JA 37 Viggen

"Вигген" в переводе о шведского означает - «удар молнии, порожденной ударом молота северного бога Тора».
Разработка "Виггена" началась в 1952 г. с целью замены истребителей "Дракен". "Проект 1357" был первой разработкой, в которой рассматривался летательный аппарат схемы "утка". В 1961г. в качестве двигательной установки решено было использовать "Пратт-Уитни" JT8D-22, дополненный форсажной камерой шведской конструкции. В 1962 г. разработка была приостановлена, и первый прототип самолета поднялся в воздух лишь в 1967 г. Из первоначально планировавшихся к постройке 800 "Виггенов" решено было произвести только 329.
В целях уменьшения размера самолета было решено вместо штурмана использовать навигационный компьютер. Конструкция планера выдерживала перегрузки до 12 G.
Истребитель оборудован аварийной энергетической установкой, представляющей собой воздушную турбину, расположенную в носовой части самолета. Установка включается автоматически при выпуске шасси и при отказе гидравлической системы.
Планер схемы "утка" непосредственно не облегчает полет самолета - он лишь создает завихрения впереди крыльев. При полетах на малой высоте закрылки "утки" могут отклоняться вниз, создавая дополнительную подъемную силу и позволяя приподнять нос истребителя.
Истребитель способен совершать взлет и посадку с ВПП длиной 500 м. Короткий разбег обеспечивался очень мощной силовой установкой, возможно одной из самых мощных, использовавшихся на истребителях. Пробег после посадки сократился благодаря использованию особой конструкции шасси и реверса тяги (недоступного в полете).
Самолет быстро приводится в полную боевую готовность. Заправка, осуществляемая семью операторами, выполняется за 10 минут. В военных условиях истребитель "Вигген" способен выдерживать до 11 боевых вылетов в сутки.
Краткие технические характеристики |
Размах крыльев | 10.6 м |
Длина | 16.3 м |
Высота | 5.6 м |
Масса | 9.5 - 18 т |
Двигатели | 1 ТВД RM8A |
Тяга | 1 х 6690 кгc |
Потолок высоты | 18 км |
Максимальная скорость | более 2 М |
Дальность полета | 2000 км |
Экипаж | 1 человек |
Вооружение | 6 УР "Сайдвиндер", RB.04, RB.05, "Шрайк", "Мейверик", НУР, бомбы (6000) |
Производитель | Сааб |
Год принятия на вооружение | 1979 |