(По материалам иностранной печати)

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4-5/1992

Об аэромобильных войсках НАТО

(По материалам иностранной печати)

Полковник Ю. А. АНДРЕЕВ

ПРОИСХОДЯЩИЕ в мире процессы по ослаблению международной напряженности побудили военно-политическое руководство Североатлантического союза выдвинуть новые концепции использования объединенных вооруженных сил (ОВС) блока в возможных вооруженных конфликтах. Соглашения о сокращении вооруженных сил и вооружений, а также практическая реализация уже имеющихся договоров в этой области прежде всего приведут к значительному уменьшению численности сухопутных войск. В этой связи командование ОВС НАТО намерено повысить мобильность этого вида вооруженных сил за счет дальнейшего развития аэромобильных сил быстрого развертывания (СВР). Их основными преимуществам и, по мнению военных специалистов, являются: высокая подвижность; использование как в обороне, так и в наступлении на главных направлениях флангах действующих группировок войск; возможность независимо от рельефа местности, естественных и искусственных преград преодолевать значительные расстояния с более высокой скоростью, чем механизированные и бронетанковые войска и др.

К основным задачам, решаемым СВР, можно отнести: прикрытие войск на наиболее угрожаемых направлениях в случае внезапно го нападения противника; ведение сдерживающих боев для обеспечения развертывания и вступления в бой бронетанковых и механизированных соединений сухопутных войск. Помимо этого, их предполагается использовать для захвата важных в оперативном или тактическом отношении районов местности, создания плацдармов при форсировании крупных водных преград, овладения горными перевалами и дефиле, занятия с последующим удержанием или разрушением транспортных узлов. Планируется также выброска аэромобильных частей (подразделений) в тыл противника для выполнения следующих задач: дезорганизации управления и нарушения его работы; уничтожения (разрушения) тыловых коммуникаций противника; оказания содействия войскам, действующим с фронта. Для решения этих задач аэромобильные соединения, части и подразделения должны обладать достаточной оперативной и тактической самостоятельностью, способностью вести боевые действия в отрыве от главных сил.

В целях повышения аэромобильности получила дальнейшее развитие армейская авиация (АА), в состав которой включаются вертолеты и легкие самолеты. При этом роль последних существенно снижается, а первых - возрастает. Связано это с тем, что вертолетные формирования способны действовать практически в любых условиях обстановки, погоды и времени суток, внезапно наносить удары по объектам противника за счет быстрого сосредоточения и переноса усилий на важнейшие участки и направления, своевременно наращивать противотанковые возможности общевойсковых соединений, значительно увеличивать глубину огневого воздействия и оказывать существенное влияние на ход и исход боя. Помимо этого, они могут действовать без аэродромов и оборудованных площадок на различных ТВД.

Широкий диапазон задач, решаемых армейской авиацией, обусловливает оснащение ее частей и подразделений различными типами вертолетов. По своим характеристикам они подразделяются на разведывательные, огневой поддержки (противотанковые с ПТУР, ударные), многоцелевые, транспортно-десантные и специальные. Ведущая роль в их разработке и производстве, наряду с США, принадлежит Франции, Германии, Великобритании и Италии, располагающих развитой авиационной промышленностью. Следует отметить, что начиная с 1984 года Франция и Германия ведут совместную разработку боевого вертолета 90-х годов РАН-2, предназначенного для боевых действий в сложных метеоусловиях, ночью. Его исполнение планируется в трех вариантах: противотанковый для бундесвера, разведывательно-ударный и противотанковый для сухопутных войск Франции. Многоцелевой вертолет NH-90 заменит американский UH-ID. Он может быть представлен двумя разновидностями: транспортно-десантный (для сухопутных войск и ВВС) и противолодочный (для размещения на единых фрегатах НАТО 90х годов). Их поставки в войска планируются в середине 90-х годов. Осуществляются также программы по производству вертолета А-129 и специального - по радиоэлектронной борьбе. В целом работы по качественному обновлению вертолетного парка включают следующие направления: создание образцов нового поколения, в том числе разведывательно-ударных; разработка современных типов вертолетного вооружения, включая ракеты класса «воздух - воздух», а также комплексы ПТУР, отвечающие требованиям концепции «выстрелил и забыл»; оснащение летательных аппаратов современными бортовыми средствами разведки, целеуказания и РЭБ; повышение защищенности и увеличение полезной нагрузки вертолетов.

Ведутся работы по защите противотанковых и разведывательных вертолетов от «вертолетов-истребителей» противника за счет оснащения первых легкими УР класса «воздух-воздух», разрабатываемыми на базе ЗУР «Стингер». В будущем планируется создать специальные вертолеты сопровождения, оборудованные ракетами данного класса и аппаратурой ночного видения.

Организация, боевой и численный состав, распределение армейской авиации в структуре сухопутных войск стран НАТО неодинаковы в связи с тем, что во многом зависят от экономических, технических и финансовых возможностей, места и роли на театрах военных действий. По целевому предназначению вертолеты сведены в звенья (взводы), эскадрильи (роты), батальоны, полки, бригады и организационно входят в состав общевойсковых соединений и объединений или имеют статус отдельных частей центрального подчинения.

Так, в США АА организационно сведена в бригады армейской авиации общевойсковых дивизий и армейских корпусов.

В ФРГ части и подразделения АА имеются в армейских корпусах и дивизиях, территориальных войсках и частях центрального подчинения. Они сведены в командования армейской авиации 1, 2 и 3 АК (по три полка в каждом), 6 мпд (один полк) и эскадрильи мотопехотных и танковых дивизий (за исключением 6 мпд и 9 вдд). В территориальных войсках имеется 3 отдельных эскадрильи (по одной в каждом командовании). Некоторые из них предназначены для обеспечения деятельности главного штаба бундесвера, штаба СГА ОВС НАГО и школы армейской авиации.

В Великобритании существуют 5 полков, 6 отдельных вертолетных эскадрилий, 2 отдельных вертолетных звена. Все они, за исключением отдельного полка и учебного центра армейской авиации, входят в состав общевойсковых объединений, соединений и частей, дислоцирующихся в Германии, Великобритании и за пределами зоны ответственности НАТО.

Франция пока единственная западноевропейская страна, которая располагает .аэромобильными соединениями на вертолетах. Организационно АА сухопутных войск включает полки, группы и отдельные эскадрильи. В ее состав входят: 6 полков армейской авиации (3 в составе 4-й аэромобильной дивизии командования СВР и по одному в 1, 2 и 3 АК); 8 групп армейской авиации (по одной в армейских корпусах, 4 группы окружного подчинения, одна в составе контингента войск на заморских территориях), а также отдельная эскадрилья армейского подчинения.

В сухопутные войска Италии включены 4 полка и 12 отдельных эскадрилий армейской авиации. Три полка входят в состав трех армейских корпусов, а один - в главный штаб сухопутных войск. Есть также эскадрильи в армейских корпусах, военных округах и в двух отдельных бригадах.

Три полка и 11 батальонов АА насчитывается в Турции, которые организационно входят в состав полевой армии и армейских корпусов. Батальоны, роты и взводы армейской авиации Греции входят в состав полевой армии, армейских корпусов и отдельных бронетанковых бригад.

Испания имеет 3 группы армейской авиации и 3 отдельных батальона. В ряде других государств (Нидерланды, Норвегия, Португалия, Люксембург) вертолеты и легкие самолеты сведены в отдельные эскадрильи и находятся в составе национальных ВВС. Необходимо отметить, что все перечисленные страны готовят летно-технический персонал для армейской авиации в учебных центрах.

Из общего количества вертолетов, имеющихся на вооружении западноевропейских государств - членов НАТО, наибольший удельный вес приходится на многоцелевые (до 40 проц.), за ними следуют вертолеты огневой поддержки (около 25 проц.), различного назначения (более 20 проц.) и транспортно-десантные. В настоящее время в НАТО еще нет их достаточно четкой классификации. Так, разведывательные (в разведывательно-ударном варианте) могут относиться к вертолетам огневой поддержки, а разведывательные и связи (ВО-105М)-к много целевым. Некоторые, например UH-ID «Ирокез», могут относиться и к многоцелевым, и к транспортно-десантным, в зависимости от их оснащения и вооружения.

В последнее время в боевом применении армейской авиации наметилась новая концепция, значительно повышающая аэромобильность сухопутных войск. Военные специалисты НАТО считают, что она должна перейти на следующий этап своего развития, т. е. освободиться от жесткой связи с наземными войсками, получить большую самостоятельность и более полно использовать свои боевые возможности. Для этого, по их мнению, надо создать аэромобильные дивизии, включающие части боевых (в том числе противотанковых) вертолетов, обладающих высокой огневой мощью и аэромобильностью, совершенствовать воздушно-десантные войска и транспортные вертолеты. В этой связи в странах НАТО проводятся исследования возможных вариантов применения аэромобильных войск в составе армейских .корпусов и групп армий.

В настоящее время данным требованиям в наибольшей степени отвечают аэромобильные соединения сухопутных войск США. Западно-европейские страны значительно отстают, однако предпринимают активные усилия по практической реализации планов создания аэромобильных войск в составе национальных вооруженных сил. Так, во Франции в 1983 году созданы СВР, которые в своем составе имеют соединения, непосредственно предназначенные для проведения аэромобильных операций. К ним относятся 4 аэд, 11 вдд и 6 бркд. Первая предназначена для борьбы с танками противника на ЦЕ ТВД.

11 вдд, очевидно, будет участвовать в аэромобильных операциях совместно с 4 аэд и вести борьбу с бронетанковыми войсками противника как в полосе действий армейских корпусов, так и самостоятельно. Ее переброска осуществляется самолетами и вертолетами армейской авиации.

Предназначение 6 бркд аналогично двум первым дивизиям. Помимо этого, она может изолировать районы боевых действий, наносить удары во фланг и тыл, создавать условия для перехода войск армии (армейского корпуса) в наступление на направлениях выдвижения танковых и механизированных соединений противника, а также придаваться мобильным силам НАТО. По мнению командования вооруженных сил Франции, эти дивизии обладают высокой мобильностью, достаточной огневой мощью, что позволяет им выполнять различные задачи как на Европейском театре войны, так и в других районах мира.

В Великобритании на базе 24-й мотопехотной бригады создана 24-я аэромобильная бригада для борьбы с прорвавшимися танками противника. По мнению военных специалистов, она еще не в полной мере отвечает современным требованиям, так как ее применение в боль шей степени идентично парашютно-десантной части ВДВ бундесвера, чем аэромобильной США или Франции. Руководством бундесвера пред ложен иной подход к решению вопроса аэромобильности сухопутных войск.

В 1988 году министр обороны ФРГ на декабрьской сессии Совета НАТО внес предложение сформировать объединенную аэромобильную дивизию и передать ее в распоряжение командующего Северной группой армий. В ее состав предполагается включить: бригаду противотанковых вертолетов армейской авиации сухопутных войск бундесвера; 24-ю аэромобильную бригаду Великобритании; бельгийскую бригаду парашютистов «коммандос» и голландские подразделения. Предложение нашло положительный отклик, и министры обороны стран НАТО поручили Комитету военного планирования изучить его и представить подробный доклад.

Вариант включения многонациональных аэромобильных соединений в группы армий или равные им объединения также остается в силе. В составе такой дивизии могут быть бригады: две-три аэромобильные, боевых вертолетов, транспортно-десантная, а также части (подразделения) наземной и воздушной разведки, ПВО, боевого и тылового обеспечения. Основу их создания составят существующие и создаваемые аэромобильные войска отдельных стран НАТО. В целом наличие таких сил будет способствовать повышению внезапности действий, боевых возможностей сухопутных соединений, эффективному сочетанию огня и маневра на поле боя, а также быстрому сосредоточению превосходящих сил на важнейших направлениях действий противника.

Военные круги НАТО понимают, что процесс создания аэромобильных войск на многонациональной основе займет достаточно дли тельный срок из-за комплекса проблем политического, военного, финансового и технического характера. Тем не менее, руководство блока уже предпринимает конкретные шаги в данном направлении, о чем свидетельствуют результаты сессии высших органов НАТО, состоявшейся а мае-июне 1991 года. В ноябре прошлого года была принята «новая стратегическая концепция НАТО», предусматривающая реорганизацию объединенных вооруженных сил блока. В частности, в составе ОВС будут созданы силы быстрого развертывания численностью 70-100 тыс. человек, включающие и мобильные силы НАТО (до 10 тыс. человек). Их комплектацию предлагается проводить на многонациональной основе в количестве 4-5 дивизий (3 из них - аэромобильные). Одна смешанная аэромобильная дивизия будет включать немецкие, голландские и бельгийские части и подразделения, другая - итальянские, греческие и турецкие, в состав третьей дивизии войдут сухопутные войска Великобритании.

Опыт учений, проводимых в рамках НАТО, дает основание сделать вывод, что аэромобильная операция проводится в несколько этапов, включающих: планирование и подготовку, создание необходимого количества аэромобильных групп, переброску (выдвижение) и десантирование, ведение боевых действий.

Аэромобильная группа в своем составе имеет: 1-2 эскадрильи противотанковых вертолетов, одну-вертолетов огневой поддержки, эскадрилью транспортно-десантных вертолетов и противотанковую (мотопехотную) роту. Основными ее задачами являются рейдовые действия на танкоопасных направлениях и высадка тактических воздушных десантов. В первом случае для поражения бронеобъектов противника применяются противотанковые вертолеты, которые действуют последователь но, волнами. На направлениях выдвижения бронетанковых и механизированных частей противника с помощью транспортно-десантных вертолетов высаживаются противотанковые роты, которые после огневого налета (по 2 пуска ПТУР с каждой ПУ) перемещаются под прикрытием вертолетов огневой поддержки на новые огневые рубежи на удалении 8-10 км от предыдущих. Для захвата объекта (рубежа) высаживается тактический десант на глубину до 50 км. Ширина полосы пролета достигает 2 км. Средства ПВО противника на маршруте полета предварительно уничтожаются ударами и огнем артиллерии.

Заслуживает внимания и практический опыт использования СВР Франции на учениях, проводимых в Европе. Впервые планы их приме нения в составе первого оперативного эшелона группировки О ВС НАТО на ЦЕ ТВД в начальный период войны были отработаны на совместных франко-западногерманских учениях «Кеккер Шпатц» в 1987 году. В течение 48 ч. соединения и части СВР (более 20 тыс. человек) были переброшены на территорию ФРГ, переданы в подчинение командиру 2 АК сухопутных войск бундесвера и участвовали в нанесении контр удара по «вклинившейся группировке войск противника». Широко применялась армейская авиация. Наиболее активно для борьбы с танками противника привлекались противотанковые вертолеты, действующие группами по 2-4 вертолета во взаимодействии со штурмовиками А-10, а аэромобильные части 4 аэд в составе аэромобильных групп, используя тактику «скачков», высаживали тактические воздушные десанты в целях захвата очередного рубежа и удержания до подхода главных сил.

Считается целесообразным использовать СВР в следующих вари антах: создание на базе двух дивизий аэромеханизированного корпуса в составе воздушного (4 аэд) и наземного (6 бркд) эшелонов для раз вития успеха в наступлении и ведения рейдовых действий в оперативной глубине; применение данных дивизий в качестве мобильного противотанкового резерва группы армий для борьбы с оперативными маневренными группами противника.

Во втором случае боевой порядок дивизий, как правило, строится в два эшелона в полосе до 80 км. В первом - 6 бркд и мотопехотный полк 4 аэд, во втором (на удалении 20-30 км)-полки армейской авиации аэромобильной дивизии. Мотопехотные части, ведя сдерживающие действия, обеспечивают втягивание наступающей группировки противника в «огневой мешок» для ее последующего поражения противотанковыми вертолетами. За сутки боевых действий противотанковый резерв в составе двух дивизий может уничтожить свыше 400 единиц бронетанковой техники противника. Помимо этого, мощное вооружение вертолетов, их высокая маневренность и значительный радиус действий Позволят эффективно дополнить ударную силу бронекавалерийских частей, что обеспечит быстрое продвижение в глубину территории, занятой противником. Темп наступления может составить до 80 км в сутки.

По мнению военных экспертов бундесвера, аэромобильность имеет специфические качества и поэтому нельзя механически сравнивать бое вые возможности аэромобильной дивизии с танковой или механизированной. Однако умелое сочетание тех и других может дать значительно больший эффект как в наступлении, так и в обороне. Например, в странах НАТО, где пока нет аэромобильных соединений, но в составе общевойсковых дивизий имеются части армейской авиации, предложен эффективный метод нанесения наземно-воздушных ударов смешанными тактическими группами, которые включают пехотные, мотопехотные, танковые, артиллерийские, зенитные подразделения, а также подразделения боевых разведывательных многоцелевых и транспортных вертолетов.

Война в зоне Персидского залива позволила командованию вооруженных сил стран-участниц антииракской коалиции практически отработать ряд вопросов, имеющих прямое отношение к решению проблем, связанных с созданием и использованием аэромобильных войск. В ходе операции «Буря в пустыне» многонациональные силы (МНС) широко использовали аэромобильные войска для решения тактических и оперативных задач. Так, на Западном направлении участвовали в боевых действиях части 4 аэд и 6 бркд. В резерве находился усиленный 18-й воздушно-десантный корпус США, в основе которого были высоко мобильные 82-я воздушно-десантная и 101-я воздушно-штурмовая дивизии. В полосах наступления объединений и соединений МНС действо вали вертолетные рейдовые отряды, представляющие собой воздушно-наземные тактические группы в звене рота-батальон. Они выполняли задачи по сковыванию выдвигающихся подразделений и частей из со става вторых эшелонов (резервов), нанесению внезапных ударов по танковым и механизированным колоннам, блокированию путей отхода иракских формирований, дезорганизации системы управления и деятельности тыла, отвлечению сил и средств противника от решения главных задач и оказанию психологического воздействия на его личный состав.

В ходе наступления МНС наибольшую эффективность показали бронетанковые и механизированные соединения, действовавшие во взаимодействии с аэромобильными, воздушно-десантными и воздушно-штурмовыми соединениями. Высокая насыщенность сухопутной группировки армейской авиацией обеспечивала маневренность и оперативную мобильность. Широкое применение противотанковых вертолетов повышало качество борьбы наступающих соединений МНС с танками и другими бронированными целями иракской армии.

В заключение следует отметить, что аэромобильные соединения, которые планируется создать как на национальной, так и многонациональной основе, смогут выполнять более масштабные задачи, чем смешанные тактические группы. Однако здесь необходимо решить ряд проблем, связанных с оперативной совместимостью национальных аэромобильных формирований, стандартизацией их вооружения. Для этого ведутся активные теоретические и практические работы, которые позволят к концу 90-х годов иметь в составе сухопутных войск ОВС НАТО аэромобильные соединения и объединения.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации