Украинские вооруженные силы образца 2025 года

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 01/2011 (12-18 января)

Украинские вооруженные силы образца 2025 года

Владимир Харитонов

В декабре 2010 года украинское военное ведомство обнародовало результаты второго оборонного обзора и презентовало проект Стратегического оборонного бюллетеня Украины на период до 2025 года. Как планирует руководство МО, после рассмотрения правительством и проведения обсуждения в Совете национальной безопасности и обороны в первом квартале 2011 года бюллетень представят на утверждение президенту Виктору Януковичу. Этот документ призван ответить на ряд ключевых вопросов: каким образом и какими средствами должна обеспечиваться военная безопасность страны, что собой будут представлять ее вооруженные силы в будущем, особенно в условиях, когда Украина вернулась к внеблоковому статусу и вопрос вступления в НАТО уже не стоит в повестке дня.

Причины перемен

Со времени проведения первого оборонного обзора в 2004 году политика украинских властей в сфере военной безопасности сводилась к хаотичному реформированию в условиях отсутствия для этого необходимых ресурсов. И даже реализованные нововведения осуществлялись отдельно по каждой составляющей системы, а не направлялись на полномасштабное обновление ее в целом. Общеизвестно, что главными разрушающими жизнедеятельность вооруженных сил Украины (ВСУ) факторами являлись крайне неудовлетворительное финансирование и материально-техническое снабжение, а также несовершенство механизмов социальной защиты военнослужащих.

Именно поэтому возникла необходимость в разработке долгосрочной стратегии обеспечения национальной безопасности и обороны страны, которая бы системно учитывала как всестороннюю оценку опасностей, грозящих Украине, так и финансово-экономические возможности государства. Попытка решить эту задачу была предпринята в рамках очередного оборонного обзора. До сих пор планирование развития ВСУ осуществлялось исходя из содержания угроз безопасности государства. В современных условиях, когда характер этих угроз существенно изменился, а прогнозирование кризисов и их оценка в условиях финансовых ограничений стали затруднительными или невозможными, подход по принципу «угроза - силы и средства» является малоэффективным. Поэтому сейчас используется метод, заявленный как «планирование, основанное на возможностях», что предполагает осуществление должного реагирования в условиях максимально рационального использования ограниченных ресурсов.

Реалии диктуют

Авторы Стратегического бюллетеня справедливо утверждают, что современный мир меняется, но для Украины вероятность быть втянутой в вооруженные конфликты отнюдь не исключена. Поэтому для определения задач ВСУ и других силовых структур в масштабах оборонного обзора проведен анализ среды безопасности, определены риски и угрозы, сформированы приоритеты оборонной политики на период до 2025 года.

Специалисты утверждают, что на современном этапе Украина не видит непосредственной угрозы широкомасштабного применения против нее военной силы. Однако некоторые тревожные тенденции остаются актуальными и при определенных условиях могут привести к кризисной ситуации с возможным перерастанием ее в военный конфликт. Поэтому в материалах оборонного обзора отмечается, что к вызовам, рискам и угрозам, вероятность которых считается высокой до 2025 года, относятся:

  • сохранение территориальных претензий к Украине, не имеющих формальных признаков, но выдвигаемых отдельными государственными деятелями, а также представителями политических сил соседних стран;

  • наличие конфликтных ситуаций и неурегулированных разногласий, а также замороженных конфликтов в регионе;

  • попытки некоторых политических сил иностранных государств осуществлять на Украине поддержку отдельных политических партий, слоев населения по этническому, языковому, религиозному признаку. Кстати, предоставление двойного гражданства, экономическое давление и другие деструктивные действия, направленные на постепенное размывание основ государственности, в частности в районах компактного проживания этнических групп, при определенных обстоятельствах могут стать поводом к дальнейшему вмешательству во внутренние дела страны;

  • международное соперничество за доступ к энергетическим ресурсам, за контроль над маршрутами транспортировки и мощностями для переработки этих ресурсов;

  • сохранение опасности распространения оружия массового поражения (ОМП). Она обостряется стремлением террористических организаций завладеть ОМП, средствами его доставки, а также другими опасными веществами;

  • осуществление деструктивного информационного воздействия иностранных государств и усиление ими своего присутствия в информационном пространстве Украины;

  • развитие и обострение регионального сепаратизма, этнической и религиозной конфронтации, проявлений национального эгоизма, возникновение политических сил, которые создают реальную опасность раскола государства;

  • усиление угроз терроризма, экстремизма, международного пиратства;

  • рост опасности возникновения масштабных природных и техногенных катаклизмов, в том числе из-за вмешательства человека в экосистему планеты.

Вышеприведенные угрозы усиливаются действием внутренних факторов, которые существенно повышают вероятность возникновения кризисных ситуаций. К ним эксперты относят разбалансированность и незавершенность реформ государственного управления, прежде всего в сфере безопасности и обороны, недостаточную эффективность выполнения решений исполнительной власти, значительный уровень бедности населения, безработицу и коррупцию.

Приоритеты

Именно поэтому среди основных задач, которые предстоит решать до 2025 года, названы защита национальных интересов в сфере безопасности и обороны, предупреждение конфликтов и укрепление региональной стабильности, урегулирование кризисов и нейтрализация угроз на ранних стадиях их возникновения.

0x01 graphic

Коллаж Андрея Седых

В перечне первоочередных проблем, которые надо устранять, и развитие силовых структур государства, обеспечение их готовности к оперативному реагированию на реальные и потенциальные угрозы, оснащение современными видами вооружения и военной техники. Также приоритетным направлением будет поддержка украинского оборонно-промышленного комплекса за счет как использования новейших технологий на основе кооперации с государствами-партнерами, так и внедрения собственных замкнутых циклов создания образцов ВВТ. Реализация всех вышеназванных мер возможна при условии формирования адекватной бюджетной политики в сфере национальной безопасности и обороны, а также надлежащей социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Планируется, что Украина в дальнейшем будет принимать участие в миротворческой деятельности, военно-политических инициативах и военно-технических проектах ЕС, НАТО, РФ с учетом собственной политической, экономической и оборонной целесообразности. При этом прежде всего рассматривается миротворчество, осуществляемое в Европейском регионе, вблизи Украины, но не исключается также и участие в операциях далеко за пределами территории государства (таблица 1).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации