Т-54 трудный путь в серию - часть I

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 22/2011 ( 08 - 14 июня )

Т-54: трудный путь в серию - часть I

Михаил Барятинский

В октябре 1944 года в КБ завода № 183 приступили к проектированию нового танка, который внешне отличался от Т-44 в основном башней несколько больших размеров и вооружением, состоявшим из 100-мм пушки. Через месяц главный конструктор А. А. Морозов доложил наркому танковой промышленности В. А. Малышеву о замысле создания машины. Начальство инициативу одобрило и даже спустило на предприятие график работ, как всегда, слишком оптимистичный: к 1 декабря 1944 года изготовить опытный образец, к 15 января 1945-го - закончить испытания, к 20 мая - размножить и доставить всем заводам-изготовителям рабочие чертежи.

Реально же разработка танка завершилась в декабре 1944 года, а опытный образец был сделан в январе-феврале 1945-го. После показа членам правительства машина в марте-апреле того же года прошла испытания на НИБТПолигоне в Кубинке, по результатам которых комиссия сочла целесообразным рекомендовать ее для принятия на вооружение Красной армии с обязательным устранением выявленных недостатков. Танк получил индекс Т-54.

Свое и чужое

От серийной «сорокчетверки» Т-54 отличался башней и орудием, как уже говорилось выше, а также двигателем и некоторыми деталями корпуса и ходовой части.

Литая башня с диаметром погона в свету 1800 миллиметров имела толщину брони в лобовой части 180 миллиметров (у Т-44 - 120 мм) и бортов - от 90 до 150 миллиметров (у Т-44 - 90 мм) с переменным углом наклона от вертикали до 20°. Вварная крыша башни изготавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 миллиметров (у Т-44 - 15 мм), сваренных между собой.

Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44. Однако толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60о и 45о от вертикали, составляла 120 миллиметров против 90 миллиметров у Т-44. В отличие от последнего в лобовом листе корпуса Т-54 отсутствовала смотровая щель.

Вооружение машины состояло из 100-мм танковой пушки Д-10ТК и двух 7,62-мм пулеметов ГВТ с ленточным питанием: один был спарен с орудием, второй, курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя.

В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) танка перпендикулярно продольной оси корпуса монтировался V-образный 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-54 мощностью 520 лошадиных сил. В топливную систему входили четыре топливных бака общей емкостью 530 литров. Кроме внутренних (основных) топливных баков снаружи танка на надгусеничных полках устанавливались три дополнительных (два на правой полке и один на левой) емкостью по 55 литров каждый. На Т-54 в отличие от Т-44 дополнительные баки были включены в топливную систему. Расход горючего из основных емкостей производился после его выработки из дополнительных.

0x01 graphic

Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков достигал 300-360 километров (у Т-44 - 235 км).

Ходовая часть была практически полностью заимствована у Т-44, за исключением опорных катков, ширина резинового массива которых увеличилась со 150 до 185 миллиметров.

Масса танка возросла до 35,5 тонны, а максимальная скорость снизилась до 43,5 км/ч.

649 изменений

В июле 1945-го в КБ завода № 183 с учетом результатов испытаний первого опытного образца танка Т-54 был разработан его второй опытный образец, получивший заводское обозначение «объект 137» и отличавшийся новой конструкцией башни, вооружением и ходовой частью.

Литую башню выполнили по типу башни тяжелого танка ИС-3. Толщина ее сферической лобовой части достигала 200 миллиметров, бортов - от 125 до 160 миллиметров с переменным углом наклона до 45°. Толщина крыши башни - 30 миллиметров.

В башне монтировалась 100-мм танковая пушка ЛБ-1, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГ. Два других пулемета СГ (курсовые) устанавливались в бронированных ящиках на левой и правой надгусеничных полках, стрельбу из курсовых пулеметов вел механик-водитель. На крыше башни между люками командира и заряжающего находился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Силовая установка танка осталась той же самой, что и на первом опытном образце. Емкость внутренних топливных баков удалось увеличить с 530 до 545 литров, дополнительных наружных - со 165 до 180. Запас хода машины по шоссе, несмотря на возросшую до 39,15 тонны боевую массу, не уменьшился и по-прежнему достигал 300-360 километров. В трансмиссии использовалась трехходовая пятиступенчатая коробка передач с установкой на 2, 3, 4 и 5-й передачах инерционных синхронизаторов и двухступенчатые планетарные механизмы поворота вместо бортовых фрикционов. В ходовой части применен гусеничный движитель цевочного зацепления.

В июле - ноябре 1945 года второй прототип Т-54 проходил испытания на НИБТПолигоне, по их результатам танк опять-таки рекомендован к серийному производству, но лишь после устранения ряда недостатков и доработки документации, потребовавшейся после этого. По результатам очередных предварительных испытаний постановлением Совмина СССР от 29 апреля 1946 года Т-54 был принят на вооружение Советской армии.

Началась подготовка к его серийному производству. В течение 1946 года планировалось изготовить 165 серийных машин, реально же построили только три опытных образца. Государственных испытаний они не выдержали. Межведомственная правительственная комиссия потребовала снизить массу машины, усовершенствовать установку вооружения, ходовую часть и приводы управления. В течение года в конструкцию пришлось внести 649 изменений. План на 1947 год был утвержден в количестве 250 единиц, но изготовили только 22. Два головных серийных танка подверглись в апреле-мае того же года ходовым испытаниям и испытаниям обстрелом. По их результатам издано 1490 приказов на доработку деталей и узлов, в связи с чем первую серию из 20 танков Т-54 выпустили лишь в конце года. Эти машины получили обозначение Т-54-1 (видимо, Т-54 1-й серии) или Т-54 обр.1946 г.

Далек от совершенства

Т-54-1 имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус был сварен из броневых катаных листов и имел острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности выполнялось корыто-образной формы (редан). Монолитный верхний лобовой лист корпуса толщиной 120 миллиметров располагался под углом 60о к вертикали. Толщина брони бортов корпуса составляла 80 миллиметров, крыши и днища корпуса - 30 и 20 миллиметров соответственно.

Башня - литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом («заманом») снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части - 200 миллиметров. Поворотный механизм башни с электроприводом управлялся с помощью контроллера наводчиком, а при поддержке системы командирского управления - командиром.

В башне устанавливалась 100-мм пушка Д-10Т, спаренная с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Углы ее вертикального наведения - от -5о до +18о. Два пулемета СГ-43 размещались в броневых ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из них вел механик-водитель. Над люком заряжающего, на турели, аналогичной применявшейся на танках ИС-2 и ИС-3, монтировался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм выстрела (20 - в отделении управления справа от механика-водителя, 14 - в боевом отделении), 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7,62 мм.

Танк оснащался двигателем В-54 мощностью 520 лощадиных сил. Топливные баки емкостью 520 литров располагались в боевом отделении и отделении управления. На надгусеничных полках устанавливались дополнительные баки цилиндрической формы, не подсоединенные к системе питания двигателя. Запас хода танка по топливу - 330 километров.

Коробка передач - пятиступенчатая, с двумя инерционными синхронизаторами. В качестве механизма поворота служили двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивавшие получение двух расчетных радиусов поворота. Бортовые передачи - однорядные. Ведущие колеса - литые, со съемными зубчатыми венцами. Зацепление - цевочное.

В ходовой части с каждого борта имелось пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Механизм натяжения - червячного типа. Гусеница - мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром. Ширина гусеницы - 500 миллиметров. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы.

Средства связи состояли из радиостанции 10-РТ-26 и переговорного устройства ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме машины крепились две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой дистанционного запала и сброса.

Из-за стремления получить в танке Т-54 минимальный забронированный объем в сочетании с пушкой большого калибра пришлось существенно сократить боекомплект. Несмотря на увеличение диаметра башенного погона в свету до 1825 миллиметров, из-за больших размеров казенной части орудия боевое отделение получилось тесным. Отсутствие подвесного полика сильно затрудняло работу заряжающего при повороте башни, снижая скорострельность, а иногда и калеча его. При интенсивной стрельбе была велика загазованность боевого отделения, несмотря на наличие двух вентиляторов - нагнетающего (на крыше башни) и вытяжного (на перегородке силового отделения).

Окончание следует.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации