СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6(11-12)/1999
СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Военно-Морской Флот: проблемы строительства
Адмирал В.И.КУРОЕДОВ
Контр-адмирал Л.Г.СИДОРЕНКО
Контр-адмирал И.Г.ЗАХАРОВ
В КОНЦЕ 80-х годов текущего столетия наша страна вступила в полосу основополагающих структурных изменений, затронувших все стороны ее жизни. Происшедшие кардинальные перемены вынудили пересматривать направления государственной политики во всех сферах, смещать приоритеты в различных областях деятельности, что заставляет по-новому взглянуть на место и роль Военно-Морского Флота в жизни государства.
По своим количественным и качественным параметрам российский ВМФ считался одним из наиболее сильных в мире. Он насчитывал более тысячи подводных лодок, надводных кораблей и катеров, располагал развернутой системой берегового базирования, мощной и достаточно эффективной инфраструктурой, развитой системой боевого управления, его плавучий тыл - более 600 кораблей специального назначения и судов всех типов - обеспечивал нормальную деятельность боевого состава флота. Переживаемый страной затяжной экономический кризис привел к тому, что резко сократился корабельный состав, оставшиеся в строю корабли находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, а строительство новых почти полностью прекращено.
Сегодня важно подчеркнуть, что одной из наиболее отличительных черт военно-морского флота как сложной организационно-технической системы является длительность периода его создания и становления. Поэтому многие ошибки и просчеты, которые по тем или иным причинам могут быть допущены при строительстве флота, в полной мере проявляются через 10, 20, а иногда и 50 лет.
Общий цикл становления и жизни нового поколения кораблей в современных условиях складывается из нескольких этапов: научно-исследовательские разработки (7-10 лет), выполнение опытно-конструкторских работ, в ходе которых формируются технологическая и организационно-техническая базы нового флота (10-15 лет), и, наконец, период строительства, который, в свою очередь, разделяется на этапы строительства серии кораблей одного класса (12-15 лет) и всей номенклатуры классов (не менее 20-30 лет), эксплуатации корабельного состава одного поколения (25-30 лет) и периода утилизации (5-7 лет), если таковой был заранее предусмотрен. Параллельно с выполнением работ на всех вышеназванных этапах должны отрабатываться административная и оперативная структуры флота, система отбора и подготовки кадров, создаваться и наращиваться система тылового обеспечения, боевого управления и т.п.
Таким образом, результаты решений, принимаемых относительно формирования одного поколения кораблей, могут ощущаться на протяжении 40-50 последующих лет, а касающихся облика всего корабельного состава флота - до 60-90 лет. При этом технические и технологические концепции, меняющиеся каждые 15-25 лет, повлекут за собой и изменения приемов боевого применения средств, создаваемых в соответствии с этими концептуальными положениями. Не могут не отразиться на военно-морской деятельности и перемены в геополитической ситуации.
То положение, в котором оказался сегодня ВМФ России, во многом является результатом не совсем дальновидной политики прошлого. Это выражается, в частности, в недостаточном развитии системы базирования, снижении эксплуатационной пригодности и модернизационных возможностей кораблей в угоду увеличению числа наступательных вооружений. Как следствие - заблуждения по поводу реальной ударной мощи флота, не обеспеченной необходимыми средствами разведки, целеуказания, морской авиацией и т. д.
Другим системным пороком предыдущего периода строительства флота стало формирование корабельного состава без прогноза на восполнение кораблей в будущем и утилизацию их по истечении срока службы. В 70-80-х годах на стапелях наших заводов строилось ежегодно по 10-12 и более боевых кораблей основных классов, включая такие уникальные, как тяжелые авианесущие и атомные ракетные крейсеры, тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения. Только в одном 1976 году флот получил 18 крупных боевых кораблей. Уже тогда было понятно, что такие высокие темпы строительства страна не в состоянии выдержать в течение продолжительного времени. Но, конечно, никто не мог предположить, что через два десятка лет начнется лавинообразный вывод кораблей различных классов из состава флота и самым серьезным образом встанет вопрос об их утилизации, начнут простаивать во многом уникальные производственные мощности. К началу 90-х годов эти процессы осложнились негативными общемировыми тенденциями. Так, рост цен на военно-морскую технику привел к сокращению мирового военного флота в целом. За последние пять лет темп сдачи новых кораблей в мире снизился примерно в два раза. Если эта тенденция сохранится, то уже через 10-15 лет корабельный состав мирового флота сократится более чем на треть. Кроме того, начавшаяся в этот же период информационная технологическая революция создала новые условия, при которых распределение общего объема ассигнований сместилось в пользу создания высокоточного оружия, средств получения и обработки информации, боевого управления, что, в свою очередь, еще больше повысило стоимость новых кораблей и снизило долю средств, выделяемых на их строительство.
Сегодня возможности развития флота еще в большей степени, чем в прежние годы, жестко зависят от уровня финансирования. Это объясняется прежде всего самой природой рыночных отношений, когда на практике промышленным производством управляет исключительно заказчик, распределяя и используя ассигнования по своему усмотрению. При этом выделяемых ВМФ в последние несколько лет средств на содержание корабельного состава и новое строительство катастрофически не хватает. Какое-то время удавалось сохранять плавающий корабельный состав за счет сокращения других статей финансирования и продления межремонтных сроков, но начиная с 1996 года, когда на эксплуатацию ВМФ стало отпускаться 10-12% от потребных средств, начался интенсивный вывод кораблей из состава флота.
Однако этого сокращения оказалось недостаточно, и командование ВМФ перешло к принципу дифференцированного обеспечения всеми видами снабжения и технического обслуживания корабельного состава флота: в полной мере обеспечивается и составляет силы постоянной боевой готовности только часть наиболее технически исправных кораблей. Другая, причем большая их часть, нуждается в различного вида ремонте, многие корабли, не входящие в силы постоянной готовности, очевидно, будут ускоренно выводиться из состава ВМФ. Средний возраст кораблей, входящих в состав флота, сегодня достигает примерно 16 лет, что существенно больше половины всего срока службы.
Не лучше обстоит дело и со строительством новых кораблей. Даже если будет принято решение только о сохранении численности флота, то и тогда для его восполнения понадобится сумма ассигнований, во много раз превышающая выделенную на весь государственный оборонный заказ 1999 года. При этом уже сложившаяся практика финансирования флота, при которой предусмотренные в Государственном бюджете средства фактически поступают в объеме, не превышающем 20-25% от назначенного, лишает какой бы то ни было перспективы авиацию ВМФ, объекты инфраструктуры и системы боевого управления.
Есть еще одно обстоятельство, о котором нельзя не сказать, рассуждая о будущем нашего флота. В начале 90-х годов в стране изменилась система хозяйствования, возникли новые формы собственности, сложились принципиально новые финансовые отношения. Несмотря на это, модернизация системы заказа Министерства обороны идет очень вяло, ничего не меняется в порядке проведения опытно-конструкторских работ (ОКР), в вопросах, касающихся строительства, модернизации и эксплуатации корабельного состава.
Если предположить, что нынешняя ситуация с финансированием сохранится, то для завершения более половины ОКР потребуется еще около 20-30 лет, по истечении которых заложенные в них технические решения уже вряд ли будут востребованы. Очевидно, давно назрел вопрос о коренной перестройке всей системы проведения ОКР, причем не только в ВМФ. Критериями новой организации и порядка финансирования этих работ, по нашему мнению, должны стать количество поступающих на вооружение образцов, не уступающих по своим характеристикам лучшим мировым аналогам, сроки их создания, эффективность используемых государственных средств. При этом единственный путь, позволяющий кардинально сократить количество разрабатываемых образцов, это широкая, в том числе и межвидовая, унификация вооружения и военной техники. Что касается возможностей по концентрации финансирования, то большую часть номенклатуры разрабатываемых ныне образцов необходимо будет перевести в категорию закупаемых на свободном рынке, имея в виду, что средства на их разработку будут изыскивать сами предприятия (в том числе за счет экспортных контрактов). Другая часть более дорогостоящих ОКР могла бы проводиться в рамках комплексных работ, выполняемых головными исполнителями (например, разработчиками кораблей), и только незначительное количество наиболее сложных и уникальных образцов вооружения и военной техники, создание которых требует длительного времени и огромных затрат, должно по-прежнему вестись по прямым договорам с Министерством обороны или при его частичной финансовой поддержке.
Следующий важный вопрос - организация серийного строительства. В ВМФ на протяжении ряда последних лет ведется систематическая работа по обоснованию программы военного кораблестроения на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу. В военно-политической области программа базируется на следующих основных положениях. Первое - Россия выполняет свои обязательства по условиям международных договоров об ограничении стратегических вооружений и в рамках этих договоров должна поддерживать и развивать ракетные подводные лодки стратегического назначения (сегодня эта задача решается за счет бюджета ВМФ). Второе - Россия выходит на пять относительно самостоятельных морских и океанских театров: северный, дальневосточный, балтийский, черноморский, каспийский. Ее военно-морское присутствие в этих регионах предусматривает решение следующих основных задач: достижение политических целей, защита национальных интересов России в жизненно важных для нее районах путем демонстрации, а в случае необходимости применения силы; защита экономических интересов страны, судоходства и производственной деятельности экономических структур путем поддержания определенного правового режима; сдерживание отдельных государств или их коалиций от применения военной силы (угрозы ею) путем поддержания боевой готовности ВМФ на уровне, обеспечивающем нанесение противнику неприемлемого ущерба; оборона с морских и океанских направлений в случае развязывания военного конфликта или войны против России; участие в океанографическом, гидрометеорологическом, картографическом, поисково-спасательном обеспечении потребностей государства.
Локальные конфликты прошедшего десятилетия подтверждают актуальность решения флотом задач по сдерживанию агрессии. В Югославии стратеги НАТО в очередной раз продемонстрировали наиболее вероятный сценарий ведения современной войны, в котором военный флот играет одну из ключевых ролей.
Как показывают расчеты, чтобы решить указанные задачи хотя бы на минимальном уровне, необходимо в течение ближайших десяти лет по меньшей мере в три-четыре раза увеличить ассигнования по линии Министерства обороны в целом. При этом доля ВМФ в военном бюджете должна возрасти до уровня не менее 30%. Тогда общий объем средств на строительство флота в два-три раза превысит те, что выделяются на это сегодня. Увеличение объема ассигнований является чуть ли не самой главной проблемой для Военно-Морского Флота. Вместе с тем очень важно правильно организовать производство и эффективно использовать выделяемые средства.
До 1991 года строительство кораблей в нашей стране осуществлялось непрерывно и его стоимость полностью определялась технологическим процессом. Сегодня на фоне инфляции стоимость корабля за время его строительства может вырасти в несколько раз по сравнению с первоначальной. Кроме того, причиной удорожания кораблей становится малая загруженность производственных мощностей и стремление производителей списать все постоянные издержки предприятия за счет военного заказа. В этих условиях единственным механизмом, позволяющим повысить эффективность вложения ассигнований, является переход к фиксированной сумме контракта с применением к подрядчику штрафных санкций за нарушение сроков строительства. Одно время казалось, что столь откровенно рыночная система формирования цены на корабль при отсутствии у производителя оборотных средств и практически не работающей в промышленности кредитной системе не может быть осуществлена. Однако практика доказывает обратное: за последние годы был успешно выполнен ряд достаточно крупных экспортных контрактов и именно на указанных или близких к ним условиях.
Расчеты и мировая практика показывают, что при современных темпах удорожания военно-морской техники строительство корабля среднего класса не должно по времени превышать пяти, а серии - 12 лет. Это значит, что каждый год заводу должно выплачиваться не менее 15- 20% стоимости постройки корабля, а при серии в шесть кораблей - до 50% этой стоимости. Тогда вложение средств будет эффективным, а строительство осуществлено с минимальными финансовыми потерями.
Сегодня же средства на всех участников программы военного кораблестроения распределяются так, что на каждый строящийся корабль ежегодно приходится не более 3-5% его стоимости. Понятно, что в этом случае процесс создания новых кораблей растянется на 20-35 лет, а если говорить более определенно, то на таких условиях вести строительство флота просто невозможно. За это время корабли устареют, начнется процесс их разрушения, истекут гарантийные и ресурсные сроки устанавливаемого на них оборудования. Наконец, наступит день, когда они, так и не достроенные, будут списаны на металлолом.
Если существующая сегодня практика строительства будет продолжена, а объемы финансирования не увеличены, нам скорее всего так и не удастся ввести в строй ни один военный корабль, заложенный после 1991 года (сейчас идет только достройка кораблей, находящихся в высокой степени готовности). Уже сегодня можно сказать, что численность корабельного состава флота к 2010 году не превысит 100-120 единиц основных классов кораблей, несмотря на те дополнительные усилия, которые предпринимаются для улучшения положения дел. При такой численности наш флот будет в три раза меньше, чем ВМС США, и, возможно, сравним с ВМС Франции или Германии. Однако дальнейшее затягивание решения поднятых здесь вопросов может существенно ухудшить эту оценку и поставить Россию в положение третьеразрядного государства. Мы можем потерять весь корабельный состав флота уже через 10-12 лет.
Таким образом, основная причина тяжелого положения, в котором оказалось военное кораблестроение, коренится в самой системе заказа, его нормативном обеспечении и организации, а также в неумении распоряжаться финансовыми средствами с учетом изменившейся в стране ситуации.
Руководство ВМФ подготовило обоснование основных направлений реорганизации системы заказа, а также предложения в законодательные и подзаконные акты, регулирующие отношения заказчика и подрядчика. Ведутся интенсивные поиски новых подходов к организации и проведению работ по поддержанию в технически исправном состоянии плавающих кораблей. Заказывающие органы ВМФ используют такие новые формы, как объединение в единую целевую программу всех работ, связанных с созданием наиболее важных и перспективных кораблей следующего поколения. Но еще недостаточно конструктивно работают государственные структуры, оставляет желать лучшего деятельность финансовых органов Минобороны, в том числе ВМФ, которые зачастую не могут адаптироваться к современным условиям рыночной экономики. Необходимо готовить новые кадры, более решительно внедрять современные методы работы.
Ответственность перед будущими поколениями не должна оставлять равнодушным к проблемам флота не только руководство МО РФ, но и представительскую власть, а также широкую общественность. Более того, многие вопросы необходимо рассматривать на самом высоком государственном уровне, под эгидой Совета Безопасности и Президента России. Только совместными усилиями можно решить сложнейшую проблему строительства современного Военно-Морского Флота, соответствующего статусу великой державы.