Ми-1 - многоцелевой вертолет 1940-х годов

Разработка вертолета началась в 1947г. под управлением М.Л.Миля, которым был предложен проект легкого многоцелевого вертолета для военного и штатского внедрения. За ранее под управлением М.Л.Миля в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) была спроектирована и построена натурная геликоптерная установка НГУ для аэродинамических исследовательских работ полноразмерного несущего винта, использованного потом для вертолета, получившего обозначение ГМ-1.
Восстановленный вертолет Ми-1 - видео
На авиационном заводе в г. Киеве было выстроено три опытнейших вертолета: 1-ый полет первого опытнейшего вертолета состоялся 28 сентября 1948г. (летчик-испытатель М.К.Байкалов), позднее в 1948-1949гг. - других 2-ух опытнейших вертолетов (летчики-испытатели Г.А.Тиняков, В.В.Виницкий и М.Л.Галлай). Муниципальные тесты третьего опытнейшего вертолета начались 10 сентября 1949г, а 21 февраля 1950г. было принято постановление Совета Министров СССР о начале серийного производства вертолета Ми-1 (ГМ-1). Серийное создание началось в 1950г. на Столичном вертолетном заводе, а потом большой серией с 1952г. в Казани, что положило начало крупносерийному производству вертолетов в нашей стране.

В 1954г. вертолеты Ми-1 стали выполняться в Оренбурге и с 1958г. в Ростове на дону. В 1957г. началось создание вертолетов Ми-1 по лицензии в Польше. Всего было в 1950-1960гг. выстроено более 2500 вертолетов, не считая того, 300 вертолетов было произведено в 1957-1960гг. по лицензии в Польше.
При разработке и доводке вертолета Ми-1 был применен ряд уникальных технических решений, посреди которых система управления несущего винта с инерционными демпферами, снабженная потом необратимыми гидроусилителями, объединение систем управления общим шагом несущего винта и мощностью мотора в единую систему "шаг-газ", противооблединительная система для лопастей несущего и управляющего винтов и другие.

По своим летно-техническим чертам вертолет Ми-1 приближался к известному южноамериканскому вертолету Sikorsky S-51, сделанному в 1946г, и британскому вертолету Bristol 171, сделанному в 1947г, но, в отличие от этих вертолетов, строившихся недолговременное время маленькой серией (Sikorsky S-51 в 1947-1951гг, выстроено 379 вертолетов и Bristol 171 в 1950-1954гг, выстроено 178 вертолетов) и явившихся "переходными" вертолетами, нашедшими ограниченное применение и замененными скоро более совершенными вертолетами, вертолеты Ми-1 получили широчайшее практическое внедрение в вооруженных силах и народном хозяйстве нашей страны и в почти всех странах, куда они вывозились, отлично зарекомендовав себя в эксплуатации. О больших летно-технических свойствах вертолетов Ми-1 свидетельствуют установленные в 1958-1968гг. 27 интернациональных рекордов, посреди которых рекорды скорости 210.535, 196.452 и 141.392км/ч на базе 100, 500 и 1000км, высоты 6700м и дальности полета 1654.571км, также 11 дамских рекордов.

Потому вертолеты Ми-1 по сей день остались в эксплуатации в почти всех странах; по данным, приведенным в каждогоднем обзоре "Военная авиация государств мира", размещенном в журнальчике "Флайт Интернешнл", на середину 1995г. в вооруженных силах государств мира использовалось приблизительно 150 вертолетов Ми-1. Вертолет Ми-1 выполнялся в последующих модификациях:
Ми-1 - стандартный вариант с одним пилотом и 3-мя пассажирами;
Ми-1НХ - для внедрения в народном хозяйстве, употреблялся для перевозки пассажиров и почты, зачем был оснащен навесноыми контейнерами;
Ми-1У - учебно-тренировочный вертолет с двойным управлением и сидением инструктора, обширно употреблялся в ДОСААФ;
Сельскохозяйственный Ми-1 - для использования в сельском и лесном хозяйстве для борьбы с вредителями; обеспечен 2-мя баками по краям фюзеляжа емкостью по 250 л и штангами с насадками для распыления химикатов

Санитарный Ми-1 - с 2-мя навесноыми гондолами по краям фюзеляжа для нездоровых, соединенными с кабиной, и столиком для мед оборудования в кабине; построен в 1954г

Военный Ми-1МУ с 4-мя ПТУР комплекса “Фаланга”, 1961 г.

Ми-1П - палубный с поплавковым шасси; употреблялся в китобойной флотилии "Слава"

Конструкция.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с управляющим винтом, одним ПД и трехопорным шасси. Фюзеляж ферменной конструкции с обшивной, из дюралевого сплава и хвостовой опорой полумонококовой конструкции с отклоненной ввысь концевой опорой и управляемым стабилизатором. В кабине располагаются летчик на фронтальном сидение и два пассажира на заднем, в учебно-тренировочном варианте с двойным управлением - курсант на фронтальном сидение и инструктор за ним.
Шасси трехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, передняя опора самоориентирующаяся. На конце хвостовой балки установлена предохранительная опора. Колея шасси 3.29м, база шасси 3.2м.

Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами. Лопасти смешанной конструкции со железным трубчатым лонжероном, древесными нервюрами и стрингерами и обшивкой из фанеры и полотна. Лопасти имеют трапециевидную форму в плане и профиль NACA 230 с переменной относительной шириной. Последние модели вертолета оснащались цельнометаллическими лопастями прямоугольной формы в плане, с упрессованным лонжероном из дюралевого сплава с приклеенными к нему секциями с дюралевым сотовым заполнителем.
Управляющий винт трехлопастный, поперечником, 2.5м толкающий, с древесными трапециевидными лопастями.
Силовая установка состоит из 1-го звездообразного семицилиндрового поршневого мотора АИ-26В мощностью 423кВт, установленного в горизонтальном положении и снабженного угловым редуктором и вентилятором для принудительного остывания.

Топливная система включает бак емкостью 240л, вероятна установка дополнительного навесного топливного бака емкостью 160л. Коробка состоит из головного редуктора с муфтой сцепления, промежного и редуктора управляющего винта, валов и тормоза несущего винта. Скорость вращения вала несущего винта 232 об/мин, управляющего винта - 2050 об/мин.
Система управления механическая, с жесткой проводкой для управления общим шагом и тросовая - для повторяющегося управления шагом лопастей несущего винта и общим шагом управляющего винта; управление стабилизатором от ручки "шаг-газ" имеет жесткую проводку, в систему управления входят разгрузочные пружинные механизмы. Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета деньком и ночкой и в сложных метеорологических критериях. Лопасти несущего и управляющего винтов, также лобовое стекло кабины летчика имеют противообледенительные спиртовые системы.

Тактико-технические свойства Ми-1
Экипаж | 1 чел. |
Пассажиров | 2 чел. |
Поперечник несущего винта | 14,346 м |
Поперечник управляющего винта | 2,5 м |
Размеры | Длина с вращ. винтами: 17,0 м Длина фюзеляжа: 12,40 м Высота с вращ. винтами: 3,3 м |
Масса | Пустой: 1798 кг Норм. взлётная: 2296 кг Макс. взлётная: 2331 кг |
Движок | 1 ПД Прогресс АИ-26В |
Мощность | 575 л. с. |
Крейсерская скорость | 130 км/ч |
Макс. скорость | 170 км/ч |
Дальность полёта | 370 км |
Практический потолок | 3000 м |
Скороподъёмность | 318 м/мин |
Фото Ми-1

Tags: 1947г управлением миля которым 1947г управлением миля 1940-х многоцелевой вертолет