комплекс средств автоматизации ракетных формирований. Он имеет достаточное количество автоматизированных рабочих мест и средств связи. Необходимы лишь соответствующее СМПО и каналы связи для информационного обмена. При работе начальников РВиА (артиллерии) объединений (соединений) на передовом пункте управления может быть использован комплекс общевойскового командующего (командира).
Из относительно недорогих новых проектов заслуживает внимания переносной комплекс управления огнем. Исходя из опыта боевых действий в Чечне и Дагестане, он должен рассматриваться в качестве выносного автоматизированного рабочего места любой машины управления на передовом или наблюдательном пункте. В этот комплекс предусматривается включить малогабаритную ЭВМ типа «ноутбук», носимую космическую навигационную систему, средства связи, наблюдения, разведки, целеуказания и наведения высокоточных боеприпасов. Реализация программы долгосрочных мер приведет к еще большей унификации технических средств автоматизированного управления. В перспективной системе управления достаточно будет иметь лишь пять унифицированных комплексов средств автоматизации, предназначенных для органов управления: оперативно-стратегического звена; тактического звена; ракетных формирований, формирований реактивных систем залпового огня крупного калибра и ракетно-технических частей; артиллерийских и противотанковых формирований; разведывательных формирований. Разработка унифицированных комплексов средств автоматизации позволит создать унифицированное СМПО и существенно сократить сроки подготовки оперативного состава и расчетов. Кроме этого, будет обеспечена возможность взаимозаменяемости как отдельных машин, так и комплексов в целом, что повысит живучесть и устойчивость всей АСУ.
При реализации программы основные усилия разработчиков ИЛО нужно сосредоточить на обеспечении информационной совместимости всех комплексов средств автоматизации управления РВиА, а также на создании условий для их интеграции в единую межвидовую АСУ. Необходим также переход к новым технологиям информационного взаимообмена, связанным с использованием в АСУ естественных языковых форм общения с ЭВМ, обменом картографической информацией и т.п. В более далекой перспективе развитие ИЛО будет нацелено на реализацию требований, предъявляемых к вновь разрабатываемым АСУ, а именно - на внедрение в них экспертных систем и систем искусственного интеллекта.
Совершенствование СМПО АСУ РВиА должно базироваться на единой методологии его построения, позволяющей определить оптимальные состав, структуру и технологию разработки задач и моделей для всех звеньев управления. Выполнение программ развития основных видов обеспечения АСУ дает возможность использовать потенциал средств огневого поражения на уровне 80-90%.
Другим важным шагом, способствующим повышению оперативности и качества работ по автоматизации управления, является создание в РВиА ВС РФ специализированного опытного участка (СОУ), предназначенного для проведения практических экспериментов по проверке и испытанию вооружения и военной техники рода войск в условиях, близких к боевым. Его основу должен составить многофункциональный имитационно-моделирующий комплекс, на котором можно практически исследовать вопросы разведывательно-огневого комплексирования в масштабе как отдельного подразделения, так и части, а также в оперативном и тактическом звене управления. По нашим замыслам, он также должен обеспечивать проведение комплексных экспериментальных исследований в области применения современных и перспективных информационных технологий в системе управления РВиА, возможность всесторонней проверки каждого принимаемого на вооружение комплекса средств автоматизации.
В составе такого СОУ предполагается наличие двух имитационно-моделирующих стендов - испытательного и технологического. Первый предназначен для осуществления комплексных исследований и практических экспериментов по вопросам управления ракетными ударами и огнем артиллерии в рамках разведывательно-огневой системы. Кроме того, он должен обеспечивать проведение всего комплекса мероприятий, определяемых программой государственных испытаний для каждого принимаемого на вооружение изделия. В состав испытательного стенда следует включить принятые на вооружение технические средства автоматизированного управления, а также средства, позволяющие моделировать работу всех сопрягаемых с испытываемым образцом объектов управления РВиА.
Технологический стенд планируется использовать для создания и автономной отладки СМПО комплексов средств автоматизации пунктов управления начальника РВиА (артиллерии) общевойсковых объединений (соединений и частей), а также комплексов средств автоматизированного управления ракетными, реактивными, артиллерийскими, разведывательными и противотанковыми формированиями. Он будет представлять собой совокупность персональных ЭВМ, объединенных в локальные вычислительные сети.
Подводя итог, необходимо отметить, что внедрение автоматизированных систем в процесс управления позволит значительно повысить уровень боевого потенциала РВиА, создаст реальные предпосылки для объединения всех средств разведки и поражения, находящихся в распоряжении общевойскового командира, в единую разведывательно-огневую систему.