ИЛ-102

Штурмовик ИЛ-102 совершил свой первый полет в 1982г. Новый самолет прошел государственные испытания, однако решение о серийном производстве принято не было. В серию был запущен штурмовик ОКБ им. П. О. Сухого СУ-25. В 1992г. ИЛ-102 экспонировался на Российской авиакосмический выставке "Моcаэрошоу-92" и был предложен на продажу представителям зарубежных стран. Штурмовик ИЛ-102 является дальнейшим развитием первого советского штурмовика с ТРД ИЛ-40, созданного в 1953г.
ИЛ-102 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом. Сохранены особенности компоновки самолета ИЛ-40: экипаж, состоящий из 2-х человек, топливные баки и два двигателя размещены в центральной части вблизи центра масс самолета, что позволило уменьшить площадь бронирования и улучшить маневренные качества штурмовика. Крыло самолета имеет относительно толстый профиль, позволяющий разместить в его корневой части 6 бомбовых отсеков. Крыльевые законцовки отогнуты вниз, в их торцевых частях предусмотрено место для установки блока выброса "АВТОМАТ-Ф" с ИК ловушками и дипольными отражателями. Стреловидный киль с развитым форкилем снабжен рулем направления. Фюзеляж имеет характерный "горб", в котором расположены кабины летчика, стрелка, часть БРЭО и топливные баки. В хвостовой части по бокам фюзеляжа установлены два аэродинамических тормоза. Передняя и задняя кабины имеют плоские бронестекла.
Трехстоечное шасси обеспечивает возможность эксплуатации самолета с грунтовых ВПП, способных выдержать давление 5 кг/см2.
Топливо размещается в 6 протектированных баках, расположенных в центральной части фюзеляжа и защищенных броней. На двух подфюзеляжных узлах внешней подвески могут подвешиваться два ПТБ по 800 литров.
Силовая установка состоит из двух нефорсажных ДТРД (вариант двигателей, установленных на истребителе Миг-29). Предполагается применение реверса и системы отклонения вектора тяги. В кабине летчика установлен коллиматорный прицел С-17БЦ, предусмотрена возможность применения радиоприцела и оптикоэлектронных прицельных систем. Стрелок оснащен прицельной системой КПС-53-А, включающей прицел ПАУ-475-2М с оптическим дальномером и вычислителем.
Самолет оборудован катапультируемыми креслами К-3бА.
В целом ИЛ-102 по основным характеристикам аналогичен американскому штурмовику А- 10А.
Краткие технические характеристики |
Размах крыла | 50 м |
Длина самолета | 47 м |
Высота самолета | 15 м |
Масса | 72 т (пустой) - 157 т (полная загрузка) |
Двигатели | 4 турбины Соловьев Д-30КП |
Тяга | 11984 кгc |
Потолок высоты | 14 км |
Максимальная скорость | 900 км/ч |
Экипаж | 2 человека |
Вооружение | 23-мм пушка ГШ-23М, УР "воздух-воздух" - Р-60М, Р-72, УР "земля-земля" - Х-25, Х-23, Х-29, Х-58, НУР - С- 5, С-8, С- 13, С-24, С-25, 13 т бомб |
Дальность полета | 5000 км |
Год принятия на вооружение | 1982 |