ДОКТРИНЫ И ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4-5/1992

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОЙ

ДОКТРИНЫ И ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

Оборонная достаточность: критерии и методы оценки

Генерал-майор Ю. А. НИКОЛАЕВ,

кандидат военных наук

ПРИ разработке актуальных проблем оборонного строительства широко обсуждается вопрос о разумной достаточности обороны. Особую значимость он приобретает при обосновании военного бюджета, прежде всего статей расходов, связанных с созданием (разработкой и производством) нового оружия и боевой техники.

Авторами ряда публикаций предложено несколько определений, характеризующих принцип оборонной достаточности. Общий смысл их сводится к тому, что под оборонной достаточностью понимается такое состояние Вооруженных Сил, которое обеспечивает отражение агрессии оборонительными действиями и в то же время не позволяет проводить широкомасштабные наступательные операции. На наш взгляд, такой подход чреват односторонностью. Мы считаем, что если принцип оборонной достаточности тесно связан с понятием военно-стратегического паритета, то и рассматриваться должен в диалектическом единстве с принципом равной безопасности. Именно последний всегда являлся краеугольным камнем внешней политики любого миролюбивого государства. В этом случае речь идет о примерном равенстве военных сил и возможностей сторон. Однако равенство военных возможностей может достигаться на различных уровнях - от максимального, подстегиваемого гонкой вооружений, до минимального, обеспечивающего только потребности обороны. При этом следует подчеркнуть, что оборонная достаточность может иметь место и в условиях неравенства сил сторон, если будет обеспечено такое их соотношение, при котором агрессор не в состоянии преодолеть оборону противоборствующей стороны.

С учетом изложенного состав и состояние Вооруженных Сил, отвечающие принципу оборонной достаточности, могут изменяться, по нашему мнению, в широком диапазоне. Верхняя его граница должна соответствовать принципу равной безопасности и, следовательно, предполагает равное соотношение сил и военных возможностей. Нижняя граница соответствует тому минимальному боевому составу Вооруженных Сил, при котором еще может быть достигнут успех в оборонительных операциях против превосходящих сил противника. Такое состояние армии и флота характеризуется как уровень минимальной оборонной достаточности. Все другие варианты боевого состава Вооруженных Сил, находящиеся между верхней и нижней границами, также отвечают требованиям принципа оборонной достаточности, что дает возможность гибко реагировать при ведении переговоров о сокращении вооружений. Поэтому обоснованное определение уровня оборонной достаточности предполагает получение количественных оценок путем проведения соответствующих расчетов, в результате чего

принимается решение о составе Вооруженных Сил с учетом количества и качества оружия и боевой техники.

Для получения количественных оценок особенно важно, во-первых, выбрать критерии для обоснования оборонной достаточности, во-вторых, определить их требуемые уровни и, наконец, иметь соответствующий математический аппарат для выполнения расчетов.

Рассмотренное выше соотношение принципов оборонной достаточности и равной безопасности, их влияние на систему вооружения позволяет предложить в настоящей статье метод решения задач количественных оценок оборонной достаточности для обоснования позиций на переговорах по сокращению вооружений и выделения минимально необходимых расходов на оборону. При этом следует учитывать, что требуемый уровень оборонной достаточности одной стороны может быть найден только в сопоставлении с военными возможностями другой. А они (возможности сторон) зависят главным образом от количества и качества вооружения и военной техники, которой оснащены их вооруженные силы. В связи с этим определение состава Вооруженных Сил, отвечающего принципу оборонной достаточности на ближайшее будущее, самым непосредственным образом связано с состоянием и перспективами развития их системы вооружения.

В целях достижения строгой научной обоснованности развития системы вооружения исследования должны вестись на базе единой методологии с использованием различных методов. Ее основой является сопоставление перспективной системы вооружения армии и флота с возложенными на них задачами. К основным из них, которые могут выполнять ВС в мирное время и в ходе войны в форме стратегических действий, на наш взгляд, относятся следующие. Первая - сдерживание потенциального противника от развязывания ядерной войны за счет сохранения возможности нанесения неприемлемого ущерба его вооруженным силам и военно-экономическому потенциалу в случае ее развязывания. Нарушение функционирования жизненно важных военно-экономических объектов противника на удаленных территориях в обычной войне. Вторая, третья и четвертая задачи связаны с отражением воздушно-космического нападения противника, его агрессии на континентальных, а также океанских и морских театрах военных действий - соответственно. Пятая - обеспечение повседневной деятельности Вооруженных Сил и их эффективных действий в военное время.

Эти задачи необходимо сопоставить с системой вооружения армии и флота, выраженной в виде совокупности военно-технических систем и подсистем оружия и боевой техники, предназначенных для их решения. Любая подсистема может быть представлена в виде полного перечня боевых (ударных) средств и средств, обеспечивающих их действия, которые состоят на вооружении, находятся в серийном производстве и предлагаются для разработки. При этом необходимо указывать основные тактико-технические характеристики (ТТХ) и цели создания. Для образцов и комплексов, запланированных к разработке и серийному производству и составляющих обновляемую часть системы вооружения армии и флота, следует показать ассигнования, которые требуются для этого. "В дальнейшем имеющимися экспертными и математическими методами осуществляется выбор образцов, включаемых в проекты плановых документов, производится балансировка системы вооружения по задачам и ресурсам. В результате этого определяется проект перспективной системы вооружения ВС, отвечающий их задачам с учетом выделенных ассигнований, и готовятся предложения в плановые документы как обновляемая часть этой системы.

Анализ содержания задач, возлагаемых на ВС, показывает, что система вооружения должна включать в себя как ядерное, так и обычное оружие. Соответственно и уровень оборонной достаточности должен рассматриваться, исходя из этого положения. Причем оборонная достаточность в ядерных вооружениях определяется главным образом способностью армии и флота выполнять первую задачу - сдерживать потенциального противника от развязывания ядерной войны за счет сохранения возможности нанесения неприемлемого ущерба его вооруженным силам и военно-экономическому потенциалу в случае ее развязывания. С учетом этого верхний уровень оборонной достаточности ядерных вооружений Содружества независимых государств (СНГ), как было указано ранее, обусловливается ядерным паритетом с другой стороной. Нижний, минимально необходимый уровень оборонной достаточности, находится с помощью критерия, содержащегося в формулировке самой задачи. Это - неприемлемый ущерб. Он определяется количеством расчетных объектов, которые требуется поразить СЯС, чтобы выполнить задачу в ядерной войне. Методы его вычисления достаточно отработаны и широко используются в практике исследований по обоснованию перспектив развития стратегических вооружений. Таким образом, имеются все условия для определения минимальной оборонной достаточности в области ядерных вооружений.

Состав группировки ударных и обеспечивающих стратегических средств, отвечающей минимально необходимому уровню оборонной достаточности, может быть найден путем моделирования вероятных действий СЯС в соответствии с возможностями эвентуального противника в заданные моменты прогнозируемого периода времени. При этом с учетом стоимости разработки, производства и эксплуатации стратегических средств определяется объем ассигнований, потребных для поддержания минимальной оборонной достаточности (применительно к ядерному оружию).

Оборонная достаточность в обычных вооружениях выводится посредством анализа содержания второй, третьей и четвертой задач и определения необходимого вооружения для их решения, а затем и ассигнований на него. Верхний уровень оборонной достаточности в каждой из задач обусловливается паритетом с эвентуальным противником в обычных вооружениях, обеспечивающим равенство в силах. Чтобы определить нижний уровень, требуется выбрать и обосновать для каждой задачи соответствующий критерий и методы его вычисления.

Отметим, что сущностью каждой задачи является отражение агрессии, пресечение стремления противника нанести такой ущерб группировкам Вооруженных Сил и объектам военно-экономического потенциала обороняющейся стороны, который позволил бы ему захватить стратегическую инициативу и в дальнейшем диктовать условия для прекращения военных действий. Исходя из этого, общим критерием для любой из задач будет расчетный ущерб, наносимый потенциальным противником в ходе воздушно-космического нападения и агрессии на континентальных и океанских (морских) ТВД за определенный период военных действий. Очевидно, что требованиям оборонной достаточности отвечают такие группировки Вооруженных Сил, которые не позволят нападающему при осуществлении его планов достигать запланированного уровня наносимого ущерба.

Разработанная методология системного обоснования перспектив развития военной техники и используемые в практике исследований комплексы математических моделей и методик дают возможность выполнять любые расчеты, с помощью которых, в частности, определяются боевой и численный состав группировок ВС, предназначенных для решения второй и третьей задач с заданным уровнем, и требуемые для этого ассигнования. При этом показателем эффективности группировки ВС, созданной для решения второй задачи, может быть математическое ожидание числа уничтоженных средств воздушного нападения противника или предотвращенный ущерб, при выполнении четвертой задачи-уровни решения определенной совокупности задач силами и средствами видов ВС на океанских (морских) ТВД.

Итак, в практике научных исследований используется математический аппарат, позволяющий определять боевой и численный состав группировок ВС, предназначенных для отражения воздушно-космического нападения и агрессии противника на континентальных и океанских (морских) ТВД, при заданных показателях их эффективности. Очевидно, что если они соответствуют максимально допустимому ущербу, наносимому группировкам ВС и объектам военно-экономического потенциала, то такой боевой состав отвечает принципу минимальной оборонной достаточности.

Нахождение (задание) требуемого уровня эффективности группировок ВС при отражении агрессии, связанное с определением максимально допустимого ущерба, выходит за рамки традиционных исследований по обоснованию перспектив развития вооружения и потому на практике реализация этого вопроса встречает особенно большие трудности. Однако логично предположить, что требуемые уровни решения задач, отражаемые в концепциях развития видов ВС (в условиях оборонительной доктрины), отвечают принципу оборонной достаточности и определяются с учетом максимально допустимого ущерба.

Таким образом, для вычисления уровней минимальной оборонной достаточности при решении задач отражения воздушно-космического нападения противника и его агрессии на океанских (морских) ТВД имеются все необходимые условия: критерии, их требуемые уровни и аппарат для проведения расчетов.

Определение уровня минимальной оборонной достаточности при выполнении третьей задачи (отражение вторжения противника на континентальных ТВД) связано с учетом некоторых особенностей. Военные действия на КТВД являются наиболее сложными как по характеру, так и по составу участвующих в них разнородных сил и средств практически всех видов ВС и родов войск. До последнего времени требования к эффективности оружия и боевой техники, применяемых на КТВД, задавались уровнями решения отдельных задач, таких, как разведка противника, отражение воздушного нападения, нанесение поражения ударным группировкам сухопутных войск и др. Отсутствие обобщенного критерия не позволяло оценивать эффективность решения этой задачи в целом. Кроме того, при определении уровня минимальной оборонной достаточности на КТВД важно учитывать принципиальную особенность, свойственную только данной задаче.

При ведении военных действий на КТВД ущерб военно-экономическому потенциалу обороняющейся стороны может быть нанесен не только действиями средств нападения противника, как это происходит пои отражении его воздушно-космического нападения и агрессии на океанских (морских),ТВД. В ходе неудачных оборонительных сражений войска могут отойти в глубь страны, оставляя противнику обширную территорию с находящимися на ней административно-политическими центрами, предприятиями промышленности, объектами энергетики, портами, аэродромами, узлами железных и автомобильных дорог и другими объектами военно-экономического потенциала. При восстановлении утраченного положения контрнаступательными действиями, эти объекты могут быть возвращены, но, по-видимому, в состоянии, исключающем их быстрое дальнейшее использование. Проводимые исследования показывают, что количество таких объектов исчисляется сотнями. Очевидно, что многомиллиардный ущерб, связанный с потерей территории, будет значительно выше того, который может быть нанесен военно-экономическому потенциалу обороняющейся стороны средствами воздушного нападения противника при его агрессии с воздуха и моря. При таком подходе «цена» оставляемой территории из оперативно-тактической категории переходит в экономическую, что необходимо учитывать при выборе критерия, отвечающего принципу оборонной достаточности и определении его уровня.

Данные соображения позволяют предложить и обосновать обобщенный критерий, определяющий эффективность действий группировок войск (сил) на ТВД с учетом конечных результатов. Им является расчетная глубина отхода обороняющихся войск в оборонительной операции под ударами превосходящих сил противника. Он характеризует не только количественный и качественный состав противостоящих сторон, соотношение сил и эффективность их вооружения с учетом применяемых форм и способов боевых действий, но и возможный ущерб военно-экономическому потенциалу обороняющейся стороны.

Необходимые расчеты, по нашему мнению, могут быть выполнены с использованием имеющегося математического аппарата. При одном и том же боевом и численном составе противника путем многократного математического моделирования оборонительной операции по одному и тому же сценарию с изменением состава вооружения обороняющегося можно получить несколько альтернативных вариантов боевого состава группировки, обеспечивающей отражение агрессии с временной потерей той или иной части территории. Исследование этой проблемы показывает, что расчетная глубина продвижения агрессора будет тем меньше, чем эффективнее вооружение противостоящей ему оборонительной группировки.

Таким образом, задавая максимально допустимую глубину продвижения противника (уровень критерия), можно определить номенклатуру и количество вооружения и военной техники, потребных для оснащения группировки ВС на ТВД и обеспечивающих отражение агрессии при уровне, отвечающем принципу минимально необходимой оборонной достаточности. Затем, с учетом стоимости, рассчитываются нужные ассигнования.

С оперативно-стратегической точки зрения принципу минимальной оборонной достаточности отвечает, на наш взгляд, группировка, способная в случае внезапного нападения противника остановить его продвижение на глубине, где еще обеспечивается устойчивость обороны, с последующим восстановлением положения по госгранице в готовности к переходу в наступление. С экономической точки зрения уровень выбранного критерия - расчетная глубина продвижения агрессора - может быть уменьшен, а это повлечет за собой увеличение требуемого боевого состава группировки ВС и рост ассигнований на вооружение и военную технику. Следует отметить, что в практике оперативной подготовки уровень этого критерия фактически задается рубежами нанесения контрударов в оборонительной операции, которые выбираются исходя из прогнозируемого хода наступления нападающей стороны.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящее время имеются объективные возможности выражения качественных оценок принципа оборонной достаточности через количественные показатели. Изложенный методический подход позволяет на основе заданных уровней оборонной достаточности определить боевой состав группировок ВС с учетом военно-политической обстановки, потенциального противника и его боевой мощи, технического оснащения своих войск (сил), а также минимально необходимые ассигнования для создания нового оружия и боевой техники.

Военная мысль,- 1990. - №№ 7, 8, 11, 12; 1991-№2


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации